Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:03, реферат
Причина, по которой я выбрала эту тему, обусловлена тем, что огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Специфика проведения игр при обучении иностранному языку……....4
1.1. Понятие игры в педагогическом процессе……………………….....4
1.2. Место игровой деятельности…………………………………….......5
1.3. Классификация игр…………………………………………………..6
1.4. Условия эффективности игр, как воспитательного средства в старших классах…………………………………………………………..9
Примеры игр ..……………………………………………………………..…...12
Заключение…………………………………………………………………….…16
Список литературы………………………………………………………………17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Казанский Федеральный университет
Институт Востоковедения и международных отношений
Кафедра романо – германских языков
РЕФЕРАТ на тему:
Специфика проведения игр при обучении иностранному языку.
Работу выполнила:
Студентка 4 курса, группы 1684
Галиева Гулина Халимовна
Проверила:
Сагитова Римма Раисовна
КФН, доцент
Казань 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1. Понятие игры в педагогическом процессе……………………….....4
1.2. Место игровой деятельности……………………………………....
1.3. Классификация игр…………………………………………………..6
1.4. Условия эффективности игр, как воспитательного
средства в старших классах………………………………………………………….
Примеры игр ..……………………………………………………………..…..
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Причина, по которой я выбрала эту тему,
обусловлена тем, что огромная роль в развитии
и воспитании ребенка принадлежит игре
- важнейшему виду деятельности. Она является
эффективным средством формирования личности
школьника, его морально - волевых качеств,
в игре реализуются потребность воздействия
на мир. Игра – явление многогранное, ее
можно рассматривать как особую форму
существования всех без исключения сторон
жизнедеятельности коллектива. Столь
же много оттенков появляется с игрой
в педагогическом руководстве воспитательным
процессом.
Великий педагог А.С. Макаренко
так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет важное значение
в жизни ребенка, имеет тоже значение,
какое у взрослого имеет деятельность,
работа, служба. Каков ребенок в игре, таким
во многом он будет в работе. Поэтому воспитание
будущего деятеля происходит, прежде всего,
в игре..."
Тема игры в педагогическом процессе очень
актуальна, т. к. игра – мощнейшая сфера
«самости» человека: самовыражения, самоопределения,
самопроверки, самореабилитации, самоосуществления.
Благодаря играм ребёнок учится доверять
самому себе и всем людям, распознавать,
что следует принять, а что отвергнуть
в окружающем мире.
1. Специфика проведения игр
при обучении иностранному языку
1.1 Понятие игры в педагогическом процессе
Наряду с учением и трудом, игра — один
из основных видов деятельности человека,
удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра — это вид деятельности
в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание и усвоение общественного
опыта, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением. Значение
игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными
возможностями. В том и состоит ее феномен,
что, являясь развлечением, отдыхом, она
способна перерасти в обучение, в творчество,
в терапию, в модель типа человеческих
отношений и проявлений в труде, воспитании.
Люди с давних времен использовали игру
как метод обучения и воспитания, передачи
опыта старших поколений младшим. Широкое
применение игра находит в народной педагогике,
в дошкольных и внешкольных учреждениях.
В современной школе, делающей ставку
на активизацию и интенсификацию учебного
процесса, игровая деятельность используется
в следующих случаях: — в качестве самостоятельных
технологий для освоения понятия, темы
и даже раздела учебного предмета; — как
элементы (иногда весьма существенные)
более обширной технологии; — в качестве
технологии урока (занятия) или его фрагмента
(введения, объяснения, закрепления, упражнения,
контроля); — как технология внеклассной
работы (игры типа «Зарница», «Орленок»,
КТД и др.).
Не следует предлагать детям разработанные
педагогом, готовые сюжеты игры. Дети в
игре подражают деятельности взрослых,
но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся
у них представления, выражают свои мысли
и чувства. И если им предложить действовать
по плану воспитателя, копировать данные
образы, то это будет подавлять их воображение,
самостоятельность, непосредственность.
В высказываниях великих педагогов –
К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко
игра рассматривается как самостоятельная
творческая деятельность детей.
“Очень важно не шаблонизировать игры,
а давать простор детской инициативе.
Важно, чтобы дети сами придумывали игры,
ставили себе цели… Педагог не должен
стеснять инициативу ребят, расхолаживать
их, навязывать им те или иные игры…”
“Мы на ребят должны влиять, и влиять очень
сильно, но так, чтобы дать известное развитие
силам, не водить их за ручку, не регулировать
каждое слово, а давать возможность всестороннего
развития на игре, общении.
