Сенсорная игра.«Узнай на вкус», «Узнай по запаху»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 15:59, творческая работа

Краткое описание

Цель. Через чувственно воспринятые (по вкусу или по запаху) фрукты или ягоды определить их, вызвать у детей представления об их сенсорных признаках: форме, цвете, величине, поверхности. Рассмотреть и вспомнить, где они растут.

Материал. Набор фруктов (яблоко, лимон, апельсин, слива, груша, банан) или ягод (клубника, смородина, малина и др.)

Файлы: 1 файл

Натюрморт.docx

— 17.13 Кб (Скачать)

Сенсорная игра.

 

«Узнай на вкус», «Узнай по запаху».

 

Цель. Через чувственно воспринятые (по вкусу или по запаху) фрукты или  ягоды определить их, вызвать у  детей представления об их сенсорных  признаках: форме, цвете, величине, поверхности. Рассмотреть и вспомнить, где  они растут.

 

Материал. Набор фруктов (яблоко, лимон, апельсин, слива, груша, банан) или ягод (клубника, смородина, малина и др.)

 

Руководство. Небольшая группа детей сидит полукругом перед  столом воспитателя, на котором, закрытые салфеткой, лежат на подносе фрукты и ягоды.

 

Воспитатель: - Сегодня мы с вами поиграем в игру «Узнай по вкусу фрукты». Вы сейчас закроете глаза  и откроете рот, а я положу каждому  кусочек фрукта (или целую ягоду). Вы будете есть и говорить мне, какой  он. Сладкий ли? Кислый ли? Вкусный  ли а потом скажете, что это за фрукт (ягода).

 

По ходу работы можно прочитать  стихотворение об этом фрукте (ягоде). Игра заканчивается, когда все фрукты (ягоды) определены. В конце можно  нарисовать любой из фруктов [12, C. 210].

 

 

 

И. Грабарь. «Неприбранный  стол».

 

Картина сначала закрыта. Воспитатель сообщает детям, что  сегодня они познакомятся с еще  одним интересным видом натюрморта, который художники называют «накрытый  стол». На этих натюрмортах изображается стол, накрытый к завтраку, обеду, ужину. Людей на картине нет (ведь это  натюрморт!), но их присутствие ощущается.

 

После этого открывается  картина  и детям предлагается внимательно ее рассмотреть и  подумать, о чем художник хотел  рассказать.

 

- Посмотрите, стол еще  накрыт, но люди куда-то ушли. Кто-то  уже начал убирать посуду: отогнул  с угла голубую с синей каймой скатерть, вымыл тарелки. Ложки, но не успел еще все убрать.

 

На столе стоят недопитые  рюмки, стакан, вазочка с вареньем, вазы с фруктами, графин, ваза с синими васильками. Кресло отодвинуто. Кажется, только что здесь были люди, они где-то недалеко. Художник, конечно, думал  них, когда писал картину.

 

А какое у вас возникает  ощущение, когда вы смотрите на картину? Обратите внимание на основной цветовой тон – голубовато-зеленый, холодный. Благодаря этому цвету возникает  ощущение раннего утра, бодрости, свежести, прохлады. Угадайте теперь, какое время  года изобразил художник? Конец лета или начало осени. Об этом говорят  свежие яблоки и букет из синих  васильков. Где стоит этот стол? В  комнате? Нет, на веранде, около кустов.

 

Художник Игорь Грабарь  назвал свою картину «Неприбранный  стол». А как бы вы ее назвали?

 

На столах перед вами лежат  краски и палитра. Попробуйте изобразить краски, которые использовал художник для этой картины. Но постарайтесь положить на палитру тот основной цветовой фон, которого больше всего в картине; остальные цвета подберите соответственно пятнам, которые есть в картине.

 

Дети работают, звучит светлая, тихая музыка. После работы воспитатель  с детьми проводит анализ, сравнивая  цветовые палитры детей с тональностью картины.

 

 

Занятие-беседа «Как художник составляет натюрморт».

 

Цель. Дать детям представление  о том, как художник придумывает  композицию для своей картины. Показать роль цветового фона для натюрморта. Поупражнять детей в составлении  композиции из разных предметов и  рисовании наброска составленного  натюрморта. Для этого занятия  воспитатель подбирает несколько  объектов (овощи, ягоды, цветы, посуду), подносы или вазы, ткань, имеющую  разный цветовой тон, или цветные  листы бумаги. Кроме того, готовит  на каждого ребенка бумагу, простые  карандаши, резинки. Ставятся 2-3 стола, на которых будут выстраиваться  натюрморты, а около каждого стола  – мольберты для работы для  работы детей.

