Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 01:29, реферат
В эпоху растущей глобализации перед миром возникают не только новые возможности, но и новые вызовы. Наряду со структурными социально-экономическими сдвигами, политическими переменами формируется экономика знаний с ее новой рабочей средой, иными формами организации общества и каналами коммуникации, что делает еще более насущными потребности в обновлении и адаптации коллективных и индивидуальных навыков и умений.
В рамках проекта Комитета по образованию ОЭСР «Признание результатов неформального и информального образования и создание системы перезачета кредитов» (Recognition of Non-formal and Informal Learning and Credit Transfer) признание результатов указанных форм обучения рассматривается как процесс, ведущий к достижению выгод и преимуществ экономического, социального, психологического и образовательного характера.
Проект был реализован в 2005–2007 гг. в три этапа, включая сбор и анализ полученных данных, страновые визиты экспертов ОЭСР, подготовку промежуточных и итогового отчета по результатам исследования, а также разработку практических рекомендаций и мониторинг процесса внедрения системы признания результатов неформального образования.
Анализ современного опыта
европейских стран позволяет
выделить следующие факторы, способные
обеспечить успешное проведение процедур
признания результатов
• активное сотрудничество и консультации;
• достаточное финансовое и кадровое обеспечение;
• подготовка и обучение кадров, участвующих в реализации соответствующей политики и законодательных инициатив;
• использование четких ориентиров, таких как квалификационные уровни и стандарты;
• разработка методик, ориентированных на образовательные результаты;
• обеспечение качества, мониторинга и оценки в целях обеспечения объективности и достоверности результатов;
• обучение на основе чужого опыта и обмена опытом.
Во многих странах ОЭСР
действуют программы по оценке предшествующего
уровня обучения, нацеленные на предоставление
взрослым возможности продолжать образование
с того уровня, которым они реально
обладают, а не на основе формально
присвоенной квалификации. В Норвегии,
например, взрослые официально могут
претендовать на то, чтобы результаты
их неформального обучения были оценены
и признаны, обычно это достигается
путем сдачи специальных
В Российской Федерации в
настоящее время отсутствует
стандартная система оценки и
признания результатов
Перспективы создания системы учета и признания неформального и информального образования в стране в значительной мере обусловлены изменениями в системе профессионального образования, в частности ростом доли неформального и информального обучения. Если ситуация останется прежней, востребованность подобной системы будет минимальной. В то же время существует и обратная связь: если человек будет знать, что результаты его обучения вне формальной системы образования могут быть зафиксированы (учтены) и оценены (признаны), появляется мотивация для профессионального развития с использованием неформального и информального обучения. Поскольку процедура учета и признания неформального и информального образования связана с сертификацией компетенций, решение вопроса о признании результатов неформального и информального обучения может быть связано с планируемым созданием сети центров сертификации квалификаций.
Основными принципами (требованиями) при разработке системы учета и признания неформального и информального обучения в России (в соответствии с подходами в странах ЕС) могут стать:
Вопросом, которому в рамках образования взрослых в последние годы уделяется повышенное внимание, является образование мигрантов. Миграция как явление, ставшее массовым в наши дни, превратилась в один из факторов, серьезно влияющих на социально-экономическую и политическую жизнь многих стран.
По данным европейской статистической службы Евростат, в 2008 г. в странах Европейского союза проживали 30,8 млн иностранцев. Среди этих людей 11,3 млн были гражданами одной из стран ЕС, постоянно проживающими в другой стране Евросоюза, остальные 19,5 млн человек были выходцами из государств, не входящих в ЕС, причем 6 миллионов представляли европейский континент, 4,7 млн – африканский, 3,7 млн – азиатский, 3,2 млн – американский.
По оценкам экспертов Парламентской
ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ),
к 2050 г. коренных европейцев станет на
68 миллионов меньше; чтобы закрыть эту
демографическую дыру и развивать экономику,
потребуется принять до 100 миллионов человек.
В предоставлении образовательных
услуг мигрантам участвуют
в Молдове.
Многие страны имеют двусторонние
соглашения (Испания – Болгария,
Испания – Румыния, Испания –
Колумбия), которые предусматривают
проведение образовательных и
С учетом роста миграционных
потоков на фоне негативного развития
демографической ситуации большое
внимание проблемам миграции уделяют
европейские страны. На общеевропейском
уровне и в отдельных странах
для интеграции мигрантов предпринимаются
необходимые меры, среди которых
важная роль отводится различным
программам обучения. Основную работу
по реализации программ обучения и
интеграции взрослых мигрантов через
обучение выполняют учебные заведения
различных уровней и
Для России актуальность проблемы
интеграции мигрантов обусловлена
значительным ростом прибывающих в
страну на работу иностранцев, большая
часть которых не обладает необходимыми
навыками и профессиональными
Согласно среднему варианту
прогноза Госкомстата РФ население
России к концу 2025 г. уменьшится до 137
млн человек. Пессимистический же вариант
при сохранении существующих тенденций
прогнозирует падение численности населения
до 125 млн человек [Предположительная…
2005: 8, 116]. Прогноз ООН
определяет население России на конец
2025 г. в 130 млн человек. По оценкам Центра
миграционных исследований (сайт http://migrocenter.ru),
в период до 2026 г. естественная убыль трудоспособного
населения России, если оно не будет пополняться
мигрантами, превысит 18 млн человек.
