Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:31, курсовая работа
Социально-экономическое развитие государства невозможно без эффективного эстетического воспитания его граждан. Оно помогает человеку адекватно воспринимать окружающую действительность, учит видеть прекрасное, ориентироваться на него в своей практической деятельности, высокопроизводительно и качественно выполнять свои профессиональные обязанности. Исключительно актуально это в наше время, когда во главу угла ставится материальное обогащение, оттесняющее нравственные идеалы на задний план.
Введение: 3
Глава1. Понятие и необходимость эстетического воспитания 5
1.1. Цели и задачи эстетического воспитания 7
1.2. Виды эстетического воспитания 10
1.3. Методы эстетического воспитания 11
1.4. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста......................................................................................15
Глава 2. Организация и методы исследования. 19
2.1. Организация исследования. 19
2.2. Методы исследования 19
Глава 3. Результаты исследования, практические рекомендации по решению проблемы, оценка эффективности 20
Заключение. 21
Список используемой литературы 22
На уроках
литературы, изобразительного искусства
и музыки учащиеся знакомятся
с различными художественными
произведениями. Критерии отбора
произведений — высокие идейно-
Внимательно и вдумчиво читая, самостоятельно
рассуждая о прочитанном, учащиеся постигают
образно-эмоциональный мир автора, сопереживают
героям, пополняют свои представления
о природе, человеке, обществе новыми образами.
Чтение прививает учащимся культуру этических
и эстетических переживаний, развивает
их воображение, образное и понятийное
мышление.
Природа.
«Человек
стал человеком, когда услышал
листьев и песню кузнечика,
журчание весеннего ручья звон
серебряных колокольчиков
Восприятие Родины, первые яркие незабываемые
краски и сильные эмоциональные впечатления,
как правило, дарит человеку природа. Природа
воспета во всех видах искусства, из нее
черпают материал и художники, и поэты,
и композиторы, и народное творчество.
Природа, воздействуя на детей своей простотой,
изяществом, гармонией, воспитывает у
них тонкий эстетический вкус.
Эстетика
окружающей среды
и быта.
Роль
семьи.
Роль физической культуры на эстетическое воспитание школьников. Физическое воспитание обладает огромным потенциалом в эстетическом воспитании школьников. Оно влияет и на форму телосложения и на восприятие окружающей действительности, на эстетический вкус.
Красивое телосложение предполагает стройность, подтянутость, симметричность, пропорциональность, гармоничность тела человека. Еще в Древней Греции было доказано, что занятия спортом, использование различных физических упражнений позволяют придать телу человека выразительность и красоту. Яркое свидетельство тому - классическая фигура "Дискоболла" Мирона, "Копьеносец" Поликлета, "Метатель" Алкаменеса и другие произведения древнегреческого искусства.
Для достижения
гармоничного физического развития
необходимо применение самых разнообразных
физических упражнений. Такой путь
позволяет развивать не только мышечную
силу, но также и ловкость, выносливость,
быстроту и другие физические качества
человека, а также красоту его движений.
Красота телосложения и красота движений
неразрывно связаны друг с другом. Формирование
прекрасного в физическом отношении человека
предполагает достижение им физического
совершенства.
Среди них существуют,
различные физкультурно-
Подростковый
возраст обычно называют переходным, так
как в этот период происходит переход
от детства к юности. У учащихся этого
возрастного периода как бы переплетаются
черты детства и черты, во многом присущие
юности, но еще находящиеся в стадии становления
и развития. Вот почему подростка иной
раз характеризуют как полу-ребенка и
полувзрослого. Как полувзрослый, он ощущает
быстрый рост физических сил и духовных
потребностей; как полуребенок, он еще
ограничен своими возможностями и опытом,
чтобы удовлетворить все возникающие
запросы и потребности. Этим объясняется
сложность и противоречивость характера,
поведения и развития подростков, что
дает основание считать этот возраст в
определенной мере трудным для воспитания.
