Современная тенденция развития образования взрослых в мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 01:29, реферат

Краткое описание

В эпоху растущей глобализации перед миром возникают не только новые возможности, но и новые вызовы. Наряду со структурными социально-экономическими сдвигами, политическими переменами формируется экономика знаний с ее новой рабочей средой, иными формами организации общества и каналами коммуникации, что делает еще более насущными потребности в обновлении и адаптации коллективных и индивидуальных навыков и умений.

Файлы: 1 файл

образование взрослых.docx

— 38.26 Кб (Скачать)

В эпоху растущей глобализации перед миром возникают не только новые возможности, но и новые  вызовы. Наряду со структурными социально-экономическими сдвигами, политическими переменами формируется экономика знаний с ее новой рабочей средой, иными формами организации общества и каналами коммуникации, что делает еще более насущными потребности в обновлении и адаптации коллективных и индивидуальных навыков и умений.

Образование взрослых представляет собой важнейшую меру, которая  необходима в ответ на те вызовы, с которыми мы сталкиваемся. Образование взрослых является ключевым компонентом целостной и всеобъемлющей системы обучения и образования на протяжении всей жизни.

По оценкам экспертов  Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), с учетом развития демографической ситуации в развитых странах к 2050 г. подавляющая часть  образовательных практик в формальной системе образования и за ее пределами  будет связана со взрослым населением (более 600 млн человек). Данные международной статистики и экспертные оценки свидетельствуют о необходимости развития образования взрослых и приоритетности этого направления в национальных системах образования.

В теории и практике непрерывного образования сформулированы ключевые принципы, на основе которых развивается  современное образование взрослых:

1. Новые базовые знания  и навыки для всех.

2. Увеличение инвестиций  в человеческие ресурсы.

3. Инновационные методики  преподавания и обучения.

4. Новая система оценки  полученного образования.

5. Развитие наставничества  и консультирования.

6. Приближение образования  к дому.

Тема образования взрослых с каждым годом становится все  более актуальной, во многих странах  разрабатываются национальные стратегии  и государственные программы  развития образования взрослых. Проявляется  общая тенденция значительного  расширения участия взрослых в различных  формах обучения, подготовки и переподготовки.

По данным ежегодного обзора основных показателей ОЭСР в сфере  образования [Education… 2011] (опубликован в сентябре 2011 г., подготовлен отделом анализа и индикаторов Директората по образованию ОЭСР при участии Секретариата по образованию и Центра по исследованиям и инновациям в образовании ОЭСР), в странах – членах ОЭСР в среднем 40 % взрослых участвует в программах формального и неформального образования.

В соответствии со сложившейся  в международном образовательном  сообществе практикой принято выделять три вида образовательной деятельности, которые относятся и к образованию  взрослых: формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома или аттестата; неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером; информальное (спонтанное) образование – индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер.

При рассмотрении понятий, используемых в разных странах для определения  «образования взрослых» (ОВ), можно  сделать вывод, что единой и общепринятой трактовки данного термина не существует, есть лишь общие подходы, которые отражены в различных  международных документах. Согласно определению Коммюнике Комиссии Европейских Обществ [Обучение… 2006], обучением взрослых можно считать  все формы такого обучения, в котором  принимают участие взрослые, после  того как вышли из образовательно-подготовительной системы (даже при получении образования, например третьей степени, высшего).

Международные тенденции  развития образования взрослых указывают  общий вектор движения, актуальные проблемы и пути их решения. Один из подходов к развитию образования  взрослых в современных условиях, разделяемых мировым сообществом, был сформулирован в Итоговой декларации 6-й международной конференции  ЮНЕСКО по образованию взрослых CONFINTEA VI, где подчеркивается, что «обучение  и образование взрослых играют важнейшую  роль в поиске решений современных  проблем в области культуры, экономики, политики и общественных отношений». В документе акцентируется важность отношения к этому направлению  образования в более широком  контексте устойчивого развития и подчеркивается, что эффективность  политики, управления и финансирования, участие, инклюзивность, равенство и качество являются необходимыми условиями того, чтобы взрослые могли реализовать свое право на образование.

Перспективы развития системы  образования взрослых международные  организации и правительства  стран связывают с разработкой  специальных стратегий и национальных программ (планов), а также последовательной государственной политикой в  данной сфере.

