Школа-парк (М.А. Балабан)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:22, контрольная работа

Краткое описание

В последние годы в обществе появилось понимание, что от средневекового классно-урочного образования пора переходить к основанному на совершенно иных принципах образованию.
Одной из альтернативных образовательных систем, более адекватных современному этапу развития общества, как раз и является образовательная система известного российского ученого и педагога Милослава Балабана «Школа-парк».

Оглавление

Как построить школу без классов и уроков…………….3
Школа – парк……………………………………………..5
Экспериментальная апробация «Школы – парк»……...9
Заключение……………………………………………...11
Список литературы………………………………….….12

Файлы: 1 файл

школа парк.docx

— 41.19 Кб (Скачать)

 

 

 Экспериментальная  апробация «Школы – парк»

Практическую апробацию  образовательной системы «Школа-парк»  начала в 90-е годы дочь Милослава  Александровича Балабана О. М. Леонтьева  — сначала в подмосковном Нахабино, а затем и в московском НПО  «Школа самоопределения» под руководством А. Н. Тубельского, где опытно-экспериментальная работа закончилась в 2007 году.

Параллельно с О. М. Леонтьевой работа по освоению образовательной  системы «Школа-парк» на практике началась в Екатеринбурге под  руководством А. М. Гольдина на базе общеобразовательной  школы № 95. В 1993 году в этой школе  была создана разновозрастная студия математики, а с 1 сентября 1995 года было создано структурное подразделение  «Парк-школа» на правах городской экспериментальной  площадки. В ноябре 1998 года парк-школе  был присвоен статус федеральной  экспериментальной площадки (приказ Минобразования России от 16.11.1998 № 2826). С 2001/02 учебного года работа была перенесена в среднюю общеобразовательную  школу № 19 Екатеринбурга и в 2003 году завершена в связи с полным выполнением программы эксперимента.

С 1998 по 2002 годы проводился углубленный  мониторинг эксперимента и экспертиза его результатов, в основном экспертами сети федеральных экспериментальных  площадок «Эврика». Интерес представляет также комплексная гигиеническая  оценка, проведенная Уральской государственной  медицинской академией и Центром  государственного санитарно-эпидемиологического  надзора в Екатеринбурге. Ход  и результаты эксперимента обобщены в публикациях в педагогической печати. По итогам анализа этих результатов  приказом Минобразования России от 04.03.2002 № 691 федеральная экспериментальная  площадка «Школа-парк» была включена в Федеральную программу развития образования по направлению «Авторские экспериментальные школы».

Обобщенно результаты апробации  образовательной системы «Школа-парк»  в Екатеринбурге в 1993—2003 годах  сводятся к следующему[2].

  1. Учащиеся и выпускники школы-парка по сравнению с контрольной группой показывают несколько более высокие показатели по таким параметрам, как интеллектуальная лабильность и креативность, и существенно более высокие уровни познавательной активности и организации самостоятельной учебной деятельности.
  2. Стандартные процедуры итоговой аттестации выпускники парк-школы проходят с немного более высокими результатами, чем выпускники контрольной группы, однако различия не столь существенны, что дает основания утверждать лишь, что стандартные орудийные знания парк-школа формирует не хуже традиционной классно-урочной.
  3. У учащихся парк-школы существенно лучше, чем у учащихся контрольной группы, обстоит дело с физиолого-гигиеническими показателями: отмечается тенденция к улучшению самочувствия к концу учебного года, улучшаются показатели неспецифической резистентности организма, положительна динамика работоспособности.