«Отрыв» от детства и приближение подростков
к взрослому состоянию отчетливо проявляются
в тех своеобразных чертах физического
и духовного развития, которые отличают
их от младших школьников. Прежде всего,
по-иному протекает физическое развитие
средних школьников. В детском возрасте
этот процесс носит более или менее спокойный
и равномерный характер. В противоположность
этому физическое развитие подростков
характеризуется большей интенсивностью,
неравномерностью и значительными осложнениями,
связанными с началом полового созревания.
В этом смысле в физическом развитии подростков
можно выделить три стадии: стадию, предшествующую
половому созреванию, стадию полового
созревания и стадию половой зрелости.
На первой стадии отмечается усиление
активности гипофиза и щитовидной железы.
Это стимулирует физический рост и способствует
усилению обменных процессов в организме.
Однако физическое развитие происходит
непропорционально: конечности растут
быстрее, развитие же туловища несколько
отстает. Внешне это проявляется в том,
что у подростков руки и ноги кажутся несколько
удлиненными, а движения их отличаются
угловатостью и некоторой неуклюжестью.
Вместе с тем отмечается неравномерность
в процессе самого роста средних школьников:
в отдельные периоды он то замедляется,
то происходит слишком интенсивно. Этот
процесс сопровождается окостенением
скелета и уменьшением хрящевого вещества.
Одновременно с этим развиваются мышечные
ткани и, в частности, более тонкие волокна,
что вместе с упрочением скелета придает
подросткам большую физическую силу. При
этом ряд ученых отмечают акселерацию
(ускорение) этих процессов, которая выражается
в том, что физическое развитие подростков
в настоящее время происходит на 1-1,5 года
быстрее, чем 30-40 лет назад.
Некоторые диспропорции наблюдаются также
в развитии сердечно-сосудистой системы.
Сердце растет быстрее, развитие же сосудов
несколько отстает, что ведет к недостатку
в притоке крови к отдельным органам и
системам, к повышению кровяного давления
и связанным с этим головным болям. Подростки
отличаются большой подвижностью, повышенной
резвостью, стремлением к деятельности
и практическому приложению своих сил
в труде, в поднятии тяжестей, в физических
соревнованиях, а мальчики и в потасовках
друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная
система еще недостаточно окрепли, поэтому
подростки быстро устают, не в состоянии
переносить длительное физическое напряжение,
а чрезмерные физические нагрузки (например,
прыжки в длину и высоту, перепрыгивание
канав и других препятствий) нередко приводят
к физическим травмам. Вот почему правильное
дозирование физических нагрузок составляет
важную задачу при организации практической
деятельности подростков. Необходимость
постоянного внимания и создания благоприятных
условий для физического развития подростков
(организация ежедневной утренней гимнастики,
спортивно-массовых мероприятий, подвижных
игр, обеспечение достаточного пребывания
на свежем воздухе и т.д.) обусловливается
также гиподинамией (от греч. hypo – приставка,
которая используется в смысле «под» и
которая указывает на понижение против
нормы, и dinamus – сила, подвижность), т.е.
недостаточной подвижностью. Учение, требующее
усидчивости, может приводить к застойным
явлениям в организме, к недостаточному
кислородному питанию и отрицательно
сказывается на физическом развитии учащихся.
Развитие мозга, дальнейшее структурное
формирование нервных клеток и ассоциативных
волокон создают предпосылки для совершенствования
познавательной деятельности подростков.
Поступление же в кровь гормонов, вырабатываемых
органами внутренней секреции, вызывает
то повышение, то понижение жизненного
тонуса, то подъем, то упадок работоспособности
и энергии, а также сопровождается чередованием
то хорошего настроения, то ухода во внутренние
переживания, то жизнерадостности, то
пассивности. В периоды понижения настроения
и упадка энергии у подростков может появляться
раздражительность, равнодушное отношение
к учению, ссоры с товарищами и конфликты
с друзьями, а также многие недоразумения
в отношениях с учителями и взрослыми.
Но и периоды подъема энергии и активности
подростков приносят немало беспокойств.
Нередко они сопровождаются озорством,
шалостями, стремлением показать свое
физическое и моральное превосходство.
