Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 01:29, реферат
В эпоху растущей глобализации перед миром возникают не только новые возможности, но и новые вызовы. Наряду со структурными социально-экономическими сдвигами, политическими переменами формируется экономика знаний с ее новой рабочей средой, иными формами организации общества и каналами коммуникации, что делает еще более насущными потребности в обновлении и адаптации коллективных и индивидуальных навыков и умений.
В эпоху растущей глобализации перед миром возникают не только новые возможности, но и новые вызовы. Наряду со структурными социально-экономическими сдвигами, политическими переменами формируется экономика знаний с ее новой рабочей средой, иными формами организации общества и каналами коммуникации, что делает еще более насущными потребности в обновлении и адаптации коллективных и индивидуальных навыков и умений.
Образование взрослых представляет собой важнейшую меру, которая необходима в ответ на те вызовы, с которыми мы сталкиваемся. Образование взрослых является ключевым компонентом целостной и всеобъемлющей системы обучения и образования на протяжении всей жизни.
По оценкам экспертов
Организации экономического сотрудничества
и развития (ОЭСР), с учетом развития
демографической ситуации в развитых
странах к 2050 г. подавляющая часть
образовательных практик в
В теории и практике непрерывного
образования сформулированы ключевые
принципы, на основе которых развивается
современное образование
1. Новые базовые знания и навыки для всех.
2. Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы.
3. Инновационные методики преподавания и обучения.
4. Новая система оценки полученного образования.
5. Развитие наставничества и консультирования.
6. Приближение образования к дому.
Тема образования взрослых с каждым годом становится все более актуальной, во многих странах разрабатываются национальные стратегии и государственные программы развития образования взрослых. Проявляется общая тенденция значительного расширения участия взрослых в различных формах обучения, подготовки и переподготовки.
По данным ежегодного обзора основных показателей ОЭСР в сфере образования [Education… 2011] (опубликован в сентябре 2011 г., подготовлен отделом анализа и индикаторов Директората по образованию ОЭСР при участии Секретариата по образованию и Центра по исследованиям и инновациям в образовании ОЭСР), в странах – членах ОЭСР в среднем 40 % взрослых участвует в программах формального и неформального образования.
В соответствии со сложившейся
в международном
При рассмотрении понятий, используемых
в разных странах для определения
«образования взрослых» (ОВ), можно
сделать вывод, что единой и общепринятой
трактовки данного термина не
существует, есть лишь общие подходы,
которые отражены в различных
международных документах. Согласно
определению Коммюнике Комиссии
Европейских Обществ [Обучение… 2006],
обучением взрослых можно считать
все формы такого обучения, в котором
принимают участие взрослые, после
того как вышли из образовательно-
Международные тенденции
развития образования взрослых указывают
общий вектор движения, актуальные
проблемы и пути их решения. Один из
подходов к развитию образования
взрослых в современных условиях,
разделяемых мировым
Перспективы развития системы
образования взрослых международные
организации и правительства
стран связывают с разработкой
специальных стратегий и
В Глобальном отчете по образованию
и просвещению взрослых, который
основывается на 154 национальных отчетах,
подготовленных государствами –
членами ЮНЕСКО к 6-й Конференции
по образованию взрослых CONFINTEA VI, подчеркивается,
что политика в области образования
взрослых определяется множеством факторов
– национальными социально-
Анализ международных
документов, публикаций российских и
зарубежных исследователей, связанных
с развитием системы
Правительства западных стран оказывают помощь в развитии разных форм дополнительного образования взрослых, понимая важность повышения квалификации рабочей силы и соответствия образовательного уровня населения прогрессивным изменениям в различных областях техники, производства, культуры в целом. Ответом на новые профессиональные потребности экономики явились специальные программы профессиональной подготовки и переподготовки взрослого населения.
В различных странах используется система мер, обеспечивающая приближение образования к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов, создания просветительских центров в школах, вузах, библиотеках, клубах, религиозных центрах, на рабочих местах, а также на основе информационных технологий.
В условиях старения населения большинства развитых стран усиление внимания к потребностям и возможностям образовательной деятельности пожилых людей привело к развитию нового образовательного направления – Университета третьего возраста, объединяющего возрастную группу пенсионеров и дающую им возможность дополнительной познавательной деятельности и передачи своих собственных знаний и богатого опыта другим. Создаются также специальные программы по подготовке пожилых людей к пенсии и использованию дополнительного свободного времени после выхода на заслуженный отдых. Все это свидетельствует о расширении возрастных границ населения, охваченного образовательной деятельностью.
