Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 09:14, курсовая работа
Цель исследования: изучение использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в современных дошкольно - образовательных учреждениях.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие техника изобразительной деятельности и ее роль в развитии воображения детей
2. Изучить литературу по нетрадиционным изобразительным техникам
2.2 Формирующий эксперимент.
После проведения констатирующего эксперимента были намечены задачи второго этапа работы по проблеме использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Для этого были использованы следующие методы: наглядные, словесные, практические, изучение педагогической документации. Цель формирующего этапа: формирование нетрадиционных техник изобразительной деятельности у детей по предложенной системы занятий.
Задачи второго этапа:
В формирующем этапе была обоснована система работы по развитию выразительных образов в детском рисунке с помощью нетрадиционных техник.
Реализация содержания системы работы с помощью нетрадиционных техник предусматривала несколько этапов.
Подготовительный (ориентировочный) этап - планирование видов занятий по развитию способностей рисования у детей подготовительной группы с помощью нетрадиционных техник.
Основной этап - систематизация знаний и представлений о развитии нетрадиционного рисования у детей подготовительной группы.
Закрепляющий этап - закрепление представлений о развитии способностей рисования у детей подготовительной группы с помощью нетрадиционных техник.
Для реализации поставленных задач была изучена литература. Подобрав и проанализировав планы-конспекты занятий, был разработан перспективный план, который был апробирован на практике.
Перспективный план использования нетрадиционной техники в изобразительной деятельности детей подготовительной группы в период с 1 – 30 марта.
Таблица 2
Неделяя |
ОУД |
Тема |
Цель |
Техника |
Оборудование |
I |
№1 |
«Зимнее дерево». |
Формировать умение детей работать в нетрадиционной технике – оттисками, способствовать созданию положительного эмоционального настроя в группе. Учить детей правильно передавать строение дерева с помощью нетрадиционной техники рисования, воспитывать у детей умение наблюдать за красотой природных явлений; развивать фантазию, воображение у детей, воспитывать любовь к природе. |
Отпечатки листьев. |
иллюстрации деревьев, картинка с изображением дерева для работы с предлогами, альбомный лист, капустный лист, краска гуашь, кисточки. |
№2 |
«Бабочки, стрекозы» |
Способствовать систематизации и обобщению представлений о многообразии насекомых с использованием моделей; познакомить детей с техникой - монотипия; развивать художественные навыки при выборе цветового решения в нетрадиционной технике монотипия; развивать мелкую моторику рук; формировать композиционные навыки. |
Монотипия |
Модели насекомых, бумага формата А4, блюдца с водой, акварель, кисти. | |
II |
№3 |
«Море» |
Познакомить с новым приемом рисования – расчесывание краски. Закреплять умения передавать колорит, характерный для моря, подбирая нужные цвета, передавать свои впечатления в рисунке. Помочь освоить новый графический знак – волнистая линия. Развивать плавное, непрерывное движения руки. Воспитывать у детей интерес к природе. Расширить представление о море. |
Расчесыва- ние краски |
Альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть №1, №4, стаканчик с водой, стека зубчиками, расческа, салфетка. |
№4 |
«Волшеб-ный мир ночи» |
учить работать с восковыми мелками и акварелью; продолжить освоение передачи объема с помощью обрывной аппликации; развивать чувство цвета, формы и композиции; воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями и отражать впечатления в изобразительном творчестве. Побуждать детей в рисовании выразительно передавать светящиеся в темноте предметы. Развивать фантазию, воображение. |
Восковые мелки + акварель. |
Восковые мелки, альбомный лист, краски, кисти, стаканчик с водой | |
III |
№5 |
«Наши любимые животные» |
