Социально-педагогическая деятельность по профилактике межличностной напряженности в трудовом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:45, дипломная работа

Краткое описание

Гуманизация как глобальное общественное явление, присущее концу ХХ – началу ХХI века, повлияла и на трудовые отношения, в частности, их социально-психологическую сторону. Человек в организации перестал рассматриваться лишь с точки зрения трудового ресурса. Современная политика в сфере труда рассматривает сотрудника как личность с ее разносторонним потенциалом. Все это связано с необходимостью не только глубокого изучения личности человека, его характера, способностей, но и его межличностных отношений

Файлы: 1 файл

Отчет (2).docx

— 47.36 Кб (Скачать)

Отчет

о прохождении преддипломной практики

Студентки  4 курса

Факультета  «Социальная педагогика»  ГОУ СамГУ 
 

Место проведения: ООО Шамс Элизеес г.о.Самара 

Тема  дипломной работы: «Социально-педагогическая деятельность по профилактике межличностной напряженности в трудовом коллективе» 
 

                                                  Выполнила:

                                                      Жданова Т.Н.                                                             

                                                                  

                                                                        Научный руководитель:

                                                                          
 
 
 

            Оценка___________________

                                                                                  Дата_____________________ 
 
 
 
 
 

Самара, 2012

     В период с 6 по 28 февраля я проходила практику в ООО Шамс Элизеес г.о.Самара, выступая в качестве специалиста исследующего особенности межличностной напряженности в трудовом коллективе и апробирующего комплексную программу по профилактике межличностной напряженности в трудовом коллективе.

     Гуманизация как глобальное общественное явление, присущее концу ХХ – началу ХХI века, повлияла и на трудовые отношения, в частности, их социально-психологическую сторону. Человек в организации перестал рассматриваться лишь с точки зрения трудового ресурса. Современная политика в сфере труда рассматривает сотрудника как личность с ее разносторонним потенциалом. Все это связано с необходимостью не только глубокого изучения личности человека, его характера, способностей, но и его межличностных отношений.

     Межличностной напряженности в трудовой сфере, как к особому феномену начали уделять внимание сравнительно недавно. Между тем, межличностная напряженность  в трудовых коллективах нередко  оказывает определяющее влияние  на качество их деятельности. Возникают  значительные трудности на пути выполнения поставленных задач и достижения стратегических целей организации. Разбалансировка взаимосвязей групповой  деятельности по причине деструктивного межличностных отношений в коллективе неизбежно ведет к потере эффективности  качества деятельности, возрастанию  личной неудовлетворенности у каждого  члена коллектива, текучести кадров и других негативных последствий.

     Исследование  межличностной напряженности в трудовом коллективе представляет собой естественный эксперимент, который состоит из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

     Составленный  социальный паспорт даёт представление  о некоторых социальных особенностях, значимых с точки зрения поставленных задач (таблица 1).

     Таблица 1.

Характеристика  выборки

 
Ф.И.О
Пол Возраст Стаж Образование Должность
1. К.А.Ю ж 47 12 лет высшее начальник отдела
2. Б.Д.Н м 25 1 год высшее менеджер
3. В.И.М м 35 6 лет высшее менеджер
4. М.Н.Н ж 27 3 года средне-специальное помощник руководителя
5. Б.А.К ж 24 1 год неоконченное  высшее администратор
6. Е.А.А м 43 11 лет высшее менеджер
7. В.Д.И м 26 4 года высшее продавец-консультант
8. С.Р.Х м 37 8 лет средне-специальное продавец-консультант
9. Г.П.П. ж 34 8 лет средне-специальное продавец-консультант
10. Г.М.Ю ж 45 10 лет высшее бухгалтер
11. П.Л.К ж 26 3 года высшее продавец
12. М.Т.К ж 32 6 лет высшее бухгалтер
13. Ю.Н.Б ж 28 3 года высшее менеджер
14. А.В.И ж 40 8 лет высшее менеджер
15. С.Т.Н ж 24 1 год неоконченное  высшее продавец-консультант

 

     Как видно из приведённой таблицы, возраст  всей выборки 24-47 лет. Большинство сотрудников женщины. Стаж работы от 1 года до 12 лет. У большинства сотрудников высшее образование. В коллективе преобладают менеджеры и продавцы-консультанты.

     На  основе теоретического анализа было спланировано и проведено эмпирическое исследование, целью которого стала  диагностика межличностной напряженности  в трудовом коллективе. В работе использовались следующие методы и методики исследования:

     1. Методика оценки психологической  атмосферы в коллективе (автор  А.Ф. Фидлер). Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала.

