Современная тенденция развития образования взрослых в мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 01:29, реферат

Краткое описание

В эпоху растущей глобализации перед миром возникают не только новые возможности, но и новые вызовы. Наряду со структурными социально-экономическими сдвигами, политическими переменами формируется экономика знаний с ее новой рабочей средой, иными формами организации общества и каналами коммуникации, что делает еще более насущными потребности в обновлении и адаптации коллективных и индивидуальных навыков и умений.

Файлы: 1 файл

образование взрослых.docx

— 38.26 Кб (Скачать)

В рамках проекта Комитета по образованию ОЭСР «Признание результатов  неформального и информального образования и создание системы перезачета кредитов» (Recognition of Non-formal and Informal Learning and Credit Transfer) признание результатов указанных форм обучения рассматривается как процесс, ведущий к достижению выгод и преимуществ экономического, социального, психологического и образовательного характера.

Проект был реализован в 2005–2007 гг. в три этапа, включая  сбор и анализ полученных данных, страновые визиты экспертов ОЭСР, подготовку промежуточных и итогового отчета по результатам исследования, а также разработку практических рекомендаций и мониторинг процесса внедрения системы признания результатов неформального образования.

Анализ современного опыта  европейских стран позволяет  выделить следующие факторы, способные  обеспечить успешное проведение процедур признания результатов неформального  и информального обучения:

• активное сотрудничество и консультации;

• достаточное финансовое и кадровое обеспечение;

• подготовка и обучение кадров, участвующих в реализации соответствующей политики и законодательных инициатив;

• использование четких ориентиров, таких как квалификационные уровни и стандарты;

• разработка методик, ориентированных  на образовательные результаты;

• обеспечение качества, мониторинга и оценки в целях  обеспечения объективности и  достоверности результатов;

• обучение на основе чужого опыта и обмена опытом.

Во многих странах ОЭСР действуют программы по оценке предшествующего  уровня обучения, нацеленные на предоставление взрослым возможности продолжать образование  с того уровня, которым они реально  обладают, а не на основе формально  присвоенной квалификации. В Норвегии, например, взрослые официально могут  претендовать на то, чтобы результаты их неформального обучения были оценены  и признаны, обычно это достигается  путем сдачи специальных квалификационных экзаменов.

В Российской Федерации в  настоящее время отсутствует  стандартная система оценки и  признания результатов неформализованного обучения. Создание системы учета  и признания неформального и  информального обучения, соответствующей современным потребностям образования и рынка труда в России, предполагает выполнение ряда необходимых мер. Эти виды обучения должны быть признаны полноценными наряду с формальным обучением как части системы непрерывного образования. Такой подход демонстрируют страны с развитой системой непрерывного образования.

Перспективы создания системы учета и признания неформального и информального образования в стране в значительной мере обусловлены изменениями в системе профессионального образования, в частности ростом доли неформального и информального обучения. Если ситуация останется прежней, востребованность подобной системы будет минимальной. В то же время существует и обратная связь: если человек будет знать, что результаты его обучения вне формальной системы образования могут быть зафиксированы (учтены) и оценены (признаны), появляется мотивация для профессионального развития с использованием неформального и информального обучения. Поскольку процедура учета и признания неформального и информального образования связана с сертификацией компетенций, решение вопроса о признании результатов неформального и информального обучения может быть связано с планируемым созданием сети центров сертификации квалификаций.

Основными принципами (требованиями) при разработке системы учета и признания неформального и информального обучения в России (в соответствии с подходами в странах ЕС) могут стать:

  • Индивидуальный подход: идентификация и валидация неформального и информального обучения должны быть добровольными для каждого гражданина. Должны обеспечиваться равный доступ и равные и справедливые условия для всех граждан. Необходимо уважать частные дела и права граждан.
  • Обязательства заинтересованных сторон: заинтересованные стороны должны создать в соответствии со своими правами, обязанностями и компетенциями системы и подходы к идентификации и валидации неформального и информального обучения. Они должны включать соответствующие механизмы обеспечения качества. Заинтересованные стороны должны обеспечить руковод-ство, консультации и информацию о данных механизмах для всех граждан.
  • Уверенность и доверие: процессы, процедуры и критерии идентификации и валидации неформального и информального обучения должны быть справедливыми, прозрачными и подкрепленными механизмами обеспечения качества.
  • Авторитет и легитимность: системы и подходы к идентификации и валидации неформального и информального обучения должны уважать законные интересы, обеспечивающие сбалансированное участие соответствующих заинтересованных сторон.