Важную роль в развитии системы образования взрослых призвана сыграть Программа международной оценки компетенций взрослых (Programme for the International Assessment of Adult Competencies, PIAAC). PIAAC представляет собой программу многоэтапной оценки профессиональных навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста в странах ОЭСР. Исследование затронет взрослое население (включая незанятое) в возрасте 16–64 лет, в каждой стране планируется опросить около пяти тысяч человек.
Масштабы системы образования взрослых, приоритеты и направления развития в конкретных странах существенно отличаются.
В Германии насчитывается свыше 2000 аккредитованных государством и поддерживаемых из бюджетных средств учреждений, занимающихся образованием взрослых. Примерно столько же организаций образования взрослых работает при предприятиях, промышленной, индустриальной, торговой и ремесленной палатах. Кроме того, действуют многочисленные частные коммерческие учреждения образования взрослых.
В Финляндии система обучения для взрослых включает формальное и неформальное образование, а также так называемое либеральное образование (liberal education). Формальное образование состоит из основного общеобразовательного и профессионального обучения. Профессиональное дополнительное обучение относится к сфере неформального образования. В рамках либерального образования взрослому населению предоставляется возможность повысить уровень образования и практических навыков, требующихся в обычной жизни, и это является добровольной культурно-просветительной работой.
В целом по ЕС охват различными
образовательными программами населения
в возрасте 25–64 лет растет: в 2003 г.
он составлял 8,5 %, а к 2008 г. увеличился до
9,6 %; страновые показатели существенно
отличаются:
в 2008 г. их значение варьировалось от 1,4
% в Болгарии до 32,4 % в Швеции.
В странах Юго-Восточной
Европы в образовании взрослых акцент
делается на профессионально-техническое
образование и подготовку. Стратегии
развития профессионального образования
и обучения имеются в большинстве
стран, в то время как стратегий
развития образования взрослых до сих
пор нет либо они находятся
в процессе разработки. Основная группа
организаторов и поставщиков
образовательных услуг для
В России образование взрослых
рассматривается
Однако все существующие в стране формы обучения взрослых организационно и административно находятся в различном подчинении, оторваны друг от друга и не объединены единой государственной политикой, соответствующими управленческими и координирующими структурами, теоретическими и научно-методическими принципами обучения. Предпринимаемые попытки по образованию и просвещению взрослого населения за пределами формального образования (общество «Знание», местные инициативы, компьютерные курсы, досуговые центры, народные школы и университеты) значительного эффекта не имеют и на общую ситуацию практически не влияют.
Несмотря на то, что в большинстве стран растет многообразие программ обучения и образования взрослых, наиболее активно развиваются дополнительное профессиональное образование и подготовка.
Степень вовлеченности взрослого населения европейских стран в программы дополнительного профессионального образования варьируется от 14 % занятых в Греции до почти 60 % в Чешской Республике, причем наибольшие темпы роста показывают «новые» члены ЕС, наращивая долю занятых в программах ДПО, постепенно догоняя средние показатели по ЕС.
Масштабы ДПО в Российской
Федерации характеризуются
Важной составляющей системы образования взрослых является неформальное и информальное обучение. Развитие обучения вне формального образования в значительной мере зависит от наличия системы признания полученных таким образом результатов. С ростом сегмента неформального и информального обучения в образовании взрослых все более востребованным становится создание системы учета и признания этих видов обучения, которые во многих странах официально считаются полноценными, как часть системы непрерывного образования наряду с формальным обучением. Признание неформального и информального обучения позволяет сделать видимыми результаты, полученные за пределами формального обучения, и тем самым придать гибкость образовательным траекториям.
кроме того, актуальность и востребованность мер по учету и признанию неформального и информального обучения во многих странах обусловлены тем, что доля этих видов образования составляет до половины обучения в рамках системы продолженного образования.
Признание неформального и информального обучения все чаще рассматривается в качестве механизма совершенствования систем образования на протяжении всей жизни. Вовлеченность большого числа стран в деятельность ОЭСР в этой сфере и участие членов Еврокомиссии в рабочей группе по признанию результатов обучения указывает на то, что признание результатов обучения рассматривается в качестве важной составляющей государственной политики стран в области образования, подготовки и занятости.
Информация о работе Современная тенденция развития образования взрослых в мире