Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:53, контрольная работа
Цель: Рассмотреть роль речевого общения в овладении родным языком и социализацию детей дошкольного возраста.
В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники.
Общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. «За радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения.
Взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и
11
девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у
них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками.
В условиях специального дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения.
На развитие личности ребенка влияет группа сверстников. Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения.
Общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и в практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.
Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми. К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. [6, стр. 171]
К трем годам самосознание ребенка развито уже настолько, что он способен выделять себя из окружающего мира и умеет в некоторой мере контролировать свои действия. В этом возрасте ребенок восприимчив к усвоению элементарных норм социального поведения и начинает приучаться к их соблюдению. Итак, участие во взаимоотношениях с окружающими людьми, определенная самостоятельность, речевое общение, несложные поведенческие реакции - все это уже присуще трехлетнему ребенку и предполагает включение самоконтроля.
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Трудно
12
переоценить его значение для общего психического развития ребенка. Играя,
ребенок начинает учиться. Игра таит в себе благоприятные и необходимые предпосылки для обучения детей навыкам контроля за собственными действиями и поступками. В процессе игры дошкольники усваивают начальные этические нормы, то есть те требования, которыми они руководствуются. Изменить нередко неадекватную позицию ребенка в этом возрасте можно, приучая его к рассуждению, то есть воспитывая в нем потребность и умение включать самоконтроль в мыслительную деятельность. Взрослым следует добиваться от ребенка, чтобы он отдавал себе отчет в своих действиях, задумывался над тем, что делает или только еще собирается делать. В целом ребенок выходит из периода дошкольного детства в определенной мере самостоятельным, владеющим активной речью, ему доступны элементы логического мышления и первичные формы произвольного поведения, подчинения правилам. [ 4, стр.115]
Заключение
Вне конкретного мира язык развиваться не может, а мы знаем, что ничто не отражается так отрицательно на общем развитии ребенка, как отсталость в развитии языка.
Для того чтобы развивался язык ребенка, понимаемый как отражение ясных и отчетливых представлений, а не пустая, вредная болтовня, дети должны быть окружены вещами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде, и результаты наблюдений отражать в слове.
Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки. Педагог должен организовать обстановку так, чтобы дети могли непринужденно и свободно черпать представления, понятия, образы; создать условия, в которых у них явилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое, наблюдаемое в
13
речь. Организованная обстановка — тот фундамент, на котором должно
строиться все дело воспитания и который обусловливает развитие языка.
Функции и формы речи на протяжении дошкольного возраста становятся чрезвычайно разнообразными. Ребенок овладевает всеми основными формами устной речи, присущими взрослым. Новые потребности общения и деятельности, приводящие к развитию новых форм речи, с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строением, в результате чего речь ребенка становится все более связной. Степень связности речи прежде всего зависит от ее задач, от ситуации, в которой происходит общение, и от его содержания.
Социальный
опыт человек приобретает
на протяжение всей жизни в процессе социализации
как стихийной, так и социально контролируемой.
Ребенок рождается в определенной семье,
у определенных родителей. Именно здесь,
в семье, он начинает приобретать первый
социальный опыт. Содержание и характер
этого социального опыта зависит от духовного
богатства родителей, от моральных и жизненных
ценностей всей семьи, от понимания родителями
ответственности перед малышом за
«качество социализации», который они
ему обеспечат.
Общение ребенка со взрослым и сверстниками
– необходимое условие полноценного социального
развития. Поэтому необходимо обогащать
положительный опыт общения ребенка с
окружающими людьми, чтобы ребенок стремился
к общению, отвечал требованиям партнеров
по общению, приобретал гибкость и пластичность
в социальном поведении.
Социальный опыт, его развитие, обогащения
и накопления зависит от уровня речи. Если
уровень речи высокий, то и социальный
опыт ребенка будет богаче, насыщенный.
14
Список использованной литературы
1 Бахарева К.С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
2 Выготский
Л.С. Педагогическая
3 Жинкин Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин — М.: Просвещение, 1982
4 Крылов А.А. Психология: учебник для студентов сред. проф. Учебных заведений — М.: «Академия», 2008
5 Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста. Методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
6 Мухина В.С. Детская психология. -М.: Просвещение, 1985.
7 Новотворцева,
Н.В. Развитие речи детей /Н.В.Новотворцева
– Ярославль: Академия
8 Полякова М.А. Как правильно учить ребенка говорить / М. Полякова. - М.: Geleos Publishing; Кэпитал Трейд Компани, 2010.
9 Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет. – М.: АСТ, Астрель, 2009.
10 Ушакова О.С.,
Струнина Е.М. Методика
Содержание
Введение......................
1.Общая
характеристика речевого
2.Роль
речевого общения в жизни
3.Приобретение
социального опыта ребенка
Заключение....................
Список
использованной литературы....................
Информация о работе Речевое общение как средство освоения социального опыта