Вопросом, которому в рамках образования взрослых в последние  годы уделяется повышенное внимание, является образование мигрантов. Миграция как явление, ставшее массовым в  наши дни, превратилась в один из факторов, серьезно влияющих на социально-экономическую  и политическую жизнь многих стран.

По данным европейской  статистической службы Евростат, в 2008 г. в странах Европейского союза проживали 30,8 млн иностранцев. Среди этих людей 11,3 млн были гражданами одной из стран ЕС, постоянно проживающими в другой стране Евросоюза, остальные 19,5 млн человек были выходцами из государств, не входящих в ЕС, причем 6 миллионов представляли европейский континент, 4,7 млн – африканский, 3,7 млн – азиатский, 3,2 млн – американский.

По оценкам экспертов Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ),  
к 2050 г. коренных европейцев станет на 68 миллионов меньше; чтобы закрыть эту демографическую дыру и развивать экономику, потребуется принять до 100 миллионов человек.

В предоставлении образовательных  услуг мигрантам участвуют государственные, муниципальные и международные  организации, работодатели. Например, в рамках проекта Международной организации по миграции (МОМ) проводятся предвыездная подготовка и культурная ориентация для иностранных работников непосредственно в странах исхода (в частности, в странах Латинской Америки), которые заключаются в том, что до выезда в Канаду иностранные работники проходят курсы базового изучения английского языка, а также курсы по культурной ориентации и интеграции. По соглашению с итальянским правительством МОМ проводит курсы по изучению языка и предвыездной культурной ориентации в целях подготовки сиделок и работников по уходу за больными и престарелыми  
в Молдове.

Многие страны имеют двусторонние соглашения (Испания – Болгария, Испания – Румыния, Испания –  Колумбия), которые предусматривают  проведение образовательных и информационных программ (курсов) для потенциальных  мигрантов с целью информирования об основных правах и обязанностях в странах трудоустройства, предотвращения рисков нелегальной занятости, использования  поддельных документов, а также снижения рисков использования нелегальных  каналов трудоустройства. Обязательства  по проведению данных образовательных  программ и информационных кампаний лежат как на сторонах, привлекающих иностранных работников, так и  на странах исхода.

С учетом роста миграционных потоков на фоне негативного развития демографической ситуации большое  внимание проблемам миграции уделяют  европейские страны. На общеевропейском  уровне и в отдельных странах  для интеграции мигрантов предпринимаются  необходимые меры, среди которых  важная роль отводится различным  программам обучения. Основную работу по реализации программ обучения и  интеграции взрослых мигрантов через  обучение выполняют учебные заведения  различных уровней и неправительственные  организации (НКО). Эти неправительственные  организации могут быть непосредственно  связаны с образованием взрослых или заниматься оказанием помощи мигрантам, реализуя образовательные программы для взрослых как компонент своей работы.

Для России актуальность проблемы интеграции мигрантов обусловлена  значительным ростом прибывающих в  страну на работу иностранцев, большая  часть которых не обладает необходимыми навыками и профессиональными компетенциями, востребованными на рынке труда. Миграция играет все большую роль в демографическом, экономическом  и культурном развитии страны, в  ближайшие десятилетия ее значение еще более усилится.

Согласно среднему варианту прогноза Госкомстата РФ население  России к концу 2025 г. уменьшится до 137 млн человек. Пессимистический же вариант при сохранении существующих тенденций прогнозирует падение численности населения до 125 млн человек [Предположительная… 2005: 8, 116]. Прогноз ООН  
определяет население России на конец 2025 г. в 130 млн человек. По оценкам Центра миграционных исследований (сайт http://migrocenter.ru), в период до 2026 г. естественная убыль трудоспособного населения России, если оно не будет пополняться мигрантами, превысит 18 млн человек.

За последние годы в  структуре трудовой миграции произошли  существенные изменения: по данным выборочных опросов трудовых мигрантов из стран  СНГ, 50 % мигрантов не имеют профессионального  образования. Однако важнее другое: образование, которое имеют мигранты, на российском рынке труда не востребовано, поскольку  реальный уровень их профессиональной подготовки не соответствует современным  условиям.

сегодня Россия сталкивается с качественно иной миграцией по сравнению с началом века, следует учитывать сложившееся предложение со стороны стран-доноров и то, что достаточного количества «нужных» мигрантов, скорее всего, просто не окажется в наличии. Это говорит о том, что приводить предложение в соответствие с российским спросом придется самой России путем переобучения мигрантов, развития образовательной миграции и т. п. Требуется расширять возможности профессионального переобучения и повышения квалификации трудовых мигрантов, поскольку России вряд ли удастся получить такую миграцию, которая будет в точности соответствовать потребностям экономики.