Учить создавать образы животных, используя техники (рисование "жесткой кистью"). Активизировать творческое воображение. Воспитывать заботливое и внимательное отношение к животным. |
Тычок жесткой полусухой кистью |
Альбомный лист, жесткие кисти, гуашь, стаканчик с водой. |
№6 |
«Красивая открытка» |
Познакомить детей с новым способом рисования оттиск цветными мыльными пузырями. Закрепить умение детей аккуратно использовать мыльный раствор при работе. Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к процессу рисования и стремление доставить радость близким людям. |
Оттиск цветными мыльными пузырями. |
Баночка с мыльными пузырями, ёмкость с разведенной цветной краской и жидким мылом, силуэт из белого картона. | |
IV |
№7 |
«Волшебные превращения» |
Познакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Поощрять детское творчество, инициативу. |
Кляксогра- фия с трубочкой |
образец; альбомный лист; акварель;трубочки для коктейля. |
№8 |
В гости к Солнышку |
Приобщить детей к удивительному миру искусства. Развивать и совершенствовать навыки и умения изобразительного творчества. Закреплять умение работать гуашью по сырому – накладывать один цвет на другой. Использовать в работе нетрадиционные методы рисования: поролон, мятая бумага, пальчики. Развивать творческие и художественные способности. |
Рисованиие по-сырому |
гуашь, плотная белая бумага, кисти, ножницы, клей ПВА, листы бумаги с изображением радуги |
2.3 Анализ результатов изучения
использования нетрадиционных
Все задания на этом этапе были проведены аналогично констатирующему этапу. Целью контрольного этапа стало выявление способностей рисования у детей подготовительной к школе группы с помощью нетрадиционных техник. Задачи были аналогичны первоначальному этапу.
Для изучения уровня формирования способностей рисования использовались следующие методики:
Методика 1. Диагностика уровня рисования зимнего дерева нетрадиционными техниками рисования. Цель: выявить у детей уровень способностей при рисовании дерева. Материалы: альбомный лист, капустный лист, краска гуашь, кисточки
Методика 2. Диагностика уровня рисования насекомых. Цель: выявить у детей уровень способностей рисования насекомых по замыслу нетрадиционными техниками рисования техникой монотипия. Материалы: Модели насекомых, бумага формата А4, блюдца с водой, акварель, кисти.
Методика 3. Диагностика уровня рисования моря с морскими обитателей. Цель: выявить у детей уровень способностей рисования моря с морскими обитателями нетрадиционным метом расчесывание краски. Материалы: Альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть №1, №4, стаканчик с водой, стека зубчиками, расческа, салфетка.
Методика 4. Диагностика уровня рисования «Волшебный мир ночи». Цель: выявить у детей уровень способностей рисования салютов нетрадиционными техниками рисования восковыми мелками + акварельные краски. Материалы: прямоугольные листы бумаги, краски гуашь, восковые мелки.
Методика 5. Диагностика уровня рисования «Наши любимые животные». Цель: выявить у детей уровень способностей рисования кошки с помощью нетрадиционной технике - тычок жесткой полусухой кистью. Материалы: прямоугольные листы бумаги, краски гуашь.
Методика 6. Диагностика уровня рисования «Красивая открытка». Цель: выявить у детей уровень способностей рисования открытки с помощью нетрадиционной техники - оттиск цветными мыльными пузырями. Материалы: Баночка с мыльными пузырями, ёмкость с разведенной цветной краской и жидким мылом,
Методика 7. Диагностика уровня рисования «Волшебные превращения». Цель: выявить у детей уровень способностей рисования деревьев. Материалы: образец; альбомный лист; акварель; трубочки для коктейля.
Методика 8. Диагностика уровня рисования «В гости к Солнышку» Цель: выявить у детей уровень способностей рисования радуги с помощью нетрадиционной техникой рисование по-сырому. Материалы: прямоугольные листы бумаги, краски гуашь.
На основе проведенных методик был выявлен
результат способностей к рисованию нетрадиционными
техниками у детей подготовительной группы.
Таблица 3.