«Чем же все-таки отличается игра от работы?
…Работа есть участие человека в общественном
производстве, в создании материальных,
культурных, иначе говоря, социальных
ценностей. Игра не преследует таких целей,
к общественным целям она не имеет прямого
отношения, но к ним отношение косвенное,
она приучает человека к тем физическим
и психическим усилиям, которые необходимы
для работы».
Роль и место игровой технологии
в учебном процессе, сочетание элементов
игры и учения во многом зависит от понимания
учителем функций и классификации педагогических
игр.
Обязательность постановки вопроса о
месте игры в процессе обучения иностранному
языку, объясняется, прежде всего тем,
что некоторые преподаватели и методисты
рассматривают игру как основной прием
для расширения словарного запаса и как
чуть ли не единственный путь к формированию
навыков устной речи.
Длительное время педагоги считали дидактические
игры основной формой обучения в школьных
учреждениях. Однако позже было доказано,
что никакая игра не может заменить организованного
обучения. По мнению Е.И. Удальцовой, в
связи с введением организованного обучения
меняется роль и место дидактической игры
в педагогическом процессе. Последняя,
хоть и потеряла свое ведущее значение,
остается тем не менее "одним из средств
закрепления, уточнения и расширения тех
знаний, которые дети получают на занятиях".
К.Д.Ушинский советовал с самого начала
обучения отделять занятие от игры и считал
выполнение учебных заданий "серьезной
обязанностью ребенка", поскольку чем
больше преподаватель будет оберегать
ребенка от серьезных занятий, тем труднее
будет переход с ним. При этом он же предлагал
"сделать серьезное занятие для ребенка
занимательным" т.е. напрашивается вывод
– стремясь привить детям любовь к иностранному
языку, преподаватель должен так строить
занятия, чтобы ребенок испытывал такое
же удовлетворение, как и от игры.
Опыт показывает, что без игровых действий
закрепление в памяти ребенка иностранной
лексики происходит менее эффективно
и требует чрезмерного умственного напряжения,
что нежелательно. Игра, введенная в учебный
процесс на занятиях по иностранному языку,
в качестве одного из приемов обучения,
должна быть интересной, несложной и оживленной,
способствовать накоплению нового языкового
материала и закреплению ранее полученных
знаний.
Следует учитывать, что игровой процесс
намного облегчает процесс учебный; более
того, умело разработанная игра неотделима
от учения.
В зависимости от условий, целей и задач,
поставленных преподавателем иностранного
языка, игра должна чередоваться с другими
видами работы. При этом важно приучать
детей разграничивать игру и учебное занятие.
Таким образом, основываясь на выше сказанном
можно утверждать, что игра как средство
гарантирующее позитивное эмоциональное
состояние, повышает трудоспособность
и заинтересованность педагогов и учащихся,
в отличии от монотонного исполнения определенных
заданий, что приводит к полусонной обстановке
в классе.
В целом, на всех этапах развития личности,
игра воспринимается как интересное, яркое,
необходимое для ее жизнедеятельности
занятие и чем старше школьник, тем больше
он чувствует развивающее и воспитывающее
значение игры. В связи с этим, можно вполне
согласиться с мнением известного педагога
Шауцкого С.Т., который писал "игра –
это жизненная лаборатория детства, которая
дает тот аромат, ту атмосферу молодой
жизни, без которой эта пора ее была бесполезна
для человечества. В игре этой специальной
отработке жизненного материала, есть
наиболее ценное ядро разумной школы детства".
Но как упоминалось ранее, не стоит увлекаться,
помня о том, что игра, не смотря на все
ее положительные моменты, это только
средство, метод учебной работы, а целью
остается освоение материала и приобретение
знаний.
Детские игры за весь период советской
формации не собирались, не обобщались,
значит, не классифицировались. Прав известный
психолог А.Н. Леонтьев, утверждавший:
"... чтобы подойти к анализу конкретной
игровой деятельности ребенка, нужно встать
на путь не формального перечня тех игр,
в которые он играет, а проникнуть в их
действительную психологию, в смысл игры
для ребенка. Только тогда развитие игры
выступит для нас в своем истинном внутреннем
содержании" [8,стр. 496]. Действительная
психология" и смысл игры противоречивы
и многомерны, но в каждой игре (типе, виде,
классе) заложены человеческой практикой
те "опоры", которые определяют ее
место в жизни человека, ее значение и
назначение.
Универсальная интрига любой игры — победа
над собой: физическая, духовная, интеллектуальная,
творческая, любая. Наслаждение от процесса
(иногда от результата) победы над собой
в этом мире. Никакие иные победы ребенка
не идут в сравнение с этой. Потому игры
так любимы детьми.
