Специальные игры и упражнения по формированию грамматического строя речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:52, контрольная работа

Краткое описание

Форми¬рование грамматического строя речи у дошкольника включа¬ет работу над морфологией, изучающей грамматические зна¬чения в пределах слова (изменением слова по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (со¬четаемостью и порядком следования слов, построением про-стых и сложных предложений).

Оглавление

1. Специальные игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.
2. Методика проведения.
3. Практическая часть:
 В процессе наблюдений за речью детей выявить грамматические ошибки, наиболее часто встречающиеся в речи Ваших воспитанников.
 Подобрать игры по формированию грамматического строя речи детей для своей возрастной группы, исходя из результатов наблюдений (10 игр).
 Сделать анализ литературы по теме (не менее 5), заполнив таблицу.
 Оформить консультацию для родителей по теме.

Файлы: 1 файл

3 контрольная.docx

— 47.88 Кб (Скачать)

 

План

  1. Специальные игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.
  2. Методика проведения.
  3. Практическая часть:
      • В процессе наблюдений за речью детей выявить грамматические ошибки, наиболее часто встречающиеся в речи Ваших воспитанников.
      • Подобрать игры по формированию грамматического строя речи детей для своей возрастной группы, исходя из результатов наблюдений (10 игр).
      • Сделать анализ литературы по теме (не менее 5), заполнив таблицу.
      • Оформить консультацию для родителей по теме.

 

    1. Специальные игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.

Формирование грамматического строя речи у дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменением слова по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).

Основным средством  формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях, где используются специальные игры и упражнения по формированию грамматического строя речи. Особое значение имеют такие занятия, где осуществляется специальная работа по предупреждению того или иного отрицательного качества детской речи, интенсивно и целенаправленно исправляется уже появившаяся грамматическая ошибка. Во всех возрастных группах проводятся игры с игрушками, картинками, предметами. Словесные игры и упражнения – в старшем дошкольном возрасте.

 

У детей младшего дошкольного возраста большой удельный вес занимает работа над развитием понимания и использования в речи грамматических средств, активный поиск ребенком правильной формы слова. В играх с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа.

 

В средней группе проводится большая работа по обучению разным способам словообразования слов разных частей речи.

    • детей учат соотносить названия животных и их детенышей;
    • учат употреблять названия животных в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа;
    • детей обучают образоввывать наименования предметов посуды, обращая внимание, что не все слова образуются одинаковым способом (сахарница, салфетница, но масленка и солонка);
    • детей начинают знакомить с происхождением некоторых слов: подберезовик, подосиновик; шапка-ушанка; подснежником;
    • уделяют внимание на образование разных форм глаголов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам.

 

При формировании грамматического строя  речи детей старшего дошкольного  возраста их необходимо обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает трудности:

    • согласование прилагательных и существительных (особенно в среднем роде);
    • образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении).
    • обучають выбирать из ряда слов словообразовательную пару.
    • находить однокоренные слова, разбросанные в тексте, и наоборот – учиться образовывать однокоренные слова, исходя из смысла текста. Для этого предлагаются специальные игровые упражнения типа: «Придумайте слова, подходящие по смыслу, в которых есть общая часть со словом «лес».
    • целесообразно проводить специальные упражнения на умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысловых оттенков слова. Например, игра «Скажи ласково» (дом-домик-домишко; стол-столик и т.д.).

 

Формирование  грамматического строя речи у  детей седьмого года жизни (задачи из области морфологии, словообразования и синтаксиса) направлены на обогащение речи ребенка разнообразными грамматическими формами и конструкциями, на формирование языковых обобщений. Продолжается работа:

    • по согласованию существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, но задания усложняются и даются они в таком виде, что ребенок вынужден сам находить правильную форму;
    • предлагаются специальные упражнения, где встречаются сочетания с несклоняемыми существительными: «пошел в новом пальто», «играл на пианино»;
    • предлагается образовать степень прилагательного (сильный – сильнее;  высокий – выше, вкусный - вкуснее); 
    • даеются  задания  с помощью суффиксов изменить значение слова, придать ему другой смысловой оттенок (злой — злющий, толстый — толстенный, полный — полноватый);
    • уточняется правильное употребление «трудных» глаголов, например: одеть — надеть (одеть куклу, малыша; надеть шляпу, пальто, куртку);
    • усложняются упражнения на образование глаголов с помощью приставок и суффиксов: шел — перешел на другую сторону, ушел в дом, вышел из дома;
    • предлагаются игры и упражнения на умение образовывать название детенышей животных в самых разных случаях. Игры типа: «У коровы— лтеленокк, у свиньи —поросенок, а у жирафа кто? А у носорога?» Точно так же внимание детей обращают на различное словообразование предметов посуды: для супа — супница, но для соли — солонка (а не «солонница»).
    • подбирать однокоренные слова (лес – лесной - лесник; сад – садовник – садовый).

 

 

    1. Методика проведения.

Обучение грамматически  правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным  материалом или без него (в старших  группах). Играм и упражнениям  отводится, как правило, 5—10 мин, таким  образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи.

Перед проведением  упражнения или игры, педагог должен:

    • продумать сюжет,
    • игровую ситуацию, чтобы привлечь внимание детей,
    • повысить мотивацию к выполнению данного упражнения.

В младших группах  можно использовать сказочных героев.

Целесообразно начинать игру словами: «Покажи, кто больше, угадай, подумай» и т.д. После этого, можно детям объяснять правила игры, и начинать игру.

Упражнения и  игры на формирования грамматического  строя речи проводят как на специальных занятиях, так и на других занятиях по другим разделам программы. Кроме того, такие игры проводятся во время прогулки, в режимные моменты, в паузах между режимными процессами. Например игра «Продолжи». Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: Сашакладет на стол салфетку, а Маша.. (ставит на нее тарелку) и т.д. Во время прогулки, детям можно предложит игру «Большой - маленький». Педагог называет предметы, которые встречаются на улице, а дети называют эти же предметы, образовывая уменьшительно-ласкательную форум.

Целесобразно:

    • для игры лучше выбрать только одну цель – узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале.
    • полезно использовать и более легкие игры, хорошо знакомые детям.
    • одни и те же игры (с разным лексическим материалом) повторять на различных занятиях до полного исчезновения данной грамматической ошибки в речи детей.
    • работа над какими-то двумя-тремя формами может быть программным содержанием занятий в течение месяца.

Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие  появление ошибки, концентрирующие  внимание детей на правильной словоформе, словосочетании:

  1. Огромную роль играет образец речи педагога.
  2. В работе над правильной речью находит место и такой эффективный прием, как сравнение (сопоставляются окончания прилагательных разных родов, окончания существительных и т. д.). Сравнение помогает дифференцировать грамматические формы и на основе этой дифференциации вырабатывать условные речевые рефлексы.

 

    1. Практическая часть

В процессе наблюдений за речью детей  выявить грамматические ошибки, наиболее часто встречающиеся в речи Ваших  воспитанников.

 

Наблюдая за детми старшей  группы, я опредилила следующие грамматически ошибки, которые чаще других встречались в речи.:

    • затрудняются в образовании притяжательных прилагательных.
    • наблюдаются трудности в образовании притяжательных прилагательных при назывании частей тела знакомых животных.
    • трудности в согласовании числительных с существительными в роде и числе.
    • наблюдаются ошибки при образовании однокоренных слов.
    • наблюдаются трудности в употреблении предложно-падежных конструкциях, не всегда правильно употребляют предлоги над, под, около, рядом.

 

 

Подобрать игры по формированию грамматического  строя речи детей для своей  возрастной группы, исходя из результатов  наблюдений (10 игр).

  1. Что за зверь?

Цель: Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных при назывании частей тела знакомых животных. Научить анализировать изображение фантастического зверя, определять, из каких частей других животных оно составлено. Развивать взаимоконтроль партнеров по игре при выполнении заданий (подготовительная группа). Развивать у детей чувство юмора.

