Роль эстетического воспитания в формировании личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Социально-экономическое развитие государства невозможно без эффективного эстетического воспитания его граждан. Оно помогает человеку адекватно воспринимать окружающую действительность, учит видеть прекрасное, ориентироваться на него в своей практической деятельности, высокопроизводительно и качественно выполнять свои профессиональные обязанности. Исключительно актуально это в наше время, когда во главу угла ставится материальное обогащение, оттесняющее нравственные идеалы на задний план.

Оглавление

Введение: 3
Глава1. Понятие и необходимость эстетического воспитания 5
1.1. Цели и задачи эстетического воспитания 7
1.2. Виды эстетического воспитания 10
1.3. Методы эстетического воспитания 11
1.4. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста......................................................................................15
Глава 2. Организация и методы исследования. 19
2.1. Организация исследования. 19
2.2. Методы исследования 19
Глава 3. Результаты исследования, практические рекомендации по решению проблемы, оценка эффективности 20
Заключение. 21
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

НА ПЕЧАТЬ.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

 На уроках  литературы, изобразительного искусства  и музыки учащиеся знакомятся  с различными художественными  произведениями. Критерии отбора  произведений — высокие идейно-художественные  достоинства, значимость содержания  для современности, для воспитания учащихся. На уроках этого цикла школьники, постигая образцы великих творений, приобщаются к миру высоких чувств. Самостоятельная творческая деятельность учащихся помогает практически применить воспринятые знания. 
Внимательно и вдумчиво читая, самостоятельно рассуждая о прочитанном, учащиеся постигают образно-эмоциональный мир автора, сопереживают героям, пополняют свои представления о природе, человеке, обществе новыми образами. Чтение прививает учащимся культуру этических и эстетических переживаний, развивает их воображение, образное и понятийное мышление. 
Природа.

 «Человек  стал человеком, когда услышал  листьев и песню кузнечика,  журчание весеннего ручья звон  серебряных колокольчиков жаворонка  в бездонном летнем небе, шорох  снежинок и завывание вьюги  за окном, ласковый плеск волны  и торжественную тишину ночи,—  услышал, затаив дыхание, слушает сотня и тысячи лет чудесную музыку жизни»,— прекрасно и восторженно определил роль природы в становлении человека В. А. Сухомлинский 
Восприятие Родины, первые яркие незабываемые краски и сильные эмоциональные впечатления, как правило, дарит человеку природа. Природа воспета во всех видах искусства, из нее черпают материал и художники, и поэты, и композиторы, и народное творчество. Природа, воздействуя на детей своей простотой, изяществом, гармонией, воспитывает у них тонкий эстетический вкус.                                                                                                                  Для того чтобы у детей воспитывалось бережное отношение к природе и ее богатству, школьники озеленяют школьные дворы и микрорайон школы, закладывают скверы и парки, разбивают клумбы, учатся составлять букеты» организуют выставки цветов, устраивают в школе.                                                 

Эстетика  окружающей среды  и быта.                                                                       Большое эстетическое влияние оказывает на развитие школьников окружающая внешняя, среда. Городская и сельская архитектура, садово-парковое хозяйство, заповедные зоны, колхозные поля, искусственные моря и водоемы, сеть наземных дорог — все это является так называемой художественно организованной средой, которая, постоянно окружая человека, формирует его вкус, определенные эстетические идеалы.                       Эстетика оформления школы, школьных помещений, школьного участка, жилого помещения — факторы, постоянно воздействующие на человека, оказывающие влияние на уровень его эстетической воспитанности. Очень большое значение эстетике детской жизни придавал А. С. Макаренко. Красота помещений, внешнего облика колонистов, красота отношений в коллективе были всегда помощниками в сложном процессе перевоспитания и исправления сложных судеб. А. С. Макаренко считал, что приучить к культуре поведения за столом можно быстрее с помощью чистых скатертей, чем многочисленных бесед на эту тему.

Роль семьи.                                                                                                                             Семья обязана формировать физически и психически, здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления - физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум дать им представление о прекрасном, существующем в жизни.

Роль  физической культуры на эстетическое воспитание школьников. Физическое воспитание обладает огромным потенциалом в эстетическом воспитании школьников. Оно влияет и на форму телосложения и на восприятие окружающей действительности, на эстетический вкус.