Большинству игр присущи четыре главные
черты:
Крупнейший авторитет в области детства польский педагог Я. Корчак
сетовал на то, что "даже игры, как нечто
– серьезное, не дождались солидных клинических
исследований". Исследовать необозримое
количество вариаций, стратегий игр, соответствующих
определенным возрастам, или безвозрастных
игр действительно очень сложно. И все-таки
такие попытки предпринимались.
Игры, непосредственно относящиеся к обучению
иностранным языкам, можно разделить на
два раздела.
Первый раздел cоставляют грамматические,
лексические, фонетические и орфографические
игры, способствующие формированию речевых
навыков. Отсюда его название «Подготовительные
игры». Раздел открывают грамматические
игры, занимающие по объему более трети
пособия, поскольку овладение грамматическим
материалом прежде всего создает возможность
для перехода к активной речи учащихся.
Известно, что тренировка учащихся в употреблении
грамматических структур, требующая многократного
их повторения, утомляет ребят своим однообразием,
а затрачиваемые усилия не приносят быстрого
удовлетворения. Игры помогут сделать
скучную работу более интересной и увлекательной.
За грамматическими следуют лексические
игры, логически продолжающие «строить»
фундамент речи. Фонетические игры, предназначаются
для корректировки произношения на этапе
формирования речевых навыков и умений.
И, наконец, формированию и развитию речевых
и произносительных навыков в какой-то
степени способствуют орфографические
игры, основная цель которых – освоение
правописания изученной лексики. Большинство
игр первого раздела могут быть использованы
в качестве тренировочных упражнений
не этапе как первичного, так и дельнейшего
закрепления.
Второй раздел называется «Творческие
игры». Цель этих игр – способствовать
дальнейшему развитию речевых навыков
и умений. Возможность проявить самостоятельность
в решении речемыслительных задач, быстрая
реакция в общении, максимальная мобилизация
речевых навыков – характерные качества
речевого умения – могут, как нам представляется,
быть проявлены в аудитивных и речевых
играх. Игры второго раздела тренируют
учащихся в умении творчески использовать
речевые навыки.
Н.И. Гез и Н.Д. Гальскова делят игры на
языковые, коммуникативные, ролевые и
деловые.
Языковые игры, как следует
из названия, предназначаются для развития
умений и навыков на материале разных
знаков языка — от слогов до микротекстов.
К играм такого характера относятся лото,
кроссворды, игры с кубиком, карточками,
лабиринты, составление слов/предложений
и др.
Отличительными особенностями этих игр
являются: статичность, подсказанность,
проведение в форме соревнования, однозначность
или ограниченность решений, имитативно-репродуктивная
деятельность. Языковые игры предназначаются
для начального этапа и представляют собой
разновидность упражнений в парной или
групповой работе с целью закрепления
и активизации языкового материала, а
также обучения несложным высказываниям.
Коммуникативные игры
обучают общению в форме репродуктивно-продуктивных
упражнений. Они ситуативно обусловлены
и связаны с реализацией одного - двух
речевых намерений. Наличие
ролей в этих играх необязательно, хотя
они и не исключаются'. Чаще всего здесь
используются воображаемые ситуации,
которые в англоязычной методической
литературе принято называть симуляциями
(simulation).
Основными характерными чертами всех ролевых игр являются:
2.наличие определенных персонажей/ролей,
имеющих разное
отношение к обсуждаемой
проблеме;
3.наличие проблемной ситуации, которая содержит в себе условия когнитивного конфликта.
Деловая игра — это эффективный прием обучения иностранному
языку, главная цель которого состоит
в формировании комплекса знаний и умений
для выработки стратегии и тактики профессионального
общения.
В школьных условиях деловые игры будут
занимать весьма скромное место и использоваться
на профильно-ориентированном этапе (X—XI
классы). Понимание и принятие роли в играх
этого типа предполагает наличие знаний
по специальности, а также оперирование
профессионально значимыми решениями.
Всякое средство, даже самое совершенное,
можно использовать во благо и
во вред. И даже благие намерения
не обеспечивают полезности применения
средств: нужны еще знания и умения
использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение
приносило безусловную пользу. Точно так
же использование игры в воспитании требует
соблюдения некоторых правил. Впервые
об этих правилах написал Я.А.Коменский
в «Законах хорошо организованной школы».
Сформулированы они настолько последовательно
и обоснованно, что и в наше время представляют
не столько исторический, сколько практический
интерес:
Информация о работе Специфика проведения игр при обучении иностранному языку