Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 05:32, реферат

Краткое описание

1.Ф.И.О.автора: Ляшенко Ирина Викторовна
2.Город (район): Мостовский район, посёлок Мостовской.
3. Образовательное учреждение: МДОУ ЦРР - детский сад №1 « Берёзка».
4.Занимаемая должность: Воспитатель
5.Педагогический стаж и квалификационная категория: воспитатель первой квалификационной категории, педагогический стаж 6 лет.

Оглавление

Информационная карта передового педагогического опыта

Актуальность опыта

Целостное описание опыта

Результативность опыта

Рецензия на опыт работы

Файлы: 1 файл

Сенсорное развитие.doc

— 101.50 Кб (Скачать)


Районное управление образованием Администрации Муниципального образования Мостовский район Краснодарского края

Тема: « Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность»

Автор опыта Воспитатель МДОУЦРР - детского сада№1 «Берёзка» Педагогический стаж -6 лет Ляшенко Ирина Викторовна

П. Мостовской

2010год.

Содержание

Информационная карта передового педагогического опыта

Актуальность опыта

Целостное описание опыта

Результативность опыта

Рецензия на опыт работы

Библиографический список

Приложение к опыту

Информационная карта передового педагогического опыта

1.Ф.И.О.автора: Ляшенко Ирина Викторовна

2.Город (район): Мостовский район, посёлок Мостовской.

3. Образовательное учреждение: МДОУ ЦРР - детский сад №1 « Берёзка».

4.Занимаемая должность: Воспитатель

5.Педагогический стаж и квалификационная категория: воспитатель первой квалификационной категории, педагогический стаж 6 лет.

6.Тема педагогического опыта: « Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность».

7. Уровень опыта по степени новизны: на основе программы « Детство» усовершенствовала способы развития сенсорного воспитания, используя дидактические игры; разработала дидактические игры и упражнения, подвижные игры; разработала перспективное планирование для развития сенсорного воспитание детей через игровую деятельность; рассчитана для детей 2-3 лет.

8. Цель педагогического опыта: обогащение словарного запаса детей; развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности, которая проявляется в различении признаков и свойств, представлений.

9.Краткое описание опыта - Основное противоречие, недостаточно методической литературы по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста. - Основные компоненты системы работы: накопление представлений о цвете, форме, величине предметов; разучивание дидактических игр; формирование первичных представлений об окружающем мире. - Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте: Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формированию представлений о сенсорных эталонах. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Для обогащения сенсорного опыта детей используются дидактические игры, художественное слово, театрализованные игры, музыкальное воспитание, конструированная деятельность, изобразительная деятельность. - Приёмы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля: награждение медалями, угощение от персонажей участвующих в занятии.

- Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность: создание предметно развивающей среды, способствующей развитию сенсорного воспитания детей через игру; систематизация дидактических игр в планировании; индивидуально дифференцированный подход; формирование сенсорного восприятия в каждом виде деятельности через игровую форму, психологическая комфортность детей, обеспечивающая эмоциональное благополучие. - Необходимые ограничения и запреты: недопустимо ставить ребёнка в ситуацию неуспеха, невозможности достичь желаемого результата, принудительное обучение бесполезно и даже вредно; доброжелательная помощь (а не подсказка взрослых); весь дидактический материал должен находиться на уровне глаз ребёнка; - Результативностью работы являются повышение уровня развития сенсорного воспитания детей, формирование положительно - эмоционального настроя, умение общаться со сверстниками и взрослыми, различать основные геометрические фигуры и их варианты, а так же основные цвета спектра. - Преимущество этого опыта заключается в том, что развитие ребёнка построено на том, что заложено в нём природой.

10.Эффективность опыта: развитие сенсорного воспитания развивает детей в различных сферах деятельности: музыкальной, познавательной, театральной, изобразительной. Дети видят через образы, краски, звуки. В результате повысился уровень сенсорного развития дошкольников.

11.Экспертное заключение опыта: данный опыт работы рассмотрен и одобрен на педагогическом совете от 25мая 2010.

12.Кто и когда изучал: На заседании педагогического совета.

13.Выводы рекомендации: продолжить использование опыта работы с детьми во всех возрастных группах ДОУ. 14.Членами педагогического совета одобрено предложение о внесении опыта Ляшенко И.В. в районный банк данных.

