Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:00, контрольная работа
Человек является не только объектом и субъектом социализации, но может быть и жертвой неблагоприятных условий социализации (инвалиды, сироты, лица с девиантным поведением и др.). Многие из вышеперечисленных проблем напрямую связаны с отсутствием профилактических работ среди населения.
3
Введение
В условиях реформирования страны, становления рыночных отношении десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.
О серьезности социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты. Несколько лет назад и даже в настоящее время некоторые слои населения находятся на грани нищенского существования. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество детей-сирот при живых родителях. Распадается каждый второй-третий брак. Ежегодно остается без одного из родителей около 1 млн. детей. По числу производимых абортов Россия значительно опередила высокоразвитые страны. Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждается в материальной, психологической и юридической помощи. Число страдающих психическими заболеваниями достигло примерно 4,5 млн. человек. Растет преступность, (ежегодно совершается более 2 млн. преступлений) и, что особенно опасно, число преступлений, совершенных подростками. Примерно треть виновных в грабежах, кражах и изнасилованиях - подростки. Россия не только вышла "на передовые рубежи" по количеству алкоголиков (около 20 млн. человек), но и уверенно догоняет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов. За период 1999-2004 гг. число молодых людей, потребляющих наркотики, увеличилось в 3,5 раза (возрастая категория наркоманов - 13 - 25 лет); в 6 - 8 раз возросла наркомании среди школьников и студентов в крупных городах. Социальное неблагополучие (в обществе и семье) стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми (их продажи), психологических стрессов, заболеваний, самоубийств (до 50 - 80 тыс. в год), проституции (только в крупных городах более 120 тыс. проституток).
Человек является не только объектом и субъектом социализации, но может быть и жертвой неблагоприятных условий социализации (инвалиды, сироты, лица с девиантным поведением и др.). Многие из вышеперечисленных проблем напрямую связаны с отсутствием профилактических работ среди населения.
Поэтому мы обращаемся к социальной педагогике и выделяем ее, как отрасль педагогической науки.
Глава 1. Социальная педагогика, как отрасль педагогической науки
1.1 Взгляды разных ученых на социальную педагогику
Социальная педагогика как наука проходит сложный путь своего становления и развития, начиная от осознания учеными и практиками необходимости исследования социальных аспектов образования и воспитания детей до формирования обоснованного иерархического корпуса научного знания как теоретического фундамента педагогически специализированных направлений социальной практики.
В настоящее время в современной России формируются опыт социально-педагогической работы с различными категориями и группами населения и система непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы; выявляются различные направления научных исследований этой практики; предпринимаются активные попытки сформировать социальную педагогику как относительно самостоятельную научную дисциплину.
В настоящее время относительно четко определился круг ученых-исследователей, занимающихся проблемами социальной педагогики. Среди них: в Москве - Бочарова В.Г., Липский И.А., Никитина Л.Е., Г.Н. Филонов, (Российская академия образования); Мудрик А.В. и Сластенин В.А., (Московский педагогический государственный университет); Жуков В.А., Мардахаев Л.В., Никитин В.А., Фирсов В.М. и др. (Московский государственный социальный университет); Колков В.В. (Институт молодежи); Мягченков С.В., Клемантович И.П. (Московский государственный открытый педагогический университет); Холостова Е.И., Бабкин Н.И. (Московский социально-технологический институт); Панов А.М., Зимняя И.А., Топчий Л.В. - Ассоциация работников социальных служб; Олиференко Л.Я. (Московский областной институт повышения квалификации работников образования); Павленок Д.В. (Государственная академия службы быта и услуг); Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. (Московский государственный университет культуры и искусств); в Санкт-Петербурге - Нагавкина Л.С., Царева Н.П.; в Барнауле - Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. и др.; в Екатеринбурге - Галагузова Ю.Н., Семенов В.Д.; и многие другие.
Возможно, перечень не совсем точен и полон, так как в науке постоянно появляются новые имена, но все же и он дает представление об экстенсивном развитии социальной педагогики как отрасли научного знания. Об интенсивности же развития может идти речь лишь применительно к характеристике каждой отдельно взятой научной школы, ибо на данном этапе слишком велики разночтения, а теоретические позиции и парадигмы разных школ существенно различаются. Отметим, что исследователи, проявляющие себя в научном пространстве социальной педагогики в России, единодушны в оценке ее относительной самостоятельности и целостности, однако вопрос о ее статусе, соотношении с другими науками остается дискуссионным.
Как научная система педагогика имеет собственные подсистемы (частнопедагогические науки, научные области, специальные разделы, научные направления, научные течения, научные школы). Учеными периодически предлагаются разные структурные схемы педагогической науки, наиболее интересными из которых, в данном случае, являются те, в которых сделаны попытки встроить социальную педагогику в общий структурно-иерархический порядок педагогической науки.
В последние годы такая попытка сделана, в частности, А.И. Арнольдовым, который относит социальную педагогику к подсистемам первой степени, наряду с общей педагогикой, философией образования, семейной педагогикой. В подсистему второй степени, иерархически подчиненную первой, он включает "специальные" педагогики: дошкольную, военную, спортивную и др. Ученый определяет социальную педагогику как относительно целостную, сложную комплексную систему [1].
Педагогической наукой, сопредельной с общей педагогикой, считает социальную педагогику Г.Н. Филонов. [13, 14] . Частнопедагогической теорией и практикой считает социальную педагогику В.А.Никитин [9,10]: "... словосочетание "социальная педагогика" находится в ряду таких названий относительно самостоятельных областей педагогической теории и практики, как "дошкольная педагогика", "школьная педагогика", "военная педагогика", "лечебная педагогика" и т.п..". При этом он считает, что социальная педагогика является достаточно сложной системой, включающей социально-педагогические системы разного уровня и форм. Он различает уровни социальной педагогики "в зависимости от масштабов деятельности" и выделяет социетальную, социально-средовую и индивидуальную социальную педагогику.
В.Г. Бочарова считает, что социальная педагогика конкретизирует положения общей педагогики: "Назначение социальной педагогики - установить направления, содержание, формы поддержки личности в определенных социокультурных условиях, конкретизировать положения общей педагогики применительно к средовым возможностям". [2].
В Российской педагогической энциклопедии социальная педагогика трактуется как "отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией". В этой же статье, написанной А.В. Мудриком, предложена структура социальной педагогики. По его мнению, социальная педагогика включает в себя разделы: социология воспитания, социально-педагогическая виктимология, философия социального воспитания, теория социального воспитания, психология социального воспитания, методика социального воспитания, экономика и менеджмент социального воспитания. А.В. Мудрик считает, что социальная педагогика и, например, педагогика социальной работы соотносятся как общее и конкретное. При этом в статье не раскрывается содержание стержневого понятия "социальное воспитание". Нет соответствующей статьи и в самой энциклопедии. В то же время данное понятие трактуется в современной науке настолько многообразно, что без ссылки на тот или иной вариант дефиниции невозможно понимание общей концепции, в которой это понятие является определяющим. Не прояснено в статье и соотношение социальной педагогики и других отраслей педагогического знания.
Интересно отметить, что в 20-е годы XX века социальная педагогика как понятие считалось синонимом понятия "социальное воспитание", так считает В.Д. Семенов в своей энциклопедической статье по истории социальной педагогики в России [5].
В 90-е гг. ХХ века (другая эпоха) возникло иное понимание социальной педагогики как науки, области практической педагогически специализированной деятельности и образовательного комплекса [3].
Как видно, различия в подходах весьма существенны, что свидетельствует о незаконченности разработки методологических вопросов социальной педагогики и об интенсивных научных поисках в этом направлении, а также о наличии насущной научной проблемы дальнейшей разработки объектно-предметной области социальной педагогики.
1.2. Развитие социальной педагогики в научную педагогическую дисциплину
Направления в социальной педагогике раскрываются посредством областей знаний, к которым относятся социально-педагогические: аксиология; праксеология; диагностирование; квалиметрия; прогнозирование; моделирование; проектирование; программирование; руководство и управление; инноватика; информационное обеспечение и др., которые разработаны в разной степени.
Научные области: социально-педагогическая валеология; социально-педагогическая конфликтология; социально-педагогическая информатика; социально-педагогическая виктимология; социокинематика и, возможно, ряд других.
Кроме того, в научно-содержательную структуру социальной педагогики входят также и социально-педагогические научные течения.
Таким образом, выделение внутри социальной педагогики как научной дисциплины новых «педагогик» лишь подтверждает возможность дальнейшего членения объекта и предмета познания и преобразования, отражает многоуровневый, иерархический (а не линейный, «плоский») характер научного педагогического знания. В рамках каждой из названных «педагогик», составляющих научно-дисциплинарную структуру социальной педагогики, и, возможно, вновь сформировавшихся впоследствии новых теорий (на среднем уровне), существуют свои собственные теории первого порядка, а внутри них – теории второго порядка и т.д.
Процесс формирования и структурирования научно-содержательного уровня социальной педагогики на современном этапе еще не закончен; он должен быть интенсифицирован в силу параллельного развития социальной педагогики как науки, практики и образовательного комплекса, что создает сложности и повышает риск возникновения неадекватных векторов развития двух последних из названных элементов. Развитие социальной педагогики в научную педагогическую дисциплину происходит в процессе оформления фиксированного корпуса научного знания, выделения собственного понятийно-категориального аппарата и эмпирических областей, отбора комплекса теоретических и эмпирических исследовательских методик, разработки базовых теорий, концепций, парадигм, гипотез.
Вместе с тем, эта научная дисциплина - относительно самостоятельная отрасль современного социально-гуманитарного знания в системе общественных наук. Социальная педагогика – а) по группе предметной области знания - гуманитарная, б) по способу отражения сущности знания - феноменталистская, в) по формам мышления - эмпирическая наука [7].
Глава 2. Предмет, задачи и функции социальной педагогики
2.1. Предмет социальной педагогики
Почему же мы сегодня выделяем социальную педагогику и к ней обращаются самые разные категории общества? Ответ заключается в том, что сейчас особенно обострилось противостояние человека и среды, взаимодействие личности и среды, происходит активная социализация личности. Она включает в себя семейное, гражданское, религиозное и правовое воспитание. Это целенаправленное воздействие на человека. Это и есть социальное воспитание, многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится полноправным членом общества. Следовательно, социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности.[8]
По утверждению ученых, социальная педагогика – это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных» (А.В. Мудрик).
По мнению В.Д.Семенова, «Социальная педагогика, или педагогика среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания».[12]
Социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах.
Информация о работе Социальная педагогика, как отрасль педагогической науки цели, задачи, идеи