Красивое телосложение предполагает стройность, подтянутость, симметричность, пропорциональность, гармоничность тела человека. Еще  в Древней Греции было доказано, что занятия спортом, использование различных физических упражнений позволяют придать телу человека выразительность и красоту. Яркое свидетельство тому - классическая фигура "Дискоболла" Мирона, "Копьеносец" Поликлета, "Метатель" Алкаменеса и другие произведения древнегреческого искусства.

Для достижения гармоничного физического развития необходимо применение самых разнообразных  физических упражнений. Такой путь позволяет развивать не только мышечную силу, но также и ловкость, выносливость, быстроту и другие физические качества человека, а также красоту его движений. Красота телосложения и красота движений неразрывно связаны друг с другом. Формирование прекрасного в физическом отношении человека предполагает достижение им физического совершенства.                                                                         

Среди них существуют, различные физкультурно-оздоровительные  системы, как для юношей, так и  для девушек - аэробика и ее разновидности (аква -или гидроаэробика, степ-аэробика, слайд-аэробика, танцевальная аэробика: фанк, сити-джем, хип-хоп и др.) ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, силовое троеборье, шейпинг, калланетика, фитнесс, джимикс и т.д. 
1.4. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста 
Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полу-ребенка и полувзрослого. Как полувзрослый, он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей; как полуребенок, он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания. 
«Отрыв» от детства и приближение подростков к взрослому состоянию отчетливо проявляются в тех своеобразных чертах физического и духовного развития, которые отличают их от младших школьников. Прежде всего, по-иному протекает физическое развитие средних школьников. В детском возрасте этот процесс носит более или менее спокойный и равномерный характер. В противоположность этому физическое развитие подростков характеризуется большей интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания. В этом смысле в физическом развитии подростков можно выделить три стадии: стадию, предшествующую половому созреванию, стадию полового созревания и стадию половой зрелости. На первой стадии отмечается усиление активности гипофиза и щитовидной железы. Это стимулирует физический рост и способствует усилению обменных процессов в организме. Однако физическое развитие происходит непропорционально: конечности растут быстрее, развитие же туловища несколько отстает. Внешне это проявляется в том, что у подростков руки и ноги кажутся несколько удлиненными, а движения их отличаются угловатостью и некоторой неуклюжестью. Вместе с тем отмечается неравномерность в процессе самого роста средних школьников: в отдельные периоды он то замедляется, то происходит слишком интенсивно. Этот процесс сопровождается окостенением скелета и уменьшением хрящевого вещества. Одновременно с этим развиваются мышечные ткани и, в частности, более тонкие волокна, что вместе с упрочением скелета придает подросткам большую физическую силу. При этом ряд ученых отмечают акселерацию (ускорение) этих процессов, которая выражается в том, что физическое развитие подростков в настоящее время происходит на 1-1,5 года быстрее, чем 30-40 лет назад. 
 
Некоторые диспропорции наблюдаются также в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце растет быстрее, развитие же сосудов несколько отстает, что ведет к недостатку в притоке крови к отдельным органам и системам, к повышению кровяного давления и связанным с этим головным болям. Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, а мальчики и в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще недостаточно окрепли, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, а чрезмерные физические нагрузки (например, прыжки в длину и высоту, перепрыгивание канав и других препятствий) нередко приводят к физическим травмам. Вот почему правильное дозирование физических нагрузок составляет важную задачу при организации практической деятельности подростков. Необходимость постоянного внимания и создания благоприятных условий для физического развития подростков (организация ежедневной утренней гимнастики, спортивно-массовых мероприятий, подвижных игр, обеспечение достаточного пребывания на свежем воздухе и т.д.) обусловливается также гиподинамией (от греч. hypo – приставка, которая используется в смысле «под» и которая указывает на понижение против нормы, и dinamus – сила, подвижность), т.е. недостаточной подвижностью. Учение, требующее усидчивости, может приводить к застойным явлениям в организме, к недостаточному кислородному питанию и отрицательно сказывается на физическом развитии учащихся. 
 