За последние годы в структуре трудовой миграции произошли существенные изменения: по данным выборочных опросов трудовых мигрантов из стран СНГ, 50 % мигрантов не имеют профессионального образования. Однако важнее другое: образование, которое имеют мигранты, на российском рынке труда не востребовано, поскольку реальный уровень их профессиональной подготовки не соответствует современным условиям.
сегодня Россия сталкивается с качественно иной миграцией по сравнению с началом века, следует учитывать сложившееся предложение со стороны стран-доноров и то, что достаточного количества «нужных» мигрантов, скорее всего, просто не окажется в наличии. Это говорит о том, что приводить предложение в соответствие с российским спросом придется самой России путем переобучения мигрантов, развития образовательной миграции и т. п. Требуется расширять возможности профессионального переобучения и повышения квалификации трудовых мигрантов, поскольку России вряд ли удастся получить такую миграцию, которая будет в точности соответствовать потребностям экономики.
В условиях глобализации необходимо
учитывать позитивный экономический
эффект от миграции работников высокой
квалификации как канала накопления
человеческого капитала, который
в современных условиях является
главным фактором экономического роста.
В то время как индустриально
развитые страны сегодня конкурируют
за специалистов в сфере инновационных
технологий, Россия не предпринимает
необходимых мер в этом направлении.
Стратегическая задача, стоящая сегодня
перед страной, – формирование конкурентоспособной
программы привлечения в страну
высококвалифицированных
Миграция работников высокой
квалификации является важным источником
накопления человеческого капитала,
основного ресурса современного
развития.
В основных принимающих странах действуют
специальные режимы, облегчающие миграцию
высококвалифицированным работникам,
а также студентам, предпринимателям и
инвесторам.
Основными конкурентами на
этом рынке являются США, Канада, Австралия
и европейские государства. Наиболее
высока доля высококвалифицированных
иностранных работников в общей численности
занятых в Австралии – 9,9 %.
В Канаде данный показатель составляет
7,3 %, в Швейцарии – 5,3 %, в США – 3,2 %. В Европейском
союзе специально введены так называемые
«голубые карты», облегчающие въезд и
проживание на территории европейских
государств для рассматриваемой категории
мигрантов. Анализ структуры трудовой
миграции в Россию показывает, что наша
страна не является привлекательной для
высококвалифицированных специалистов.
Опыт европейских стран
демонстрирует, что эффективность
политики интеграции мигрантов в
общество может быть достигнута через
осознание необходимости интегр
Как уже отмечалось, в
европейских странах
финансируемыми на конкурсной основе,
обучение для мигрантов не является платным,
что снижает уровень коррупции в этой
сфере. С другой стороны, такое обучение
не является обязательным, а лишь призвано
быть дополнительным инструментом, используемым
для интеграции мигрантов. Все это означает
дополни-тельные расходы для государства,
но расходы на нейтрализацию последствий
неинтегрированности мигрантов в России
могут быть намного больше.
В России некоторые неправительственные
организации реализуют проекты
по обучению мигрантов, но эти проекты
малочисленны. На различных курсах,
кружках по изучению русского языка,
которые создавали для
Предпринимаемые сегодня попытки повысить профессиональный и культурный уровень трудовых мигрантов и тем самым помочь им адаптироваться (или интегрироваться) в России значительного эффекта не имеют и на общую ситуацию практически не влияют.
Необходимость обучения и переобучения взрослых мигрантов становится все более актуальной. Миграционная политика, регулирование рынка труда и профессиональное образование существуют отдельно, несмотря на проблемы в смежных секторах, практически не предпринимается усилий для того, чтобы решить их взаимосвязано. По мнению разработчиков Концепции миграционной политики, «в соответствии с возрастающей долей мигрантов на нашем рынке труда должна резко измениться политика в области профессионального образования. Вместо того, чтобы жаловаться, какие неподготовленные едут к нам мигранты, мы должны скоростным методом, на кратких курсах, обучать их тем профессиям, которые нам требуются».
Значительный рост доли взрослого населения, участвующего в различных формах обучения в рамках формальной системы образования и за ее пределами, подтверждает востребованность усилий по развитию образования взрослых со стороны государств, международных и национальных организаций, неправительственных структур.
Образование взрослых является
важной отраслью образования, способной
решать насущные задачи социально-экономического
и политического развития. Увеличение
средней продолжительности
Информация о работе Современная тенденция развития образования взрослых в мире