В Глобальном отчете по образованию  и просвещению взрослых, который  основывается на 154 национальных отчетах, подготовленных государствами –  членами ЮНЕСКО к 6-й Конференции  по образованию взрослых CONFINTEA VI, подчеркивается, что политика в области образования  взрослых определяется множеством факторов – национальными социально-экономическими условиями, а также внешними факторами (финансовый кризис или влияние региональных и международных организаций). В  документе отмечается, что в 126 странах  разработана государственная политика в сфере образования взрослых. Однако содержание государственной  политики в данной сфере в различных  странах существенно отличается, лишь 56 стран (36 %) заявили, что с 1997 г. они начали проводить специальную  политику в области образования  взрослых, половина из этих стран (27) приходится на европейский регион.

Анализ международных  документов, публикаций российских и  зарубежных исследователей, связанных  с развитием системы образования  взрослых в Европе, позволяет сделать  вывод о существенных различиях  в положении дел в данной сфере  в отдельных странах. Например, в  исследовании «Европейское образование  взрослых за пределами ЕС», подготовленном и опубликованном в 2010 г. Институтом международного сотрудничества Немецкой ассоциации народных университетов  совместно с Европейской ассоциацией  образования взрослых (EAEA), отмечается, что «не во всех регионах Европы потенциал и важность образования  взрослых получает надлежащее внимание», «различия в странах-членах ЕС до сих пор велики. В то время как  в скандинавских странах, Ирландии и Нидерландах система образования  взрослых граждан сложна и хорошо финансируется, в других странах данная система практически отсутствует».

Правительства западных стран  оказывают помощь в развитии разных форм дополнительного образования взрослых, понимая важность повышения квалификации рабочей силы и соответствия образовательного уровня населения прогрессивным изменениям в различных областях техники, производства, культуры в целом. Ответом на новые профессиональные потребности экономики явились  специальные программы профессиональной подготовки и переподготовки взрослого населения.

В различных странах используется система мер, обеспечивающая приближение  образования к дому с помощью  сети учебных и консультационных пунктов, создания просветительских центров  в школах, вузах, библиотеках, клубах, религиозных центрах, на рабочих  местах, а также на основе информационных технологий.

В условиях старения населения  большинства развитых стран усиление внимания к потребностям и возможностям образовательной деятельности пожилых  людей привело к развитию нового образовательного направления –  Университета третьего возраста, объединяющего  возрастную группу пенсионеров и  дающую им возможность дополнительной познавательной деятельности и передачи своих собственных знаний и богатого опыта другим. Создаются также  специальные программы по подготовке пожилых людей к пенсии и использованию  дополнительного свободного времени после выхода на заслуженный отдых. Все это свидетельствует о расширении возрастных границ населения, охваченного образовательной деятельностью.

Важную роль в развитии системы образования взрослых призвана сыграть Программа международной оценки компетенций взрослых (Programme for the International Assessment of Adult Competencies, PIAAC). PIAAC представляет собой программу многоэтапной оценки профессиональных навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста в странах ОЭСР. Исследование затронет взрослое население (включая незанятое) в возрасте 16–64 лет, в каждой стране планируется опросить около пяти тысяч человек.

Масштабы системы образования  взрослых, приоритеты и направления  развития в конкретных странах существенно  отличаются.

В Германии насчитывается  свыше 2000 аккредитованных государством и поддерживаемых из бюджетных средств  учреждений, занимающихся образованием взрослых. Примерно столько же организаций  образования взрослых работает при  предприятиях, промышленной, индустриальной, торговой и ремесленной палатах. Кроме того, действуют многочисленные частные коммерческие учреждения образования взрослых.

В Финляндии система обучения для взрослых включает формальное и  неформальное образование, а также  так называемое либеральное образование (liberal education). Формальное образование состоит из основного общеобразовательного и профессионального обучения. Профессиональное дополнительное обучение относится к сфере неформального образования. В рамках либерального образования взрослому населению предоставляется возможность повысить уровень образования и практических навыков, требующихся в обычной жизни, и это является добровольной культурно-просветительной работой.

