Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 09:53, реферат
Первая отличительная черта финской образовательной модели - развитая система дошкольных учреждений: подавляющее большинство финских школьников проходит предварительно через детские сады и ясли. Проблемы дошкольного образования постоянно находятся в фокусе общественной дискуссии, основной вопрос которой: "Как сделать переход ребенка из детского сада в школу безболезненным?
Система образования Финляндии
Первая отличительная
черта финской образовательной
модели - развитая система дошкольных
учреждений: подавляющее большинство
финских школьников проходит предварительно
через детские сады и ясли. Проблемы
дошкольного образования
После учреждений дошкольного образования
ребенок поступает в основную школу, где
учится до 16 лет. Еще одна характерная
черта финской системы школьного обучения
- отсутствие экзаменов. Даже по окончании
основной школы экзамены не сдаются. Другая
особенность - отказ от внутренней дифференциации
в обучении. Углубленное изучение одних
предметов в ущерб другим на этой стадии
обучения не приветствуется. Выделение
"элитных" классов из общего потока
запрещено. Следует также отметить, что
сектор частного школьного образования
в Финляндии незначителен - практически
все школы государственные. Представители
Министерства образования Финляндии утверждают,
что качество обучения во всех общеобразовательных
школах "выровнено", какие-либо существенные
различия в обучении отсутствуют. Политика
выравнивания качества школьного обучения
выражает главный приоритет Министерства
образования Финляндии - обеспечение равной
доступности образования. Выравнивание
отразилось и на географическом расположении
школ. Школы распределены равномерно,
в соответствии с плотностью населения.
(Наиболее проблематичным в этом отношении
является малонаселенный и труднодоступный
северный регион страны - Лапландия). Лишь
недавно родители получили право свободного
выбора школы для своего ребенка, однако
по прежнему принято отдавать детей в
ближайшую к дому школу. По окончании основной
школы у ученика появляется первая возможность
выбора дальнейшей образовательной траектории
- гимназия или профессиональное училище.
В Финляндии 441 гимназия (с общей численностью
учащихся около 130 тыс. человек) и 334 профессиональных
училищ (с общей численностью учащихся
около 160 тыс. человек). Гимназисты и ученики
профессиональных училищ также находятся
на полном государственном обеспечении:
им оплачивается питание, учебники, проезд
до дома.
Обучение в старшей школе продолжается
три года. По ее окончании сдается матрикуляционный
экзамен - первое и последнее общенациональное
испытание для школьников. Тем не менее,
поступление в вуз зависит не столько
от сдачи этого экзамена, сколько от результатов
прохождения вступительных испытаний,
которые каждый вуз организует самостоятельно.
Около 30% выпускников профессиональных
училищ продолжают свое образование в
профессиональных институтах; в университетах
значительно меньше, хотя формальных ограничений
для их поступления в университет (как,
например, в Нидерландах) нет. Большинство
выпускников гимназий продолжают обучение
в университетах. Среднее специальное
образование (ступень МСКО 5В) в Финляндии
отсутствует, что существенно облегчает
ей переход к Болонской модели унификации
статусов высших учебных заведений. Разделения
между "старыми" и "новыми" (преобразованными
из колледжей) вузами здесь никогда не
существовало - сектор высшего образования
Финляндии изначально "выровнен".
В нем отсутствует также и сколько-нибудь
значимая дифференциация на государственный
и негосударственный сектор в силу крайней
незначительности последнего. Даже немногие
частные вузы получают здесь государственные
субсидии и полностью подконтрольны Министерству
образования. Доля участия государства
в финансировании институтов высшего
образовании в Финляндии составляет 72%.
При этом есть существенное различие между
университетами и институтами (так называемыми
"политехниками"). Среди университетов
выделяются 10 многопрофильных, 3 технических,
3 экономических и 4 художественных вуза.
Кроме того, вне сферы управления Министерства
образования функционирует Высшая школа
обороны, обладающая университетским
статусом. Спектр образовательных услуг,
предоставляемых политехниками (которых
в Финляндии 29), несколько уже; кроме того,
в них не ведутся фундаментальные научные
исследования и отсутствуют магистратуры.
