Школа-парк (М.А. Балабан)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:22, контрольная работа

Краткое описание

В последние годы в обществе появилось понимание, что от средневекового классно-урочного образования пора переходить к основанному на совершенно иных принципах образованию.
Одной из альтернативных образовательных систем, более адекватных современному этапу развития общества, как раз и является образовательная система известного российского ученого и педагога Милослава Балабана «Школа-парк».

Оглавление

Как построить школу без классов и уроков…………….3
Школа – парк……………………………………………..5
Экспериментальная апробация «Школы – парк»……...9
Заключение……………………………………………...11
Список литературы………………………………….….12

Файлы: 1 файл

школа парк.docx

— 41.19 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Московский Государственный  Областной 

Университет

 

Факультет: педагогика и  психология

Специальность: Педагогика и Психология

 

 

 

Контрольная работа

Предмет: Педагогические технологии

Тема: Школа-парк (М.А. Балабан).

 

 

Выполнила студентка 5 курса

 

 

Проверил:

 

 

 

Москва 2011г.

 

Оглавление

 

Как построить школу без классов  и уроков…………….3

Школа – парк……………………………………………..5

Экспериментальная апробация  «Школы – парк»……...9

Заключение……………………………………………...11

Список литературы………………………………….….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как построить школу без классов и уроков.

В 2008 году была принята «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». В ней, в частности, говорится, что «Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования...» Ставится задача создания «благоприятных условий для развития способностей каждого человека, ... перехода от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развития образования, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности».

В последние годы в обществе появилось  понимание, что от средневекового классно-урочного образования пора переходить к основанному  на совершенно иных принципах образованию.

Одной из альтернативных образовательных  систем, более адекватных современному этапу развития общества, как раз  и является образовательная система  известного российского ученого  и педагога Милослава Балабана «Школа-парк».

Вероятно, подавляющее большинство открытых образовательных систем (какой является и школа-парк) восходят к знаменитой работе Л. Н. Толстого «Воспитание и образование» (1862). Безусловно, сильное влияние на М. А. Балабана оказали идеи Джона Дьюи (1859–1952) и особенно Ивана Иллича (1926–2002), с которым Милослав Александрович был знаком лично. Из существующих в мире аналогов парк-школы следует в первую очередь назвать Саммерхилл-скул (Шотландия) и международную сеть школ Садбери Велли.

Однако  даже поверхностный анализ показывает, что образовательная система  «Школа-парк» не основывается прямо  ни на концепции педоцентризма Дьюи, ни на неинституциональной педагогике Иллича, и уж тем более не копирует образовательные системы Саммерхилла или Садбери. Школа-парк основывается на принципиально иной когнитивной модели, модели знания-органа, и безусловное ее авторство принадлежит М. А. Балабану.

Милослав  Александрович Балабан (07.06.1927г. – 24.04.2005г.) родился в Одессе. Окончил институт иностранных языков. Работал директором школы, преподавателем английского языка. Заведовал кафедрой иностранных языков, работал доцентом факультета иностранных языков, работал старшим научным сотрудником МГУ( занимался проблемами логогенетики и искусственного интеллекта; в последние годы своей жизни являлся также экспертом сети федеральных экспериментальных площадок «Эврика»). Работал в аппарате ЮНЕСКО в Париже, представлял интересы СССР на Лиссабонской конференции стран — членов Организации по экономическому и социальному развитию («Парижский клуб»), являясь экспертом в области образования.

С начала 60-х годов XX века М. А. Балабан  начал разработку модели языка-органа. Впоследствии эта модель легла в  основу систем машинного перевода и  искусственного интеллекта, однако в  начале своей работы над этой проблематикой  Милослав Александрович решал более  узкую задачу — преодоление абсолютной неэффективности системы изучения иностранного языка, основанной на модели «лексика — грамматика — фонетика». Им было поставлено 16 экспериментов, убедительно  доказывающих неэффективность репродуктивных классно-урочных процедур и высокую  результативность обучения, основанного  на развитии умения обучаемых самостоятельно производить членение избыточного  информационного потока. Чрезвычайно  высокая эффективность системы  обучения иностранному языку, основанной на модели языка-органа, была продемонстрирована и в практической деятельности самого М. А. Балабана в вузах, где он работал. В настоящее время на концепции  языка-органа основываются многие продуктивные системы обучения языку.

Теоретические исследования и деятельность Милослава  Александровича, однако, довольно быстро вышли за рамки проблематики обучения иностранному языку. Модель языка-органа совершенно естественно экстраполировалась в модель знания-органа: оказалось, что открытые М. А. Балабаном закономерности являются глобальными, касающимися  когнитивных процессов как таковых, вне зависимости от их конкретных предметностей.

