Семейная социализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:40, контрольная работа

Краткое описание

В процессе социализации происходит интериоризация нормы, ценности, требования переходят во внутренний план и становятся основой построения поведения. Понимание формирования личности ребенка как целостного процесса возможно при рассмотрении социальных условий и деятельности индивида как единой теоретической .[1с.73]
Целью данной работы является изучение проблем и процессов социализации в семье.

Файлы: 1 файл

Педагогика контрольная.doc

— 83.50 Кб (Скачать)
 
 

                                                             Введение.

     Социализация  представляет собой многосторонний процесс, в связи с чем существует множество типизаций социализации. Анализ существующих подходов к разработке типизаций позволил выделить следующие основания для их разработки: сфера социализации, сфера жизнедеятельности, характер социальности общества, содержание социализационного процесса, результативность социализации, уровень стихийности-организованности процесса. [1с.70]

     Особое  внимание в социологии и психологии уделяют механизмам идентификации. Социальная идентичность – один из критериев социализированности человека. Исходное качество социальной идентичности – это эмоциональное отождествление с интериоризованным образом значимого другого (группой, образцом). Социальную идентичность можно определить как «осознанный и принятый личностью смысл ее позиции в социальном пространстве». Э.Эриксон определяет ощущение идентичности как «субъективное вдохновенное ощущение тождества и целостности» и выделяет «эго-идентичность» (личностная самоидентификация) и «групповую идентичность». В рамках исследуемого вопроса наибольший интерес представляет понятие «групповая идентичность», которая, по мнению автора, является необходимым ощущением в жизни человека. Значения группы и групповой идентичности выражаются в следующей фразе: «Растущий ребенок должен на каждом шагу извлекать оживляющее чувство реальности из сознавания того, что его индивидуальный путь овладевающего опыта (его эго-синтез) является успешным вариантом групповой идентичности и находится в соответствии с пространством – временем и жизненным планом группы».

     В процессе социализации происходит интериоризация нормы, ценности, требования переходят  во внутренний план и становятся основой  построения поведения. Понимание формирования личности ребенка как целостного процесса возможно при рассмотрении социальных условий и деятельности индивида как единой теоретической .[1с.73]

     Целью данной работы является изучение проблем  и процессов социализации в семье. 

Социализация 

     Социализация  является непрерывным процессом, потому что человек постоянно взаимодействует  с социумом. Это происходит во время  общения, работы, игры. Ребенок начинает учиться культуре общения, правилам поведения, овладевает ролями мужчины  и женщины… Воспитание – прерывный процесс, так как ограничено местом и временем. Оно считается основной категорией в педагогике. И продолжается в течение всей жизни. Объектом социализации является человек. В нашем случае – ребенок. Семья – это первичный институт социализации и одновременно является субъектом. Данной теме следует уделять много внимания, потому что именно в семье начинается развитие ребенка, его воспитание. В семье даются первые навыки общения, культуры, работы. Без этих первичных умений ребенок не сможет стать полноценным членом общества.[2c.50] 

Семья и воспитание. 

     О воспитании написано много книг и  статей. Именно они дают информацию о том, как нужно воспитывать  ребенка. Но все сходятся в том, что  решающую роль в воспитании играет семья. От того, в каких условиях растет ребенок, зависит его физическое и эмоциональное развитие.[3c.30]

     Семья – первичная ячейка общества, его  социально-бытовая основа, находящаяся  в тесной взаимосвязи и взаимодействии с социально-производственной его  основой. На своем уровне она концентрирует в жизнедеятельности своих членов весь комплекс отношений, существующих в обществе. При этом семья активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведений своих членов, в реализации их статуса.В младенчестве семья играет главную роль, которую не могут заменить другие институты социализации. Но уже в подростковом возрасте роль семьи уменьшается.[3c.31]

     В семье происходят формирование психологического пола ребенка. В первые 3 года жизни  это влияние определяющее, потому что ребенок усваивает атрибуты предписываемого ему пола: особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы. Поведенческие образцы мужчины и женщины. В дальнейшем развитии малыша семья продолжает помогать или мешать формированию психологического пола юноши или девушки.