Однако сейчас многие эксперты склоняются
к мнению, что политехники в скором времени
получат право присвоения магистерских
степеней. Первым шагом к этому стало разрешение
политехникам вести последипломное обучение
и присваивать степени "sui generis" (2002).
Относительная одновременность возникновения
университетов сказывается на однородности
сектора высшего образования. Исключением
здесь является первое финское высшее
учебное заведение - Королевская академия
в Турку, основанная в 1640 г., когда Финляндия
еще была частью Шведского королевства.
В 1828 г. указом Александра I Академия была
переведена в Хельсинки. В начале XX в. появились
еще два вуза - Технологический университет
и Школа экономики и управления .Большинство
же действующих на сегодняшний день университетов
были основаны в послевоенный период.
Вузы, как и школы, размещены пропорционально
численности населения. Каждый из небольших
городов Финляндии с населением 50-100 тыс.
человек имеет достаточно крупный вуз.
Так, в г. Йоэнсуу с населением 43 тыс. человек
(во всем регионе - 177 тыс. человек) в университете
учатся 6 тыс. студентов. В университете
г. Оулу с населением 90 тыс. человек - 10
тыс. студентов.
В последнее время наметился рост числа
иностранных студентов в финских университетах
и политехниках. Более всего в финском
высшем образовании их привлекает отсутствие
платы за обучение - так же, как и граждане
Финляндии, иностранцы, владеющие финским
языком, обучаются в университетах и политехниках
бесплатно (росту числа иностранных студентов
также в немалой степени способствует
распространение образовательных программ
на английском языке, которые стали интенсивно
внедряться в течение последних пяти лет).
Финские же студенты получают от государства
денежное пособие: стипендию и доплату
за жилье. Кроме того, они имеют возможность
брать в банках льготные кредиты, и в течение
трех лет после окончания учебы проценты
по ним платит государство. Если в среднем
в странах Европы доля лиц с высшим образованием
среди населения 15 лет и старше составляет
16%, то в Финляндии она достигает 24%. Любопытно,
что ценность образования отнюдь не является
культурным императивом, передаваемым
из поколения в поколение. Среди финских
пенсионеров в возрасте 55-64 года свидетельство
об окончании средней школы имеют только
37%, тогда как в возрастной группе 25-34 года
соответствующий показатель составляет
уже 83%. По данным последних исследований
(2002 г.) около 90% опрошенных в возрасте 15-29
лет убеждены в том, что высшее образование
повышает шансы на успешное трудоустройство.
Очевидно, общее повышение уровня образования
обусловлено двумя факторами послевоенного
развития Финляндии. Во-первых, экономический
рост 1950-60-х гг. сделал образование востребованным
и социально престижным. Поэтому повышение
образовательного уровня происходило
скачкообразно, один "образовательный
бум" сменялся другим. Во-вторых, рост
образованности - результат долгосрочной
политики, проводимой правящей социал-демократической
партией. Более 10 лет строка "развитие
образования" сохраняет свои позиции
в рейтинге национальных приоритетов.
Ежегодно на финансирование системы образования
правительством Финляндии выделяется
5 466 млн. евро или 15,5% от расходной части
бюджета. При этом полные государственные
расходы на высшее образование в Финляндии
составляют 21,7% от всех расходов на образование.
В пересчете на одного студента вуза эти
расходы составляют около 8 тыс. евро в
год. Финляндия относится к числу стран,
наиболее последовательных в проведении
Болонских реформ. Начало преобразований
стало до некоторой степени реакцией на
"идейный кризис" высшего образования
1990%х гг.Директивный стиль управления
университетами, характерный для финской
системы образования, исчерпал себя, стала
очевидной необходимость повышения институциональной
автономии вузов. В 1999 г. был запущен Пятилетний
план финского правительства в области
образования. Его основная цель - внедрение
элементов Болонской модели в финскую
систему образования и всемерное участие
Финляндии в создании единого европейского
образовательного пространства. Осенью
2000 г. Министерство образования создало
рабочую группу по разработке маркетинговой
стратегии для высшего образования. Тогда
же началась работа по "пропаганде образа
страны как привлекательного места обучения".
В Финляндии новое законодательство, соответствующее
Болонскому соглашению, вступит в силу
в августе 2005 г., хотя на практике все принципы
его уже внедрены.