Параллельно с работой в области когнитивной  психологии М. А. Балабан провел и  серию блестящих социально-исторических исследований, обнаружив удивительную корреляцию между созданием в  конце XVII века и распространением в  Европе, а затем и во всем мире, классно-урочной системы, и становлением машинного производства, востребующего новый тип человека — исполнителя, способного точно выполнять рутинную, не значимую личностно работу.

В конце 80-х — начале 90-х годов  М. А. Балабан создал теоретические  основы образовательной системы, названной  им «Образовательный парк открытых студий», или «Школа-парк», которой и посвящена  настоящая работа.

Школа - парк

Образовательная система  «Школа-парк» основана на модели знания-органа[1], в которой развитие знания происходит в ходе сложного взаимодействия индивида с культурной, информационной и предметной средой. Содержанием образования является совокупность способов деятельности индивида, приводящая к развитию его знания-органа (усложнению предметностей этой деятельности, то есть индивидуальной картины мира и наружной сферы деятельности).

В таком подходе преодолевается социоцентризм, т. е. понимание культуры как надличностного «взрослого»  феномена, подлежащего «усвоению» или  «присвоению» ребенком. В противоположность традиционному классно-урочному представлению о содержании образования как о некоем «учебном материале» (будь то «основы наук», накопленные старшими поколениями способы дискурсивной и предметной деятельности или априорно отобранные взрослыми «базовые компетентности») в школе-парке содержанием образования является система способов и предметностей совместной деятельности учащихся и педагогов, направленной на увеличение членораздельности индивидуальной картины мира, усложняющаяся в ходе своей реализации.

Организационно школа-парк — это набор, или парк, открытых разновозрастных студий. Под студией понимается свободное объединение учеников вокруг учителя-мастера для совместного обучения. При этом состав студий определяется, с одной стороны, составом имеющихся учителей, их реальными знаниями и умениями, а с другой стороны — образовательными потребностями учеников. Таким образом, состав студий не является постоянным, он меняется, подчиняясь закону спроса и предложения на рынке образовательных услуг.

Учащиеся парк-школы не делятся на классы, и при этом каждый из них самоопределяется по отношению к каждой студии: либо он является её постоянным членом (членом «команды»), либо клиентом, либо посетителем (гостем). Таким образом, все учащиеся парк-школы добровольно распределяются по студиям в качестве постоянных членов. Каждый ученик является постоянным членом одной студии (но может изменить этот выбор в любое время); в качестве клиента или гостя он может посещать любые студии без ограничений.

Каждая студия в течение  недели или дня работает в двух режимах: в закрытом (только со своими постоянными членами) и в открытом ( для клиентов и гостей). Разница между клиентом и гостем состоит в том, что клиент активно участвует в работе студии, в то время как гость лишь наблюдает за её работой. Кроме того, у каждого учителя существуют «выращенные им» из постоянных членов студии подмастерья — ученики, активно помогающие ему в работе с другими постоянными членами или клиентами. Любой ученик парк-школы может в любое время изменить свой статус по отношению к данной студии — из посетителя стать клиентом, затем постоянным членом, затем подмастерьем (последнее, конечно, по взаимному согласию с учителем); возможно изменение статуса и в обратную сторону.

Парк-школа работает 5 или 6 дней в неделю, причем занятия организуются блоками по 2-3 академических часа, соответственно 3 или 2 блока в день. Составляется учебный план, где недельный бюджет времени, обеспеченный финансами, распределяется между студиями (понятно, что у учебного плана парк-школы и у традиционного школьного учебного плана общее только название, учебный план школы-парка лишь распределяет время между студиями, никак не детерминируя «обязательные» недельные объемы посещения студий учащимися в зависимости от классов — последних в школе-парке попросту нет), и график работы студий, определяющий время и место работы каждой студии в течение недели. График составляется так, что во время каждого блока одновременно работает несколько студий; при этом в нем отражается работа каждой студии в двух режимах: на некоторых блоках — только для своих постоянных членов, в закрытом режиме, на остальных блоках — в открытом режиме обслуживания клиентов и гостей.

Копия графика работы выдается каждому ученику парк-школы. Он обязан ежедневно ходить в школу, но какие именно студии выберет ученик для своей работы — он решает сам, причем этот выбор каким бы то ни было учебным планом, расписанием занятий, списком «обязательных предметов» и тому подобными документами не регламентируется. Исключением, естественно, является деятельность студий в закрытом режиме, когда все её постоянные члены обязаны участвовать в работе.

