Роль нетрадиционной изобразительной деятельности в развитии воображения детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в современных дошкольно - образовательных учреждениях.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие техника изобразительной деятельности и ее роль в развитии воображения детей
2. Изучить литературу по нетрадиционным изобразительным техникам

Файлы: 1 файл

Последняя курсовая.docx

— 101.07 Кб (Скачать)

Набрызг.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Акварельные мелки.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

 

Тычкование.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2×2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

Отпечатки листьев.

Возраст: от пяти лет.     

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Граттаж

Возраст: от шести лет.

Материалы: подготовленная  плотная бумага (воск, гуашь или тушь), острый предмет  — скребок, пустая гелевая ручка с вынутым шариком из пера, нож, вязальная спица, пластиковая вилкой, зубочистка

Способ получения изображения: рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью(чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель).

Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой. Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши (гуашь пачкается после высыхания). Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.

 

        

 

II. Экспериментальное изучение использования нетрадиционных изобразительных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

 

  После изучения теоретических аспектов использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование.

Экспериментальная работа по проблеме использования нетрадиционной техники в развитии изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, проводилась на базе ГККП № 33 "Алтын дән" г. Астана. Эксперимент проводился в январе – марте месяце 2014 года. В ней принимали участие 10 детей подготовительной к школе группы.

 

Список детей подготовительной к школе группы.

Список детей экспериментальной группы.

Список детей контрольной группы.

         

          1.Ульяна Ф.

          2.Александр К..

3.Маргарита  Т.

     4.Александр Л.

5.Марк Б.

6.Павел С.

7.Дарья Л

8.Ксения З.

9.Ернур Х.

     10.София П.

 

 

1. Диана Б.

2. Евгений Б.

3. Дарья З.

4. Тимур Г.

5. Александра К.

6. Томирис М.

7. Алишер С.

8. Софья К.

9. Абай Ш.

10. Вадим Ш.




 

 

 

  Исследование проходило в три этапа:

- констатирующий  этап, на котором выявлены уровни  способностей рисования у детей подготовительной группы

- формирующий  этап, направленный на формирование  нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

- контрольный  этап, который позволил оценить  эффективность использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности детей подготовительной к школе группы.

 

2.1  Констатирующий эксперимент.

 

Целью констатирующего этапа стало выявление способностей рисования у детей подготовительной группы

Задачи констатирующего этапа:

  1. уточнить содержание и структуру художественно-творческих способностей детей 6-7 лет;
  2. рассмотреть содержание детского рисунка детей данной группы;
  3. выявить изобразительную технику, умения и навыки;
  4. изучить средства выразительности в детских работах.

Для изучения уровня формирования способностей рисования использовали следующие методики:

Методика 1. Диагностика уровня  рисования зимних деревьев. Цель: выявить у детей уровень способностей в рисовании зимних деревьев. Материалы: прямоугольные листы бумаги, краски гуашь.

Методика 2. Диагностика уровня рисования  насекомых. Цель: выявить у детей заинтересованность в изображении насекомых по замыслу. Материалы: прямоугольные листы бумаги, краски гуашь.

Методика 3. Диагностика уровня рисования  моря с морскими обитателей. Цель: выявить у детей уровень способностей рисования моря с морскими обитателей. Материалы: прямоугольные листы бумаги, краски гуашь, карандаши, кисти, стаканчик «непроливайка».

Методика 4. Диагностика уровня рисования волшебный мир ночи. Цель: выявить у детей уровень способностей рисования звездного неба, салютов. Материалы: прямоугольные листы бумаги, краски гуашь.

Методика 5. Диагностика уровня рисования животных. Цель: выявить у детей уровень способностей рисования кошки. Материалы: прямоугольные листы бумаги, краски гуашь.

Методика 6. Диагностика уровня рисования открытки. Цель: выявить у детей уровень способностей рисования открытки разным цветом. Материалы: прямоугольные листы бумаги, краски гуашь.

Методика 7. Диагностика уровня рисования Волшебные превращения. Цель: выявить у детей уровень способностей рисования цветов. Материалы: прямоугольные листы бумаги, краски гуашь.