Развитие мозга, дальнейшее структурное формирование нервных клеток и ассоциативных волокон создают предпосылки для совершенствования познавательной деятельности подростков. Поступление же в кровь гормонов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизненного тонуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего настроения, то ухода во внутренние переживания, то жизнерадостности, то пассивности. В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков может появляться раздражительность, равнодушное отношение к учению, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а также многие недоразумения в отношениях с учителями и взрослыми. Но и периоды подъема энергии и активности подростков приносят немало беспокойств. Нередко они сопровождаются озорством, шалостями, стремлением показать свое физическое и моральное превосходство. Именно в такие периоды отдельные подростки проявляют «ложный героизм»: тайком уходят из дома и устраивают в лесу «партизанские лагеря», организуют самовольные «путешествия» в другие города и т.д. Указанные «срывы» в поведении как раз и говорят о полудетскости и полувзрослости подростков, о недостаточном умении серьезно подходить к обдумыванию своих действий и поступков. Все это, безусловно, осложняет воспитание. Поэтому следует всячески щадить нервную систему подростков, проявлять особую чуткость и оказывать помощь в учебе в периоды снижения успеваемости с тем, чтобы случайной двойкой не убить охоты к учению. 
Особое значение в организации учебной работы подростков имеет внутреннее стимулирование их познавательной деятельности, т.е. развитие у них познавательных потребностей, интересов и мотивов учения. Следует иметь в виду, что стимулы не возникают сами по себе. Они формируются только тогда, когда учителя обращают внимание на эту сторону работы, о чем уже шла речь в главе о сущности и закономерностях воспитания. 
Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль за поведением учащихся как меры, предупреждающие шалости и необдуманные поступки. 
 
Существенной возрастной чертой их в этом отношении является стремление к    утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Основные пути к этому – хорошая учеба, общественная активность, проявление способностей в тех или иных видах деятельности, внешнее обаяние и т.д. Если же тот или иной подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело переживает свое положение. Вполне понятно, что учителям следует внимательно изучать взаимоотношения учащихся со своими товарищами и помогать им закреплять свой престиж в коллективе. 
 

Глава 2. Организация и методы исследования.

2.1. Организация исследования.

Исследование  проводилось в одиннадцатом классе СШ № 161 города Минска в ноябре -декабре месяце 2010 года. Были проведены педагогический анализ опыта работ и анкетирование в ракурсе исследуемой проблемы. В анкетировании (см. приложение 1) участвовали учащиеся 11 класса в количестве 20 человек (11 девочек, 9 мальчиков).

2.2. Методы исследования

В ходе исследования использовались следующие методы:                                                      1. Анализ психолого-педагогической, методической учебной литературы по проблеме исследования,                                                                                                             2. Анализ, систематизация обобщение педагогического опыта,                                                  3. Наблюдение, анкетирование.

Глава 3.  Результаты исследования, практические рекомендации по решению проблемы, оценка эффективности

В средней школе  № 161 с 2007 учебного года идет активная работа по эстетическому воспитанию учащихся, где имеется научное  направление в этой области. Эстетическое воспитание в данной школе предусматривает:

занятия теоретического плана на факультативных уроках;

занятия ритмической  гимнастикой;

занятия бальными танцами;

занятия художественной гимнастикой.

Все занятия  имеют как обычную группу, так  и коммерческую. Работа ведется в  широкомасштабном процессе. Дети, занимающиеся в этих коллективах, развиваются с всесторонней гармонической точки зрения, получают положительные эмоционально - эстетические и музыкальные переживания от этого процесса, повышают свою двигательную активность за счет вышеперечисленных занятий, выступают на соревнованиях и спортивно -массовых мероприятиях, повышая свой уровень мастерства.

В результате обработки  анкетирования я пришёл к следующему (см. таблицу 1): Школьники одиннадцатого класса 50 % считают, что цель физического воспитания направлена на воспитание физических качеств и способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств.

Несмотря на мнение учащихся исследуемой группы, что эстетическое воспитание играет немалую роль в жизни человека (50 %), подготовка в этой области необходима (60 %) в среднеобразовательной школе в системе физического воспитания школьников и 75 % придают большое внимание своему внешнему виду. Всего 36 % девушек занимаются танцами и ритмической гимнастикой и 55 % юношей занимаются в тренажерном зале и другими видами спорта. Все (100 %) занятия проходят на платной основе.

