Специфика гражданского образования в современной российской школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 08:11, реферат

Краткое описание

В конце XIX - начале XX в. большое влияние в России имели идеи "солидарности" (П. Л. Лавров), "братства", "соборности, всеединства" (В. С. Соловьев, П. А. Флоренский), представления о человечестве как "едином деятеле" (Н. Ф. Федоров). Вне солидарности, по мысли П. Л. Лаврова, нет общества, а есть только "собрание особей". Идеи сплоченности народа в интересах достижения государственных целей основывались на историческом опыте России, страны полиэтничной и многоконфессиональной, что нашло отражение в планетарном сознании отечественных мыслителей, русском космизме, в творческом развитии идеологии православия, нравственными постулатами которого были любовь к ближнему, "не убий". Ориентир был взят на консолидацию всех народов, населяющих Россию, связанных культурно-исторической общностью, единым этнокультурным пространством. Изложенное позволяет сделать вывод о наличии в гражданском воспитании начала XX в. идей сплоченности народа в интересах достижения государственных целей.

Оглавление

Введение ….......................................................................................................3
История развития гражданского воспитания школьников в России...........4
Гражданское воспитание в западных странах...............................................8
Основные тенденции современного гражданского воспитания в России.10
Итоги.................................................................................................................16
Список использованной литературы.............................................................17

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 69.00 Кб (Скачать)


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уральский Государственный Педагогический Университет

 

факультет социологии

 

 

 

 

 

 

 

Специфика гражданского образования в современной российской школе

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

 

2010

 



 

 

Оглавление.

 

 

Введение ….......................................................................................................3

История развития гражданского воспитания школьников в России...........4

Гражданское воспитание в западных странах...............................................8

Основные тенденции современного гражданского воспитания в России.10

Итоги.................................................................................................................16

Список использованной литературы.............................................................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В данном реферате на основании имеющейся литературы будут рассмотрены историческое развитие гражданского воспитания в России, современные тенденции гражданского воспитанияв России и некоторых странах Европы, на основании чего постараюсь найти общие черты современного гражданского воспитания в России и исторического опыта, а также опыта других стран. 

История развития гражданского воспитания школьников в России.

 

В конце XIX - начале XX в. большое влияние в России имели идеи "солидарности" (П. Л. Лавров), "братства", "соборности, всеединства" (В. С. Соловьев, П. А. Флоренский), представления о человечестве как "едином деятеле" (Н. Ф. Федоров). Вне солидарности, по мысли П. Л. Лаврова, нет общества, а есть только "собрание особей". Идеи сплоченности народа в интересах достижения государственных целей основывались на историческом опыте России, страны полиэтничной и многоконфессиональной, что нашло отражение в планетарном сознании отечественных мыслителей, русском космизме, в творческом развитии идеологии православия, нравственными постулатами которого были любовь к ближнему, "не убий". Ориентир был взят на консолидацию всех народов, населяющих Россию, связанных культурно-исторической общностью, единым этнокультурным пространством. Изложенное позволяет сделать вывод о наличии в гражданском воспитании начала XX в. идей сплоченности народа в интересах достижения государственных целей.

Данным позициям соответствует сделанный П. Ф. Каптеревым вывод о том, что школа должна представлять собой "своеобразное гражданское общество", в котором дети получают уроки общественной жизни, приобретают навыки поддержания законности и правопорядка. Гражданственность, по Каптереву, состоит в следовании законам, в поддержании человечности в обществе, в мирной культурной работе, в согласовании уважения к существующему строю со стремлением к улучшению жизни в обществе. П. Ф. Каптерев охарактеризовал гражданина как "доброго общественника", следующего в своей жизнедеятельности нормам человечности, согласовывающего свои интересы с интересами других людей и страны в целом. Общественность всегда присутствует в сознании человека и влияет на его поступки.[1]
На наш взгляд, необходимо отметить, что сложившаяся впоследствии советская система правового воспитания вообще, и система гражданского воспитания в частности, резко отличалась от дореволюционной российской системы воспитания по целям, идеологическим и методологическим основам, а также содержанию и методам. В основе проблем, связанных с воспитанием советского гражданина и патриота, находились идеи научного коммунизма. После событий 1917г. они утвердились в советской юриспруденции, педагогике и деятельности всех уровней советской школы. При этом представители идеи "свободного воспитания" В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев и др., которые считали, что школа должна была быть вне политики, явно не вписывались в государственную систему воспитания подрастающего поколения. В этот период в советской школе гражданское воспитание входило в систему идейно-политического воспитания учащихся, которое состояло из воспитания социального инстинкта, общественных навыков, организации коммунистического сознания.

Воспитание социального инстинкта включало в себя воспитание так называемого классового чутья. Воспитание общественных навыков предусматривало воспитание в детях коллективной дисциплинированности, которая требовала определенного самоограничения, ответственности за выполнение общественной работы. При воспитании сознания ставилась задача овладения господствующими в то время в обществе идеологией и правосознанием .

