Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:25, контрольная работа
Роль психологии в практике обучения и воспитания была осознана задолго до оформления педагогической психологии в самостоятельную научную отрасль. Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег и др. подчеркивали необходимость построения педагогического процесса на основе психологических знаний о ребенке. Дистервег подчеркивал, что, только зная психологию и физиологию, педагог может обеспечить гармоническое развитие детей. В психологии он видел "основу науки о воспитании", и полагал, что человек обладает врожденными задатками, которым свойственно стремление к развитию. Задача воспитания - обеспечить такое самостоятельное развитие. Самодеятельность ученый понимал как активность, инициативу и считал ее важнейшей чертой личности. В развитии детской самодеятельности он видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования.[ 1]
Введение……………………………………………………………………….3
1. Соотношение обучения и развития……………………………………..5
1.1Проблемы педагогической психологии………………………………….9
1.2 Несколько подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития…………………………………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………..17
открыть ребенку предметы
и способы их употребления. Обучение
есть планомерная организация
способен обучаться, опираясь при этом на достигнутый уровень развития. Однако в самой концепции Л.С. Выготского подход к изучению «зоны ближайшего развития» только намечен, а современные исследователи трактуют это понятие неоднозначно.[4] Анализируя работы по данной проблеме, И.А. Корепанова выделила несколько направлений исследований. Одно из них связано с включением понятия «зоны ближайшего развития» в диагностику психического развития. Основным методологическим принципом, на котором должна основываться диагностика, включающая «зоны ближайшего развития», является специальным образом организованное сотрудничество ребенка со взрослым и сверстником. Традиционно способом определения «зоны ближайшего развития» является использование дозированной помощи при решении ребенком тестовой задачи. Взрослый оказывает помощь ребенку при возникновении у него трудностей. Тот ребенок, который с минимальной помощью взрослого решает задачу, имеет наибольшую. «зоны ближайшего развития» По мнению автора анализа, метод дозированной помощи связан с более глубокой диагностикой актуального развития, изучением механизмов, которые обеспечивают решение интеллектуальных задач. Этот метод показывает, что актуальный уровень развития также не гомогенен, он имеет определенную внутреннюю структуру. Помощь взрослого выступает как инструмент изучения этой индивидуальной, или возрастной, структуры.
Таким образом, особенности «зоны ближайшего развития», определяются тем, как сотрудничество со взрослым меняет и развивает «предметное» действие ребенка. При этом собственно уровень ЗБР связан с тем, насколько малое воздействие на одну из сторон КСР может вызвать большее изменение в другой. [ 5]
Л.С. Выготский кроме традиционных видов обучения (прямое и косвенное) выделял реактивное и спонтанное обучение. Оба вида обучения имеют сильные и слабые стороны. Однако чтобы любое обучение было личностно-ориентированным (где ребенок ощущает себя источником действия), необходимо учить детей превращать реактивное обучение в спонтанное, переосмысливать содержание. Принимая в качестве главной мысль Л.С. Выготского о том, что смысл первичен по отношению к значению, последователи культурно-исторической теории развития видят основную цель учителя в том, чтобы он обеспечил условия, в которых ребенок смог бы набраться индивидуального опыта в той культуре, в которой он растет. В данном контексте ЗБР задает направление развития и обучения.[3]
По классическому определению обучение, ориентированное на, «зоны ближайшего развития» на завтрашний день ребенка, и есть развивающее обучение (Л.В. Занков, В.В. Давыдов). Развивающее обучение должно быть ориентировано не на саму ЗБР, а на ее границы, расширяя их за счет социальной ситуации развития. В этой социальной ситуации развития необходим взрослый, который бы задавал планку, был в позиции «над» ребенком, а другой взрослый – в позиции «рядом». Это основа парной педагогики. Делая вывод из анализа современных исследований «зоны ближайшего развития», можно утверждать, что обучение называется развивающим только в том случае, если оно развивает саму зону ближайшего развития, т.е. ЗБР становится глубже и шире в результате обучения. ЗБР будем рассматривать как возможность создания ребенком совместной деятельности со взрослым.[ 6]
1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики [Текст]/ В.В. Анисимов. - М.: Просвещение, 2006. - 574 с.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст]/М.Р.Битянова. - М.: Генезис, 2001. - 340с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Л.С.Выготский. - СПб.: Питер, 2004. - 208с.
4. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст]/ Л.С.Выготский. - СПб.: Союз, 2002. - 129 с.
5. Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога [Текст]/ Е.И.Рогов. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 340 с.
6. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития [Текст]. - М.: Педагогика, 1995. - 378 с.
Содержание
Введение………………………………………………………
1. Соотношение обучения и развития……………………………………..5
1.1Проблемы педагогической психологии………………………………….9
1.2 Несколько подходов
к решению проблемы соотношения обучения
и развития…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………