Методика 8. Диагностика уровня рисования цветной радуги . Цель: выявить у детей уровень способностей рисования радуги. Материалы: прямоугольные листы бумаги, краски гуашь.

      На основе проведенных методик  был выявлен результат способностей к рисованию у детей подготовительной группы.                                  

Таблица 1

№ п.п

Контрольной группы.

Имя ребенка

Зимние

деревья

Бабочки,

стрекозы

Море и морские

обитатели

Волшебный мир ночи

Наши любимые животные

Красивая

открытка

Волшебные

превращения

В гости к

Солнышку

1

Диана Б.

1

2

1

1

3

2

3

2

2

Евгений Б.

1

1

2

2

2

1

2

2

3

Дарья З.

3

1

2

2

1

1

1

1

4

Тимур Г.

1

2

1

1

1

1

1

2

5

Александра К.

1

1

1

1

1

2

1

2

6

Томири М.

2

1

1

1

2

2

2

1

7

АлишерС.

3

1

1

2

1

2

1

1

8

Софья К.

2

2

2

1

2

1

1

2

9

Абай Ш.

1

1

2

1

1

1

1

1

10

Вадим Ш.

1

1

1

2

1

1

1

1


1 – отсутствие, несоответствие

2 –выражено слабо

3 - удачно, присутствует    

  

Ι высокий уровень. К данному уровню мы соотносим детей с прочными сформированными техническими  навыками, скоординированными движениями руки и глаз. Это проявляется в точности движений, регуляции их силы, амплитуды, скорости, ритмичности и контроле над ними. Ребенок использует все средства выразительности: цвет, ритм, линяя, пятно, композиция, форма. Замысел устойчив. В содержании его рисунка прослеживаются предметы и явления, а также наличие связи между ними, т.е. сюжета. Полученное изображение соответствует реальному предмету по следующим параметрам: цвет, форма, величина, соотношение и наличие деталей, расположение в пространстве. Дети данного уровня проявляют самостоятельность в процессе рисования, могут дифференцировать и оценивать свой рисунок. Мотивируют свое отношение к рисунку в ситуации выбора.

ΙΙ средний  уровень - у ребят данного уровня достаточно хорошо сформированы технические навыки. В редких случаях прослеживается неточность движений руки, регуляции силы и амплитуды, скорости, ритмичности. Ребенок использует выборочно средства выразительности. Замысел его работ несколько неустойчив. В содержании его рисунка преобладают предметы, реже явления, прослеживаются элементарные связи между ними, присутствует сюжет. Полученное изображение практически всегда совпадает с реалиями. Детям, свойственна косвенная поддержка педагога. Свой рисунок им всегда нравится, т. к. в работе присутствует качество.

ΙΙΙ низкий уровень. - У ребят данного уровня плохо развиты технические навыки. Движения руки и глаза не скоординированы. Средства выразительности используют за счет помощи педагога, или, наоборот пренебрегая ней. Замысел детей в данном случае неустойчив по ряду причин: влияние посторонних раздражителей, неумение нарисовать объект, неудачное изображение. Содержание рисунка плохо выражено. Изображение зачастую не совпадает с реалиями. В целом, у детей данного уровня отсутствует самостоятельность, ему постоянно нужна помощь.

 

По результатам способностей детей можно сделать диаграмму №1 с помощью, которой можно выявить уровень творческого развития детей.

Диаграмма №1


По результат диаграммы можно сделать вывод что:

В процессе констатирующего эксперимента у ребят данной группы не наблюдалось желание рисовать как по своей задумке, работы небыли оригинальными и аккуратными. Ребята полностью запутались в цветовой гамме, неверно идет подбор цвета и его оттенка. Композиционное построение в детских работах не соблюдается. Отсутствуют все показатели творческого начала, средства выразительности. Сама изобразительная деятельность вызывает у ребят негатив. Данная экспериментальная группа без интереса отнеслась к предложению экспериментатора. Рисунки были слабыми, нерешительными, зачастую с не прорисованными деталями, небрежным контурным изображением. Данная экспериментальная группа соответствует низкому уровню.

Информация о работе Роль нетрадиционной изобразительной деятельности в развитии воображения детей дошкольного возраста