 

В другой части комнаты  на стенде помещаются репродукции натюрмортов, имеющих разную композицию. Например: К.Петров-Водкин, «Яблоки на красном  фоне»; Е. Леонова, «Цветы»; И.Машков, «Синие сливы» и др. Воспитатель, собирая  около себя детей, говорит им: «Сегодня мы с вами будем художниками и  поучимся составлять красивые натюрморты. Художник, прежде чем писать натюрморт, продумывает, как красиво расположить  предметы, чтобы все они были видны  и украшали друг друга. Есть такое слово «композиция». Это значит сочинение, объединение всех частей выделение главного. Вот сегодня мы и будем «сочинять» натюрморт. У нас на столах лежат разные овощи, фрукты, ягоды, посуда, цветы. Давайте сначала решим, из чего мы будем составлять натюрморт. У нас три стола, поэтому мы разделимся на три группы, и каждая группа подойдет к одному из столов». Дети подходят к столам, на которых лежат предметы, договариваются и выбирают те, из которых будут составлять натюрморт. После этого воспитатель приглашает детей в другую часть комнаты – туда, где висят репродукции натюрмортов.

 

- Прежде чем вы будете  составлять натюрморт, я хочу  показать вам картины различных  художников. Посмотрите, как интересно  они придумали композиции своих  натюрмортов. (Дети подходят к  стендам.) Вот натюрморт художника  Кончаловского «Клубника» (Помните, мы уже видели его.) Как любопытно художник расположил клубнику: на белую тарелочку положил зеленые листочки, а на них – много красных, спелых ягод. Тарелка с горкой ягод здесь самая главная, а рядом, прямо на столе, зеленые листочки и в их центре еще несколько красных ягод. Красные ягоды и зеленые листья смотрятся очень нарядно. Ближе к нам, у края стола, лежит веточка с несколькими ягодками. Весь натюрморт смотрится очень празднично, ярко. А полотно на котором он написан? Какую оно имеет форму? (Прямоугольную.) как вы думаете, почему художник положил это полотно горизонтально?  (Чтобы все предметы поместились.) А какой цвет фона и стола, на котором лежат ягоды? (Светло-коричневато-серый.) Да, правильно, поэтому на нем так ярко видна тарелка с ягодами и листьями.

 

Еще одна картина (Машков И., «Синие сливы»). Какая необычная  композиция натюрморта! Тарелка с  яркими синими сливами стоит в  самом центре картины, на столе, она  здесь самая главная. Сливы лежат  по кругу тарелки, кА бусы. Синий  цвет – это какой цвет? (Холодный.) А в центре слив, сверху лежит ярко-оранжево-красный крупный персик. Вокруг тарелки тоже красуются красные, желтые, оранжевые персики. Картина очень нарядная. А какой цвет фона и стола? (Серовато-белый.) Он не мешает видеть фрукты, а наоборот, подчеркивает их красоту. Фрукты как бы ведут дружный хоровод, любуются друг другом. Видите, как по-разному и интересно можно составить натюрморты. А сейчас вы вернетесь к своим столам  и попробуете сами составить натюрморт

 

После того как дети составят натюрморты, воспитатель предлагает найти для каждого натюрморта подходящий по цвету фон (ткань, бумагу) – так, чтобы натюрморт не сливался с фоном, выглядел нарядно.

 

Полюбовавшись вместе с детьми составленными натюрмортами, воспитатель  предлагает детям сделать набросок натюрморта карандашом (дети выбирают натюрморт по желанию).

 

- После того как художник  составит натюрморт, он делает  его легкий набросок карандашом  на бумаге или холсте, а уже  потом пишет красками. Вот и  вы сейчас попробуйте сделать  набросок. Я расскажу, как это  делать.

 

Сначала нужно решить, как  расположить лист бумаги – вертикально  или горизонтально, чтобы вся  композиция поместилась на лист. Затем надо определить, где и как расположены предметы (в центре, сбоку, вверху, внизу), сколько пространства занимают ваза, цветы (или тарелка, фрукты). Легким движением карандаша делаем общий набросок формы предметов.

 

Пока дети делают наброски, звучит негромкая музыка. Воспитатель  помогает детям советом, поощряет их. В конце занятия все наброски  раскладываются около того натюрморта, с которого их делали. Воспитатель  оценивает работы, отмечая наблюдательность детей.

 

На следующем занятии  дети могут писать натюрморты акварелью. При этом советует использовать сначала  светлые цветовые тона, а затем  более яркие и темные, предлагая  составлять необходимый цвет на палитре  и с палитры переносить его  на бумагу.

 

Закрепляя представления  детей о композиции, хорошо провести занятие по выполнению аппликации натюрморта. Для этого в качестве натуры могут  быть даны другие объекты. Можно использовать художественно-развивающую игру «Узнай натюрморт и по людям» для этого  нужно подготовить схемы к  уже знакомым детям натюрмортам  и новым. Модель представляет собой  графический рисунок композиции


Информация о работе Сенсорная игра.«Узнай на вкус», «Узнай по запаху»