Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:00, контрольная работа
Человек является не только объектом и субъектом социализации, но может быть и жертвой неблагоприятных условий социализации (инвалиды, сироты, лица с девиантным поведением и др.). Многие из вышеперечисленных проблем напрямую связаны с отсутствием профилактических работ среди населения.
Социальная педагогика является основой для отраслей педагогики, которые представляют отрасли социальной педагогики:
- дошкольную педагогику,
- педагогику школы,
- педагогику профессионального образования,
- воспитания в закрытых учреждениях,
- детских и юношеских организациях,
- педагогику клубной работы,
- педагогику среды,
- военную педагогику,
- производственную педагогику,
- педагогику временных объединений,
- педагогику социальной работы.[8]
Каждое из этих направлений социальной педагогики имеют свои особенности, свои методы и может рассматриваться как самостоятельное направление.
Социальная педагогика “вступает в междисциплинарные контакты с социологией образования, социологией воспитания, педагогической социальной психологией, психологией управления”. Она включает в себя изучение философии воспитания, особенностей воспитания в современном обществе.
Поэтому в условиях кризисного состояния общества она выступает ведущей отраслью знаний.
Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, т. е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.
Гуманизм социального воспитания проявляется в том, чтобы личности помочь, а не заставить. Помочь быть самим собой, убедится в своей исключительности, уникальности как человека, и быть ответственным за свою жизнь. Гуманизм социального воспитателя проявляется в том, чтобы принимать человека, его поступки без осуждения, поддержать оступившегося в критической ситуации.
В современных условиях социальная педагогика – это самостоятельный раздел педагогики, где сложилась особая методика социальной воспитательной и образовательной деятельности. Методика социальной педагогики направлена на личность, на ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию.
Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду: помочь семье, ребенку найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.
Рассмотрим более основательно существо терминов социальной педагогики. Прежде всего, надо определить, что такое социальная среда. Это, во-первых, широкая социальная действительность, общество, государство и, во-вторых, среда, которая непосредственно окружает личность, влияет на ее формирование.
« Социальное воспитание » - понятие многомерное. Это забота общества о поколении будущего, это поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком. Это помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятых правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений.
Это значит – научить человека найти новый путь в своей жизни и перестроиться в новой жизненной ситуации.
Подлинное воспитание требует глубокого понимания природы человека, его знаний, опыта интереса. Чтобы добиться успеха в этой области необходимо изучать человека еще ребенком уметь наблюдать, анализировать его поступки, знать обстановку, в которой он живет, влияние на него окружающей среды.
Термин « социальное воспитание » означает процесс помогающий человеку совершенствовать себя, достигнуть успеха в определенной жизненной ситуации, ориентироваться в общественных отношениях Процесс социального воспитания происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. Основными очагами социального воспитания ребенка (подростка) являются семья, школа, среда «улица». Распространенной формой социального воспитания взрослых являются семейные клубы. Чаще их организовывают энтузиасты, увлеченные
одним делом, спортом, искусством, идеей закаливания и т. д.
Термин «социальная работа» означает профессиональную деятельность по оказанию помощи человеку, группе, с тем, чтобы улучшить их социальное положение.
«Социально-педагогическая деятельность» – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика – «наука о воспитательном влиянии социальной среды». ( В.Д. Семенов) [12]
Гуманизм современного социального воспитания состоит в том, чтобы строить отношения ребенка (подростка) и воспитателя не на давлении, а на диалоге и взаимопонимании, не на конфликтах, а на сопереживании, принятии друг друга. Задача социального работника состоит в том, чтобы стимулировать физические, нравственные и духовные силы ребенка, помогать ему самому воспитывать в себе качества приемлемые обществом: постоянное самосовершенствование, умение организовать себя.
Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания, национальные особенности религиозного и общественного воспитания, поэтому социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания.
Так как в основе социальной педагогики стоит воспитание личности (в обществе и для общества) следует помнить, что задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время.
Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных и частных учреждениях.
Эта система социального воспитания, существующая в современных условиях, затрагивает вопросы теории и методики социальной защиты детей, вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми.