Игровой материал: Картинки с силуэтным изображением фантастических зверей, составленных из 2-х частей разных животных: поросёнка с собачьей головой, петуха с лисьим хвостом, медведя с птичьей головой и т.п. (старшая группа). Конверт для картинок.

Ход игры: В старшей группе играет четное количество детей. Воспитатель предлагает детям сесть за стол друг напротив друга (парами). Показывает конверт и рассказывает, что один знакомый веселый художник передал для них конверт со своими картинками. А что он нарисовал, сейчас узнаем. Достает демонстрационную картинку, показывает детям, выслушивает их высказывания, потом спрашивает: «Кто это? Может быть, верблюд? Нет, это не верблюд. У верблюда нет рогов, а у этого зверя — оленьи рога, поросячья голова, гусиная шея, лошадиный хвост и коровье вымя. Вот сколько разных животных соединил вместе художник-шутник, и получился смешной фантастический зверь». Затем достает остальные картинки из конверта и раскладывает их на столе.

Посмотрите, что  за звери?

Я глазам своим  не верю:

Чьи рога? Чья  голова?

Узнаю едва-едва.

Что тут так? А  что не так?

Получился кавардак.

Звери разные у  нас,

Разберемся мы сейчас.

Воспитатель перевертывает  картинки, предлагает взят: каждому  по одной и решить, что за зверь. Объясняет: «Каждый из вас покажет  свою картинку тому, кто сидит напротив. Назовет его по имени и скажет, например, так: «Вова, у меня заяц с медвежьей головой, а у тебя кто?», а Вова ответит ему: «А у меня поросенок с петушиной) головой.

  1. У кого сколько?

Цель:Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в роде и числе.

Игровой материал: 1. Карточки с предметами в количестве 1 и 2 в наборе (в конвертах). 2. Фишки. 3. Добавляются несколько карточек с 5 предметами: воздушные шарики, цветы, кольца и др.; зеленые фишки; прямоугольные кусочки картона для II варианта.

Ход игры: Игра начинается с подготовительных упражнений. Каждый ребенок получает наборы карточек с одним и двумя предметами, раскладывает их в 2 столбика и четко называет, что у него изображено: сначала 1 предмет, потом 2 предмета. Воспитатель спрашивает, одинаково ли произносятся слова, обозначающие количество и названия предметов (окончания слов меняются: был один флажок — стало два флажка), и предлагает: «Я буду называть какой-нибудь один предмет, а вы по очереди будете называть 2 таких же предмета. Один графин ... (два графина); одна телега ... (две телеги); одно сито ... (два сита) и т. д. Интересно, изменятся ли окончания слов, если я дам вам карточки, на которых нарисовано по 5 предметов?» Дети называют 5 предметов, изображенных на карточках (5 шаров, 5 ваз), и с помощью воспитателя замечают, что слово, обозначающее количество 5 не изменяется, а изменяются окончания слов, обозначающих предметы. Данные упражнения могут привлечь внимание детей к лексико-грамматическим конструкциям родного языка. Во время игры воспитатель оставляет каждому играющему по три карточки с одним, двумя, пятью предметами и по три зеленых фишки. Важно, чтобы в целом у детей на карточках были изображены предметы, обозначаемые существительными разного рода. Затем объясняется игровое задание: «Я буду называть число, и если это число подходит к вашим предметам на карточке, то кладите на нее фишку». Воспитатель называет вразбивку числа: один, два, две, одно, одна и пять. После выполнения задания каждый ребенок поочередно называет, что или кто нарисован и сколько у него на карточках предметов, согласовывая числительное с существительным. Воспитатель может поинтересоваться, почему все дети одновременно положили фишку на свои карточки с 5 предметами. Если ребенок, после того как он назвал свои предметы на 3-х карточках, заметил ошибку, он сам снимает с карточки зеленую фишку. Выигравшими считаются те, у кого все карточки закрыты фишками.

Информация о работе Специальные игры и упражнения по формированию грамматического строя речи