Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 22:07, реферат
Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.
Введение 3
Понятие опеки и попечительства 5
Органы опеки и попечительства 6
Характеристика семейного неблагополучия 7
Деятельность органов опеки и попечительства по профилактике семейного неблагополучия 10
Заключение 15
Список использованных источников 17
Сексуальное насилие или совращение - использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальной потребности или получения выгоды. К сексуальному развращению относится также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес.
Психическое (эмоциональное) насилие - постоянные или периодические словесные оскорбления ребенка, угроза со стороны родителя, опекунов, учителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку.
Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, медицинской помощи в силу ряда объективных причин (бедность, психические заболевания, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям являются оставление их без присмотра, что часто приводит к несчастным случаям.
Одним из проявлений жестокого обращения является отсутствие любви у женщины к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, т.е. нежелание беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутым еще до рождения, ребенок рождается раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желаемой беременности. Такие дети часто имеют низкую массу тела, чаще болеют, хуже развиваются.
Причины, вызывающие семейное неблагополучие, весьма разнообразны, они взаимосвязаны и взаимозависимы, между ними существуют разноуровневые причинно-следственные связи.
Критерием благополучия или неблагополучия семьи, может служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку. Порой, даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, с высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей), если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными, ибо эти нарушения, как правило, приводят к деформации личности в процессе социализации детей.
4. Профилактическая деятельность с семьей
Профилактика семейного неблагополучия – это совокупность мер, направленных на предупреждение и преодоление негативных явлений в жизнедеятельности семьи.
В профилактической работе с семьей можно выделить следующие этапы взаимодействия:
1) установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями (изучение семьи: посещение на дом, беседы, анкетирование, использование проективных методик, анализ информации о семье из документации);
2) обработка результатов
диагностики и установление
3) выбор форм, методов и разработка программы работы с семьей;
4) подведение итогов социально-
В настоящее время система профилактической работы с неблагополучной семьей, а значит, и система профилактики социального сиротства, детской безнадзорности, противоправного поведения несовершеннолетних и иных асоциальных явлений в детской и молодежной среде имеет несколько уровней. Каждый уровень предполагает свои функции и свои пределы ответственности всех организаций, уполномоченных законодательством Республики Беларусь (на комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства и др.).
Статьей 116 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье на органы опеки и попечительства возложена обязанность защищать права и интересы детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения. То есть органы опеки и попечительства обязаны осуществлять профилактическую и реабилитационную работу с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении. Своевременное выявление и учет детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимым условием оказания им соответствующей помощи. Для своевременного выявления и учета детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства должен располагать полной и достоверной информацией, которой, в свою очередь, могут располагать разные учреждения и организации. Главным образом, такими сведениями располагают образовательные учреждения, которые посещают несовершеннолетние, учреждения здравоохранения, в которых наблюдаются и получают лечение несовершеннолетние и их родители.
Деятельность органа опеки и попечительства по профилактике социального сиротства должна быть ориентирована на выполнение следующих задач:
1. Своевременное выявление
ребенка, проживающего в семье
и находящегося в ситуации, угрожающей
его жизни или здоровью, или
препятствующей его
2. Организация профилактической
и реабилитационной работы с
ребенком и его семьей на
начальной стадии
Основной целью индивидуальной профилактической работы должно стать сохранение семьи, создание условий для воспитания ребенка в родной семье. Достижение указанной цели возможно при условии организации комплексного социально-психологического сопровождения семьи и ребенка для оказания помощи родителям в воспитании ребенка и осуществления эффективного контроля за условиями его жизни и воспитания.
3. Организация профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей после изъятия ребенка из семьи для обеспечения его возврата в родную семью.
Все действия по реабилитации ребенка и семьи в целях предупреждения утраты ребенком родительского попечения, создания благоприятных условий для его проживания, воспитания и развития в родной семье, начиная с момента выявления ребенка, проживающего в семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни или здоровью, или препятствующей его нормальному воспитанию и развитию, должны осуществляться в рамках плана по защите прав ребенка.
Чрезвычайно важным условием эффективности реализуемых мероприятий является добровольное участие в них самих родителей. В связи с этим органу опеки и попечительства следует проводить с родителями разъяснительную работу, привлекать их, насколько это возможно, к обсуждению семейных проблем и способов их решения, составлению и последующему осуществлению плана совместных действий по нормализации обстановки в семье в интересах ребенка.
4. Организация информационно-
На раннем этапе профилактической работы с ребенком и семьей определяются:
а) основные методы и приемы работы, позволяющие оказать помощь ребенку, прибегая (либо не прибегая) к прямому педагогическому воздействию на родителей. Социальные педагоги должны не только сами овладеть методами работы с семьей, но и обучать этим методам педагогов учреждения образования через систему семинаров и тренингов;
б) механизмы сбора, оценки и обмена информацией о ребенке между педагогом социальным и педагогами учреждений образования;
в) разработка межведомственной помощи семье, которая еще не находится в кризисе, но в которой возникли признаки неблагополучия, оказывающие вредное воздействие на ребенка.
Второй уровень профилактической работы с семьей – это работа с детьми, находящимися в социально опасном положении.
Согласно инструкции «О порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» №30 от 5 мая 2007 года, основными задачами деятельности по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, являются:
4. Реабилитация несовершеннолетних, являющихся жертвами насилия, военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф [10].
Социальные педагоги совместно со специалистами учреждений образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, на основании:
Далее информируют отделы образования о несовершеннолетних, выявленных (признанных) находящимися в социально опасном положении; отделы образования о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей (в течение суток); проводят воспитательно-профилактическую работу с несовершеннолетними, их родителями.
Важным этапом работы по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, является объединение усилий всех ведомств, учреждений, служб города, занимающихся проблемами семьи и ребенка.
Ситуации, в которых несовершеннолетние могут быть признаны находящимися в coциaльнo-опасном положении, необходимо определять как можно раньше, т.к. выявление социально опасного положения является начальным звеном в системе деятельности социально-педагогической и психологической службы по охране детства и предполагает защиту прав и интересов детей с целью предупреждения вытеснения детей из семьи и перехода их в группу социальных сирот, сохранение их биологической семьи. Выявление, как и последующие этапы работы с семьей, направлено на нормализацию внутрисемейных отношений.
Заключение
В Республике Беларусь более четверти всего населения составляют дети. Будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения. Задача общества – вырастить детей физически и психологически здоровыми, активными и ответственными гражданами, которые внесут достойный вклад в процветание своей страны.
Обязанности по воспитанию детей, защита их прав и интересов в первую очередь лежат на родителях.
Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей.
Опека и попечительство – одна из форм заботы государства о гражданах, нуждающихся в специальных мерах правовой защиты. Опека и попечительство создает условия для граждан, не обладающих дееспособностью, стать полноправными субъектами многих правоотношений.
В Республике Беларусь органами опеки и попечительства являются местные исполнительные и распорядительные органы.
В последние годы все чаще исследователи, изучающие проблемы современной семьи, говорят о том, что происходит падение педагогического потенциала семьи, престиже семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышение риска подверженности детей отклонениям в развитии из-за неблагополучного психологического климата в семье.
Причины, вызывающие семейное неблагополучие, весьма разнообразны, они взаимосвязаны и взаимозависимы, между ними существуют разноуровневые причинно-следственные связи.
Профилактика семейного неблагополучия – это совокупность мер, направленных на предупреждение и преодоление негативных явлений в жизнедеятельности семьи.
В профилактической работе с семьей можно выделить следующие этапы взаимодействия:
1) установление контакта,
налаживание доверительных
2) обработка результатов
диагностики и установление
3) выбор форм, методов и разработка программы работы с семьей;
4) подведение итогов социально-
В настоящее время система профилактической работы с неблагополучной семьей, а значит, и система профилактики социального сиротства, детской безнадзорности, противоправного поведения несовершеннолетних и иных асоциальных явлений в детской и молодежной среде имеет несколько уровней. Каждый уровень предполагает свои функции и свои пределы ответственности всех организаций, уполномоченных законодательством Республики Беларусь (на комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства и др.).