На мой взгляд, эстетическое образование и эстетическая подготовка должна рассматриваться как один из путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, а также как непременное условие разностороннего и гармонического развития ребенка. Необходимо организовывать и проводить практические и теоретические занятия в ракурсе расширения общего кругозора и эрудиции по формированию эстетической двигательной культуре и культуре в целом, искать пути реализации дополнительных занятий по формированию телосложения, укрепления здоровья, приобщения к занятиям физическими упражнениями на бюджетной основе.

Заключение.  
Эстетическое воспитание, целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. В социалистическом обществе Эстетическое воспитание ведется в интересах всего народа, строится на единых научно-методологических основах. В капиталистических странах эстетические ценности в полной мере являются достоянием элиты. Эстетические потребности широких слоев народа удовлетворяются главным образом «массовой культурой», направленной на подчинение сознания масс интересам буржуазии. Коммунистические и рабочие партии, демократические силы этих стран ведут активную борьбу с примитивизмом и антиэстетизмом в «массовой культуре».

Список используемой литературы  
Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.

 Гачев Г.  Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980.

 Бессонов  Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М., 1988.

 Борисова  Е.С. Эстетическое воспитание  школьников. - Л., 1972.                                                               

Бабанский Ю. К. Теоретические основы эстетического воспитания школьников. "Педагогика". "Просвещение", - М., 1983.  Бервинова Н.С. Исследование эстетической подготовленности студентов физкультурных вузов на занятиях гимнастикой. - Дис…канд. пед. наук. 13.00.04; Утв 18.07.79. - М. 1977. - 172с.

Бернштейн Н.А. О  построении движений.-М.: Медгиз, 1974

Боброва Г. Искусство  грации. - Ленинград: Детская литература, 1986. - 110 с.

Буткевич О. Красота. Природа. Сущность. Формы. - Л., 1979. - С. 5.

Глушак Н.М. Эстетическое воспитание и урок физической культуры //Физическая культура в школе. -№11, 1974.

Гольдентрихт  С.С. Эстетическое воспитание студентов. - М.: Изд-во МГУ, 1973.- С.5-7.

Грудницкая Н.Н. Формирование знаний студентов факультета физической культуры на основе современных  информационных технологий. Дис. Канд. пед. наук., 2002. - 125с.

Зинкеева Л.С. Путешествие в мир музыки и  движений // Физическая культура в школе. - 3. - 1997, 68-71с.

Кальянов В.Т. Эстетическая подготовка учителя в  школе. Дис…канд. - М, 1970 С.4-6.

Королева Г.И., Петрова Г.А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1984. - 180с.

Краткий словарь  по эстетике: Книга для учителя /Под ред. Аконьшина Е.А., Аронова В.Р., Овсянникова М.Ф. - М. : Просвещение, 1983. - 224с.

Кременцова О.В. Об эстетической сущности педагогической деятельности // Советская педагогика, 1983. - №6. - С. 102-106.

Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное  пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ. - 2001. - 224с.

Маймин Е.А. Эстетика - наука о прекрасном. - М.Просвещение,1982

Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 1991.

Френкин А.А. Эстетика физической культуры.- М.: Фис, 1983г.

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. - Теория и методика физического  воспитания и спорта. - Академия. - М. - 2000 г.

Якимова Л.А. Структура двигательной профессиональной деятельности выпускников физкультурных вузов с учетом будущей профессии / Тезисы 25 научной конференции студентов и молодых ученых вузов юга России. - Краснодар, 1998. - С.143-144.

Ресурсы удаленного доступа

http://referat.metromir.ru/referats/preview/2171

http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/22404/

 

http://reffs.ru/referat-45710.html

http://refport.ru/mod/shop/kontrolnaia_rabota_pedagogika_znachenie_esteticheskogo_vospitaniia_mladshih_shkolnikov_2007_17_629117_refport_57889.html

http://www.ookrp66.jumpa.ru/de/informatsionno-obrazovatelnyie-resursyi/esteticheskoe-vospitanie.html

http://www.ref.by/refs/62/30672/1.html

http://www.petaref.com/?page=viewref&id=1040

http://www.bestreferat.ru/referat-50374.html

http://festival.1september.ru/articles/578491/

Информация о работе Роль эстетического воспитания в формировании личности подростка