Социальная педагогика – не новый раздел в педагогики, а сложившаяся система семейного, сословного, народного и христианского воспитания, поэтому прежде чем рассмотреть практику современного социального воспитания, следует обратиться к истории семейного воспитания, к отечественным историческим и литературным памятникам воспитания в семье, заботы государства о детях-сиротах и вдовах, к памятникам народной педагогики, воспитании христианина, к истории общественного воспитания, благотворительности.
2.2. Задачи и функции социальной педагогики
Какие процессы воспитания, организации ребенка (подростка) в обществе охватывает социальная педагогика? Каковы ее социальные функции и задачи?
1. Первостепенной задачей является изучение ребенка (подростка), его состояние в стадии конфликта.
2. Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.
3. Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него
4. Соц. педагогика призвана анализировать, изучать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.
5. Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.
6. Социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка (подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
7. Одна из функций социальной педагогики сводится к организации, исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров. Более сжато функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом, включив те, что перечислены выше. Это:
- воспитательная
- социально-правовая
- социально-реабилитационная.[14
Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в процессе обучения и воспитания.
Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту.
Социально-реабилитационная функция – это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, Физически или психически неполноценными, где основные социальные функции выполняет педагог.
Отдельно следует остановится на прикладных задачах социальной педагогики. Это то, на что ориентируется и в соответствии, с чем строит свою работу социальный педагог, социальный работник.
Одна из прикладных задач социальной педагогики состоит:
1. Воспитывать в сознании ребенка (подростка) понятий добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию.
2. Поставить перед ним цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научится общению с окружающими людьми, определить цель и смысл жизни.
3. Развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе.
4. Развивать чувство собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе.
5. Прививать ребенку (подростку) умение и желание общаться с детьми, в малых и больших группах, в объединении сверстников, в семье, в труде, в школе.
Здесь социальному педагогу необходимы знания возрастных особенностей своих воспитанников. Научится разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом, опираясь на нравственные и правовые нормы общественных отношений, окружающей среды ребенка.
Эти прикладные задачи (хотя могут быть и другие) кратко можно сформулировать так:
- воспитать делать добро
- научить организовывать свою жизнь
- развивать познавательные интересы
- помочь организовать свою индивидуальность, свои задатки и способности.
Из выше рассмотренных функций следует выделить социально-правовую и социально-реабилитационную.
Социальная педагогика рассматривается в плане теории и истории социального воспитания в России, которые включают историю общественного воспитания, историю семейного воспитания, историю православной этики, этнографии и этнопедагогики.
Список использованной литературы
1. Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики (В поддержку актуальной науки)./ А.И. Арнольдов. - М.: ПИК ВИНИТИ, 1999. - 132 с.
2. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. / В.Г. Бочарова . - М.: ИПСР РАО, АСОПиР РФ, 1999. - 184 с.
3. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике./ Ю.В. Василькова. – М.: Просвещение, 1999. – 88с.
4. Горячев М.Д. Социальная педагогика. /Горячев М.Д. – М.: Просвещение, 1997. - 112с.
5. Давыдов В. В. Российская педагогическая энциклопедия. / В.В. Давыдов. - М.: БРЭ, 1993. - 608 с.
6. Колобов О.А. Социальная работа как профессия./ О.А. Колобов. - Н. Новгород: 1996.- с. 45
7. Липский И.А. Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс. / И.А. Липский. – М.: Педагогика, 2001. - 156 с.
8. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику./ А.В. Мудрик. – М.: Просвещение, 1997 . – 140 с.
9. Никитин В.А. Понятие и принципы социальной педагогики./ В.А. Никитин. - М.: МГСУ, 1996. – 136с.
10. Никитин В.А. Начала социальной педагогики./ В.А. Никитин. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 72 с.
11. Никитина Л.Е. Развитие социальной педагогики в России./ Л.Е. Никитина. - М.: Просвещение,2001. – 186с.
12. Семенов В.Д. О проблемах соц. педагогики./ В.Д. Семенов. – М.: Магистр, 1991. – 106с.
13. Филонов Г.Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции./ Г.Н. Филонов - М.: ЦСП РАО, 1995. - 26 с.
14. Филонов Г.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции / Г.Н. Филонов - М.: ЦСП РАО, 1994. – 80с.
Информация о работе Социальная педагогика, как отрасль педагогической науки цели, задачи, идеи