Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:52, контрольная работа
Форми¬рование грамматического строя речи у дошкольника включа¬ет работу над морфологией, изучающей грамматические зна¬чения в пределах слова (изменением слова по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (со¬четаемостью и порядком следования слов, построением про-стых и сложных предложений).
1. Специальные игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.
2. Методика проведения.
3. Практическая часть:
В процессе наблюдений за речью детей выявить грамматические ошибки, наиболее часто встречающиеся в речи Ваших воспитанников.
Подобрать игры по формированию грамматического строя речи детей для своей возрастной группы, исходя из результатов наблюдений (10 игр).
Сделать анализ литературы по теме (не менее 5), заполнив таблицу.
Оформить консультацию для родителей по теме.
Цель: Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных.
Игровой материал: Картинки с предметами быта: одежды, посуды, игрушек, учебных принадлежностей и др. (часть картинок может быть в 2-х экземплярах — очки, зонтик и др.).
Ход игры: Воспитатель: «Нам нужно узнать, чьи эти вещи: бабушкины, дедушкины, мамины, папины, Машины или Колины, и разложить их рядом с ними». Воспитатель спрашивает: «Чья это вещь?» — а ответы детей могут быть такими: «Этот портфель — Машин» или «Эта погремушка — Колина», «Эти туфли — мамины» и т. д. Может сразу показывать по 2 картинки с вещами, принадлежащими разным членам семьи (мужской и женский головные уборы или предметы одежды для мальчика и девочки и т.п.).
Цель: учить детей образовывать однокоренных слов, подбор антонимов.
Игровой материал: Сюжетная картинка.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите на картинку. Что вы на ней видите? (Лес.) Кто следит за порядком в лесу, охраняет его? Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Лесная тропинка узкая, а дорога... (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты... (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек... (мелкий). Это тропинка. В лесу много… тропинок.
Цель: закрепить понимание предлогов на, под, рядом, около; активизировать словарь по теме.
Игровой материал: наряженная елка, игрушечные Дед Мороз и Снегурочка, подарок под елкой.
Ход игры. Взрослый просит ребенка показать и сказать, что он видит на елке, а что или кого под елкой. Что находится рдом с елкой, окол нее. Предлоги необходимо выделять голосом.
Цель: учить понимать предложные конструкции.
Игровой материал: сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.
Ход игры: Взрослый раскладывает картинки перед ребенком. Затем просит его показать машину, которая подъезжает к дому, стоит около гаража, едет по мосту, и т.д.
Цель: формировать понимание предлогов.
Игровой материал: бумажная бабочка, искусственный или настоящий цветок.
Ход игры: Взрослый выполняет различные действия с бабочкой (сажает ее на цветок, под цветок, на листик, держит над цветком, около, рядом и пр). В это время спрашивает у ребенка, где бабочка и контролирует правильность его ответов. Затем предлагает ребенку поиграть с бабочкой, активизируя его речь вопросами.
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными.
Игровой матреиал: предсметные картинки, картинки с цифрами 1,3,5.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с цифрой и предметныую картинку. Ребенок должен правильно назвать картинку, согласовывая с цифрой, указанной на карточке.
Цель: Учить согласовывать существительное с числительным
Игровой матреиал: Настоящие одуванчики.
Ход игры: Взрослый плетет венок, проговаривая с ребенком словосочетания: «Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, много одуванчиков». Аналогично можно собрать букет из других цветов.
Цель: активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов.
Игровой матриал: большая грузовая машина, игрушечные пассажиры - кукла, мишка и др.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку покатать в машине игрушки. Уточняется название частей грузовой машины, их цвет и форма. Ребенок усаживает «пассажиров» и катает их. Взрослый задает вопросы: «Кто сидит и машине? Что делает кукла? Что делает машина?» Затем он просит повозить машину около стола, у шкафа, за дверью и т. д.
Анализ литературы по теме
№ |
Автор |
Название |
Аннотация |
1 |
Ушакова О.С, Струнина Е.М. |
Методика развития речи детей дошкольного возраста. Владос, 2010. |
В пособии раскрывается методика работы по развитию речи детей во всех возрастных группах дошкольного учреждения. Представлены все основные аспекты речевой работы: формирование словаря, становление грамматического строя речи, формрование звукопроизношения, развитие связной речи и др.; даются примерные конспекты занятий. |
2 |
Лозовская М. |
Учим грамматику. Для детей 6-7 лет. Эксмо, 2011. |
Книга поможет в доступной и увлекательной форме познакомить ребенка с основами грамматики русского языка. Он поймет, как правильно соединять в предложения слова, обозначающие предметы, свойства и действия, научится четко и ясно формулировать мысли. Учиться с героями Disney настолько интересно, что малыш будет с удовольствием выполнять все задания. А любимые герои всегда придут на помощь. |
3 |
Васильева Л.А. |
Грамматика и лексика в новых стихотворениях для детей 5-7 лет. Каро, 2011. |
В книге представлен авторский стихотворный материал и задания, направленные на расширение словарного запаса и постижение ребенком грамматического строя речи. Стихотворения предполагают работу по аналогии при образовании разных частей речи, дают ребенку возможность вслушаться в то, как звучат слова, поупражняться в практическом употреблении тех или иных грамматических форм. Задания, включенные в книгу, учитывают задачи изучения ребенком фонетико-фонематического строя речи, усвоения букв, развития навыка чтения. |
4 |
Ушакова О.С. |
Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. Сфера, 2009. |
Книга посвящена
вопросам развития речи детей дошкольного
возраста старшей и подготовительной
к школе групп. Предлагаются методические
рекомендации по организации учебной
работы. Рассмотрены возрастные особенности
развития речи детей 5-7 лет.Вводная
часть знакомит с теоретическими
основами программы и методики, созданной
в лаборатории развития речи и
речевого общения ИППД РАО под
руководством О.С.Ушаковой. |
5 |
Новиковская О.А. |
Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет. Корона-Век, 2011. |
Предлагаемое
пособие позволяет познакомить
ребенка дошкольного возраста с
грамматическими формами |
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – M., 2000.
2. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2001.
3. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.
4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М., Просвещение, 1981.
5. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2010.
6. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001.
Информация о работе Специальные игры и упражнения по формированию грамматического строя речи