Система дидактических взглядов Коменского

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:06, реферат

Краткое описание

Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Наглядность применялась и до него. О ней говорили педагоги-гуманисты, например Томас Мор, характеризуя обучение на острове «Утопия». Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то что было, так сказать, эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования ее, которое впервые дал Коменский. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений.

Оглавление

Дидактические взгляды Коменского.
А) принцип наглядности
Б) сознательности учения
В) систематичности обучения.
Г) последовательность обучения
Д) посильности обучения
Е) прочности усвоения
2. О пользе дидактики
А) Для родителей
Б) Для учителей
В) Для учеников
Г) Для школ
Д) Для государств
Е) Для церкви
Ж) для неба
3. Выводы
4. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Дидактические взгляды Коменского.doc

— 58.00 Кб (Скачать)

Министерство науки  и образования Украины

Славянский государственный  педагогический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по педагогике

на  тему:

«СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ  ВЗГЛЯДОВ КОМЕНСКОГО.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Студентка 2АН (1)

  Липерт Алла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2008

ПЛАН

 

  1. Дидактические взгляды Коменского.

А) принцип наглядности

Б) сознательности учения

В) систематичности обучения.

Г) последовательность обучения

Д) посильности обучения

Е) прочности усвоения

2. О пользе  дидактики

А) Для родителей

Б) Для учителей

В) Для учеников

Г) Для школ

Д) Для государств

Е) Для церкви

Ж) для неба

3. Выводы

4. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические взгляды Коменского.

 

Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Наглядность применялась и до него. О ней говорили педагоги-гуманисты, например Томас Мор, характеризуя обучение на острове «Утопия». Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то что было, так сказать, эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования ее, которое впервые дал Коменский. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия — зрением; слышимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними. Следует наблюдать, что возможно, в натуре, а в случае невозможности непосредственного наблюдения вещей их надо заменять картинами, моделями, рисунками.

Велика заслуга Коменского в разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов; он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся уже к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками.

Призывая  к опытному изучению реального мира, Коменский бичевал схоластическое обучение, которое вбивало «в головы юношей смесь из слов, изречений, мнений», призывал к «выходу из схоластических лабиринтов» (так озаглавлена одна из его работ).

Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Коменский противопоставил требование сознательности учения. Он писал: «Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понято рассудком». Ученики с помощью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят».

Коменский настаивал  на систематичности обучения. Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон.

Большое значение, по Коменскому, имеет последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить это на деле.

Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей.

Выдвинув  дидактическое требование прочности усвоения учащимися учебного материала, Коменский говорил, что надо закладывать «прочное основание», не спешить в обучении, добиваться, чтобы учащиеся вполне усвоили преподаваемое им: все имеющее связь должно преподаваться «в связи». Каждая тема должна резюмироваться в кратких, точных правилах.

Огромное  значение для прочного усвоения имеют  упражнения и повторение усвоенного учащимися материала. Сообщив новый учебный материал учащимся, учитель требует, чтобы вызванный им ученик изложил, повторил то, что было сказано им; вызывает и другого ученика сделать то же. Благодаря такому упражнению и повторению учитель ясно видит, что осталось непонятым учениками из его изложения. Повторенное несколько раз прочно запоминается. Большую роль при этом повторении вслух имеет развитие умения выразить то, что усвоил, да и самое усвоение становится более отчетливым и прочным. С этой целью Коменский рекомендует, чтобы учащиеся, усвоив что-либо, старались обучить этому других.

«Тому, что следует  выполнять, нужно учиться на деле»,—  говорит Коменский, давая правила, по которым следует организовать упражнения. «Пусть в школах учатся писать, упражняясь в письме, говорить — упражняясь в речи, петь — упражняясь в пении, умозаключениям — упражняясь в умозаключениях, и т. д., чтобы школы были не чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа». Для правильного обучения навыкам надо учащимся дать определенную форму и норму того, что следует выполнять; употребление инструментов (например, при черчении и т. п.) показать на деле, а не только рассказать, как инструменты употреблять. Упражнения надо начинать с элементов, а не с выполнения целых работ; это относится и к чтению (сначала буквы и слоги, затем слова, наконец фразы), и к письму, и к грамматике, и к другим навыкам.

Показав учащимся образец для подражания, учитель  вначале должен требовать строгого, точного подражания форме, впоследствии выполнение может быть более свободным. Все допущенные учащимися отклонения от образцов должны тут же исправляться учителем, который свои замечания подкрепляет ссылкой на правила. При обучении надо сочетать синтез с анализом.

