Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 05:32, реферат
1.Ф.И.О.автора: Ляшенко Ирина Викторовна
2.Город (район): Мостовский район, посёлок Мостовской.
3. Образовательное учреждение: МДОУ ЦРР - детский сад №1 « Берёзка».
4.Занимаемая должность: Воспитатель
5.Педагогический стаж и квалификационная категория: воспитатель первой квалификационной категории, педагогический стаж 6 лет.
Информационная карта передового педагогического опыта
Актуальность опыта
Целостное описание опыта
Результативность опыта
Рецензия на опыт работы
Соотнесение, сличение объектов между собой как раз и является обобщённым способом, формирующимся на этапе раннего детства и позволяющим успешно решать определённый круг задач на различение цвета, формы, величины. Поскольку в раннем детстве ещё не ставится задача усвоения детьми общепринятых эталонов, обучение не должно включать запоминания названий отдельных цветов, форм. Принципы системы сенсорного воспитания требуют также усвоения детьми» сигнального значения» свойств предметов, с которыми они знакомятся. Можно ли это реализовать на этапе раннего детства при накоплении сенсорных представлений? Следовательно, дети раннего возраста уже могут воспринимать форму, цвет как признаки предметов, их специфических качеств. Конечно, от этого ещё далеко до усвоения « сигнального значения», при котором изменение цвета, формы связывается с закономерными изменениями других, скрытых качеств предметов. Но это можно считать первым шагом к такому усвоению. Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности, где учёт цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий. В качестве таких действий могут выступать раскладывание предметов на две группы, размещение вкладок в гнёзда, втыкание грибков-втулочек в отверстия доски. Например, уже на третьем году жизни детей можно научит наносить цветовые пятна, передающие специфику определённых предметов и явлений («огоньки», « следы на дорожке», и т.д.) вполне возможно использовать цветную мозаику. При решении различных сенсорных заданий важным оказывается обучение детей внешним приёмам сопоставления объектов, например накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывания их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Преобразуясь, это внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам. Изложенные представления о содержании и методах ознакомления детей раннего возраста различными свойствами предметов послужили основой для разработки системы заданий, которые можно ставить перед детьми на занятиях. На протяжении дошкольного детства полезно играть с детьми в игры. Значительная часть игр - посвящена актуальному для дошкольного возраста сенсорному воспитанию. Особенно важно такое воспитание в младшем дошкольном возрасте, когда ребёнок ещё не выделяет и не осознаёт отличительные качества окружающих предметов. Предлагаемые игры создают условия для развития целенаправленного восприятия внешних признаков предметов. Играя, ребёнок учится различным приёмам зрительного, слухового и осязательного обследования. Помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествами обозначать соответствующим словам. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребёнка - познавательных, эстетических, для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности. В играх на внимание ребёнок выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания. Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребёнка, ни выполнение им заданий взрослого. Задача « быть внимательным» становится понятной и актуальной для ребёнка. Для того чтобы своевременно развивать у детей определённые качества внимания - целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность и способность управлять им, нужны специальные игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребёнка. В играх, развивающих память, младшие дошкольники учатся устанавливать связь между предметами. Память - необходимое звено всякой деятельности человека: практической, познавательной, художественной. Без участия памяти ребёнок не может ни играть, ни разговаривать, ни обращаться с предметами. Однако не у всех детей одинаково хорошо развита память. Многие взрослые считают. Что хорошая или плохая память дана ребёнку от рождения. Но это вовсе не так. Ребёнок не рождается с готовой памятью. Она развивается, как и сам ребёнок, под влиянием общения и совместной деятельности с взрослыми. ( Приложение№6) В играх на развитие мышления и речи специально созданная ситуация и предлагаемые действия помогают ребёнку учиться передавать свою мысль движением и связной речью. Игры настоящего раздела нацелены на то, чтобы развивать эти процессы в необходимом единстве. Развитие речи ребёнка идёт по нескольким направлениям. Это и отработка артикуляции. И расширение активного словаря, и развитие связной речи, т.е. умения выразить свою мысль словами, и формирование речевого мышления. ( Приложение№7)
