Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 09:53, реферат
Первая отличительная черта финской образовательной модели - развитая система дошкольных учреждений: подавляющее большинство финских школьников проходит предварительно через детские сады и ясли. Проблемы дошкольного образования постоянно находятся в фокусе общественной дискуссии, основной вопрос которой: "Как сделать переход ребенка из детского сада в школу безболезненным?
Основными формами организации оценивания в школьном образовании Финляндии являются - внешнее, внутренне оценивание и их сочетание:
— внешнее оценивание (субъект
оценивания - Национальный комитет
по образованию или частная
- внутреннее оценивание
(субъект оценивания - само школьное
учебное заведение) выявляет
Внешнее оценивание рассматривает
результаты школьного образования
посредством следующих
Образование считается успешным
(т.е. результаты оправдали ожидания),
когда цели, поставленные на национальном
и международном уровне перед
каждой школой, были достигнуты. Образование
считается результативным, когда
учебные достижения учащихся свидетельствуют
о повышении их интеллектуального
и духовного уровня. Образование
считается эффективным, когда работа
учителей и администрации учебного
заведения полностью
Результаты оценивания в школьном образовании Финляндии используются:
- высшими органами управления
образованием Финляндии для
- учебными заведениями
в целях собственного развития,
включая мета-анализ
- учителями школ для
совершенствования своей
Отличительными
чертами финской системы
1. Сильная внутренняя связь сегментов
образования. Детские сады интегрированы
в школы, школы - тесно связаны с вузами,
вузы - ориентированы на работу со школами
и принимают посильное участие в повышении
качества школьного обучения. Отсюда примат
непрерывного образования и требование
обеспечения "безболезненных переходов"
от одной образовательной ступени к другой
(например, минимум экзаменов).
2. Приоритетность равенства образовательных
возможностей и связанная с этим слабая
внутренняя дифференциация. Система образования
служит здесь инструментом социального
выравнивания: территориального (расположение
школ и вузов), содержательного (запрет
на дифференциацию классов в средней школе),
культурного (политика "образование
- плавильный котел культур", проводимая
в отношении этнических групп финского
севера), институционального ("сглаженность"
различий между институтами высшего образования,
устранение различий между школами), экономического
(отсутствие платы за обучение).
3. Повышение "социальной ответственности"
вузов, возведенное в ранг приоритета
национальной образовательной политики,
и, как следствие, тесное взаимодействие
институтов образования с местным сообществом,
представленным различными социальными
группами. Это задает благоприятный контекст
функционирования системы образования
(высокий статус учителя, поддержка общественности,
система попечительских советов), но в
то же время создает ситуацию множественности
инстанций контроля.
4. Прямым следствием расширения числа
контролирующих органов и традиционного
директивного стиля управления является
сохраняющаяся слабая институциональная
автономия финских учебных заведений.
5. Высокий мобилизационный потенциал
системы образования. Именно эта характеристика,
связанная с низкой степенью автономии
финских вузов и их немногочисленностью,
позволила оперативно, посредством директив
("сверху вниз"), провести реформирование
образовательной системы и, в частности,
реализовать программу интернационализации
высшего образования.
Система образования
Система финского образования
включает в себя: дошкольное воспитание
(дети в возрасте до 7 лет), обязательное
общее образование (9-летняя основная
школа), среднее образование (гимназии
и профессионально-технические
ЛИТЕРАТУРА
1. Бесплатному образованию конец?: http://www.latgale
online.lv./
2. Дерябин Ю. С. Финляндия - один из мировых
лидеров в образовании // Педагогика. 2004.
N 4.
3. Дерябин Ю. С. Образование и наука в Финляндии
// Высшее образование сегодня. 2003.N 11.
4. Лытов Д. А. Психология в Финляндии
// Психологическая газета. 2004. N 5 (май).
5. Образование на Европейском
Севере России. Региональные особенности
и тенденции развития: Научный отчет по
гранту РГНФ N 97 - 06 - 08134а. Петрозаводск,
1998.
6. Обучение в Финляндии: http://www.finlandia.boom.ru
7. Уусикяла К., Хилтунен Е. Школа уверенности//
Первое сентября. 2004. N 3.