Коменский стремился  возможно сильнее развивать познавателъные способности учащихся, «воспламенить жажду знания и пылкое усердие к учению», для чего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность. «У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении»,— писал он.

О пользе дидактики.

 

Правильная  постановка дидактики важна:

 1. Для родителей, которые до сих пор вообще не знали, на что им надеяться от своих детей. Они нанимали учителей, упрашивали их, привлекали подарками, даже меняли, так же часто напрасно, как и с какой-либо пользой. Но если метод преподавания будет доведен до безошибочной точности, то всегда, с Божьей помощью, не может не последовать успех.

  1. Для учителей, из которых большинство совершенно были незнакомы с искусством обучения и потому, желая исполнить свой долг, мучили себя и истощали свои силы утомительным напряжением; или же меняли метод, добиваясь успеха то тем, то другим способом, не без досадной потери времени и трудов.
  2. Для учеников, чтобы они без трудностей, отвращения, криков и побоев, как бы играя и шутя, могли быть доводимы до высших пределов знания.
  3. Для школ, которые благодаря улучшенному методу, окажутся в состоянии не только постоянно поддерживать свежесть своих сил, но и умножаться до бесконечности. Ибо они действительно станут местами для забавы, обителями утех и приманок. А так как (вследствие безошибочности метода) из любого ученика выйдет учитель (в большей или меньшей степени), то никогда не будет недостатка в дельных руководителях школ и 
    всегда будут процветать научные занятия.
  4. Для государств, по выше приведенному свидетельству Цицерона, с которым согласны следующие слова пифагорейца Диогена (у Стобея): «Что есть основание всего государства? —Воспитание юношества. Ибо никогда не принесут полезного плода виноградные лозы, не подвергавшиеся хорошей обработке».
  5. Для церкви, так как одна только правильная постановка школ может способствовать тому, чтобы у церквей не могло быть недостатка в образованных учителях, а у образованных учителей — недостатка в дельных слушателях.

7. Наконец, и для неба важно преобразование школ для тщательного и всеобъемлющего образования духа, чтобы, таким образом, бесспорно более легким путем, блеск божественного света избавил от мрака тех, которых не в силах разбудить звук божественной трубы. Ибо хотя повсюду проповедуется евангелие и, как мы надеемся, будет проповедоваться до скончания мира, 
однако на свете так бывает, как это обыкновенно происходит на каком-нибудь народном празднестве, на ярмарке или в кабаке, или вообще на шумной сходке, что слушают не исключительно или главным образом того, кто предлагает наилучшее, но как кто с кем встретился, как кто с кем стоит или сидит, тот того и занимает и привлекает своими глупостями. Пусть служители слова исполняют свой долг, с каким бы то ни было рвением, 
пусть они взывают, увещевают, заклинают: значительнейшая часть людей их все же не слушает. Многие только по какому-либо редкому случаю приходят в священные собрания; другие хотя и приходят, но с закрытыми ушами и глазами, так как обыкновенно, будучи заняты про себя другим, они мало обращают внимания на то, что там происходит. Наконец, пусть они и обращают на это внимание, пусть они понимают смысл поучений, все же последние так на них не действуют и так их не трогают, как бы следовало, потому что привычная оцепенелость духа и сроднившаяся с ними порочность притупляют их рассудок, одуряют его и сковывают, так что они не могут избавиться от спячки. Поэтому они прибывают в привычной им слепоте и в своих пороках, как будто связанные кандалами, так что никто, кроме одного не может избавить их от укоренившейся испорченности, связано одним из отцов: почти граничит с чужим, если закоренелый грешник обратился к раскаянию. Но так как в других случаях требовать чуда там, где Бог дает в руки средства, значит испытывать Бога, то мы должны признать, что и здесь дело не обстоит иначе. Поэтому сочтем своим долгом подумать о средствах, при помощи которых все христианское юношество можно было бы все более пробуждать к умственной силе и любви к небесному. И если мы достигнем этого, то увидим, что царство небесное будет раскрывать мощь свою, как это некогда и было.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Духавнева А.В., Столяренко Л. Д. История зарубежной педагогики и философия образования. Ростов./Д: Феникс, 2000. – 480 с.
  2. Жизнь Яна Амоса Коменского: кн. Для учителей: пер. с чеш. – М.: Просвещение, 1991. – 191с.
  3. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательская группа «ФОРУМ» - «ИНФРА-М», 1998.-272с.
  4. История педагогики. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов.Под редакцией М.Ф.Шабаевой. – М.: Просвещение, 1981. – 367с.
  5. История педагогики. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Изд.4-е, доп и перераб. М.: Просвещение, 1974. – 447с.

 

 

 


Информация о работе Система дидактических взглядов Коменского