Специфика работы с камерным ансамблем в рамках концертмейстерского класса музыкальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 22:19, доклад

Краткое описание

В музыкальных школах учится множество детей с самыми разными способностями и жизненными приоритетами. Кем станут эти юные музыканты, когда вырастут? Неизвестно. Можно поручиться в главном: они станут хорошими людьми. Вот что дорого. Об этом говорил П.И. Чайковский, наставляя своего племянника: «Кем бы ты ни захотел быть, - прежде всего, стань хорошим человеком». Музыка, с которой роднится в музыкальной школе ребенок, дает ему большой шанс пойти по этому пути. Вот почему очень важно культивировать все доступные виды активной музыкальной деятельности. Тогда возникают и наиболее благоприятные условия для профессионального и художественного роста учеников. А ведь главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться играть на рояле. Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в камерном ансамбле. Это одно из средств приобщения ученика к живому музицированию.

Файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 31.13 Кб (Скачать)
  1. солист играет по нотам – ученик – пианист и педагог у пульта прослеживают нотный текст;
  2. педагог играет с солистом – ученик – пианист прослеживает нотный текст самостоятельно;
  3. ученик – пианист играет партию баса – солист мелодию;
  4. ученик – пианист проучивает партию солиста, исполняя ее на своем инструменте и обязательно параллельно напевая.

Дальнейший этап – создание совместной фразировочной и динамической партитуры, которая в процессе дальнейшей работы обязательно будет корректироваться. При этом дыхания, отмеченные в партии солиста, переносятся в партитуру пианиста. Определяются регистр, используемый в различных моментах звучания партии солиста. Итак, индивидуальная работа может предшествовать или сопутствовать общим репетициям, но координация отдельных приемов и совместная их отработка является непременным этапом преодоления трудностей ансамблевого произведения.

При индивидуальном проучивании партий каждым партнером, с учеником – пианистом особое внимание нужно обратить на аппликатуру и звучание басового голоса – фундамента гармонии и ладовой опоры. Бас очень важен солисту, так как позволяет ему ощутить гармоническую окраску своей мелодической линии, является для него часто и ритмическим ориентиром. Отдельное внимание уделяется агогическим изменениям. Применительно к фразам, предложениям и более крупным построениям термины агогики достаточно ясны; мельчайшие же агогические отклонения мало доступны точным обозначениям, здесь все зависит от индивидуальных ощущений и чуткости. Распространенной формой агогических отклонений является кульминация. Естественное тяготение к ней, относительная ее протяженность и последующее восстановление основного темпа представляет собой гибкую и подвижную форму живой речи. На этапе освоения агогики я считаю целесообразной только совместную работу партнеров. Ведь только при совместном многократном вслушивании эти индивидуальные ощущения могут стать общей трактовкой. И главная задача педагога научить ученика – пианиста на этом этапе умело распределять постепенные нарастания или ослабления силы звука, чувствовать начало и конец этих нюансов. А также координировать силу звука по отношению к солисту, не перегрузить аккомпанемент.

На всех этапах работы считаю важным постоянный возврат к совместному анализу соотношения и взаимодействия партий. Такой анализ важен при сольном исполнении, а при игре в ансамбле его важность удваивается, поскольку позволяет участникам проникнуться художественным единством партий.

В заключении хотелось бы коснуться частностей сценического поведения ансамблистов. Выход на сцену – пианист на несколько шагов позади солиста. Стул у рояля следует обходить только слева, к публике поворачиваться только лицом, а не спиной. В совместном поклоне пианист, стоящий чуть позади ориентируется на солиста.

Пауза перед началом произведения зависит от солиста, а пианист не должен проявлять нетерпение или вальяжно отдыхать, дожидаясь приглашающего кивка солиста. Корпус свободен, но подтянут, взгляд устремлен на солиста спокойно, а не требовательно. Перед началом исполнения пианист играет ноту настройки (для кларнета си♭ I октавы) – аккуратно, тихо, но с посылом звука. Я в своей работе не устаю повторять ансамблистам о том, что для исполнителей музыка начинает «звучать» до первого реального звука. Иными словами, мысль, чувства, внутренняя готовность к исполнению должна быть до того, как слушатель в зале услышит звук. И это состояние безусловно отразится на внешности исполнителей – особая собранность корпуса, взгляд, совместное дыхание влияют на восприятие атмосферы.

 

Список использованной литературы

  1. Сахарова С.П. Воспитание концертмейстера: Сборник методических статей. – Ростов-на-Дону: Издательство РГК им. С.В. Рахманинова, 2001.
  2. Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля. – М.: «Музыка», 1971.
  3. Вопросы фортепианной педагогики: Сборник статей. Выпуск 3. – М.: «Музыка», 1979.
  4. Фейгин М.О. Индивидуальность ученика и искусство педагога. – М.: «Музыка», 1969.
  5. Липецкий Н.В. Некоторые особенности использования выразительных средств в ансамбле. – М., 1988.
  6. Коган Г. О работе музыканта – педагога. Сб.: Вопросы музыкальной педагогики, №1. – М., 1979.
  7. Готлиб И. Фактура и тембр в ансамблевых произведениях. – М., 1980.
  8. Геллер А. Работа в камерном ансамбле. – М., 1978.
  9. Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – Л., 1961.

 


Информация о работе Специфика работы с камерным ансамблем в рамках концертмейстерского класса музыкальной школы