Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 12:04, реферат
Систему дистанционного обучения посредством Интернета или Систему Онлайнового Обучения (СОО) можно определить как комплекс программно-технических средств, методик и организационных мероприятий, которые позволяют обеспечить доставку образовательной информации учащимся по компьютерным сетям общего пользования, а также проверку знаний, полученных в рамках курса обучения конкретным слушателем, студентом, учащимся.
СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
Eременко-Венгер Елена Васильевна
к.э.н., доцент кафедры ГМУ СибАГС
Формирование концепции управления знаниями и использование компетентностного подхода при подборе и ротации персонала диктует современным руководителям активно применять в управленческой практике системы дистанционного обучения.
Систему дистанционного обучения посредством Интернета или Систему Онлайнового Обучения (СОО) можно определить как комплекс программно-технических средств, методик и организационных мероприятий, которые позволяют обеспечить доставку образовательной информации учащимся по компьютерным сетям общего пользования, а также проверку знаний, полученных в рамках курса обучения конкретным слушателем, студентом, учащимся.
Можно отметить следующие основные преимущества СОО:
Проанализировав рынок СДО (Систем дистанционного образования), можно разделить его на следующие секторы:
Согласно ряда исследований, американский рынок онлайнового обучения уже составляет более 10 млрд. долл. По данным исследовательской компании International Data Corp. (IDC), корпоративный рынок онлайнового обучения в США должен вырасти более, чем на 50% и достигнуть 18 млрд. долл. в 2010 г. В то время, как объем рынка (как оффлайнового, так и онлайнового) IT-обучения во всем мире, будет расти на 13% в год с 22 млрд. долл. в 2000 г. до почти 41 млрд. долл. в 2012 г.
По данным Gartner Group, в 2009 г. корпоративный рынок e-learning составил около 2.1 млрд. долл. Gartner прогнозирует ежегодную норму роста (CAGR) этого рынка - 100% в течение более, чем пяти лет, и выход на уровень 33,4 млрд. долл. к 2015 г.
Согласно исследованию IDC, европейский рынок обучения навыкам ведения бизнеса будет расти в течение пяти лет ежегодно на 14,9 % и достигнет 13 млрд. долл. в 2012 г. IDC оценивает также, что к 2012 г. 27 % образовательной информации будет доставляться через системы онлайнового обучения. IDC считает, что наиболее подготовленными странами в Европе к использованию систем онлайнового обучения являются Нидерланды, Великобритания и Скандинавские страны.
Согласно отчету eMarketer, в 2009 г. 24% организаций США использовали онлайновые системы для организации обучения своих сотрудников. В 2007 г. эта цифра составляла 16%.
Далее, отметим области применения СДО. Среди задач, решаемых с помощью дистанционного обучения, можно выделить:
С коммерческой точки зрения представляется, что в России, на сегодняшний период времени, наиболее перспективны корпоративный рынок дистанционного обучения и рынок бизнес-обучения.
Возможные области применения СДО на корпоративном рынке связаны с проведением профессионального обучения компаниями, имеющими территориально распределительную структуру, для своих специалистов и специалистов компаний-партнеров и смежников, в том числе:
Как показывают исследования, наибольший интерес вызывает дистанционное обучение у специалистов в области электронного бизнеса. Связано это с высокой динамикой развития рынка информационных технологий и потребностью IT-специалистов быть в курсе развития технологий, а также с тем, что специалисты по электронному бизнесу, как правило, являются наиболее подготовленной к обучению в онлайновой среде аудиторией.
Согласно исследованию, проведенному e-Business Communication Association, eLearning (дистанционное обучение посредством Интернета) - наиболее предпочтительный метод развития навыков для профессионалов в области электронного бизнеса.
На рынке дистанционного обучения можно выделить три слоя(сегмента или кластера). Первый - автоматизированные системы дистанционного обучения. Второй - учебно-методические материалы, в частности обучающие компьютерные программы, учебно-методические комплекты и т.д. И третий слой рынка - это слой образовательных услуг. Интересно, что верхний слой уже процентов на 50 исчерпан: еще год - два - и все крупные компании приобретут по системе дистанционного обучения. А компании-разработчики смогут получать основные денежные средства только за счет поддержки тех систем, которые внедрены в этих компаниях.
Второй слой рынка - учебно-методические материалы и комплекты. Он примерно в 10 раз более емкий, чем верхний. Сегодня существует огромный спрос на обучающие компьютерные программы, ориентированные на дистанционное обучение. С этим спросом связан, в частности, выход на российский рынок двух крупных западных компаний - Thomson Netg и Skill Soft, предлагающих довольно большие каталоги обучающих компьютерных программ.
Но проблема данного предложения в том, что, во-первых, эти программы на английском языке, поэтому основные крупные потребители ожидают, кто же первый оплатит перевод данных продуктов на русский язык. Перевод, в свою очередь, тоже бывает разный. Можно просто перевести в виде подстрочника, можно сделать перевод осмысленно, и есть высшая стадия перевода - так называемая локализация, когда учитывается специфика страны, в которой продукт используется.
Во-вторых, несмотря на то, что западные компании предлагают довольно большие списки курсов, любая крупная организация занимается, в первую очередь, автоматизацией своей основной производственной ( сервисной) деятельности, и ей нужны обучающие программы, связанные именно с ее основной деятельностью. Для банка, например, это прием вкладов и обслуживание юридических и физических лиц, кредитование юридических и физических лиц, внешнеторговые документарные операции, подготовка инкассаторов, т.е. список тем, соответствующих специфике банков. А во многих случаях не просто специфике банков, вообще, а специфике данного конкретного банка, потому что существуют определенные инструкции и регламенты, которым необходимо обучать персонал.