В 20-е г. считалось, что воспитывать в себе гражданственность возможно только на почве общественной работы (A.M. Горький), а воспитание в советской школе должно готовить гражданина нового строя и государства (А.В. Луначарский).[2]

Для периода 1928 г. - марта 1953 г. характерен возврат к патерналистской парадигме, основанной на представлении об отеческой заботе власти по отношению к подданным, ориентирующей на воспитание доверия к государству, безоговорочное принятие господствующих официальных ценностей и норм, на подвижничество. Переход к коллективизации сельского хозяйства и провозглашенное "наступление социализма по всему фронту" обозначили переход к новому периоду гражданского воспитания, связанному с сокращением самодеятельных начал в жизни общества, проявлениями культа личности. Понятие "гражданское воспитание" было поглощено понятием "коммунистическое воспитание", понятие "гражданственность" отсутствовало в словарях, в справочной литературе, оно по существу сохранилось только в трудах А. С. Макаренко.
Для времени "оттепели" (март 1953 г. - 1964 г.) характерны: зарождение идеи гражданского воспитания на демократических началах и обращение к идее трудовой политехнической школы как способной наиболее успешно формировать гражданина. В. А. Сухомлинский утверждал, что гражданственность формируется на основе выработки простых норм нравственности - честности, человечности, трудолюбия. Развитием взглядов, высказывавшихся российскими педагогами до революции, явился тезис В. А. Сухомлинского относительно взаимосвязи гражданского воспитания и эстетического развития ребенка. Гражданственность, согласно взглядам павлышского педагога, "имеет своими истоками красоту, которую он определял как "кровь и плоть человечности, добрых чувств, сердечных отношений". Поэтому молодым педагогам он советовал: прежде чем сказать воспитанникам первые слова о родной стране, необходимо "засеять семенами красоты поле детского сознания"
В 1964 - 1985 гг. произошло усиление консервативности политического руководства страны и ослабление трудовой направленности гражданского воспитания детей и молодежи. Однако ускорение, заданное реформами периода "оттепели", еще в течение 10 - 15 лет по инерции обеспечивало созидательную активность общества. В этот период рассматривались проблемы взаимообусловленности гражданского и трудового воспитания (Ю. П. Сокольников), нравственных аспектов работы школы (О. С. Богданова, В. И. Петрова). Эффективной была разработка проблем гражданской, мировоззренческой направленности обучения, внеклассной и внешкольной деятельности (А. Т. Кинкулькин, Э. И. Моносзон, Р. М. Рогова, Г. Н. Филонов); формирования дисциплины (В. Е. Гмурман); повышения роли школьных комсомольских и пионерских организаций в гражданском становлении подростков и старшеклассников (С. Е. Хозе, Б. Е. Ширвиндт), самообразования, самовоспитания (Л. И. Рувинский, А. И. Кочетов), организации самоуправления в школе (В. М. Коротов).
В развитие представлений о гражданственности как интегративном качестве личности в конце 1970-х гг. отечественными исследователями был сделан вывод о том, что убеждения могут оставаться ценным, но пассивным багажом человека, если они не приводятся в деятельное состояние нравственными потребностями и такими регуляторами деятельности, как долг, совесть, ответственность, честь и достоинство личности (Д. М. Гришин). Очевидно все более полное выявление нравственной составляющей гражданственности.
Можно утверждать, что именно развитие регулирующих функций нравственной сферы личности позволяет гармонизировать ее гражданское становление, сделать этот процесс более цельным и эффективным.
В Конституции СССР 1977 г. большое внимание было уделено необходимости включения граждан в управление делами государства, однако провозглашенный в ней тезис о том, что вся власть принадлежит народу, в условиях командно-административных методов руководства не воспринимался молодежью как соответствующий действительности.
На 1985 - 1995 гг., к сожалению, приходится кризис гражданского воспитания в связи с коренной, нередко безосновательной ломкой всего созданного ранее. [1]
 

 

 

Гражданское воспитание в западных странах.

 

В Великобритании в школьное обучение введены факультативы по гражданскому образованию. С 2000 года гражданское образование стало в Великобритании обязательным. Уроки гражданства в Великобритании являются обязательными для учащихся 11-16 лет. С 2002 года стал частью школьного учебного плана предмет «Права и обязанности гражданина». Главное внимание на уроках по этому предмету уделяется тому, что означает быть жителем Великобритании, а также таким ценностям, как толерантность и правосудие. Учебный план включает:
- разнообразие и происхождение национальной, региональной, религиозной и этнической идентичности в Великобритании;
- юридические и человеческие права и обязанности, система правосудия по криминальным делам;
- центральное и местное правительство, форма правительства, избирательная система и голосование;
- роль средств массовой информации;
- мировое сообщество, разрешение конфликтов;
- права и обязанности потребителей, работодателей и служащих;
- связи между Великобританией и Европейским Союзом, Содружеством англоязычных государств и ООН, глобальная взаимозависимость и непрерывное развитие.

