Семейная социализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:40, контрольная работа

Краткое описание

В процессе социализации происходит интериоризация нормы, ценности, требования переходят во внутренний план и становятся основой построения поведения. Понимание формирования личности ребенка как целостного процесса возможно при рассмотрении социальных условий и деятельности индивида как единой теоретической .[1с.73]
Целью данной работы является изучение проблем и процессов социализации в семье.

Файлы: 1 файл

Педагогика контрольная.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

     По  мнению специалистов, структура семьи  является решающим условием полноценного развития личности ребенка. Присутствие  в семье обоих родителей создает  возможность для ребенка наблюдать  модели женской и мужской половых ролей, взаимоотношения между супругами, дифференцированные воспитательные меры отца и матери по отношению к ребенку. То есть, неполная семья сталкивается, прежде всего, с проблемой формирования полоролевой модели поведения детей, с отсутствием образца супружеских отношений.  

Социализация  в неполной или  малообеспеченной семье. 

     Семья признается основным институтом социализации детей. Роль семьи в становлении  личности ребенка отражена в работах  А.Карлсона, Т.Парсонса, Д.Попеное, И.С.Кона. Значимый вклад в изучение семейной социализации внесли такие ученые, как Ф.А.Ильдарханова (2002), А.В.Мудрик (1991), Ю.И.Шилов (2000). В семье происходит усвоение полоролевой модели поведения детей. Изучение этого вопроса показывает значимость наличия обоих родителей в семье. Особенности гендерной социализации мальчиков и девочек рассматривали в своих работах И.С. Клецина (1998), О.И.Ключко (2002), И.С.Кон (1988)3 и др. Авторы отмечают, что отсутствие одного из родителей приводит к различным отклонениям в развитии личности ребенка. У детей выросших в неполных семьях возникают следующие трудности в процессе социализации:[5 c.13]

     1.Реализация неполной семьей функции социализации и воспитания детей осуществляется недостаточно успешно в связи с действием ряда неблагоприятных факторов: низкое экономическое положение неполных семей с детьми, ограниченность совместного времяпровождения родителей и детей, бедность их внесемейных коммуникативных контактов, отсутствие должного контроля за детьми со стороны взрослых, трудности в организации свободного времени и бедность его содержания.

     2. Ограниченные материальные возможности  неполной семьи влияют не только  на удовлетворение потребностей  взрослых и детей, но также  создают конфликтные ситуации  во взаимоотношениях родителя  и ребенка и влияют на формирование системы ценностей детей в неполной семье.

      3. Подростки из неполной семьи  чаще испытывают проблемы социального  характера: при формировании полоролевой  модели поведения, в коммуникативной  сфере (высокий уровень социального  одиночества детей), в приобщении к противоправным поступкам и действиям.

     4. Помощь со стороны прародителей  и других родственников создает  определенную компенсацию воспитательного  дефицита при высокой занятости  родителей. 

      5.Социально-профессиональный статус родителя является одним из факторов, влияющих на реализацию функции социализации детей. Родители с более низким статусом характеризуются недостаточной педагогической грамотностью, пользуются меньшим авторитетом у своих детей и достигают менее значимых воспитательных результатов.

     По  мнению американских психологов издержки социализации в неполной семье связаны, прежде всего, с ограниченными материальными  ресурсами1. Действительно, изучение влияния  экономического фактора на реализацию семьей функции социализации показало наличие более низкого материального положения неполной семьи и связанных с этим негативных последствий. Одним из таких последствий является дефицит внимания к детям со стороны единственного родителя, который объясняется высокой занятостью родителя (если родители, имеющие супруга/супругу занимаются временными подработками, то родители-одиночки вынуждены иметь дополнительную работу постоянно). По данным нашего исследования, подростки из неполной семьи в два раза чаще своих сверстников из полной семьи указывают на недостаток внимания со стороны родителя. Ссоры и конфликты между родителем и ребенком в неполной семье значительно чаще, чем в полной семье, связаны с невозможностью удовлетворить потребности ребенка. Родители-одиночки отмечают, что непонимание ребенком ограниченных возможностей семьи приводит к возникновению конфликтных ситуаций. [2 c.48]

     В связи с высокой загруженностью на работе и дома родители-одиночки проявляют низкую активность в сотрудничестве со школой: они чаще посещают школу  только по вызову учителя или не приходят вообще. Соответственно снижается роль родительского контроля, который является важным компонентом социализации детей.

     Материальные  трудности семьи оказывают влияние  на формирование жизненных ориентиров и ценностей подростков, завышая значимость денег в их жизни. В результате низкого экономического статуса малообеспеченных семей обнаружены следующие отрицательные последствия для воспитательного процесса: материальные трудности неполной семьи повышают конфликтность во взаимоотношениях родителя и детей; дети из неполных семей испытывают дефицит внимания со стороны родителя; ограниченные материальные возможности неполной семьи формируют у детей завышенные материальные требования к будущей работе.. [1 c.119]

