Речевое общение как средство освоения социального опыта

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:53, контрольная работа

Краткое описание

Цель: Рассмотреть роль речевого общения в овладении родным языком и социализацию детей дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

конт по МРР.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники.

 Общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. «За радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения.

 Взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и

11

девочками. Дети дошкольного возраста активно  интересуются друг другом, у 

них появляется выраженная потребность  в общении со сверстниками.

 В условиях специального дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения.

 На развитие личности ребенка влияет группа сверстников. Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения.

Общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и в практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

  Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми. К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. [6, стр. 171]

К трем годам  самосознание ребенка развито уже  настолько, что он способен выделять себя из окружающего мира и умеет  в некоторой мере контролировать свои действия. В этом возрасте ребенок  восприимчив к усвоению элементарных норм социального поведения и начинает приучаться к их соблюдению. Итак, участие во взаимоотношениях с окружающими людьми, определенная самостоятельность, речевое общение, несложные поведенческие реакции - все это уже присуще трехлетнему ребенку и предполагает включение самоконтроля.

Ведущим видом  деятельности дошкольника является игра. Трудно

12

переоценить его  значение для общего психического развития ребенка. Играя,

ребенок начинает учиться. Игра таит в себе благоприятные и необходимые предпосылки для обучения детей навыкам контроля за собственными действиями и поступками. В процессе игры дошкольники усваивают начальные этические нормы, то есть те требования, которыми они руководствуются. Изменить нередко неадекватную позицию ребенка в этом возрасте можно, приучая его к рассуждению, то есть воспитывая в нем потребность и умение включать самоконтроль в мыслительную деятельность. Взрослым следует добиваться от ребенка, чтобы он отдавал себе отчет в своих действиях, задумывался над тем, что делает или только еще собирается делать. В целом ребенок выходит из периода дошкольного детства в определенной мере самостоятельным, владеющим активной речью, ему доступны элементы логического мышления и первичные формы произвольного поведения, подчинения правилам. [ 4, стр.115]

 

 

Заключение

Вне конкретного мира язык развиваться  не может, а мы знаем, что ничто  не отражается так отрицательно на общем развитии ребенка, как отсталость в развитии языка.

Для того чтобы развивался язык ребенка, понимаемый как отражение ясных и отчетливых представлений, а не пустая, вредная болтовня, дети должны быть окружены вещами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде, и результаты наблюдений отражать в слове.

Расширение  круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки. Педагог должен организовать обстановку так, чтобы дети могли  непринужденно и свободно черпать представления, понятия, образы; создать условия, в которых у них явилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое, наблюдаемое в

13

речь. Организованная обстановка — тот  фундамент, на котором должно

строиться все дело воспитания и который  обусловливает развитие языка.

Функции и формы речи на протяжении дошкольного возраста становятся чрезвычайно разнообразными. Ребенок овладевает всеми основными формами устной речи, присущими взрослым. Новые потребности общения и деятельности, приводящие к развитию новых форм речи, с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строением, в результате чего речь ребенка становится все более связной. Степень связности речи прежде всего зависит от ее задач, от ситуации, в которой происходит общение, и от его содержания.

Социальный  опыт человек приобретает на протяжение всей жизни в процессе социализации как стихийной, так и социально контролируемой. 
Ребенок рождается в определенной семье, у определенных родителей. Именно здесь, в семье, он начинает приобретать первый социальный опыт. Содержание и характер этого социального опыта зависит от духовного богатства родителей, от моральных и жизненных ценностей всей семьи, от понимания родителями ответственности перед малышом за  «качество социализации», который они ему обеспечат. 
Общение ребенка со взрослым и сверстниками – необходимое условие полноценного социального развития. Поэтому необходимо обогащать положительный опыт общения ребенка с окружающими людьми, чтобы ребенок стремился к общению, отвечал требованиям партнеров по общению, приобретал гибкость и пластичность в социальном поведении. 
Социальный опыт, его развитие, обогащения и накопления зависит от уровня речи. Если уровень речи высокий, то и социальный опыт ребенка будет богаче, насыщенный.

 

 

 

14  

Список  использованной литературы

 

1 Бахарева К.С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

2 Выготский  Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика — Пресс, 1996

3 Жинкин Н.И.  Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин — М.: Просвещение, 1982

4 Крылов А.А.  Психология: учебник для студентов  сред. проф. Учебных заведений —  М.: «Академия», 2008

5 Лямина Г.М.  Развитие речи ребенка раннего  возраста. Методическое пособие.  – М.: Айрис-Пресс, 2006.

6 Мухина В.С. Детская психология. -М.: Просвещение, 1985.

7  Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей  /Н.В.Новотворцева  – Ярославль: Академия развития, 1996.

8 Полякова М.А.  Как правильно учить ребенка  говорить / М. Полякова. - М.:  Geleos Publishing; Кэпитал Трейд Компани, 2010.

9 Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет. – М.: АСТ, Астрель, 2009.

10 Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития  речи детей дошкольного воз  раста. – М.: Владос, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение..................................................................................................................3

1.Общая  характеристика речевого развития  дошкольного возраста..................5

2.Роль  речевого общения в жизни ребенка  дошкольного возраста....................8

3.Приобретение  социального опыта ребенка дошкольного  опыта.....................9

Заключение..............................................................................................................12

Список  использованной литературы.....................................................................14

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Речевое общение как средство освоения социального опыта