Качество обучения
Те факторы, которыми объясняются успехи
финского школьного обучения, можно условно
разделить на социокультурные (контекстные)
и институциональные (структурные). К социокультурным
относятся объяснения, апеллирующие к
национальным традициям и социальным
условиям функционирования финской системы
образования.
Другой социокультурный фактор успешности
школьного обучения - позитивное отношение
общественности.
Параллельно с позитивным отношением
общественности (в первую очередь родителей)
можно выделить еще один фактор успешности
школьного обучения - удовлетворенность
самих учащихся и высокий статус учителя
в финском обществе. Среди выпускников
школ популярность этой профессии даже
выше, чем в среднем по стране (причем популярность
не связана с перспективами заработка
- учителя в Финляндии зарабатывают около
17 тыс. евро в год без учета налогов). Представители
Министерства образования Финляндии заявляют,
что популярность профессии школьного
учителя позволяет привлекать в школы
талантливых молодых специалистов и проводить
политику омоложения педагогических кадров.
Особую роль в успехах школьного обучения
играет также система поддержки школьников.
По числу работающих с учениками психологов
и социальных работников финские школы
занимают одно из ведущих мест среди европейских
стран. Кроме того, соотношение учитель/ученик
для общеобразовательной школы составляет
здесь 1:15, для гимназий - 1:18. Приоритет
отдается обучению в малых группах.
Однако из всех институциональных факторов,
влияющих на качество школьного обучения,
особое значение имеет система подготовки
учителей. Реформа подготовки педагогических
кадров началась в Финляндии в 1978 г. Ее
цель - повышение профессионального уровня
учителей и унификация стандартов их обучения.
В соответствии с приказом министра образования
Финляндии, к преподаванию в школах допускаются
только обладатели магистерской степени.
Получение этой степени предполагает
обязательную сдачу следующих курсов:
коммуникативная компетентность (12 кредитов),
технологии образования (75 кредитов), педагогика
и психология (35 кредитов), основная предметная
специализация (35 кредитов), дополнительная
предметная специализация (35 кредитов),
курсы по выбору (5-8 кредитов).
Дошкольное образование
В год предшествующий поступлению ребенка
в школу, в Финляндии предусмотрено дошкольное
образование в детских садах. Начиная
с 6 лет, ребенка в игровой форме обучают
всеми необходимыми знаниями и навыками,
которые потребуются ему для усвоения
школьной программы на первом этапе.
Дошкольное образование бесплатно, однако
участие в нем ребенка необязательно и
этот выбор остается за родителями.
Общеобразовательная
школа
Как и в Казахстане, по-настоящему учеба
в Финляндии начинается с 7-летнего возраста
– с момента поступления ребенка в школу,
колледж или лицей. В общеобразовательной
школе учатся 9 лет: до 13 лет дети учатся
в младшей школе, потом переходят в старшую,
где остаются до 16 лет. В государственных
школах обучение бесплатное. Общее образование
в Финляндии обязательно и это относится
не только к финским детям, но и также к
детям иностранных граждан постоянно
проживающих в Финляндии. Страна гордится
своей 100% грамотностью населения.
В финских школах принята
10-балльная система оценок. Школьные
учебники, принадлежности – бесплатные.
Кроме того, ученики ежедневно
получают в школе бесплатные горячие
обеды. Если расстояние от дома до школы
превышает 5 км, транспортные расходы
учащихся оплачиваются муниципалитетом.
Муниципалитеты же получают от государства
субсидии на содержание основных школ,
причем размер субсидии зависит от
экономического положения каждой данной
коммуны и иногда составляет 100 %
расходов.
Учебный год состоит из 190 рабочих дней.
Обучение ведется только в дневную смену,
а по субботами воскресеньям школы не
работают. Учеба заканчивается в конце
мая или в начале июня большим весенним
праздником, после чего дети уходят на
летние каникулы.
Новый учебный год, обычно, начинается
в середине августа. В середине осени,
на Рождество и в конце февраля детей отпускают
на недельные каникулы.