В играх на развивающие целенаправленное восприятие цвета помогут научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Эти игры содержат два типа обучающих задач: - Задачи на целенаправленное различение цветовых тонов; - Задачи на правильное называние цветов. ( Приложение №8) Для реализации данных принципов я разработала дидактические игры для сенсорного развития детей. ( Приложение№9) Для развития зрительного восприятия я использую мозаики, рамки- вкладыши. В повседневной жизни для самостоятельной деятельности предлагаю детям дидактические игры на закрепление цвета: « Собери бусы», « Разноцветные колечки», « Цветное лото», « Собери капельки» ,«Волшебный клубочек». Дидактическая игра №1 « Волшебный клубочек» - намотать на шар весь шнурок до конца так, чтобы он с него не соскочил. Можно играть парами, победит тот, кто быстрее справиться с задачей. Дидактическая игра №2 « Собери капельки» - дети должны были разложить капельки по цвету в стаканчики такого же цвета, проговаривая всё вслух. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали свои умозаключения, сравнивая цвета. Постоянно использовала разнообразный дидактический материал. Но все, же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игру сюжетного содержания. « Помоги козляткам спрятаться от волка» - цель, которой научить детей обобщать предметы по сюжету и цвету. Игра представляла собой набор рамок - домиков из красного, синего, жёлтого, зелёного цветов. На домиках приклеены окошечки с козлятками. Перед детьми ставила задачу: закрыть окошечко дверцей тождественного цвета. Игра понравилось малышам, они правильно подбирали дверцу по цветовому признаку. Спешили закрыть окошечко козлёночка от волка. Для других детей задания в дидактических играх усложняла. Некоторые дети легко справлялись с такой игрой, как «сыр и мыши» - где нужно подобрать по цвету хвостики мышек и тарелочку ( мышка с зелёным хвостиком , кушает сыр на зелёной тарелочке.).
Детям интересно играть в подвижные игры. ( Приложение №10) « Найти домик зайчика ». - Провести исследовательскую работу, узнать, где и какого цвета домик зайчика. Если и ошибались, то другие старались сразу же исправить, подсказать, воспитатель ставит так вопрос, чтобы ребёнок мог сам догадаться. Игра всегда проходит с хорошей активностью и эмоциональным подъёмом. Интересные задания выполняли с детьми на мини - фланелеграфе. Побуждала детей к действиям с различными фигурами - « выложить дорожку - ниточку», «шнурочек по которой пройдёт матрёшка в красном сарафане. Фигуры раскладываю, поясняя свои действия: « сделай дорожку из фигур, делаю дорожку и комментирую, что вот получилась, какая прямая, длинная, зелёного цвета дорожка. По ней пройдёт сейчас матрешка, и показываю, как идёт матрёшка. Игры привлекают детей. - Возьми матрёшку, и покажи, как она пойдёт по дорожке зелёного цвета. Цель этой игры - Закреплять знания о цвете, величин предметов. - « Большая и маленькая собачка»; - « Одень кукол- куклы разного размера и соответственная одежда для них»; - « Соберём грибы - большие, маленькие»; - « Накормим мишек кашей - медведи и посуда разного размера»; - « Собери пирамидку»; - « Построй башенку». При уборке строительного материала привлекала детей тоже через игру. Некоторым детям нравилось раскладывать кубики и кирпичики по своим домикам-коробкам, а другим сортировать строительный материал по цвету. Мною были подобраны игры с предметами. Показывая, парные предметы отличающиеся друг от друга по величине, я давала следующие задания детям: - « Где большой мячик?» - « Где маленький мячик?» - « Принеси мне большого мишку?» - «Принеси мне маленького мишку?» - « Одень маленькую куклу?». Работая над развитием осязательных ощущений детей, я ставила перед собой задачу не только обогащать их чувственный опыт, но и развивать способность дифференциации, то есть умение сравнивать их с образцами знакомых предметов. Так же, я старалась подбирать игры, цель которых - открыть для детей особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чём-то важном в этих играх дети учатся различать « звучания» знакомых предметов, голоса животных и людей. Игра « Кто, что услышит?» Ставила перед детьми ширму и звенела в колокольчик, стучала в барабан, бубен, играла на дудочке. Задача детей была - отгадать, каким предметом был произведён звук. Игра « Узнай по звуку предмет?»
