Роль речевого общения в развитии речи детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:58, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Еще не родившийся ребенок - это формирующееся человеческое существо. Влияние отношений матери к еще не родившемуся ребенку исключительно важно для его развития. Также важны взаимоотношения матери и отца.

Файлы: 1 файл

Общение.docx

— 51.45 Кб (Скачать)

В тех случаях, когда употребляется  слово слово, внимание детей обращается на то, что в речи используются различные  слова, что мы говорим словами. Здесь  воспитатель исподволь подводит их к пониманию значения слова  слово, к пониманию словесного состава  речи (еще задолго до того, как у них начнут специально формировать такое понимание). В тех случаях, когда в формулировке речевых заданий слово слово не употребляется, дети выполняют задание, не задумываясь над тем, что используют слово.

Занятия по обучению детей  придумыванию загадок па первых порах  тесно связаны с занятиями  по описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не называя его, остальные узнают его по описанию. На первых порах  для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята.      

Наиболее  удачными формами таких занятий  являются игровые, например, в виде игры в магазин, когда “покупатель” описывает предмет, а “продавец” должен отгадать его, в виде игры “отгадай по описанию” и т. п.     

В этих играх предметы, которые описываются, наглядно представлены для всех. Более сложной будет игра “Почтальон принес посылку”, в которой каждый ребенок получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.     

Последующее усложнение таких  занятий с детьми шестого и  седьмого года жизни достигается  тем, что подбирают одинаковые или  близкие по внешнему виду предметы, различающиеся некоторыми особенностями, деталями, например грузовые машины, различающиеся  формой, цветом некоторых частей, куклы  с некоторой разницей в одежде, мячи разной расцветки и величины и т. п.     

Все это требует умения увидеть характерные  детали, особенности данного предмета в сравнении с другими, точно  обозначить их словом при описании.      

Со  временем становятся возможны задания описать предмет через сопоставление с другим, что способствует введению в речь детей образных выражений. Так, описывая куклу, которую ребенок хочет “купить в магазине игрушек”, он пользуется средствами сравнения: “Глаза у моей куклы, как васильки, платье, как трава”. Описывая мяч, говорит: “Он круглый, как шарик, красного цвета с золотым пояском”.     

Такое описание по сути приближается к загадке, воспитывает у ребенка вкус к  яркой, образной речи, способствует формированию умения пользоваться своим запасом слов.      

Кроме специальных занятий закрепление  и активизация словаря осуществляются и в процессе целого ряда дидактических  игр и игровых упражнений, которые  проводятся на занятиях и в повседневной жизни.     

Особенно  полезны для активизации словаря  словесные дидактические игры, широко используемые для детей старшего дошкольного возраста, типа “Скажи наоборот”, “Краски”, “Садовник”, “Черного, белого не берите, “да” и “нет” не говорите”, “Продолжай дальше”. Содержанием такого продолжения может быть называние различных частей или качеств одного предмета или называние предметов, входящих в родовое обобщение, и т. п. Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществляется в бытовом общении дошкольников. Роль воспитателя здесь заключается в организации содержательного общения, во внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря.     

Использование сказок, легенд, преданий, притч, художественной прозы  и поэзии... в качестве содержательного  материала метода "параллельного  действия" (А.С. Макаренко).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речи детей в процессе общения со сверстниками

 

 

 

     В конце раннего возраста дети ищут в сверстнике участника эмоционального практического взаимодействия, обмена радостными эмоциями и сходными действиями, в которых они демонстрируют свои физические возможности.     

У младших школьников, как и у  дошкольников среднего возраста, преобладает  деловой мотив общения: сверстник-партнер по сюжетно-ролевым и соревновательным играм. В общении детей со сверстниками выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга форм общения (М.И.Лисина):

1. эмоционально-практическая;

2. ситуативно-деловая;

3. внеситуативно-деловая.     

Эмоционально-практическая форма общения возникает на третьем  году жизни ребенка. От сверстника ребенок  ожидает соучастия в своих  забавах и самовыражениях. Основные средства общения являются экспрессивно-мимические.      