Эксперимен-тальная Имя ребенка |
Зимние деревья |
Бабочки, стрекозы |
Море и морские обитатели |
Волшебный мир ночи |
Наши любимые животные |
Красивая открытка |
Волшебные превращения |
В гости к Солнышку | |
1 |
Ульяна Ф. |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
Александр К. |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
Маргарита Т. |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
Александр Л. |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
5 |
Марк Б. |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
6 |
Павел С. |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
7 |
Дарья Л |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
8 |
Ксения З. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
9 |
Ернур Х. |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
10 |
София П. |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
Вывод общий: Из полученных данных эксперимента, можно утверждать, что красивое для всех детей - это приятные зрительные впечатления: цвет, форма предметов, положительно эмоционально переживаемые явления природы, и т. п. Некрасивое - всё неприятное, страшное и пугающее, то, что осуждается другими людьми, и то, что не приятно самим детям. В результате эксперимента была подтверждена теоретическая часть работы, сделав выводы о том, что дети глубоко воспринимают природу, определяют её как красивое, значимое явление, делая её предметом своего творчества. Изучив содержание полученных на занятии рисунков подготовительной группы, можно сделать выводы, которые решают поставленную цель работы. Александр Л, Маргарита, Дарья с удовольствием рисовали деревья, насекомых и морских обитателей нетрадиционными техниками и материалами, при этом, не испытывая затруднений. Александр К. и София П. рисовали смелей и уверенней нетрадиционными техниками. Дошкольники выражали своё отношение к природе с помощью выразительных средств. Самым значимым выразительным средством для детей явился цвет. В своих рисунках Ксюша, Ульяна использовали такие цвета: зелёный и его оттенки, жёлтый, голубой, коричневый, белый. Дети рисовали светлыми и яркими красками, выражая тем самым своё положительное отношение к природе, её объектам и явлениям.
По результатам проведения эксперимента можно наглядно увидеть результаты работы детей по использованию нетрадиционной техники рисования в диаграмме № 2.
Диаграмма № 2.
Заключение
В результате проведенного исследования было выявлено, что нетрадиционные техники рисования действительно оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление. Развивающее воздействие нетрадиционных техник на творческий потенциал ребенка заключается в том, что эти техники не только интересны как игровые манипуляции, но и предоставляют ребенку условия для расширения способов изображения. В работе были решены следующие поставленные задачи:
1. Подобрана и изучена психолого-педагогическая литература по изучаемой проблеме – нетрадиционным техникам, которые необходимы для использования в работе с детьми как с нормой развития, так и с детьми, имеющими отклонения в развитии. Описаны техники, доступные детям дошкольного возраста.
2) Изучены наиболее
3) Сделана подборка и
частичная апробация занятий
с использованием
Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из его свойств – видение целого раньше частей. В данном случае фигуры (формы), полученные в результате «хэппенинговой» нетрадиционной техники, обостряют у ребенка чувствительность к недостаткам, отсутствующим элементам, дают возможность для неоднозначного выполнения задания, что проявляется в создании разнообразных рисунков у детей.
Считаю не только возможным, но и необходимым использование подобных заданий педагогами и родителями, так как задания сохраняют психическое равновесие, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. Подобные творческие задания можно использовать не только в работе с дошкольниками, но и с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Алещенко М.В. О чем рассказал детский рисунок// Начальная школа.-1992.-№4.-С.75-76
2. Гаврина С.Г. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. - Ярославль, 2008 - 381с.
3. Алексеева Н.М. Озорной карандаш. Москва: Лист. 2006 - 194с.
4. Белобрыкина Н.А. Маленький художник, или на пути к творчеству. Новосибирск: Гос. Пед. Институт. 2007 - 593с
5. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
6. Романова В.Я. Психология индивидуальных различий. 2009 -720с.
7. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Детский сад: день за днем. Учебное пособие. 2010 - 361с.
8. Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности.-М.: Просвещение,1996-159с.
9. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования
10. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, занятия, планирование. 2008 - 264с.
11. Гаврина С.Г. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. - Ярославль, 2008 - 381с.
12. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.-Москва.: Просвещение, 1991.-256с. Ветлугина Н.А.
13. Художественное творчество в детском саду.-М.: Просвещение, 1974.-217с.
14. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?Дошкольное воспитание.-2005.-№2.-С.80-87
15. Мелик-Пашаев, Новлянская. Ступени творчества. – М., 1987
16. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.-М.: Педагогика, 1981.-274с.