Согласно учебному плану, ученики должны научиться:
- рассуждать о политических, духовных, моральных, социальных и культурных проблемах и событиях;
- высказывать свое мнение о происходящих в стране событиях;
- принимать участие в школьных мероприятиях, организуемых содружеством местной общественности.

Практический опыт формирования гражданина достаточно показателен в странах Северной Европы. К примеру, опыт интерактивных образовательных проектов в Нидерландах, в которых внимание акцентируется не столько на передаче знаний, сколько на практическом обучении. Рациональное зерно этих проектов заключается в том, что:
- учащиеся на собственном опыте познают процесс выработки решений, особенно когда присутствуют интересы, противоречащие друг другу, (речь идет об умении принимать участие в выборных кампаниях); интерактивные проекты предусматривают участие школьников в таких процессах, когда требуется взвешивать все аргументы «за» и «против»;
- интерактивные проекты позволяют школьникам научиться формулировать политические требования и проявлять интерес к проблемам общественной жизни;
- интерактивный подход предполагает проявление энтузиазма школьников, так как всё, чему они научатся, будет усвоено на основании их собственного опыта и позволит им лучше осознать собственные интересы и свою роль в обществе.

Среди этих проектов можно назвать проект «Найди свое место в политической жизни города, в котором живешь» и ряд других.

В таких странах, как Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Венгрия, Литва и Украина в дополнение к этому самостоятельному предмету применяется подход, при котором тема воспитания гражданственности пронизывает весь учебный план. Это обычно выражается в том, что она включается в учебный курс по истории, психологии, этике, религии, социальным наукам, географии и экономике. Воспитание гражданственности, таким образом, обогащается благодаря вкладу преподавателей разных дисциплин, работающих в рамках целостного подхода и взаимосвязи разных учебных предметов .[3]

 

Основные тенденции современного гражданского воспитания в России.

 

В настоящее время гражданское образование  прошло первый этап становления, который включает разработку содержания гражданского  образования, внедрение демократических начал в жизнь школы и организацию социальной практики учащихся.

Нормативно-рекомендательные документы Министерства образования РФ стимулировали  деятельность школ в области гражданского образования.

Под гражданским образованием понимается  целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание подростков путем  передачи  системы знаний; развития чувства любви к Родине, интереса к истории своего народа, законам государства; воспитания   у них  чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны; формирования  способности к гражданскому действию (гражданской активности).

Главная цель  гражданского образования – воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве, гражданском обществе.  Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений,   иметь сформированную систему демократических ценностей, а также желание участвовать в общственно-политической жизни школы, местного сообществ. 

Гражданское образование направлено на формирование  гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности включает в себя   совокупность способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс  гражданских прав  и обязанностей в демократическом обществе.

Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них  демократических ценностей, определяющих гражданское самосознание. Так, традиционными для русской культуры ценностями являются: патриотизм,  служение Отечеству, гуманизм, индивидуальная свобода, права человека, жизнь на земле, жизнь и здоровье человека, духовность, права и свободы человека,  семья, добрые отношения с другими  людьми, взаимопонимание,  милосердие и способность к сопереживанию,  справедливость, нормы морали и права,  местное сообщество, малая Родина, Родина – Россия, культура и национальные традиции народов России, терпимость к другим культурам, народам, людям, демократическое устройство общества, сознательный  труд и его результаты, собственность, благоприятная  экологическая среда,  мир на земле, приоритет духовно-нравственных ценностей над материально-прагматическими, и др..

В процессе формирования демократических ценностных ориентиров, важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа Российской Федерации, народов других стран, а также культурных и исторических традициях родного края, мировых :

Гражданское образование в общеобразовательной школе включает три ступени: 

На первой ступени [начальное образование] закладываются основные моральные ценности, нормы человеческого поведения. На этом этапе у детей происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценностей своей личности и ценности других людей. В этот период воспитываются уважение к другим людям, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций.

Вторая ступень [основная школа] формирует систему ценностей и установок человеческого поведения; подростки приобретают знания и умения для будущей самостоятельной жизни в обществе.

На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование  уважения к закону, правам других людей. Идет обогащение сознания учащихся сведениями об истории Отечества, познание  ими элементарных правовых норм.

На третьей ступени [полная средняя школа] углубляются, расширяются знания  о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ, определяется гражданская позиция человека, его  социально- политические ориентации. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, могли создавать для себя нормы деятельности и поведения, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Гражданское образование представляет собой  единый  комплекс, стержнем которого является политическое, правовое, и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы.

Основными компонентами содержания гражданского образования  являются политические, правовые знания; знания об основных социально-экономических процессах  общества; знания в сфере  социальной экологии, истории и культуры России и мировых цивилизаций.

Специфика содержания  гражданского образования позволяет включить его в ряд школьных дисциплин гуманитарного (история, обществознание, литература, иностранные языки) и естественнонаучного циклов (физическая и экономическая география, биология, зоология и др.). [4]

Информация о работе Специфика гражданского образования в современной российской школе