Актуальность опыта

Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей. Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т.п. сенсорная культура, обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Сенсорной (чувствующей) называется система, направленная на восприятие окружающего мира. Ранний этап развития ребёнка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении, т.е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учётом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций А.В.Запорожец, А.П.Усова. Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребёнком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат. Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщёнными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально - в процессе предметной деятельности). На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В.Н.Аванесова, Л.А. Венгер А.Н. Лебедева, Н.Н. Поддьяков, Н.П.Сакулина и др.) Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития.

- упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром.

- развивает наблюдательность.

- является основой для развития воображения.

- развивает внимание.

- позитивно влияет на эстетическое чувство.

- даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно познавательной деятельности.

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

-влияет на расширение словарного запаса ребёнка.

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной и др. видов памяти.

Как отмечалось выше, важнейшими моментами сенсорного развития детей являются усвоение сенсорных эталонов и овладение способами обследования предметов. Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Их относительно немного, и человечество сумело их упорядочить, свести к нескольким разновидностям. Усвоение представлений об этих разновидностях даёт возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта. Для того чтобы ребёнок начал усваивать сенсорные эталоны и способы обследования, он должен быть к этому соответствующим образом подготовлен. Сам процесс эталонов и овладения способами обследования длительный, растянутый на несколько лет и включает постепенный переход ко всем более сложным формам восприятие.

Известно, что восприятие детей раннего возраста очень неустойчиво. Ребёнок различает некоторые цвета, формы, величины, но ориентируется на наиболее яркий, бросающийся в глаза один признак, вовсе не замечая другие, и по нему отличает предмет от других предметов. Восприятие маленького ребёнка носит предметный характер, т.е. все свойства предмета не отделяются у ребёнка от предмета, он видит их слитно с предметом. Характерные особенности предмета ещё не приобрели в его глазах жизненное значение, не стали признаками, на которые следует ориентироваться. Поскольку возникший образ предмета не расчленён, он очень приблизительно отражает сам предмет. На данном этапе важно в целом максимально обогатить восприятие, накопить разнообразные представления для того, чтобы создать фундамент для последующего усвоения и использования сенсорных эталонов. Какие же действия ведут к первоначальному выделению свойств, образованию элементарных представлений о предметах? Многочисленные исследования (Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина и др.) показывают, что, прежде всего это действия с предметами (подбор предметов в пары и др.), продуктивные действия (простейшие постройки из кубиков и др.), упражнения и дидактические игры. В дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов. Именно с трёх лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Путём обучения продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструированию), как на занятиях, так и в повседневной жизни. Начиная, с трёх лет обучение продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию. Видными представителями дошкольной педагогики Я.Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева и др. были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований. Предлагаемые занятия являются частью общей системы сенсорного воспитания, разработанной учеными, педагогами и психологами (А.В. Запорожцем, А.П.Усовой, Н.П. Саккулиной, Л.А.Венгеров,

Н.Н. Поддъяковым) и на основе современных дидактических принципов. В раннем возрасте ведущей деятельностью является игра. Игра имеет преимущество перед другими видами деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как даёт возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображение, реализовать свои представления об окружающем. Играя, ребёнок получает возможность лучше понять и усвоить смысл человеческих действий и отношений, ориентироваться в предметных условиях. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, изучают растения, животных. Через игру ребёнок входит в мир взрослых.

Отличительная особенность опыта:

В играх по сенсорному воспитанию выделялось два этапа:

1.Усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями;

2.Усвоение ролевого поведения;

· Использование игр с правилами - подвижные, дидактические, которые помогают детям лучше усваивать знания, закреплять навыки.

· Стремление детей самим исследовать окружение с помощью анализаторов по принципу « Что вижу, то исследую».

· Использование исследовательской деятельности в разных видах деятельности (ИЗО, лепке, конструированию).

· Использование в работе игр, которые способствуют развитию восприятия и мышления, а так же формированию умения группировать по определённому соответствию в цвете, форме, величине.

Целостное описание опыта

Дети должны жить в мире красоты, Игры, сказки, музыки, рисунка, Фантазии, творчества.

Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. (Янушко Е.А.). Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, в положении в пространстве. Сенсорное развитие, - направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени, зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее сенсорное развитие с одной стороны, имеет самостоятельное значение так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе и для многих видов труда. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков). Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: - развивает наблюдательность; - готовит к реальной жизни; - позитивно влияет на эстетическое чувство; - является основой для развития воображения; - развивает внимание; - даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; - влияет на развитие словарного запаса ребёнка; Вопросы сенсорного развития и воспитания детей изучались группой научных работников - педагогов и психологов института дошкольного воспитания - А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиным. Это изучение показало, что развитие восприятия - сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов выработанных обществом и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание и должно быть направлено на обеспечение этих моментов. Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы, - это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), в области цвета - семь цветов спектра, белый и чёрный цвета. Усвоение представлений об этих разновидностях даёт возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта. Усвоить сенсорный эталон- это вовсе не значит научиться правильно, называть, то или иное свойство. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное уметь пользоваться такими представлениями для анализа выделения свойств различных предметов в самых различных ситуациях. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду - это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

Необходимо точно и полно воспринимать свойства предметов, ясно возникает перед ребёнком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат деятельности, увлекающей ребёнка. Такие условия для зрительного восприятия создаются главным образом в продуктивных видах деятельности - рисовании, лепке, конструировании, а для слухового восприятия - в пении, выполнении движений под музыку, речевом общении. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Большое значение для умственного развития имеет правильно организованная среда: обдуманный подбор игрушек, подбор дидактических игр. В процессе умственного развития детей раннего возраста осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодиффенцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребёнку мир вещей и явлений. Ребёнок в жизни сталкивается многообразием форм, красок и других свойств, предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь, то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.

Сенсорная культура ребёнка - результат усвоения им сенсорных эталонов, созданных человечеством. Поэтому педагоги - исследователи пришли к выводу, что сенсорное воспитание необходимо включить в обучение дошкольников разным видам деятельности. В этом направлении и развивалась дальнейшая разработка вопросов сенсорного воспитания в детском саду. Таким образом, основная задача ознакомления детей со свойствами предметов: - обеспечить накопление представлений о цвете, форме, величине предметов. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребёнок надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами. Развивать познавательные умения и речевые - определять цвет, размер, форму предметов путём зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм.

Весь окружающий мир познаёт ребёнок с помощью органов чувств - зрение, слух, обоняние, осязание. Информация анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдаёт целостную картину. В то же врем умение анализировать признаки каждого предмета - вес, цвет, запах, вкус, позволяет ребёнку научиться классифицировать объекты по форме, размеру и соответственно называть их. Поэтому сенсорное развитие, которое заключается в умении воспринимать отдельные признаки предметов, неразрывно связано и является основой развития мышления и речи. Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых, успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. При определении содержания и методов работы по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста исходными явились теории сенсорного воспитания. Опираясь на них, было выяснено, с какими свойствами можно и нужно знакомить детей, какие цветовые тона, формы, величины предметов следует использовать и, самое главное, как должен строиться процесс обучения детей восприятию окружающей действительности. Советский педагог Н.П. Сакулина, рассматривая вопрос об ознакомлении детей с цветом, отмечала, что с отвлечёнными цветами детей следует знакомить лишь после того, как у них в процессе наблюдений окружающего появится достаточный опыт цветовых представлений. Накопление такого опыта должно происходить, по её мнению, в раннем детстве, а в 3-4 года у детей уже возникает потребность знать названия и ориентироваться в 5-6 цветовых тонах. В раннем детстве ещё нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т.е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств. Накопление сенсорных представлений не может быть обеспеченно путём ознакомления ребёнка лишь с 3-4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов. Поскольку эта система включает, прежде всего, основные цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый, и чёрный), пять фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), три разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребёнка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения. Следовательно, в программу систематического ознакомления со свойствами предметов в раннем детстве целесообразно включить перечисленные выше цвета. Однако следует отметить, что голубой цвет воспринимается даже значительно более старшими детьми не как самостоятельный цветовой тон, а как оттенок синего, поэтому одновременное введение синего и голубого цвета может существенно затруднить формирование чётких цветовых представлений. Следовательно, рациональнее остановиться на восьми цветах. Также целесообразно ознакомление с пятью фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и двумя величинами (большой, маленький). В содержание ознакомления детей со свойствами предметов должно быть включено, прежде всего, выделение цвета, формы, величины как особых свойств предметов, без которого не могут быть сформированы полноценные представления. Выделение свойств вначале, когда дети ещё не владеют общепринятыми эталонными представлениями, идёт посредством соотнесения предметов между собой. На более высоком уровне развития детей усвоенными эталонами. Обучение должно включать формирование у детей обобщённых способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач.

Информация о работе Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность