Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 06:15, доклад
Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве. Да, творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество композитора и художника — а может быть, и куда более сложное. Вспомним, как гордился своей работой Волшебник в «Обыкновенном чуде» Евгения Шварца, приговаривая: «Подумаешь, сделать живое из мертвого. А вот из живого сделать еще более живое!..»
Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, направленное на решение определенных педагогических задач и реализацию педагогических функций. Между категориями «общение» и «деятельность» существует диалектическая взаимосвязь. Более того, можно утверждать, что имеются виды деятельности, которые принципиально строятся по законам общения. Очевидно, педагогическая деятельность — одна из них. Межличностные отношения в учебной группе должны формироваться педагогом целенаправленно в процессе педагогического общения. При этом на определенных — высших — стадиях ведущим источником становится саморазвитие коллектива. Но на начальных этапах центральное место в формировании высокого уровня межличностных отношений принадлежит педагогу. Эмпирически установлены различия в структуре общения преподавателей различного уровня педагогического мастерства. Так в структуре воздействий преподавателей высокого уровня на первом месте стоят воздействия организующего характера, а у преподавателя низкого уровня — дисциплинирующего. При этом организующие воздействия в структуре взаимодействия преподавателей низкого уровня занимают последнее ранговое место. Широта репертуара вербальных воздействий педагога на учащихся также связана с уровнем деятельности учителя и с уровнем понимания им личности учащегося. Отношение продолжительности речи преподавателя к продолжительности речи учащихся в течение занятия варьирует от 2,3 до 6,3, а среднее значение этого отношения больше 4. Чем более высок уровень профессионализма педагога, тем меньше диспропорциональность этого соотношения. Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной Я-концепции личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения являются важной стороной педагогического общения. Однако само поощрение может быть как эффективным, так и неэффективным.
Педагогическое
общение — это особенное
В
настоящее время проблема познания
педагогом личности учащегося приобрела
особую актуальность, ибо она непосредственно
связана с гуманистическими тенденциями,
составляющими доминанту современного
учебно-воспитательного процесса. Представляется
бесспорным тот факт, что между продуктивностью
педагогической деятельности и эффективностью
познания личности учащихся существует
тесная связь. Адекватное познание личности
часто затрудняется действием феномена
стереотипизации. Как и любой другой человек,
педагог почти никогда не осознает влияния
многих стереотипов на собственные оценки
учащихся. Действие стереотипов не может
быть однозначно оценено как негативное.
В межличностном познании стереотипы
играют негативную роль, если педагог
жестко следует им и если их влияние приобретает
абсолютный характер. Положительное же
значение стереотипы приобретают в том
случае, если педагог, опираясь на них,
дает лишь вероятную оценку личности учащегося.
Особая роль в процессе познания личности
и общения с учащимися принадлежит эмпатии.
Способность к сопереживанию не только
повышает адекватность восприятия «другого»,
но и ведет к установлению эффективных,
положительных взаимоотношений. В работе
с «трудными» подростками проявление
эмпатии имеет особое значение, так как
для многих из них сопереживание является
неудовлетворенной, дефицитной потребностью.
Важнейшую роль в процессе познания педагогом
личности учащегося играют механизмы
децентрации и идентификации. Со способностью
побороть свой эгоцентризм, взглянуть
на ситуацию не со своей позиции, а глазами
учащегося, со способностью понять и принять
точку зрения учащегося, наконец, встать
на его место и рассуждать с его позиции
в существенной мере связаны адекватность,
полнота и глубина познания его личности.
Все это возможно благодаря не только
изначальным педагогическим способностям,
но и специальным умениям, которые могут
быть сформированы в процессе профессиональной
психолого-педагогической подготовки.
Информация о работе Содержание профессионально-педагогической деятельности выпускника высшей школы