В целом по ЕС охват различными образовательными программами населения  в возрасте 25–64 лет растет: в 2003 г. он составлял 8,5 %, а к 2008 г. увеличился до 9,6 %; страновые показатели существенно отличаются:  
в 2008 г. их значение варьировалось от 1,4 % в Болгарии до 32,4 % в Швеции.

В странах Юго-Восточной  Европы в образовании взрослых акцент делается на профессионально-техническое  образование и подготовку. Стратегии  развития профессионального образования  и обучения имеются в большинстве  стран, в то время как стратегий  развития образования взрослых до сих  пор нет либо они находятся  в процессе разработки. Основная группа организаторов и поставщиков  образовательных услуг для взрослых представлена государственным сектором – министерства, национальные агентства, например государственное агентство  по оказанию услуг, центры занятости, учреждения формального образования, начальные  и средние школы, университеты, народные университеты, общественные центры профессионально-технической  подготовки и т. д.

В России образование взрослых рассматривается преимущественно  как дополнительное профессиональное образование (ДПО), что отражает реальную ситуацию: образование взрослых в  основном развивается как ДПО. В  последние годы инициативы, связанные  с образованием взрослых, начинают развиваться на местах, в регионах. Самостоятельные проекты, инициативы, идеи, разработанные рабочими группами и командами, позволяют начинать диалог со смежными сферами (культура, социальная сфера, общеобразовательная школа, повышение квалификации, общественные организации), а также с местными органами власти, включать их в совместные проекты в качестве непосредственных участников и соисполнителей.

Однако все существующие в стране формы обучения взрослых организационно и административно находятся в различном подчинении, оторваны друг от друга и не объединены единой государственной политикой, соответствующими управленческими и координирующими структурами, теоретическими и научно-методическими принципами обучения. Предпринимаемые попытки по образованию и просвещению взрослого населения за пределами формального образования (общество «Знание», местные инициативы, компьютерные курсы, досуговые центры, народные школы и университеты) значительного эффекта не имеют и на общую ситуацию практически не влияют.

Несмотря на то, что в  большинстве стран растет многообразие программ обучения и образования  взрослых, наиболее активно развиваются  дополнительное профессиональное образование  и подготовка.

Степень вовлеченности взрослого  населения европейских стран  в программы дополнительного  профессионального образования  варьируется от 14 % занятых в Греции до почти 60 % в Чешской Республике, причем наибольшие темпы роста показывают «новые» члены ЕС, наращивая долю занятых в программах ДПО, постепенно догоняя средние показатели по ЕС.

Масштабы ДПО в Российской Федерации характеризуются высокими темпами роста в определенных сегментах (например, корпоративное  и бизнес-образование), хотя сохраняется  заметное отставание от промышленно  развитых стран. По данным Росстата, в 2010 г. в различных программах ДПО  приняли участие 15,8 % от общей численности  работников, в том числе по возрастным группам: до 25 лет – 16,5 %; 25–30 лет  – 19,6 %; 31–45 лет – 18,3 %; старше 45 лет  –  12,2 %.

Важной составляющей системы  образования взрослых является неформальное и информальное обучение. Развитие обучения вне формального образования в значительной мере зависит от наличия системы признания полученных таким образом результатов. С ростом сегмента неформального и информального обучения в образовании взрослых все более востребованным становится создание системы учета и признания этих видов обучения, которые во многих странах официально считаются полноценными, как часть системы непрерывного образования наряду с формальным обучением. Признание неформального и информального обучения позволяет сделать видимыми результаты, полученные за пределами формального обучения, и тем самым придать гибкость образовательным траекториям.

кроме того, актуальность и востребованность мер по учету и признанию неформального и информального обучения во многих странах обусловлены тем, что доля этих видов образования составляет до половины обучения в рамках системы продолженного образования.

Признание неформального  и информального обучения все чаще рассматривается в качестве механизма совершенствования систем образования на протяжении всей жизни. Вовлеченность большого числа стран в деятельность ОЭСР в этой сфере и участие членов Еврокомиссии в рабочей группе по признанию результатов обучения указывает на то, что признание результатов обучения рассматривается в качестве важной составляющей государственной политики стран в области образования, подготовки и занятости.

Информация о работе Современная тенденция развития образования взрослых в мире