Для этой игры использовала различные игрушки и предметы, которыми можно производить звуки (книжка, ложка). Дети сидели спиной, а я за ширмой производила шум и звуки различными предметами.
Задача детей была - догадаться, чем был произведён звук.
Игра « Тихо - громко»
Задача детей:
- Развивать умение менять силу голоса, говорить, то тихо, то громко.
Для этого подбирала игрушки разных размеров - большую и маленькую собачку, кошечку, игрушки, звук которых можно имитировать. Показывала детям двух собачек и говорила:
- Бежит большая собачка, громко лает ав-ав!
И тут же активизировал речь детей, и спрашивала, как громко лает собачка.
дети громко произносили лай собачки.
- А маленькая собачка лает тихо?
Дети произносят: тихо лай
Потом убирала собачек и говорит быть внимательными.
Если собачка побежит по дорожке большая, вы должны вспомнить, как лает большая собачка
( громко), а если маленькая, (тихо).
В своей работе, я пришла к выводу, что одно из необходимых условий для получения хороших результатов - взаимодействие с родителями. Работая с родителями, провожу консультации по теме: « Развитие тактильной памяти на основе игр, используемых на занятиях». Им очень нравится участвовать в предложенных играх. Используемые мною на занятиях с детьми дидактические, подвижные игры я предлагала родителям в виде памяток - рекомендаций для закрепления дома. Использую разнообразные формы обобщённые темой: консультации, родительские собрания, анкетирования, видеоматериал, фотоматериал, информацию в родительских уголках. А как результат работы - активное участие родителей в изготовление игр и игровых пособий для детей. ( Приложения№2)
Обязанность любящих родителей приложить максимум усилий для того, чтобы сенсорное развитие ребёнка было полноценным. Что для этого нужно?
Основная задача - предоставить малышу самые разные предметы для исследования.
Для маленьких детей подойдут: яркие погремушки разнообразной формы, разноцветные кольца и шарики. После года задачи сенсорного развития усложняются. Дети постепенно начинают различать цвет, форму, и величину предметов. На данном этапе игрушки для сенсорного развития незаменимы. Красочные пирамидки помогут освоить ребёнку форму предметов, разноцветные карточки облегчат усвоение цветов, а разнообразные кубики и мячики помогут сориентироваться в мире объёмных фигур.
По результатам диагностики можно увидеть стойкую положительную динамику роста. Диагностика показала, что дети накопили чувственный опыт, практически научились обследовать окружающую их в группе предметную среду. Они сделали качественный скачок в своём психическом развитии. У них уже сформировались такие познавательные процессы, как непроизвольное внимание, предметное восприятие, значительно активизировалась активная речь. В процессе действия с предметами малыши накопили практический опыт, обширный словарный запас. Речь стала не только средством общения с взрослыми в различных ситуациях, но и средством познания окружающего мира. У детей стало активно развиваться мышление, воображение, появился интерес к содержательной стороне общения и явлениям окружающего мира. Они научились различать цвета, и использовать сопоставления объектов. Например, накладывание объектов друг на друга (в случае ознакомления с формой); прикладывания их друг другу с уравниванием по одной линии (при знакомстве с величиной); и, наконец, прикладывание вплотную (при распознавании цвета). Они познали свойства окружающего предметного мира (твёрдый - мягкий, лёгкий - тяжёлый, гладкий - шершавый). ( Приложение №4) Игра является универсальным способом сенсорного развития младших дошкольников, позволяя интегрировать решение специфических задач по сенсорики в процесс физического, умственного, нравственного психического развития детей, создавая атмосферу успешности, формируя позитивное отношение к процессу познания.
