Система образования Финляндии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 09:53, реферат

Краткое описание

Первая отличительная черта финской образовательной модели - развитая система дошкольных учреждений: подавляющее большинство финских школьников проходит предварительно через детские сады и ясли. Проблемы дошкольного образования постоянно находятся в фокусе общественной дискуссии, основной вопрос которой: "Как сделать переход ребенка из детского сада в школу безболезненным?

Файлы: 1 файл

гунчигуль ср.пед.docx

— 66.78 Кб (Скачать)

Основными формами организации  оценивания в школьном образовании  Финляндии являются - внешнее, внутренне  оценивание и их сочетание:

— внешнее оценивание (субъект  оценивания - Национальный комитет  по образованию или частная консалтинговая организация) способствует получению  информации о развитии системы школьного  образования в целом и о  результатах ее достижений в отдельных  образовательных областях;

- внутреннее оценивание (субъект оценивания - само школьное  учебное заведение) выявляет результаты  деятельности учебного заведения  и качество образования по  различным аспектам, включая оценку  учебных достижений школьников, учитывает критерии внешнего  оценивания.

Внешнее оценивание рассматривает  результаты школьного образования  посредством следующих показателей: успешность, результативность, эффективность  и экономичность. Критерии оценивания устанавливаются централизованно.

Образование считается успешным (т.е. результаты оправдали ожидания), когда цели, поставленные на национальном и международном уровне перед  каждой школой, были достигнуты. Образование  считается результативным, когда  учебные достижения учащихся свидетельствуют  о повышении их интеллектуального  и духовного уровня. Образование  считается эффективным, когда работа учителей и администрации учебного заведения полностью соответствует  национальным требованиям, при этом уровень знаний учащихся высокий. Образование  считается экономичным, когда ресурсы, выделенные на образование, распределяются оптимальным образом.

Результаты оценивания в  школьном образовании Финляндии  используются:

- высшими органами управления  образованием Финляндии для стратегического  развития образования и как  база для принятия политических  решений в проведении реформ;

- учебными заведениями  в целях собственного развития, включая мета-анализ организационно-педагогических  условий равенства и справедливости  в школьном образовании (поддержка,  социальный контекст и оценка  достижений учащихся), а также  профессионализм учителей;

- учителями школ для  совершенствования своей педагогической  деятельности.

Отличительными  чертами финской системы образования  являются:  
1. Сильная внутренняя связь сегментов образования. Детские сады интегрированы в школы, школы - тесно связаны с вузами, вузы - ориентированы на работу со школами и принимают посильное участие в повышении качества школьного обучения. Отсюда примат непрерывного образования и требование обеспечения "безболезненных переходов" от одной образовательной ступени к другой (например, минимум экзаменов). 
2. Приоритетность равенства образовательных возможностей и связанная с этим слабая внутренняя дифференциация. Система образования служит здесь инструментом социального выравнивания: территориального (расположение школ и вузов), содержательного (запрет на дифференциацию классов в средней школе), культурного (политика "образование - плавильный котел культур", проводимая в отношении этнических групп финского севера), институционального ("сглаженность" различий между институтами высшего образования, устранение различий между школами), экономического (отсутствие платы за обучение). 
3. Повышение "социальной ответственности" вузов, возведенное в ранг приоритета национальной образовательной политики, и, как следствие, тесное взаимодействие институтов образования с местным сообществом, представленным различными социальными группами. Это задает благоприятный контекст функционирования системы образования (высокий статус учителя, поддержка общественности, система попечительских советов), но в то же время создает ситуацию множественности инстанций контроля. 
4. Прямым следствием расширения числа контролирующих органов и традиционного директивного стиля управления является сохраняющаяся слабая институциональная автономия финских учебных заведений. 
5. Высокий мобилизационный потенциал системы образования. Именно эта характеристика, связанная с низкой степенью автономии финских вузов и их немногочисленностью, позволила оперативно, посредством директив ("сверху вниз"), провести реформирование образовательной системы и, в частности, реализовать программу интернационализации высшего образования.

Система образования 

Система финского образования  включает в себя: дошкольное воспитание (дети в возрасте до 7 лет), обязательное общее образование (9-летняя основная школа), среднее образование (гимназии и профессионально-технические училища) и высшее образование (университеты и приравненные к ним ВУЗы)

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА 
1. Бесплатному образованию конец?: http://www.latgale online.lv./ 
2. Дерябин Ю. С. Финляндия - один из мировых лидеров в образовании // Педагогика. 2004. N 4. 
3. Дерябин Ю. С. Образование и наука в Финляндии // Высшее образование сегодня. 2003.N 11. 
4.  Лытов Д. А. Психология в Финляндии // Психологическая газета. 2004. N 5 (май).

5. Образование на Европейском Севере России. Региональные особенности и тенденции развития: Научный отчет по гранту РГНФ N 97 - 06 - 08134а. Петрозаводск, 1998. 
6. Обучение в Финляндии: http://www.finlandia.boom.ru 
7. Уусикяла К., Хилтунен Е. Школа уверенности// Первое сентября. 2004. N 3. 


Информация о работе Система образования Финляндии