По окончании основного
обучения
После общеобразовательной школы учащиеся
имеют возможность продолжить учебу в
гимназии (3 года), дающей законченное среднее
общее образование, или в профессионально-техническом
училище (от 1 до 4 лет).
Гимназии сами отбирают учеников на основе их успеваемости в общеобразовательной школе своих учеников на основе их успеваемости в общеобразовательной школе. В гимназии обучение ведется по курсовой системе, поэтому классического разделения на классы нет. Обязательно преподаётся ряд дисциплин: финский и шведский языки, один или два иностранных языка, математика, химия, география, биология, религия (изучается и в основной школе), музыка или рисование, физкультура, гигиена.
Обучение в гимназии заканчивается
сдачей государственных письменных
экзаменов по родному языку (финскому
или шведскому), по второму государственному
языку страны , по иностранному языку,
а также по математике или по гуманитарным
дисциплинам. После этих экзаменов выпускники
получают в торжественной обстановке
белые фуражки и начинают именоваться
абитуриентами.
Сдача студенческих экзаменов дает право
поступать в любое высшее учебное заведение.
Профессиональное
обучение
Альтернативой учебе в гимназии, являются
профессиональные училища. Они отбирают
новых учащихся преимущественно на основе
их успеваемости в школе, но некоторые
организуют и вступительные экзамены.
Спектр профессиональных училищ в Финляндии
столь широк, что охватывает все сферы
деятельности: широк: от лесного хозяйства
до спорта и искусства. Всего около 75 специальностей.
Подготовка в профучилище длится три года
и предоставляет также возможность продолжения
учебы в высшем учебном заведении. В учебный
план обязательно включена практика.
Также возможна процедура получения профессиональной
квалификации путём сдачи экзаменов экстерном.
Впрочем, образование в Финляндии, как
и в любой другой стране, начинается вовсе
не с институтов, академий или университетов,
а со школы. Надо сказать, что финское школьное
образование постоянно приковывает
повышенный интерес со стороны мирового
сообщества. Дело в том, что финские школьники
демонстрируют впечатляющие результаты
в рамках "Программы по международной
оценке образовательных достижений учащихся"
(PISA). В 2000 и 2003 годах Финляндия не только
заняла первое место в этом "конкурсе",
но и оказалась единственной европейской
страной вошедшей в число лидеров. Чтобы
понять причины такого успеха надо копнуть
в самую глубь.
Образование в Финляндии
начинается с дошкольного возраста.
И начинается оно в яслях, куда
попадают дети в возрасте от 3 до 6 лет.
Вообще, системе дошкольного
Терийокская финская школа. 1931 г.
Вторая ступень образования в Финляндии – основная школа, где ребенок учится с 7 до 16 лет (не сильно отличается от ситуации в России, не находите?). А вот дальше начинаются отличия. Во-первых, в финских школах не сдают экзаменов. Даже выпускных. Во-вторых, дифференциация обучения, выделение одних предметов и их углубленное изучение в ущерб иным – не приветствуется. В-третьих, не существует "элитных" классов. Да и вообще, сектор частных школ в Финляндии незначителен. Министерство образования Финляндии проводит политику выравнивания системы образования – это значит, что образование должно быть везде и для всех одинаковым как по содержанию, так и по доступности. Политика выравнивания вплотную упирается в географическую проблему. Дело в том, что согласно этой образовательной парадигме плотность школ по территории страны должна быть одинакова. Что вызывает определенные трудности в слабозаселенных областях страны – например, на севере – в Лапландии. Вроде и население небольшое, а школ должно быть ничуть не меньше, чем в куда более густонаселенной центральной части страны.
Интересный факт: оказывается, что здания школ в Финляндии проектируются ведущими архитекторами страны, при этом учитывается и мнение самих учеников (старших классов) и их родителей, поэтому финские школы не похожи ни на казармы, ни на больницы. Как и в любой другой европейской школе, подход к занятиям носит индивидуальный характер, т.е. к каждому ребенку необходимо находить свой путь. В одном классе одновременно работают двое учителей – это снимает нагрузку с каждого из них и серьезно упрощает и ускоряет процесс принятия решений. После каждого урока школьники могут рассказать, что они смогли понять, а что нет. Причем, непонимание предмета не считается виной ребенка, а признается недоработкой учителя по проектированию системы подачи знаний.