     Успешность  воспитательных действий родителей во многом зависит от близости и доверительности отношений родителей и детей. Показателем уровня таких отношений может служить готовность ребенка обратиться за советом к взрослым. Среди детей из неполных семей отмечен более высокий уровень авторитета старших братьев и сестер как советчиков (26% против 18% из полных семей). По-видимому, здесь имеет место компенсаторный механизм, связанный с отсутствием отца. Более важное место в жизни детей из неполных семей занимают старшие родственники (дедушки, бабушки), которые также в определенной степени возмещают отсутствие отца. К совету друзей и подруг прибегают 18% школьников из полных семей и 20% из неполных, что свидетельствует о незначительном различии. Доля детей, принимающих решения самостоятельно, сравнительно невысока, но среди детей из неполных семей она в три раза выше. Это свидетельствует о более высоком уровне социального одиночества у детей, растущих с одним родителем. Такая линия поведения в подростковом возрасте может иметь негативные последствия, поскольку для них характерна низкая социальная зрелость и отсутствие жизненного опыта в принятии важных решений. Авторитет матери остается неизменно высоким в обеих группах по половому признаку независимо от типа семьи, что расценивается психологами как благоприятный фактор развития личности ребенка. Однако, роль и значимость отца для детей, особенно для мальчиков, представляется крайне недостаточной.

      В неблагополучных или в «деструктивных»  семьях возможно употребление подростком психоактивных веществ. Практически во всех случаях подростковой и юношеской наркомании мы обнаруживаем в период, предшествующий наркотизации, признаки одного из типов проблемных семей:

– деструктивная  семья (автономия и сепарация  отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или родительско-детский конфликт);

– неполная семья ( один из родителей отсутствует, что порождает разнообразные  особенности семейных отношений  и прежде всего размытые границы  между матерью и ребенком;

 –ригидная,  псевдосолидарная семья (наблюдается  безоговорочное доминирование одного  из членов семьи, жесткая регламентация  семейной жизни, подавляющий тип  воспитания)

 –  распавшаяся семья ( т.е. ситуация, когда один из родителей живет  отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная зависимость от него ).

     Характерными  особенностями таких семей являются:

 –  чрезмерно эмоциональное, ранимое  и болезненное отношение подростков к своим родителям и их проблемам  (имеются ввиду острые, болезненные реакции на семейную ситуацию). Если при этом в семье присутствовала холодная в общении, строгая и неэмоциональная мать, то ситуация приобретает наибольшую остроту;

– нередко  в семьях наркотизирующихся подростков в период, предшествующий наркотизации, наблюдается конформизм и попустительство  родителей, вплоть до готовности идти на поводу у подростка;

– непоследовательность в отношениях с ребенком; от максимального  принятия до максимального отчуждения. Ребенка то приближают к себе, то отдаляют независимо от особенностей его поведения;

– невовлеченность  членов семьи в жизнь и дела друг друга (когда все рядом, но не вместе; когда семейная жизнь низводится до семейного быта);

 – директивный  стиль отношений и эмоциональное  отвержение;

– спутанные  отношения и размытые (неопределенные) межпоколенные границы. Прародители (бабушки и дедушки ) активно вмешиваются  в жизнь семьи, продолжая воспитывать  уже взрослых детей, при этом по отношению с внуком чаще всего обнаруживаются гиперпротекция и попустительство. То что не позволяют родители разрешают дедушка и бабушка.

      Перечисленные особенности семейной ситуации приводят к повышению риска наркотизации прежде всего потому, что у подростка не формируется чувство ответственности за себя, свою жизнь и поступки.[4 c.180] 

Заключение.

     Семья – это неотъемлемая ячейка общества. Ни одна нация, ни одно общество не обходилось без семьи. Поэтому развитие ее, укрепление, стабилизация – дело не только государства и общества, но и, прежде всего самих супругов. Это важно. Ведь именно в семье начинается формироваться личность будущего члена общества. Перенимание традиций сплачивает семью. Живой пример родителей очень важен в развитии ребенка.Развитие человека во взаимоотношениях и под влиянием окружающей среды можно определить как результат его социализации, т.е. усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвитии и самореализации том обществе, в котором он живет. Социализация – развитие, обусловленное конкретными социальными условиями, т.е. в процессе воспитания. Она начинается с семьи. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы и СМИ. Таким образом, от социального климата в семье, духовного развития и физического становления в ней детей зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.В семье закладываются взаимоотношения с окружающими, границы власти и ответственности, которые становятся нормой. В конфликтной семье дети низкоорганизованы и не имеют собственного потенциала разрешения кризисных ситуаций. А в криминальных семьях дети не имеют элементарных условий для воспитания, по отношению к ним допускаются насилие, жестокое обращение. Часто вовлекаются в преступную деятельность родителей. Как правило, таких детей ждет бродяжничество, побеги из дома.[5 c.36] 

 

Библиографический список.

1 Дивицына Н.Ф. «Семьеведение», М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 200с.

2 Игошев К.Е., Миньковский Г.М. «Семья, школа, дети», М.: Юридическая литература, 1989. – 197с

3. Мудрик А.В. «Социальныя педагогика: учеб. Для студ. Пед. Вузов»/ под ред. В.А. Сластелино. – 5-е изд., допол. – М.: издательский центр «Академия», 2005. – 200с.

4. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании под редакцией С.В.Березина, К.С. Лисецкого -256 с.

5. Шакурова М.В. «Методика и технология работы социального педагога». – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272с.

Информация о работе Семейная социализация