Именно в такие периоды отдельные подростки
проявляют «ложный героизм»: тайком уходят
из дома и устраивают в лесу «партизанские
лагеря», организуют самовольные «путешествия»
в другие города и т.д. Указанные «срывы»
в поведении как раз и говорят о полудетскости
и полувзрослости подростков, о недостаточном
умении серьезно подходить к обдумыванию
своих действий и поступков. Все это, безусловно,
осложняет воспитание. Поэтому следует
всячески щадить нервную систему подростков,
проявлять особую чуткость и оказывать
помощь в учебе в периоды снижения успеваемости
с тем, чтобы случайной двойкой не убить
охоты к учению.
Особое значение в организации учебной
работы подростков имеет внутреннее стимулирование
их познавательной деятельности, т.е. развитие
у них познавательных потребностей, интересов
и мотивов учения. Следует иметь в виду,
что стимулы не возникают сами по себе.
Они формируются только тогда, когда учителя
обращают внимание на эту сторону работы,
о чем уже шла речь в главе о сущности и
закономерностях воспитания.
Иным, чем в младших классах, должен быть
процесс нравственного воспитания. Подростки
тяготятся, если их поведение определяется
внешним регулированием. Они охотнее соблюдают
правила поведения, если эти правила хорошо
осознаются ими и выступают как их собственные
моральные принципы. Вот почему глубокое
разъяснение моральных норм и правил и
формирование у подростков нравственных
взглядов и убеждений должно составлять
существенную особенность нравственного
воспитания. Вместе с тем не теряет своего
педагогического значения и тактично
осуществляемая регламентация, а также
контроль за поведением учащихся как меры,
предупреждающие шалости и необдуманные
поступки.
Существенной возрастной чертой их в этом
отношении является стремление к
утверждению своего достоинства и престижа
среди товарищей. Основные пути к этому
– хорошая учеба, общественная активность,
проявление способностей в тех или иных
видах деятельности, внешнее обаяние и
т.д. Если же тот или иной подросток не
добивается достойного места в коллективе,
он тяжело переживает свое положение.
Вполне понятно, что учителям следует
внимательно изучать взаимоотношения
учащихся со своими товарищами и помогать
им закреплять свой престиж в коллективе.
Исследование проводилось в одиннадцатом классе СШ № 161 города Минска в ноябре -декабре месяце 2010 года. Были проведены педагогический анализ опыта работ и анкетирование в ракурсе исследуемой проблемы. В анкетировании (см. приложение 1) участвовали учащиеся 11 класса в количестве 20 человек (11 девочек, 9 мальчиков).
В ходе исследования
использовались следующие методы:
В средней школе № 161 с 2007 учебного года идет активная работа по эстетическому воспитанию учащихся, где имеется научное направление в этой области. Эстетическое воспитание в данной школе предусматривает:
занятия теоретического плана на факультативных уроках;
занятия ритмической гимнастикой;
занятия бальными танцами;
занятия художественной гимнастикой.
Все занятия имеют как обычную группу, так и коммерческую. Работа ведется в широкомасштабном процессе. Дети, занимающиеся в этих коллективах, развиваются с всесторонней гармонической точки зрения, получают положительные эмоционально - эстетические и музыкальные переживания от этого процесса, повышают свою двигательную активность за счет вышеперечисленных занятий, выступают на соревнованиях и спортивно -массовых мероприятиях, повышая свой уровень мастерства.
Несмотря на мнение учащихся исследуемой группы, что эстетическое воспитание играет немалую роль в жизни человека (50 %), подготовка в этой области необходима (60 %) в среднеобразовательной школе в системе физического воспитания школьников и 75 % придают большое внимание своему внешнему виду. Всего 36 % девушек занимаются танцами и ритмической гимнастикой и 55 % юношей занимаются в тренажерном зале и другими видами спорта. Все (100 %) занятия проходят на платной основе.