В Финляндии существует традиция,
согласно которой детей отдают в
ближайшую школу. Раньше вообще было
запрещено родителям
И только на третьей ступени образования финны имеют право выбирать – на кого им собственно учиться, а главное где? Выбор небольшой: либо профессиональное училище, либо гимназия. В настоящее время в Финляндии действует 441 гимназия (с общим количеством учащихся 130 тысяч человек) и 334 профессиональных училищ (со 160 тысячами учащихся). Так же как и в случае школьников, в случае учащихся государство берет на себя заботу о полном обеспечении учащихся: им оплачивают питание, учебники и проезд до дома. Собственно гимназии и профессиональные училища – суть старшая школа.
В 19 лет школьное образование в Финляндии заканчивается окончательно. По его завершению вчерашними школьниками сдается матрикуляционный – первый, единственный и последний, - общенациональный экзамен. Его значение трудно оценить, ибо для поступления в вузы он не играет практически никакой роли. Поступление гарантирует только удачное прохождение вступительных экзаменов в самом вузе. Причем организация вступительных экзаменов целиком и полностью ложится на вузы. На этом этапе становится понятно различие между гимназиями и профессиональными училищами. Выпускники первых, как правило, поступают в университеты, выпускники вторых – в институты. Это не значит, что выпускники профучилищ не могут поступать в университеты – формальных ограничений тому нет – просто такова статистика. К слову о статистике, лишь не более трети выпускников школ продолжает свое образование в высших учебных заведениях.
Профессиональные учебные
заведения также принимают
Помимо теоретических знаний профессиональная
подготовка включает производственное
обучение в мастерских училища и стажировку
по месту будущей работы, которая проводится
на основе специального договора между
организаторами обучения, работодателем
и будущим работником. В нем определены
сроки обучения, обязанности и права каждой
из этих сторон.
Организацией профессионального обучения
в Финляндии занимаются муниципалитеты,
а также частные организации.
Движущими силами современного
развития системы школьного образования
в Финляндии являются социально-культурные
факторы. К ним относится формирование
информационного общества и государства
благосостояния, в основе которого
лежат демократические и
- государственное управление
системой школьного
- реализация принципа
равенства в школьном
- самостоятельность школы
в разработке проекта развития
учебного заведения. Свободный
выбор школами регионального
компонента содержания
Особенностями системы оценивания в школьном образовании Финляндии представлены результаты исследования истории развития системы оценивания, форм организации оценивания, компонентов системы оценивания, практики оценивания достижений учащихся; показаны возможности использования идей из опыта самооценки финской школы в российских школьных учебных заведениях.
В главе выявлено, что
в педагогической литературе в Финляндии
широко используются два понятия
«оценка» и «оценивание». Понятие
«оценка» относится к практике оценивания
учащихся и понимается как процесс
соотнесения учебных достижений
учащихся с нормами, заданными существующими
образовательными стандартами. Понятие
«оценивание» означает процесс, позволяющий
установить степень достижения поставленных
целей в образовании в
В Финляндии оценивание проводится на всех ступенях системы школьного образования (основная школа, полная средняя школа). Оно является инструментом реализации образовательной политики страны и регулирующим средством повышения качества образования. С помощью оценивания собирается вся необходимая информация о состоянии школьного образования и уровне реализации целей образовательной политики в школьной практике. Результаты оценивания влияют на внесение изменений в школьное образование и показывают направление необходимой коррекции системы образования в связи с постоянно изменяющейся реальностью в национальном и международном контексте. Результаты оценивания учитываются при создании национального учебного плана и влияют на принятие решений в области образовательной политики. С помощью системы оценивания реализуется один из главных принципов организации системы школьного образования в Финляндии - принцип равенства возможностей в получении образования. Оценивание должно придавать уверенность, побуждать к прогрессу, убеждать учебное заведение в возможности изменить свою работу в лучшую сторону. Система оценивания не направлена на поиск плохих результатов деятельности учебных заведений и применение санкций, она является регулирующим средством улучшения качества образования путем предоставления необходимой информации для корректировки деятельности, как на уровне каждой школы, так и на уровне всей системы школьного образования в целом.