В условиях глобализации необходимо учитывать позитивный экономический  эффект от миграции работников высокой  квалификации как канала накопления человеческого капитала, который  в современных условиях является главным фактором экономического роста. В то время как индустриально  развитые страны сегодня конкурируют  за специалистов в сфере инновационных  технологий, Россия не предпринимает  необходимых мер в этом направлении. Стратегическая задача, стоящая сегодня  перед страной, – формирование конкурентоспособной  программы привлечения в страну высококвалифицированных специалистов.

Миграция работников высокой  квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, основного ресурса современного развития.  
В основных принимающих странах действуют специальные режимы, облегчающие миграцию высококвалифицированным работникам, а также студентам, предпринимателям и инвесторам.

Основными конкурентами на этом рынке являются США, Канада, Австралия  и европейские государства. Наиболее высока доля высококвалифицированных  иностранных работников в общей численности занятых в Австралии – 9,9 %.  
В Канаде данный показатель составляет 7,3 %, в Швейцарии – 5,3 %, в США – 3,2 %. В Европейском союзе специально введены так называемые «голубые карты», облегчающие въезд и проживание на территории европейских государств для рассматриваемой категории мигрантов. Анализ структуры трудовой миграции в Россию показывает, что наша страна не является привлекательной для высококвалифицированных специалистов.

Опыт европейских стран  демонстрирует, что эффективность  политики интеграции мигрантов в  общество может быть достигнута через  осознание необходимости интеграции мигрантов через обучение.

Как уже отмечалось, в  европейских странах образовательные  программы реализуются неправительственными организациями или учебными заведениями,  
финансируемыми на конкурсной основе, обучение для мигрантов не является платным, что снижает уровень коррупции в этой сфере. С другой стороны, такое обучение не является обязательным, а лишь призвано быть дополнительным инструментом, используемым для интеграции мигрантов. Все это означает дополни-тельные расходы для государства, но расходы на нейтрализацию последствий неинтегрированности мигрантов в России могут быть намного больше.

В России некоторые неправительственные  организации реализуют проекты  по обучению мигрантов, но эти проекты  малочисленны. На различных курсах, кружках по изучению русского языка, которые создавали для мигрантов  общественные, религиозные, национальные объединения, в 2008 г. обучалось 618 иностранных  граждан, в 2009 г. 657 иностранных граждан  изучали русский язык благодаря  усилиям НПО, в 2010 г. – 958 человек. Одна из общественных организаций в сотрудничестве с Федеральной миграционной службой в настоящее время в рамках домиграционной подготовки организует обучение русскому языку потенциальных трудовых мигрантов в Киргизии и Таджикистане. В рамках этого проекта будет обучаться небольшое количество студентов профессионально-технических училищ, по 100 человек в Киргизии и Таджикистане. Параллельно с изучением русского языка они получат рабочую специальность с последующим адресным трудоустройством в России.

Предпринимаемые сегодня  попытки повысить профессиональный и культурный уровень трудовых мигрантов  и тем самым помочь им адаптироваться (или интегрироваться) в России значительного  эффекта не имеют и на общую  ситуацию практически не влияют.

Необходимость обучения и  переобучения взрослых мигрантов становится все более актуальной. Миграционная политика, регулирование рынка труда  и профессиональное образование  существуют отдельно, несмотря на проблемы в смежных секторах, практически  не предпринимается усилий для того, чтобы решить их взаимосвязано. По мнению разработчиков Концепции миграционной политики, «в соответствии с возрастающей долей мигрантов на нашем рынке труда должна резко измениться политика в области профессионального образования. Вместо того, чтобы жаловаться, какие неподготовленные едут к нам мигранты, мы должны скоростным методом, на кратких курсах, обучать их тем профессиям, которые нам требуются».

Значительный рост доли взрослого  населения, участвующего в различных  формах обучения в рамках формальной системы образования и за ее пределами, подтверждает востребованность усилий по развитию образования взрослых со стороны государств, международных  и национальных организаций, неправительственных  структур.

Образование взрослых является важной отраслью образования, способной  решать насущные задачи социально-экономического и политического развития. Увеличение средней продолжительности образования  взрослого населения всего лишь на один год в долгосрочном плане  ведет к увеличению экономического роста на 3,7 % и к повышению доходов  на душу населения на 6 %, отмечается в Итоговой декларации 6-й международной  конференции ЮНЕСКО по образованию  взрослых КОНФИНТЕА VI.

Информация о работе Современная тенденция развития образования взрослых в мире