Роль эстетического воспитания в формировании личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Социально-экономическое развитие государства невозможно без эффективного эстетического воспитания его граждан. Оно помогает человеку адекватно воспринимать окружающую действительность, учит видеть прекрасное, ориентироваться на него в своей практической деятельности, высокопроизводительно и качественно выполнять свои профессиональные обязанности. Исключительно актуально это в наше время, когда во главу угла ставится материальное обогащение, оттесняющее нравственные идеалы на задний план.

Оглавление

Введение: 3
Глава1. Понятие и необходимость эстетического воспитания 5
1.1. Цели и задачи эстетического воспитания 7
1.2. Виды эстетического воспитания 10
1.3. Методы эстетического воспитания 11
1.4. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста......................................................................................15
Глава 2. Организация и методы исследования. 19
2.1. Организация исследования. 19
2.2. Методы исследования 19
Глава 3. Результаты исследования, практические рекомендации по решению проблемы, оценка эффективности 20
Заключение. 21
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

НА ПЕЧАТЬ.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Частное учреждение образования «Институт современных знаний им. А.М. Широкова»

 

Кафедра

Искусство эстрады

Курсовая  работа по дисциплине: Педагогика

 

Роль  эстетического воспитания в формировании личности подростка

 
 
 

Исполнитель:

Григорчук Р. В.                   ________________

                    (Ф.И.О.)                  (Подпись)

 
 

Руководитель:                     

Денисов А. Н.                       ________________   

                     (Ф.И.О.)                  (Подпись)

 
 
 
 

Минск 2011

Оглавление

Введение:

     Социально-экономическое развитие государства невозможно без эффективного эстетического воспитания его граждан. Оно помогает человеку адекватно воспринимать окружающую действительность, учит видеть прекрасное, ориентироваться на него в своей практической деятельности, высокопроизводительно и качественно выполнять свои профессиональные обязанности. Исключительно актуально это в наше время, когда во главу угла ставится материальное обогащение, оттесняющее нравственные идеалы на задний план. Особую опасность данная тенденция приобретает в связи с резко ускорившимся темпом жизни. В век информационного взрыва, космических скоростей люди, порой, забывают о необходимости духовного совершенствования. Вместе с тем, как справедливо отмечал выдающийся деятель культуры, ученый Б.Т.Лихачев «там, где для человека кончается эстетическое переживание своего отношения к явлениям общественной жизни и природы, там порой начинается цинизм, зло, жестокость, духовный распад личности» Художественное воспитание, оказывая существенное влияние на формирование творческого мышления, во многом определяет его профессиональную подготовку. Ведь художественно – образное мышление квалифицированному специалисту и ученому, так же как и всякому гражданину нашего общества, необходимо для того, чтобы его мировоззрение было и органичным, и завершенным, и направленным на достижение совершенства и гармонии во всех видах и способах собственной индивидуальной жизнедеятельности. Именно отсутствие стремления к гармонии и совершенству является одной из важнейших причин того экономического и политического кризиса, в котором оказалась страна в наще время. Поэтому путь ее возрождения лежит через нравственно-эстетическое совершенствование каждого человека, через становление духовно богатой личности. Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – основные задачи воспитания нравственных качеств личности ребенка. Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями. Присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям. Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, бережного отношения к природе родного края, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников. Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава1. Понятие и необходимость эстетического воспитания 
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?  
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у по¬следнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.  
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.  
Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что по мнению польского ученого И. Война, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.  
Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности — это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности и следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания.

Задача воспитания эстетических чувств у подростка  состоит в формировании творчески  активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и т.д.

Эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни.

Исключительная  роль семьи в эстетическом воспитании заключается в том, что именно в ней молодой человек получает первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте.

Если семья  – стартовый этап воспитания, то школа – второй и не менее важный этап. В этом возрасте у подростка формируются эстетические чувства и вкусы, а помочь ему в этом могут систематические занятия, которые проводятся в учебном заведении.

Одна из сторон комплексного воспитания культуры подрастающего  поколения – проблема формирования эстетического отношения к природе. В ее решении соприкасаются такие существенные направления воспитательной работы, как формирование научного мировоззрения в учебном процессе, освоение сокровищ национальной и мировой культуры, постижение богатств родной природы, овладение путями их приумножения, творческое преобразование природной среды, природных материалов, художественно-эстетическая деятельность, внесение посильного трудового участия в сохранение и поддержку природной среды.

1.1. Цели и задачи эстетического воспитания  
Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.  
В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" (2; 14). Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве" (1; 61). Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.  
В "активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического" видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко (4; 16).  
Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. "Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания" (1; 29). Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.  
Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Таким образом, наиболее удачно, на мой взгляд, отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель
[эстетического воспитания] - гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства" (1; 142). Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.  
Любая цель не может рассматриваться без задач.                                              Итак, во-первых, это "создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям"   (4; 60).  
Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. "Разносторонность и богатство знаний - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность" (5; 60), - отмечает Г.С. Лабковская.  
Вторая задача эстетического воспитания состоит в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими" (4; 60).  
Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения.

1.2. Виды эстетического воспитания  
Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.  
Обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

  1. эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
  2. художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;
  3. эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
  4. воспитание творческих потребностей и способностей.

Среди них особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

Эстетическое  воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем  раньше она попадает в сферу целенаправленного  эстетического воздействия, тем  больше оснований надеяться на его  результативность. С самого раннего  возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра — первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.

1.3. Методы эстетического воспитания  
Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности. Поэтому существует множество методов его осуществления.                                                                                                                            Театральное творчество.

Театр является величайшим источником эстетического  и духовного наслаждения. По словам А. И. Герцена: «Театр – высшая инстанция для решения жизненных вопросов».                                                                                  Театральное творчество несет в себе большой коллективообразующий заряд. Во-первых, театральная постановка – "продукт” совместной деятельности, который требует концентрации сил, как детей, так и родителей. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что от его усилий зависит общий успех.                                                            Во-вторых, разнообразие постановочных задач (сценических, актерских, оформительских) дает возможность каждому участнику максимально реализовать свои возможности и способности.                                                                       В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которые способствуют эмоциональному сплочению коллектива.                                                                                                       

Все это положительно воздействует на формирование личности ребенка. Разнообразны формы театральной  детской самодеятельности: кружки, агитбригады, драматические, кукольные, теневые театры.

Массовые  мероприятия                                                                                       Эстетическому воспитанию школьников способствуют массовые мероприятия: музыкальные и литературные вечера, диспуты, читательские конференции, общественно-политические праздники; конкурсы политической, военной и детской инсценированной песни.. 
В школах создаются музеи, картинные галереи, организуются выставки рисунков, плакатов, стенных газет

Музыкальные кружки, объединения. Дискотека.

Создаются различные  музыкальные объединения: хор, кружки сольного пения, духовой оркестр и оркестр народных инструментов, шумовой оркестр, ансамбли песни и пляски, кружки народных, современных, бальных танцев. Большую популярность среди подростков и старших школьников завоевали вокально-инструментальные ансамбли и дискотеки.                                               Дискотека форма внеклассной работы со школьниками, помогающая вырабатывать у них классовый подход к современной музыкальной культуре, художественный вкус.

На  уроках литературы, изобразительного искусства и музыки

Информация о работе Роль эстетического воспитания в формировании личности подростка