Конечно, делать окончательные  выводы по результатам одного исследования некорректно, тем более что классно-урочная и парк-школа направлены на достижение совершенно разных целей. Еще ждет своего решения проблема выработки методологии и критериев сравнения различных по своей парадигме и целям образовательных систем, пока же можно лишь сказать, что образовательная система «Школа-парк» имеет полное право на существование и развитие параллельно господствующей классно-урочной системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Впервые труд  М.А. Балабана «Школа-парк»  был опубликован в газете «Первое  сентября» в 1992 году с вступлением  Симона Соловейчика: «…Заранее можно предвидеть: скажут, что это утопии; что это уже было… Мы все страдаем: нет педагогической науки, нет науки… А может быть, вот она? Может быть, это и есть педагогическая наука? Здесь все признаки науки, и первый – смелость мысли. Она, можно сказать, безоглядна. Критике подвергаются самые, казалось бы, незыблемые основы школьного дела и учения. Мы ведь больше всё по верхам, мы всё ищем способы залатать прорехи, но надо же когда-нибудь понять, откуда идут все те недостатки, с которыми борются десятилетиями и столетиями…”

Симон Львович оказался прав. Говорили, что Школа-парк – утопия. Многие, очень многие говорили. Но одновременно внимательно читали книгу и начинали пользоваться введенной Балабаном терминологией.

Идея  создания альтернативной системы обучения была принята и за рубежом двумя  международными педагогическими объединениями: «Продуктивным образованием» и  «Демократическими школами». Сегодня  именно по концепции «Школа-парк»  идет реструктуризация системы образования  в Индии: три государственные  школы, в каждой из которых по 2400 учеников, пробуют использовать «парковую» систему образования. Эту работу по демократизации индийского образования  проводит координатор международного движения демократических школ Джерри Минц.

В книге «Школа-парк» нет инструкций, как надо работать. Там есть четкие рамки того, чего ни в коем случае делать в школе нельзя, если мы видим  в детях Личности, а не пустые головы, в которые мы должны вложить  знания. Поняв, от чего следует отказаться, каждый вырабатывает инструкции для  самого себя. Самые разные люди стали  открывать мини-парки по всей России: в системе основного и дополнительного  образования.

Когда Владимир Леви прочитал о школе-парке, он сказал: «В эту школу я пошел  бы учиться прямо сегодня –  и на всю оставшуюся жизнь». А  может быть, мы все по-настоящему учились в своих «парках», только не все это заметили.

 

 

 

Список литературы

    1. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии : учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 176 с.
    2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
    3. Балабан М. А. Опыт макролингвистической интерпретации некоторых психолингвистических экспериментов // Уч. зап. Моск. обл. пед. ин–та им. Н. К. Крупской. — Т. 234 (1969). — Вып. 23. — С. 13–35.
    4. Балабан М. А. Лингвистические данные в автоматизированных системах. — М.: Изд–во МГУ, 1985.
    5. Балабан М. А. Школа-парк: как построить школу без классов и уроков. – М.: Первое сентября, 2001.
    6. Бирюкова Г. А., Мойсенко А. В., Шагова Т. С. Школа-парк. Москва: первая экспертиза // Первое сентября. — 2002. — № 58. — С. 6.
    7. Гольдин А. М. Опыт организации «парк-школы» // Педагогика. — 1998. — № 8. — С. 112–114.
    8. Гольдин А. М. Образование 2.0: модный термин или новое содержание? // Вопросы образования. — 2010. — № 2. — С. 224–237.
    9. Леонтьева О. М. Школа-парк сегодня и в будущем //Балабан М. А. Школа-парк: как построить школу без классов и уроков. – М.: Первое сентября, 2001. – С. 191–204.
    10. Леонтьева О. М. Деятельностная взаимооценка как условие становления инновационной образовательной системы «паркового» типа: Дис. ... канд. пед. наук. — М., 2001.
    11. Леонтьева О. М. Деятельностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2007. — № 2. — C. 83–96.
    12. http://ps.psag.ru/?20
  1. 1 Балабан М. А. Лингвистические данные в автоматизированных системах. — М.: Изд–во МГУ, 1985.

2 Гольдин А. М.. Образование 2.0: модный термин или новое содержание? // Вопросы образования. — 2010. — № 2. — С. 224–237.

 


Информация о работе Школа-парк (М.А. Балабан)