Примерно  в 4 года возникает вторая форма общения  со сверстниками - ситуативно-деловая. Роль общения со сверстниками у детей  старше 4-х лет заметно возрастает среди других видов активности ребенка. Это связано с преобразованием  ведущей деятельности дошкольников - сюжетно-ролевой игры. Основным средством общения становится речь.     

В самом конце дошкольного детства  у некоторых детей складывается новая форма общения внеситуативно-деловая. Жажда сотрудничества побуждает  дошкольников к наиболее сложным  контактам этого периода детства. Сотрудничество, оставаясь практическим и сохраняя связь с реальными делами детей, приобретает внеситуативный характер. Это связано с тем, что на смену сюжетно-ролевым играм приходят игры с правилами, которые являются более условными.     

Общение, возникающее и  развивающееся в процессе обучения сю-жетно-ролевым играм, значительно обогащает речевое развитие детей. Прежде всего, это сказывается в том, что у них появляется стремление говорить по поводу того, что они делают, желание рассказать о своих намерениях, поделиться с окружающими новыми впечатлениями, вне игры разделить со сверстниками и взрослыми свои радости и огорчения. Игра обеспечивала мотивационно-потребностный план речевой деятельности, явилась условием для овладения детьми разнообразными средствами речевой коммуникации.     

Переход от низших форм общения к высшим осуществляются по принципу взаимодействия между формой и содержанием: достигнутое  в рамках предыдущей формы общения  содержание психической деятельности перестаёт соответствовать старой форме, обеспечивавшей в течение некоторого времени прогресс психики, разламывает её и обуславливает возникновение новой, более совершенной формы общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

Для того чтобы эффективно решать многогранные задачи воспитания, вовлекать детей  в целесообразную содержательную деятельность, необходимо развитое общение, богатый арсенал средств и методов воспитательного воздействия, способных мобилизовать, организовать, активизировать деятельность воспитанников. Воспитание и жизнь общества едины. Детское сознание и поведение формируются в процессе жизни, под влиянием самых разнообразных отношений, возникающих в процессе деятельности и общения.

Человеческое  общение есть духовная деятельность, взаимодействие между людьми, обмен  мыслями, чувствами, переживаниями. Потребность  в общении для ребенка - одна из ведущих. Она возникает с момента рождения и проявляется сначала как способ удовлетворения материальных, а затем и духовных потребностей. Вот почему уже первый крик младенца - инстинктивный сигнал к общению. Стремление к общению так же органично присуще человеку, как и стремление к познанию. В известном смысле познание есть часть общения. Человеку присуща жажда познания потому, что через знания, умения, навыки он добывает необходимые блага и утверждает себя в предметном мире.

Вместе  с тем ему свойственна и жажда общения, потому что именно через общение и деятельность люди передают от одного поколения к другому огромный опыт познания и преобразования окружающего мира, опыт общественных отношений, социальных форм поведения. Кроме того, общение между людьми, особенно между взрослыми и детьми, - важнейший канал удовлетворения духовных потребностей. Именно общение помогает ребенку утвердить себя в мире природы и общественных отношений, творчески выразить присущие ему природные силы, осуществлять саморазвитие.     

Развитие  речи и словаря детей, овладение  богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей  национальной культуры, тесно связано  с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.      

Формирование  возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь  ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального "речевого вклада" в решение общей задачи - в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций, М.: Айрис Пресс. 2004. - 160 с.

2. Демидова Е.В.Воспитание в прогимназии: – М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2004. – 327 с

3. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

4. Пискунов А.И., История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века. Учебное пособие для педагогических ВУЗов, Сфера, 2004

5. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   План

 

Введение…………………………………………………………………………….3          Роль речевого общения в развитии речи детей……………………………….4

Формы общения  детей со взрослыми…………………………………………..11

Организация содержательного  общения воспитателя с детьми в разных видах деятельности……………………………………………………………….16

Развитие речи детей в процессе общения со сверстниками…………………21

Заключение

Литература 

 

 

 

 


Информация о работе Роль речевого общения в развитии речи детей