Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 08:11, реферат
В конце XIX - начале XX в. большое влияние в России имели идеи "солидарности" (П. Л. Лавров), "братства", "соборности, всеединства" (В. С. Соловьев, П. А. Флоренский), представления о человечестве как "едином деятеле" (Н. Ф. Федоров). Вне солидарности, по мысли П. Л. Лаврова, нет общества, а есть только "собрание особей". Идеи сплоченности народа в интересах достижения государственных целей основывались на историческом опыте России, страны полиэтничной и многоконфессиональной, что нашло отражение в планетарном сознании отечественных мыслителей, русском космизме, в творческом развитии идеологии православия, нравственными постулатами которого были любовь к ближнему, "не убий". Ориентир был взят на консолидацию всех народов, населяющих Россию, связанных культурно-исторической общностью, единым этнокультурным пространством. Изложенное позволяет сделать вывод о наличии в гражданском воспитании начала XX в. идей сплоченности народа в интересах достижения государственных целей.
Введение ….......................................................................................................3
История развития гражданского воспитания школьников в России...........4
Гражданское воспитание в западных странах...............................................8
Основные тенденции современного гражданского воспитания в России.10
Итоги.................................................................................................................16
Список использованной литературы.............................................................17
Ключевыми задачами разворачивания программ гражданского образования являются:
- трансформация методов и форм организации образовательного процесса;
- создание в школах условий, делающих достижение целей гражданского образования возможным. Решение первой задачи возможно через выделение границ методической системы образовательной области «гражданское образование». Специфическими характеристиками этой системы являются:
- интенсивное использование групповых форм работы, с акцентом на «группы сотрудничества»;
- широкое использование самостоятельных, в частности, проектных форм работы учащихся. Областью реализации учебных проектов и применения получаемых результатов является реальная жизнь в классе, школе, районе, городе, регионе;
- использование специфических способов и форм оценки продвижения обучаемых в материале и фиксации достижений (результатов обучения) в виде материалов выполненных проектов, подготовленных отчетов и т.п.;
- использование современных информационных технологий (компьютеры, компьютерные сети, текстовые процессоры и т.п.). Это делает возможным подготовку разрабатываемых учащимися материалов в общественно приемлемой форме, а использование видеоматериалов позволяет обеспечить решение проблем наглядности и достоверности учебного материала. Такая система методов не только повышает эффективность усвоения знаний, но и является существеннейшим фактором освоения школьниками навыков, необходимых для гражданской жизни и, таким образом, являющихся частью содержания гражданского образования. К таким относятся навыки:
- понимающей коммуникации;
- проведения простейшего социологического анализа(исследования);
- представления и использования результатов собственной работы в кооперации с другими;
- выявления, фиксации и работы с предубеждениями, выраженными в текстовой форме, речи и изобразительных формах. В том числе умение различать, воспроизводить и использовать стили «пропаганда», «фактическое описание», «аналитическая информация».
Методическая система курса предполагает использование спектра педагогических средств и техник, которые слабо знакомы современному российскому учителю. Среди них:
- организация работы класса в группах сотрудничества;
- организация проектной работы школьников;
- проведение простейших социальных исследований (интервью, опрос, анкетирование и т.п.);
- использование современных средств электронной техники;
- создание межпредметных учебных материалов с использованием данных средств массовой информации.
Задача создания условий разворачивания программы гражданского образования может, на первый взгляд, выглядеть как подчиненная. Однако наделе она во многом является решающей, поскольку условия не только позволяют решать задачи такого образования, но и во многом впрямую обеспечивают становление опыта и навыка гражданского поведения. Мы не будем обсуждать здесь условия, которые задаются характеристиками образовательной системы в целом. Остановимся на условиях (факторах) гражданского становления на уровне школы и взаимодействия с отдельным учителем. На уровне школы создаются такие условия как:
- превращение школы в открытый вовне социальный институт (диалоге внешкольными политическими, социальными и культурными группами);
- превращение школы в открытый во внутрь(в смысле «открытого общества» К. Поппера) социальный институт (открытость внутренних структур коммуникации, достаточность информации, критический самоанализ, внутришкольная демократия);
- создание в школе сферы политики (микрополитики школы) как сферы диалога и согласования интересов различных групп участников школьной жизни, включая родителей и учеников;
- создание в школе правового пространства (система писаных и неписаных правовых норм и обычаев);
- создание условий для гибких и нестандартных форм проведения занятий в рамках программы по гражданскому образования;
- запуск в школе режима постоянной трансформации и обновления;
- учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления, прав и обязанностей, норм поведения и деятельности школьников.[5]
Итоги.
Этап с 1995 г. по настоящее время характеризуется становлением правового государства и гражданского общества. В итоге закрепилось определение гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным (А. Ф. Никитин, Я. В. Соколов), цель гражданского воспитания обозначилась как становление молодежи субъектом народовластия (О. С. Газман), т.е. на новом историческом витке педагогическая мысль вернулась к тезису 1920-х гг. о гражданине как субъекте народовластия. Таким образом, ведущее направление развития теории гражданского воспитания в России, пробивавшееся через периоды "попятного" движения, состоит в утверждении понимания гражданственности как активности в реализации в стране народовластия, предполагающего компетентное и заинтересованное участие каждого гражданина в управлении обществом, в конкретных социально ценных делах, в политической, социальной, экономической жизни государства, поддержании законопорядка, укреплении обороноспособности страны, повышении готовности к организаторской, управленческо-исполнительской деятельности, к самостоятельным инициативным действиям в интересах страны и в целях достижения собственного жизненного успеха. [1]
Также современные тенденции развития гуманитарного образования в России очень схожи с таковыми в странах бывшего соцлагеря по причине сходности целей. Этим странам также как и России нужно воспитывать новое демакратическое общество взамен старого коммунистического.
Список использованной литературы
1. Кузнецова Л. В. Ретроспектива развития идей гражданского воспитания в России Педагогика. — 2006. — № 10. — С. 95–103.
2. Протас Е. В. Гражданское право и гражданское воспитание в России. Вестник МГИУ. Серия ¨Гуманитарные науки¨. № 2. - М. : МГИУ, 2002. - С. 101 - 115.
3. Аксенова Э. А. Педагогические инновации в гражданском образовании школьников за рубежом. Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/
4. О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Информационно-методическое письмо Минобразования РФ № 13-51-08/13….от…15.01 2003…
5. И.Д.Фрумин Гражданское образование: спорные моменты и возможные тенденции. Директор школы 1997 № 5. С. 57-66.
17
Информация о работе Специфика гражданского образования в современной российской школе