     2. Методика «Субъективная оценка межличностных отношений» (автор С.В.Духновский) представляет собой психодиагностический инструмент для измерения характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок обследуемого. Индикаторами дисгармоничности отношений выступают напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях между людьми.

     3. Методика изучения коммуникативных  навыков (автор Н.Д.Творогов). Цель: измерение уровня развития коммуникативной компетентности.

     Первый  этап исследования, в виде констатирующего  эксперимента был направлен на изучение уровня межличностной напряженности  среди сотрудников ООО Шамс Элизеес. С этой целью была проведена диагностика по указанным методикам:

     Результаты, полученные по методики оценки психологической атмосферы в коллективе Ф.Фидера представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Уровни  благоприятности психологической  атмосферы в коллективе сотрудников  ООО Шамс Элизеес  (в % от всей выборки)

Уровни психологической атмосферы Кол-во испытуемых от всей выборки
1. Высокий уровень 20
2. Средний уровень 40
3. Низкий уровень 40

 

     Как видно из приведенной таблицы  лишь три испытуемых (20%) оценивают  психологическую атмосферу в  коллективе как благоприятную. Эти испытуемые считают, что в коллективе преобладают дружелюбие, теплота, сотрудничество, взаимная поддержка. Средний и низкий уровень благоприятности психологической атмосферы оценивается 40% испытуемых и в том и в другом случае. Таким образом, подавляющее большинство сотрудников (80% в сумме) не считают атмосферу в своем коллективе достаточно благоприятной. Причем почти половина из них оценивает ее как неблагоприятную. Эти испытуемые воспринимают психологическую атмосферу в коллективе как недоброжелательную, равнодушную, холодную.

     Анализ  результатов полученных по методики оценки межличностных отношений, автор  С.В.Духновский представлен в таблице 2.

Таблица 2.

Уровни  межличностных отношений в коллективе сотрудников ООО Шамс Элизеес  (в % от всей выборки)

Уровни Шкалы
Напряженность в отношениях Конфликтность в отношениях Агрессия Общий показатель дисгармонии
Высокая 40 33,3 26,7 40
Умеренная 33,3 46,7 26,7 20
Низкая 26,7 20 46,6 40

 

     Анализируя  общий показатель, было выявлено наличие  дисгармонии в межличностных  отношениях у 40% сотрудников ООО  Шамс Элизеес. Для них характерно отсутствие единства, согласия с другими людьми, ослабление позитивных эмоциональных связей, преобладание удаляющих чувств над сближающими чувствами.

     Достаточно  гармоничные отношения (низкий уровень) диагностированы у 40% сотрудников  ООО Шамс Элизеес.  При этом отношения носят стабильный характер, предполагающий длительное сохранение взаимодействия в группе, вызывающее положительные чувства,

эмоциональный комфорт. Имеется стремление учитывать  индивидуальные особенности друг друга. Межличностные отношения носят  открытый, естественный характер.

     Изучение  коммуникативных навыков с помощью  методики Н.Д.Творогова, позволило выявить наличие разных уровней коммуникативных навыков у сотрудников ООО Шамс Элизеес (см. табл.3).

Таблица 3.

Уровни  коммуникативных навыков у сотрудников  ООО Шамс Элизеес (в % от всей выборки)

Уровни коммуникативных  навыков Кол-во испытуемых от всей выборки
1. Высокий уровень 60
2. Низкий уровень 40

 

     Как видно из приведённой таблицы  у большинства сотрудников ООО  Шамс Элизеес высокий уровень коммуникативных навыков 60%. Для этих респондентов характерна любознательность, они охотно слушают собеседников, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Проявляют вежливость и деликатность в общении с людьми.

     Низкий  уровень коммуникативных навыков  у 40% респондентов. Эти сотрудники скрытны, неразговорчивы, в общении проявляют  вспыльчивость и грубость.

     Проведенный анализ позволяет говорить о важности заявленной проблемы и о необходимости разработки и внедрения специальной программы, направленной профилактику межличностной напряженности в трудовом коллективе.

     С учётом полученных результатов диагностики  была разработана система средств  социально-педагогической деятельности по профилактики межличностной напряженности в трудовом коллективе.

     Основное  назначение данной социально-педагогической системы состоит в том, что  она направлена на профилактику межличностной  напряженности в трудовом коллективе ООО Шамс Элизес.

     Задачи:

     1. Развитие межличностной сплоченности;

     2. Обучение приемам саморегуляции, умения контролировать настроение, считаясь с требованиями ситуации и окружающих;

     3. Повышение навыков и умений  установления межличностных контактов;

     4. Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

     5. Формирование ценностных ориентаций  в профессиональной деятельности.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по профилактике межличностной напряженности в трудовом коллективе