На мой взгляд, эстетическое образование и эстетическая подготовка должна рассматриваться как один из путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, а также как непременное условие разностороннего и гармонического развития ребенка. Необходимо организовывать и проводить практические и теоретические занятия в ракурсе расширения общего кругозора и эрудиции по формированию эстетической двигательной культуре и культуре в целом, искать пути реализации дополнительных занятий по формированию телосложения, укрепления здоровья, приобщения к занятиям физическими упражнениями на бюджетной основе.
Заключение.
Эстетическое
воспитание, целенаправленный процесс
формирования у человека эстетического
отношения к действительности. Это отношение
с возникновением человеческого общества
развивалось вместе с ним, воплощаясь
в сфере материальной и духовной деятельности
людей. Оно связано с восприятием и пониманием
ими прекрасного в действительности, наслаждением
им, эстетическим творчеством человека.
В социалистическом обществе Эстетическое
воспитание ведется в интересах всего
народа, строится на единых научно-методологических
основах. В капиталистических странах
эстетические ценности в полной мере являются
достоянием элиты. Эстетические потребности
широких слоев народа удовлетворяются
главным образом «массовой культурой»,
направленной на подчинение сознания
масс интересам буржуазии. Коммунистические
и рабочие партии, демократические силы
этих стран ведут активную борьбу с примитивизмом
и антиэстетизмом в «массовой культуре».
Список используемой
литературы
Божович Л.М.
Личность и её формирование в детском
возрасте. – М., 1968.
Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980.
Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М., 1988.
Борисова
Е.С. Эстетическое воспитание
школьников. - Л., 1972.
Бабанский Ю. К. Теоретические основы эстетического воспитания школьников. "Педагогика". "Просвещение", - М., 1983. Бервинова Н.С. Исследование эстетической подготовленности студентов физкультурных вузов на занятиях гимнастикой. - Дис…канд. пед. наук. 13.00.04; Утв 18.07.79. - М. 1977. - 172с.
Бернштейн Н.А. О построении движений.-М.: Медгиз, 1974
Боброва Г. Искусство грации. - Ленинград: Детская литература, 1986. - 110 с.
Буткевич О. Красота. Природа. Сущность. Формы. - Л., 1979. - С. 5.
Глушак Н.М. Эстетическое воспитание и урок физической культуры //Физическая культура в школе. -№11, 1974.
Гольдентрихт С.С. Эстетическое воспитание студентов. - М.: Изд-во МГУ, 1973.- С.5-7.
Грудницкая Н.Н. Формирование знаний студентов факультета физической культуры на основе современных информационных технологий. Дис. Канд. пед. наук., 2002. - 125с.
Зинкеева Л.С. Путешествие в мир музыки и движений // Физическая культура в школе. - 3. - 1997, 68-71с.
Кальянов В.Т. Эстетическая подготовка учителя в школе. Дис…канд. - М, 1970 С.4-6.
Королева Г.И., Петрова Г.А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1984. - 180с.
Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя /Под ред. Аконьшина Е.А., Аронова В.Р., Овсянникова М.Ф. - М. : Просвещение, 1983. - 224с.
Кременцова О.В. Об эстетической сущности педагогической деятельности // Советская педагогика, 1983. - №6. - С. 102-106.
Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ. - 2001. - 224с.
Маймин Е.А. Эстетика - наука о прекрасном. - М.Просвещение,1982
Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 1991.
Френкин А.А. Эстетика физической культуры.- М.: Фис, 1983г.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. - Теория и методика физического воспитания и спорта. - Академия. - М. - 2000 г.
Якимова Л.А. Структура двигательной профессиональной деятельности выпускников физкультурных вузов с учетом будущей профессии / Тезисы 25 научной конференции студентов и молодых ученых вузов юга России. - Краснодар, 1998. - С.143-144.
Ресурсы удаленного доступа
http://referat.metromir.ru/
http://www.nauka-shop.com/mod/
http://reffs.ru/referat-45710.
http://refport.ru/mod/shop/
http://www.ookrp66.jumpa.ru/
http://www.ref.by/refs/62/
http://www.petaref.com/?page=
http://www.bestreferat.ru/
http://festival.1september.ru/
Информация о работе Роль эстетического воспитания в формировании личности подростка