     После того, как ребенок пойдет в детский  сад, он попадает в среду, которая  выступает как условие его  изменения и развития. Человек  сам создает среду, в которой  будет протекать его жизнь. Изменив  ее, личность меняется, меняются нравы, привычки, страсти и чувства. Здесь фактором формирования личности и развития психологической структуры личности выступает система общественных отношений. Но приобретение своего опыта, пусть он и маленький, в семье в результате познания окружающего мира, переживаний по поводу поведения близких людей и его собственные действия в ответ на их поведение – один из путей формирования у ребенка качеств, необходимых ему в дальнейшем для успешного общения с другими людьми. Говоря о семье как о части системы общественного воспитания новых поколений, нельзя упускать из виду ее значимость в этой системе. Именно родители, семья в целом, - часто того не замечая – вырабатывают у детей комплекс базовых социальных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек. Эти первые уроки жизни в семейном укладе создают основу, исходя из которой, ребенок, юноша (девушка) или подросток избирательно воспринимает, перерабатывает, усваивает или отбрасывает социальную информацию в качестве руководства к действию.Семейное воздействие на ребенка уникально по интенсивности и результативности. Ведь оно охватывает все стороны формирующейся личности, продолжается многие годы непрерывно и основано на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. Здесь речь идет не о чувстве любви и доверии, а об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться своими переживаниями и получать помощь. Семья – основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их жизни. Во многом это качество сохраняется в подростковый период. Отношение и атмосфера в семье представляются в глазах детей не только как надежное убежище от невзгод, но и его модель. Жизнь предоставляет нам множество примеров прочности убеждений, мотивов, стереотипов поведения, которые люди воспринимают в детские годы от родителей и других старших членов семьи. Но, к сожалению, не всегда такие примеры положительны. [3c.75]

 

Социализация  ребенка. 

     Социализация  ребенка неотделима от воспитания. Ведь дети учатся не только на примерах взрослых, подражая им. Изменения в жизни, экономической, политической и прочих ее сферах настолько быстры, что малышам придется жить в том мире, который существенно отличается от мира родителей. Поэтому эффективность воспитания должна оцениваться не по тому, сколько передали опыта и знаний, а по тому, сумели ли мы подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых не могло быть в жизни родительского поколения. Любая семья имеет особые возможности задать детям ориентиры их социального поведения на всю последующую жизнь. В семье ребенок набирается уроков взаимоотношений полов и будущей семейной жизни. Формируется характер, уровень самооценки и самокритичности. Здесь же он развивается умственно, физически, психологически. Интересы членов семьи, их образовательный уровень сказываются на интеллектуальном развитии детей, закладываются стремления к образованию и самообразованию. Помимо этого семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами и ролями. Недостаток внимания со стороны родителей приводит к детским конфликтам и не появляется связь с ребенком. В процессе воспитания закладываются и формируются ценностные ориентации человека, которые проявляются в отношениях, определяющие его стиль жизни, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Большую роль семья играет в процессе социального развития человека. Так как одобрение, поддержка, безразличие или осуждение влияют на детей, помогают адаптироваться к различным ситуациям, искать выход из сложных жизненных ситуаций.От того, какая семья (полная или нет, расширенная) зависит воспитание ребенка. Можно привести такой пример: отношение родителей к дедушкам и бабушкам перенимаются и детьми. [1 c.89]

     Целью семьи можно считать – обучение: гигиене, бытовым умениям, культуре общения; развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств; развитию способностей (спортивных, художественных, образовательных). Современные разводы и рождение второго ребенка или вне брака отражаются на психике детей. Причинами такого могут быть – неразвитее чувство ответственности, долга, легкомысленное отношение к браку, подозрительностью. Но если в семье присутствует человек, который считается алкоголиком, наркоманом, то развод, с точки зрения воспитания, необходим. Ведь дети каждый день получают негатив, наблюдая пьяные скандалы и драки. Во многих случаях такую модель поведения не удается изменить и тогда ребенок воспроизводит судьбу родителей. Расширение бытовых удобств повлекло за собой проблемы. Они ограничивают участие детей от домашнего труда. Данную ситуацию усугубили и сами родители, когда стараются оградить ребенка от труда и помощи по дому. Такие дети вырастают эгоистами, которые считают, что родители обязаны их обслуживать. Сложности семейного воспитания связаны с деятельностью массовой информации, с формируемыми кино, прессой, телевидением, радио образами людей, которым хочется подражать, считать идеалом, быть в чем-то похожим. Так, хулиганы, антигерои, наркоманы, тунеядцы в фильмах и компьютерных играх воспринимаются как наблюдаемые в жизни. Таких героев подают без нравственной оценки, что приводит к дезадаптации общественного мнения подростков. Правильная позиция семьи может нейтрализовать такие сложности в воспитании, как участие СМИ и пр. Или, наоборот, возрасти в результате ее ошибок. Если в семье четко стоят цели и задачи, которые она стремиться достичь, то ребенок вырастет более уверенным в своих силах, подготовленным к жизни.[3 c.151]