умственный сенсорный развитие ребенок
Рецензия
Воспитатель Ляшенко Ирина Викторовна в течение 5 лет работала над проблемой « Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность». Рассматривание данной проблемы было направлено на реализацию следующих направления работы воспитателя: - решения в ходе занятий по сенсорному развитию младших дошкольников не только задач по формированию основных мыслительных операций (интеллектуальное развитие), но достижение целей по физическому, нравственному воспитанию, используя такой ведущий вид деятельности дошкольников, как игру; - создания условий для соблюдения при этом основных дидактических принципов (доступность, наглядность, целесообразность, систематичность, преемственность, научность); - формирование единого воспитательного пространства « детский сад-семья» путём привлечения к сотрудничеству родителей воспитанников. Результатом теоретических исследований и практической деятельности явилось обобщение опыта работы педагога по теме: « Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность». Материал по обобщению опыта представлен как в виде теоретического обоснования, так и подборкой авторского практического материала. Теоретическая часть изложена последовательно: рассматривается актуальность данного материала и его практическая значимость. Выводы, сделанные педагогом, имеют под собой не только практическую, но и теоретическую базу. Ляшенко Ирина Викторовна взяла за основу идеи таких выдающихся педагогов и психологов, как Я.А. Каменский, Ф.Фребель, М. Монтессори, Л.А.Венгер, А.В. Запорожец, Е.И.Тихеева и др., методические рекомендации Н.П. Сакулиной. Воспитатель в своей деятельности руководствуется требованиями программы «Детство». Субъективная оценка педагогом результатов своих наблюдений находит отражение в объективных научных данных вышеназванных авторов. Ляшенко И.В. описаны все этапы работы по проблеме не только с точки зрения теории, но и с позиций практики дошкольной педагогики. Определяя программные задачи, педагог сразу же приводит схему их решения путём использования различных видов игр на занятиях, с учётом возрастных особенностей (в описании опыта изложены основные задачи для младшего дошкольного возраста). Завершает теоретическую часть представленной работы краткое рассмотрение особенностей и ожидаемые результаты педагогической деятельности по теме опыта. Таким образом, наряду с актуальностью, автором освещён и вопрос новизны представленных теоретических идей и методических разработок. К ним относятся: подборка оригинальных игр на развитие внимания, мышления, цветовосприятия; подборка игровых упражнений с предметами для формирования представлений об объёмных фигурах. Автором освещён вопрос создания единого развивающего, воспитательного пространства для дошкольников на основе развивающих игр при участии не только педагога, детей, но и родителей воспитанников. Несомненно, можно отнести к разряду методических находок представленные авторские разработки консультаций для родителей по вопросу преемственности в решении задач сенсорного развития ребёнка, сценарии родительских собраний. Творческое сочетание традиционных игровых материалов с оригинальным сюжетом игры - ещё один практически значимый элемент данного опыта. На основе выше изложенного можно сделать вывод, что в предложенной работе воспитателя Ляшенко Ирины Викторовны соблюдены все основополагающие педагогические принципы: научность, системность, целесообразность, практическая значимость и т.п. Таким образом, представленный материал по обобщению опыта можно считать новаторским, имеющим практическую значимость и являющимся актуальным в свете решения современных воспитательно-образовательных задач и обеспечения преемственности в деятельности дошкольного учреждения и семьи по сенсорному развитию младших дошкольников.
Старший воспитатель _____________ Ж.А. Тупичкина
Информация о работе Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность