Специальные игры и упражнения по формированию грамматического строя речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:52, контрольная работа

Краткое описание

Форми¬рование грамматического строя речи у дошкольника включа¬ет работу над морфологией, изучающей грамматические зна¬чения в пределах слова (изменением слова по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (со¬четаемостью и порядком следования слов, построением про-стых и сложных предложений).

Оглавление

1. Специальные игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.
2. Методика проведения.
3. Практическая часть:
 В процессе наблюдений за речью детей выявить грамматические ошибки, наиболее часто встречающиеся в речи Ваших воспитанников.
 Подобрать игры по формированию грамматического строя речи детей для своей возрастной группы, исходя из результатов наблюдений (10 игр).
 Сделать анализ литературы по теме (не менее 5), заполнив таблицу.
 Оформить консультацию для родителей по теме.

Файлы: 1 файл

3 контрольная.docx

— 47.88 Кб (Скачать)
  1. Чьи эти вещи?

Цель: Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных.

Игровой материал: Картинки с предметами быта: одежды, посуды, игрушек, учебных принадлежностей и др. (часть картинок может быть в 2-х экземплярах — очки, зонтик и др.).

Ход игры: Воспитатель: «Нам нужно узнать, чьи эти вещи: бабушкины, дедушкины, мамины, папины, Машины или Колины, и разложить их рядом с ними». Воспитатель спрашивает: «Чья это вещь?» — а ответы детей могут быть такими: «Этот портфель — Машин» или «Эта погремушка — Колина», «Эти туфли — мамины» и т. д. Может сразу показывать по 2 картинки с вещами, принадлежащими разным членам семьи (мужской и женский головные уборы или предметы одежды для мальчика и девочки и т.п.).

  1. Упражнение «Лесник»

Цель: учить детей образовывать однокоренных слов, подбор антонимов.

Игровой материал: Сюжетная картинка.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите на картинку. Что вы на ней видите? (Лес.) Кто следит за порядком в лесу, охраняет его? Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Лесная тропинка узкая, а дорога... (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты... (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек... (мелкий). Это тропинка. В лесу много… тропинок.

  1. «Что на елке, а что (кто) под елкой, рядом, около  елки?»

Цель: закрепить понимание предлогов на, под, рядом, около; активизировать словарь по теме.

Игровой материал: наряженная елка, игрушечные Дед Мороз и Снегурочка, подарок под елкой.

Ход игры. Взрослый просит ребенка показать и сказать, что он видит на елке, а что или кого под елкой. Что находится рдом с елкой, окол нее. Предлоги необходимо выделять голосом.

  1. «Где сейчас машина?»

Цель: учить понимать предложные конструкции.

Игровой материал: сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.

Ход игры: Взрослый раскладывает картинки перед ребенком. Затем просит его показать машину, которая подъезжает к дому, стоит около гаража, едет по мосту, и т.д.

  1. «Где бабочка?»

Цель: формировать понимание предлогов.

Игровой материал: бумажная бабочка, искусственный или настоящий цветок.

Ход игры: Взрослый выполняет различные действия с бабочкой (сажает ее на цветок, под цветок, на листик, держит над цветком, около, рядом и пр). В это время спрашивает у ребенка, где бабочка и контролирует правильность его ответов. Затем предлагает ребенку поиграть с бабочкой, активизируя его речь вопросами.

  1. «1, 2,5»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными.

Игровой матреиал: предсметные картинки, картинки с цифрами 1,3,5.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с цифрой и предметныую картинку. Ребенок должен правильно назвать картинку, согласовывая с цифрой, указанной на карточке.

  1. «Сплетем веночек»

Цель: Учить согласовывать существительное с числительным

Игровой матреиал:  Настоящие одуванчики.

Ход игры: Взрослый плетет венок, проговаривая с ребенком словосочетания: «Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, много одуванчиков». Аналогично можно собрать букет из других цветов.

  1. «Покатаем в машине игрушки»

Цель: активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов.

Игровой матриал: большая грузовая машина, игрушечные пассажиры - кукла, мишка и др.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку покатать в машине игрушки. Уточняется название частей грузовой машины, их цвет и форма. Ребенок усаживает «пассажиров» и катает их. Взрослый задает вопросы: «Кто сидит и машине? Что делает кукла? Что делает машина?» Затем он просит повозить машину около стола, у шкафа, за дверью и т. д.

 

 

 

Анализ литературы по теме

Автор

Название

Аннотация

1

Ушакова О.С, Струнина Е.М.

Методика развития речи детей дошкольного возраста. Владос, 2010.

В пособии раскрывается методика работы по развитию речи детей  во всех возрастных группах дошкольного  учреждения. Представлены все основные аспекты речевой работы: формирование словаря, становление грамматического  строя речи, формрование звукопроизношения, развитие связной речи и др.; даются примерные конспекты занятий.

2

Лозовская М.

Учим грамматику. Для детей 6-7 лет. Эксмо, 2011.

Книга поможет  в доступной и увлекательной  форме познакомить ребенка с  основами грамматики русского языка. Он поймет, как правильно соединять в предложения слова, обозначающие предметы, свойства и действия, научится четко и ясно формулировать мысли. Учиться с героями Disney настолько интересно, что малыш будет с удовольствием выполнять все задания. А любимые герои всегда придут на помощь. 

3

Васильева Л.А.

Грамматика и  лексика в новых стихотворениях для детей 5-7 лет. Каро, 2011.

В книге представлен  авторский стихотворный материал и  задания, направленные на расширение словарного запаса и постижение ребенком грамматического  строя речи. Стихотворения предполагают работу по аналогии при образовании  разных частей речи, дают ребенку возможность  вслушаться в то, как звучат слова, поупражняться в практическом употреблении тех или иных грамматических форм. Задания, включенные в книгу, учитывают  задачи изучения ребенком фонетико-фонематического  строя речи, усвоения букв, развития навыка чтения.

4

Ушакова О.С.

Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. Сфера, 2009.

Книга посвящена  вопросам развития речи детей дошкольного  возраста старшей и подготовительной к школе групп. Предлагаются методические рекомендации по организации учебной  работы. Рассмотрены возрастные особенности  развития речи детей 5-7 лет.Вводная  часть знакомит с теоретическими основами программы и методики, созданной  в лаборатории развития речи и  речевого общения ИППД РАО под  руководством О.С.Ушаковой.  
В пособии изложен ход занятий, направленных на развитие всех сторон речи ребенка - фонетики, грамматики, лексики, а также на овладение основами связной монологической речи. Приложение содержит литературный материал для занятий по пересказу и методики выявления уровня речевого развития.  
Книга предназначена работникам ДОУ, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи детей.

5

Новиковская О.А.

Логопедическая  грамматика для детей 4-6 лет. Корона-Век, 2011.

Предлагаемое  пособие позволяет познакомить  ребенка дошкольного возраста с  грамматическими формами русского языка. Эта книга, по сути, является первым учебником по родному языку. Она дает возможность логопеду, воспитателю, родителям проводить занятия  с детьми в игровой форме.


 

 

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития  речи и обучения родному языку  дошкольников.  – M., 2000.

2. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой.  – М.: Совершенство, 2001.

3. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.

4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М., Просвещение, 1981.

5. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2010.

6.  Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001.

 


Информация о работе Специальные игры и упражнения по формированию грамматического строя речи