     В каждой семье есть две крайности. Одна, когда родители считают, что  ребенок еще маленький, чтобы  помогать по дому, сходить в магазин и т.д. Они сознательно ограждают его от работы. Или же, наоборот, заставляют его делать что-то с помощью «кнута» и «пряника». Это не лучший метод воспитания. Почему-то укоренилось мнение, что родители обеспечивают, а школа должна учить. Это не правильно. В такой семье существует непонимание того, что они перенимают, прежде всего, пример родителей, их поведение, атмосферу и общение в семье. Вторя крайность – гиперопека. Когда детей отстраняют от дел семьи. От участия в зарабатывании и распределении средств. При этом сами родители лучше знают, что необходимо их детям и заставляют последних посещать кружки музыки, шахмат…. В то время, когда дети не хотят этим заниматься. Это приведет к тому, что навязанный образ жизни отторгнется, появится отчуждение у ребенка, срывы в поведении, жалобы. В таких условиях малыш растет неуравновешенным, неискренним, замкнутым. В семье, где стоит постоянный контроль и присутствует авторитарный стиль, происходит отчуждение взрослых от младших, враждебность по отношению к окружающим, агрессия и протест. Это связано с тем, что контроль над мыслями, желаниями, поведением приводит к сопротивлению ребенка. За это его наказывают и бьют. Дети, вырастающие в таких семьях, бывают озлобленными, пассивными и апатичными.В демократической семье родители стараются установить хорошие отношения с детьми, привлекают их к решению проблем, поощряют инициативу и самостоятельность. В таких условиях все обсуждается, объясняется. Ценится независимость и послушание. Ребенок вырастает самостоятельным, активным, дружелюбным, ответственным.[2 c.92]

     В реальности эти стили воспитания в чистом виде встречаются редко. Обычно, встречаешь смешанный стиль  или компромиссный. Доброжелательная, здоровая атмосфера создает условия  для развития ребенка и взрослого. Дает пристанище среди невзгод, где можно получить помощь и поддержку, любовь и признание. Каждый человек стремится к самосовершенствованию, саморазвитию. И от того, какие культура, атмосфера, цели и принципы, финансовые возможности и отношения царят в семье – зависит самореализация и развитие полноценного человека. Цели семьи переходят и к ребенку. Он начинает стремиться к ним, старается оказать помощь в достижении их своим родителям. [3 c.11]

     В процессе социализации происходит интериоризация нормы, ценности, требования переходят во внутренний план и становятся основой построения поведения. Понимание формирования личности ребенка как целостного процесса возможно при рассмотрении социальных условий и деятельности индивида как единой теоретической системы. Основными элементами этой системы по И.Кону являются:

1) содержание  деятельности ребенка; 

2) круг  его общения, выраженный в структуре  его социальных ролей; 

3) содержание  и структура самосознания.

     Критериями  социализированности личности, по мнению А.И.Ковалевой, могут быть:

1) содержание  сформированных установок, стереотипов,  ценностей, «картин мира» человека;

2) адаптированность  личности, ее нормотипичное поведение;

3) социальная  идентичность.

     Cоциализация, предполагающая усвоение и активное воспроизводство социального опыта, характеризуется многосторонностью и осуществляется комплексом социально-психологических механизмов. Особую роль в передаче социального опыта и становлении личности играет семья. Выполнение семьей функции социализации детей зависит от множества факторов различного уровня: от макросоциальных до микросоциальных. В Государственном докладе «О положении семьи в Российской Федерации» к факторам, влияющим на эффективность реализации воспитательной функции семьи, отнесены: факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят; структура семьи; материальные условия жизнедеятельности; личностные характеристики родителей; психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность; помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения. [5 c.14]

     В зарубежной литературе при рассмотрении семьи как института социализации детей представляет интерес теория Джеймса Коулмана, в которой обозначены три различных компонента, определяющих «семейный фон»: финансовый капитал, человеческий капитал и социальный капитал. Таким образом, наиболее значимыми факторами семейного воспитания признаются материальный  фактор или семейный доход, а также уровень образования родителей, который представляет собой потенциал когнитивной среды ребенка. Приоритетная роль отводится автором социальному капиталу семьи, так как он обусловливает качество человеческого капитала. Социальный капитал семьи представляет собой «отношения между детьми и родителями» (и другими ее членами) и зависит от физического присутствия взрослых в семье и от того внимания, которое взрослые уделяют ребенку. Физическое отсутствие взрослых, связанное с высокой занятостью вне семьи, определяется Дж.Коулманом как дефект структуры социального капитала семьи. Реализация неполной семьей функции социализации и воспитания детей имеет свою специфику и сталкивается с рядом трудностей, имеющих непосредственное влияние на воспитательный потенциал семьи. По мнению И.С.Кона, одиноких отцов и одиноких матерей характеризует ряд общих особенностей: более ограниченная социальная жизнь; несколько более демократический стиль семейной жизни; наличие определенных трудностей при вступлении в новый брак.[1 c.45]

Информация о работе Семейная социализация