 

- Образование рассматривается  как органический процесс развития - полная реализация личных потенций  каждого индивида.

- Интеллектуальное развитие  происходит не как усвоение  чужого знания, а как естественная  модернизация своего собственного  опыта.

- Школьный класс - замкнутая  группа принудительного членства  становится открытой студией  свободного доступа.

- Учебники и программы  из казенных орудий внешней  сортировки учащихся по способностям  становятся полезными справочниками.

- Пересматривается система  учебных ценностей - многие истины  быстро становятся частными мнениями.

- Отношения учителя с  учеником строятся в режиме  частного общения с избранным  тобой человеком.

Каждая парк-студия предполагает ученикам возможности умственного  развития по своему предмету познания. А само предметное развитие рассматривается  как локальное (хотя и сопряженное  с другими сферами) углубление членораздельное  организации мира.

В парк-школе действует  открытый набор всяких других, менее  академических, но не менее актуальных для развития студий, для того чтобы  профессионально выполнять те образовательные  функции, которые испокон веку выполнял весь конгломерат автономных видов  семейного, трудового и даже уличного ученичества.

Открытая студия отличается от класса тем, что это не группа учеников, пришедших на урок, и это  не группа учеников, формально принадлежащих  к одному уровню подготовки. В отличие  от номинальной структуры класса, где иерархия способностей как бы несущественна для главного ритуала  урока и где каждый предстает  голым одиночкой перед учителем-драйвером, в открытой студии действует иерархичная  структура старших и младших  во главе с учителем-лидером. Со временем в такой студии складывается и  материальная структура, типичная для  мастерской, где каждый мастер и  подмастерье знает свое место.

По форме управления и  организации учебного процесса студия резко отличается от урока, где учитель  выполняет административную функцию  драйвера-погонялы. В открытой студии-мастерской учитель - старший мастер, здесь он действует как лидер-эксперт, к которому обращаются в случае надобности. Реальное обучение идет в системе возрастных вертикалей, между которыми часто возникает негласное, но вполне доброе соревнование. Никаких особых возрастных пределов (кроме чисто физических, связанных с техникой безопасности, младенческой и старческой немощью и т.п.) здесь не устанавливается. Учебная работа идет в деловом общении старших учеников (как рядовых мастеров в своих более узких проблемах) с младшими, которые выполняют функции подмастерьев, или тех же младших - с постоянными клиентами и посетителями, где они выполняют функции старших - гидов.

Основной метод обучения - диалог, речевое общение партнеров.

Речевая практика допускает  любое число партнеров, каждая из которых делает свой ход (реплику, которая  может быть и вполне нулевой) по своим  личным, но динамично согласуемым  с партнером правилам. И когда  учителю удается вести урок в  таком режиме открытой речевой игры (вместо замкнутых циклов типа «опрос - объяснение - закрепление - опрос» учебного материала), ученик получает возможность  развивать свое, сугубо личное знание в объектной сфере данного  учебного предмета. Игры можно проводить  на материале практически любого учебника для школы и вуза без  слишком драматичного нарушения  норм классно-урочного ритуала.

Оценивание результатов. В парк-школе и в каждой открытой студии существует иная задача: обеспечить каждому ощущение нормального роста на самом действенном (в обучении) уровне - уровне самооценки. Оценки вводятся официально в трех последних, выпускных классах. Этого вполне достаточно, чтобы выдать каждому вполне реальный аттестат зрелости.

Но все-таки, как  и у  любой методики, парк – школа  имеет свои минусы.

  • Состав студий на каждом занятии является переменным и разновозрастным. Учитель, собираясь утром на работу, не знает заранее, кто придёт к нему сегодня в студию (кроме единственного случая, когда студия работает в закрытом режиме), и чем они будут заниматься.
  • В этих условиях «проходить школьные программы» становится попросту невозможным — мало того, что все дети разного возраста (и с разным личным знанием), так ещё и любой ребенок может в любой момент как подключиться к работе студии, так и «выпасть» из неё. Именно поэтому в студии возможны только способы работы, востребующие разновозрастность и делающие возможными свободный вход в студию и выход из неё в любое время.
  • Учитель в принципе не может написать заранее «план урока»; он фиксирует итоги работы (личные учебные достижения каждого ребенка) после занятия. Таким образом, перспективное планирование традиционной школы в парк-школе заменяется ретроспективным анализом.

Информация о работе Школа-парк (М.А. Балабан)