Кроме того, отечественные производители могут держать гибкую ценовую политику, а фирмы-распространители курсов западных компаний - нет.
Таким образом, внедрение западных продуктов на российском рынке распространяется, но с некоторым торможением.
И третий слой рынка, еще в 10 раз более емкий, чем рынок учебно-методических материалов и программ, - это предоставление образовательных услуг. По экспертным оценкам, рынок образовательных услуг в России составляет $7 млрд. в год. Если дистанционное обучение займет некоторую часть данного рынка, это станет одной из долгосрочных программ развития для образовательных учреждений.
Проблемы развития современного дистанционного образования состоят в том, что, для того, чтобы дистанционная форма обучения в любых типах образовательных учреждений могла успешно развиваться, необходимы значительные усилия не только программистов, дизайнеров, специалистов в области компьютерных коммуникаций, интернет-технологий, но и специалистов в предметных областях, методистов, хорошо знакомых со спецификой коммуникационных технологий, современными тенденциями в системе образования, современными концепциями, теориями, педагогическими технологиями, психологическими особенностями взаимодействия в сети, эргономикой и т. д. Данных ресурсов не всегда хватает, а, главное, не достаточно специалистов с этими узкопрофильными компетенциями.
Ряд исследований показало, что практически каждые девять HR- специалистов из десяти (88%) считают, что правильно спланированное обучение персонала может стать определяющей стратегией компании в период экономического спада.
В ходе исследований, также выяснилось, что 53% опрошенных используют онлайн тесты и различные инструменты оценки эффективности деятельности, 48% пользуются возможностями аудио и видео контента и, приблизительно, столько же процентов вовлекают в обучение интернет-технологии. Около 25% участвуют в организации виртуальных сообществ, 20% пользуются виртуальными классами и 11% используют цифровые записи вебинаров и онлайн-занятий.
Результаты данного проведенного исследования позволили классифицировать бизнес-модели СДО и основных участников данного рынка по ряду характеристик. Предоставление на коммерческой основе услуг в области дистанционного обучения на базе Интернета может быть реализовано в рамках следующих бизнес-моделей.
1. Разработка и поставка технологий и программно-технических решений для создания онлайновых систем обучения.
2. Предоставление в аренду программно-аппаратных комплексов и сетевых ресурсов для развертывания систем удаленного обучения (ASP).
3. Предоставление коммерческих услуг по доступу к курсам обучения, разработанным и сопровождаемым специализированными компаниями и учреждениями образования, центрами обучения, ВУЗами и т.д.
4. Консалтинговые услуги по "переводу" существующих "оффлайновых" курсов в онлайновую среду, подготовке контента курса, а также по развертыванию системы дистанционного обучения и организации процесса дистанционного обучения.
Возможны также различные комбинации указанных выше моделей и альянсы компаний, работающих в рамках той или иной бизнес-модели.
Также, в ходе исследования, были выявлены основные участники рынка и проведен анализ российских компаний разработчиков и провайдеров услуг СДО. Сейчас в России существует некоторое количество компаний, в той или иной степени занимающихся системами дистанционного обучения, но, в основном, такие компании предлагают готовые онлайновые курсы или услуги по их созданию, а не решения, предназначенные для разработки и создания и администрирования курсов. Ниже приведен список некоторых российских компаний-провайдеров услуг СДО.
1. Система дистанционного обучения ПРОМЕТЕЙ (http://www.prometeus.ru, http://www.ecourses.ru)
Компания предлагает
готовый (коробочный) продукт или разработку
системы обучения с учетом специфических
требований организации (без предоставления
ASP-услуг). С демо-версией СДО "Прометей"
можно ознакомиться по адресу http://www.prometeus.ru/
Система "Прометей" имеет модульную архитектуру, что позволяет расширять, модернизировать и масштабировать систему по мере необходимости.
2. Компания Cognitive Technologies (www.cognitive.ru).
Компания предлагает готовый (коробочный) продукт - СДО "СТ Курс", а также услуги по ASP - "ASP-Курс".
СДО "СТ Курс" (http://www.ctkurs.ru) - интегрированный информационный комплекс для создания и функционирования учебных курсов для дистанционного обучения.
Любой курс в данной системе состоит из набора модулей. Модуль представляет собой иерархически структурированный список страниц. Каждая страница представляет собой отдельный HTML-файл и может содержать гиперссылки на аудио-, видео- и графические фрагменты. Содержанием страницы является параграф или глава учебного материала курса.
3. ООО "Информроект" (www.baty.ru)
Компанией "Информпроект" разработана система "Батисфера", предлагающая возможности дистанционного образования для учебных заведений. С демо-версией СДО "Батисфера" можно ознакомиться по адресу http://www.baty.ru/demo.html.
На сегодняшний период времени, в качестве одного из ключевых требований к программам обучения выдвигается их адаптивность. Именно возможность быстро и наиболее эффективно адаптировать обучение под свои нужды, особенно в такое время, когда организации стремятся сократить как затраты на внешнее обучение, так и количество времени, которое сотрудники могут потратить на посещение курсов вне своей организации, 89% респондентов назвали наиболее желательными характеристиками обучения. Примерно такое же число опрошенных (88%) придает весомое значение возможности подготавливать с наибольшей финансовой выгодой как большое, так и малое количество работников. Этот аспект исследования доктор Дирк Тиссен, управляющий директор IMC (UK) Learning Ltd, прокомментировал так: «Программы обучения, гибкие и наиболее выгодные по своей сути, способные быстро и эффективно разрабатываться в организациях в условиях кризиса, привлекательны для любых компаний, независимо от их размера и структуры».