Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:55, шпаргалка
1. Педагогика в системе наук о человеке
2. Методология и методы педагогических исследований
3. Социализация и воспитание личности, факторы развития личности
....
27. Функции классного руководителя, планирование воспитательной работы.
Суть концепции развивающего обучения заключается в создании условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика. Эта сложная педагогическая проблема решается последовательно: на первом этапе (начальная школа – первые 5 лет) – путем формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию, а в последующие годы – за счет усиления этой способности и создания условий для ее максимальной реализации.
Особенность методики составляет целенаправленная
учебная деятельность (ЦУД) - особая
форма активности обучаемого, направленная
на изменение самого себя как субъекта
учения.
Особенность технологии развивающегося обучения
заключается в том, что она выстраивается
в совместных действиях учащихся и учителя,
методы работы и приемы могут создаваться
прямо на уроке, учащиеся имеют возможность
выбора определенных форм взаимодействия.
18. Сущность проблемного обучения и его особенности.
Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий,
которая предполагает создание под руководством
учителя проблемных ситуаций и активную
самостоятельную деятельность учащихся
по их разрешению.
Проблемное обучение заключается
в создании проблемных ситуаций, в осознании,
принятии и разрешении этих ситуаций в
ходе совместной деятельности обучающихся
и учителя, при оптимальной самостоятельности
первых и под общим направляющим руководством
последнего, а также в овладении учащимися
в процессе такой деятельности обобщенными
знаниями и общими принципами решения
проблемных задач. Принцип проблемности
сближает между собой процесс обучения
с процессами познания, исследования,
творческого мышлени.
Особенность проблемного обучения
заключается в том, что оно стремится максимально
использовать данные психологии о тесной
взаимосвязи процессов обучения (учения),
познания, исследования и мышления. С этой
точки зрения, процесс учения должен моделировать
процесс продуктивного мышления, центральным
звеном которого является возможность
открытия, возможность творчества.
Сущность проблемного обучения сводится
к тому, что в процессе обучения в корне
изменяется характер и структура познавательной
деятельности учащегося, приводящее к
развитию творческого потенциала личности
учащегося. Главным и характерным признаком
проблемного обучения является проблемная ситуация.
19. Принципы дидактики и их реализация в учебном процессе.
Дидактика – это раздел педагогики, исследующий принципы, формы и методы обучения, теория обучения.
Современные принципы дидактики обуславливают требования ко всем компонентам учебного процесса – логике обучения, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию и анализу достигнутых результатов.
Можно выделить в качестве основополагающих следующие Дидактические принципы:
- Сознательность и активность;
- Наглядность;
- Системность и
- Прочность;
- Научность;
- Доступность;
- Связь теории с практикой.
22. Общение как фактор социализации личности. Особенности педагогического общения.
Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Часто педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.
27. Функции классного руководителя, планирование воспитательной работы.
Под планированием воспитательной ра¬боты в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руко¬водителя, детей и взрослых по определе¬нию целей, содержания и способов орга¬низации воспитательного процесса и жиз¬недеятельности в классном сообществе. I. Целевые функции классного руководителя.
К ним относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Основными функциями, определяющими содержание деятельности классного руководителя, являются следующие:
воспитание детей;
социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.
II. Социально-психологические
- организаторская (поддержка
- функция сплочения коллектива
(классный руководитель
III. Организация и управление деятельностью.
- диагностическая функция (
- функция целеполагания (взаимодействие
классного руководителя с
- функции контроля и коррекции
(эти функции направлены на
выявление положительных и