Роль речевого общения в развитии речи детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:58, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Еще не родившийся ребенок - это формирующееся человеческое существо. Влияние отношений матери к еще не родившемуся ребенку исключительно важно для его развития. Также важны взаимоотношения матери и отца.

Файлы: 1 файл

Общение.docx

— 51.45 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Формы общения детей со взрослыми

 

 

Развитие ребенка во много  зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка.

Роль взрослого в развитии деятельности ребенка характеризуется  в первом полугодии как “совокупная”, а во втором - как «совместно-разделенная», где взрослый принимает на себя постановку целей, еще недоступную ребенку, и мотивационное означивание  действий и их результатов.

При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает  его структуру.

Если обобщить влияние  общения на общее психическое  развитие ребенка, то можно сказать, что:

· оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее  развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков);

· оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения  в живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при  отставании ее развития);

· оно же позволяет исправить  дефекты, возникшие у детей при  неправильном воспитании.

Это влияние прослеживается во многих сферах психического развития от области любознательности детей  и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому, что:

· для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др.);

· при обогащении опыта  ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко  ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;

· взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;

· ребенок в контактах  со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.

Выделяют несколько типов  средств общения, с помощью которых  дети взаимодействуют со взрослыми:

· экспрессивно-мимические: возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух месяцев жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства - внимание, интерес и т.п.;

· предметно-действенные: возникают  позднее (до 3-х лет) и имеют также  знаковую функцию, без которой невозможно взаимопонимание между людьми;

· речевые операции: позволяют  выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.

В зависимости от того, что  мотивирует ребенка к общению  можно выделить основные формы общения ребенка со взрослым:

· ситуативно-личностное;

· ситуативно-деловое;

· внеситуативно-познавательное;

· внеситуативно-личностное.

Общение со взрослыми в период младенчества и раннего детства.

Младенчество является первым и весьма важным периодом развития ребенка. Выделяются формы ведущей  деятельности (общение в первом полугодии  и предметная деятельность во втором), их содержание и структура.

Ситуативно-личностная форма  общения детей со взрослыми приходится на первое полугодие жизни. Несмотря на то, что ребенок еще не может быть инициатором общения, однако он способен улавливать эмоционально-окрашенную речь взрослых. Именно поэтому внимание и забота взрослых вызывают у детей радостные переживания, а агрессивность и злость - отрицательные эмоции и чувство страха. Всем известно, что положительные эмоции повышают жизненный тонус ребёнка, а отрицательные снижают его.

Период 2-3 лет соответствует  ситуативно-деловому общению, ведущей  деятельностью является деятельность с миром вещей, возникает новая  форма деятельности - игровая, становящаяся ведущей в конце данного возрастного  периода. Роль взрослого состоит  в участии в деятельности ребенка  по освоению внешнего мира и в игровой  деятельности. Больше внимания уделяется  развивающе-обучающим функциям взрослого.

Среди особенностей общения  ребенка этого возраста можно  выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению  форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений.

Внеситуативно-познавательная форма общения возникает в  период от 3-х до 5-ти лет. Взрослея, возможности  детей расширяются. Они уже стремятся  к своеобразному "теоретическому" сотрудничеству со взрослым. Характерной особенностью этого периода есть то, что ребенок начинает интересоваться не то только предметами, но и их характеристиками. Безусловным помощником в общении и познании мира становиться речь самого ребенка. Ведь теперь он может не только слушать разъяснения взрослых, но и задавать вопросы. Однако самым важным моментом в общении является реакция взрослых на поступки и действия детей. Ведь похвала и одобрение служат двигателем к познанию новых вещей, а порицание и замечания могут стать той «стеной», которая прекратит сотрудничество взрослого и ребенка на долгий промежуток времени.

Что же происходит с ребенком, в случае лишения его возможности  общения с близким взрослым в  этом периоде?

Основным «симптомом»  здесь будет резкое замедление всех сторон развития ребенка. Это проявляется  в: отсутствии сформированной речи; отставании в умственном развитии; трудностях установления прочных взаимоотношений  со взрослыми; недостатке инициативности; замедлении развития эмоциональной деятельности, а также упрощении эмоциональной сферы; двигательной вялости.

В случае недостаточности  контактов со взрослыми наблюдается снижение темпа психического развития, повышается сопротивляемость болезням (дети-воспитанники детских учреждений закрытого типа; дети, пережившие войны и др.) Полная же изоляция детей от взрослых не позволяет им стать людьми и оставляет их на положении животных (дети-маугли, волчьи дети).

Общение со взрослыми в дошкольном возрасте.

Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте - стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами  взаимодействиями с другими. Ребенок  учиться принятым позитивным формам общения. У него бурно развивается  речь, которая здесь несет не только функцию обмена информацией, но и  экспрессивную.

Внеситуативно - личностная форма общения детей со взрослыми формируется в возрасте 6 - 7 лет. Именно она является самой высшей точкой в общении ребенка со взрослым, так как мотивом общения выступает не предметный мир, но мир людей.

Внеситуативное общение  становится возможным только благодаря  тому, что ребенок овладевает активной речью.

Ведь речь - это единственное универсальное средство, позволяющее  человеку создать устойчивые образы и представления о предметах, отсутствующих в данный момент перед  глазами ребенка, и действовать  с этими образами и представлениями, которых нет в данной ситуации взаимодействия. Такое общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации, называется внеситуативным. Существует две формы внеситуативного общения: познавательная и личностная.

Для познавательного общения  характерны: 1) хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать с взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации; 2) познавательные мотивы общения, любознательность детей, стремление объяснить мир, что проявляется в детских вопросах; 3) потребность в уважении взрослого, которая выражается в обидах на замечания и отрицательные оценки воспитателя. Потребность во взаимопонимании взрослого - отличительная особенность личностной формы общения.

Для поддержания стремления быть хорошим значительно более  полезным будет поощрение его  правильных поступков и положительных  качеств, чем осуждение недостатков  ребенка.

Взрослый - это компетентный судья, знающий, "что такое хорошо и что такое плохо", и образец  для подражания.

Для дошкольников свойственна  более сложная потребность в  общении - в сотрудничестве, уважении и сопереживании.

У детей же из ДУИТ до конца  дошкольного возраста сохраняется  потребность во внимательном и доброжелательном отношении. Они не проявляют обычной  для детей этого возраста настойчивости  в ходе познавательных контактов.

Данные психологических  исследований показывают, что благодаря  общению со взрослыми происходит подлинное развитие личности ребенка, заключающееся не только в количественном изменении содержания и способов коммуникации, но и в глубоком качественном изменении этого процесса, переходах от одной стадии и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация содержательного  общения воспитателя с детьми в разных видах деятельности 

 
     

Среди многих важных задач воспитания и  обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному  языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.      

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей  формой речевого общения — устной речью. Речевому общению ребенка  со взрослым предшествует, эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Он как бы заражается эмоциональным состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов. В эмоциональном общении со взрослым ребенок реагирует на Особенности голоса, интонацию, с которой произносятся слова. Речь участвует в этом общении лишь своей звуковой стороной, сопровождая действия взрослого.     

Однако  речь, слово всегда обозначают вполне определенное действие (встань, сядь), конкретный предмет (чашка, мячик), определенное действие с предметом (возьми мячик, дай куклу), действие предмета (машина едет) и т. д. Без такого точного обозначения предметов, действий, качеств предметов и их свойств взрослый не может руководить поведением ребенка, его действиями и движениями, поощряя или запрещая их.     

В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают самые общие  отношения друг к другу, свое удовольствие или неудовольствие, т. е. чувства, но не мысли. Этого становится совершенно недостаточно, когда во втором полугодии расширяется мир ребенка, обогащаются его взаимоотношения со взрослым (а также с другими детьми), усложняются движения и действия, расширяются возможности. познания. Теперь необходимо говорить о многих интересных и важных вещах вокруг, а на языке эмоций это сделать иногда очень трудно, а чаще просто невозможно.     

Владение  родным языком—это не только умение правильно  построить предложение, хотя бы и  сложное (Я не хочу идти гулять, потому что на улице холодно и сыро). Ребенок должен, научиться рассказывать: не просто назвать предмет (Это — яблоко), но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.     

Самые простые задания на построение связного высказывания (например, пересказ простой  небольшой сказки) предъявляют к речи два важных требования:     

1) связная речь должна строиться  произвольно, преднамеренно в  большей мере, чем, например, реплика  в диалоге (ответ на вопрос  и т. п.);     

2) она должна планироваться, должны  намечаться вехи, по которым будет развертываться рассказ.     

Формирование  этих способностей в простых формах связной речи служит основой перехода к более сложным ее формам (например, к творческому рассказыванию).      

Приводится  также работа по обогащению и активизации  словаря, в ходе которой они получают задания, например подбирать антонимы—слова с противоположным значением (высокий— низкий, сильный — слабый и т. п.), синонимы — слова, близкие по значению (путь, дорога; маленький, небольшой, крошечный, малюсенький и т. п.). Обращая внимание старшего дошкольника на то, например, как описан в стихотворении или рассказе снег, какой он (пушистый, серебристый), воспитатель может спросить о слове, употребить слово слово (примерно так: “Каким словом автор описывает снег, говорит о своем впечатлении о снеге, о том, каким ему видится снег?”). Получая подобные задания и выполняя их, дети начинают усваивать значения слов звук, слово, однако это возможно только тогда, когда воспитатель ставит перед собой специальную задачу —включить в формулировку задания слова слово, звук, иначе употребление их становится делом случая.     

Ведь  задание можно сформулировать и  так, что слово слово будет  не нужно. Например, вместо того чтобы  сказать: “Вспомните слова, в которых  есть звук ш”, можно сказать: “В названиях каких предметов есть звук ш?” Другой пример. Детям дается задание: “Какой дом нарисован на картинке? (Маленький...) Да, маленький дом. А каким другим словом можно сказать про такой дом? (Небольшой дом...) Правильно, небольшой дом”.     

Информация о работе Роль речевого общения в развитии речи детей