Речевое общение как средство освоения социального опыта

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:53, контрольная работа

Краткое описание

Цель: Рассмотреть роль речевого общения в овладении родным языком и социализацию детей дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

конт по МРР.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

 3

Введение

Актуальность. Значение речи в жизни людей огромно. Речь — это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом речь это визитная карточка человека.

Способность овладения языком является у человека врожденной, но для формирования полноценной речи ребенку необходима благоприятная речевая среда. Известно, что речь у ребенка развивается лучше, когда с ним много разговаривают, и не просто разговаривают, а общаются. Речь которую ребенок слышит, должна быть обращена лично к нему, а он в доступной форме должен иметь возможность откликаться на неё. Так что, уже просто общаясь с ребенком, взрослые целенаправленно занимаются развитием его речи, даже не отдавая себе в этом отчета.[ 8, стр.6 ].

 Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь  развивается   параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. 

  В русской педагогике сложились давние традиции воспитания и обучения на родном языке. Мысли о необходимости обучения родному языку в первые годы жизни содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов.

 Широкую известность получили труды Ефима Ароновича Аркина (1873 - 1948). Он считал речевое общение детей со взрослыми источником познания маленьким ребенком окружающего мира.  Опираясь на труды И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, объяснял психофизиологические механизмы речи, природу первых голосовых реакций, показал взаимосвязь развития речи и интеллекта, ритмические колебания в развитии речи.

 4   

             Исследование речи представлено в работах: Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, Д.Н. Узнадзе, А.Р. Лурии, А.Н. Гвоздева и др.

            С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает ещё до того, как научится говорить.

Личность развивается  и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к  выполнению в обществе конкретных обязанностей, несет за своё поведение, действия и поступки определенную ответственность. Этот процесс  получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально — исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

В исследованиях  С.А. Козловой, В.И. Логиновой, Е.Н. Радиной  освещены вопросы формирования определенных знаний о социальной действительности.

Благодаря усилиям  отечественных учёных (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) воспитание, образование и развитие детей в детском саду строится на научной основе и обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач в процессе социализации личности ребёнка.

Цель: Рассмотреть роль речевого общения в овладении родным языком и социализацию детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.  Изучить характеристику речевого  развития дошкольного возраста.

2.  Определить влияние речевой среды  на освоение социального опыта и овладение родным языком.

3.  Проанализировать значение речевой  среды в дошкольном возрасте.

 

 5

 

1. Общая  характеристика речевого развития  дошкольного возраста.

Дошкольный  возраст — это период активного  усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей

В дошкольном возрасте расширяется круг общения  детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более  широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует  от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. [5, стр.15 ]

Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. [3, стр.98].

 Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим

запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения  своих мыслей. 

6

В развитии словаря  детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой, например, от 300—400 слов у трёхлетнего ребёнка до 3000—4000 слов у старшего дошкольника.   [10, стр.56]

Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние  на общее развитие ребенка, обеспечивая  ему переход к изучению языка в школе. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложении). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.[7, стр. 28 ]

В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для  успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести  соответствующее развитие коры головного  мозга в целом, фонематического  восприятия речи и речевого аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка - дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

Становление  всех звуков родного языка окончательно происходит к концу дошкольного возраста.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить

  [ 7, стр.54].

 

7

Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка  с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее  благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных коллективных играх и занятиях. Усовершенствование речи неразрывно связано с развитием мышления ребёнка, в частности с переходом от наглядно-действенного к рассуждающему, логическому мышлению, которое начинает складываться в дошкольном возрасте [5, с. 15].

Всё это побуждает  ребенка овладевать средствами языка, переходить к  новым, более сложным  формам словесных высказываний. На протяжении дошкольного возраста, при  правильной организации воспитательной работы, ребенок практически усваивает  основные правила грамматики родного языка и пользуется ими в своей устной речи [ 1, стр. 27].

 Формирование чувства языка имеет очень важное значение в развитии детской речи. Оно является существенным условием правильного построения устной речи у дошкольника и создаёт необходимые предпосылки для сознательного усвоения грамматики в период школьного обучения.

 Беседы воспитателя с детьми, слушание сказок и других произведений детской литературы, разговоры детей в процессе коллективных игр и занятий являются необходимым условием развития детской речи в этом возрасте.

 При правильной организации воспитательной работы, при проведении специальных занятий по родному языку дошкольники не только научаются связно выражать свои мысли, но и начинают анализировать речь, осознавать её особенности. Это умение сознательно отнестись к собственной речи, сделать её предметом своего анализа, имеет важное значение для подготовки детей к школьному обучению, для последующего овладения грамотой.[10, стр.45 ]

 Формирование речи является одной из основных характеристик

развития ребенка.

 

 

8

2. Роль  речевого общения в жизни ребенка  дошкольного возраста

 

Речь развивается  и проявляется в общении людей. Интересы развития языка ребенка  требуют постепенного расширения его  социальных связей. Они влияют как на содержание, так и на структуру речи. В своем социальном развитии ребенок, начиная с первичной социальной ячейки (мать и дитя), членом которой он становится в момент рождения, постоянно общается с людьми, а это, конечно, влияет на рост и проявления его речи. Мы должны организовать его общение как с детьми, так и взрослыми прежде всего в интересах развития его языка.

Язык — это  главнейший фактор социального общения  людей, он является цементом, склеивающим  все проявления человеческой жизни  в одно целое.

 Язык и труд (у детей — игры) организуют формы социальной жизни, а потому все педагогические мероприятия, клонящиеся к организации труда и игр детей к развитию их языка, соответствуют интересам и социальному воспитанию [9, с. 63].

Собеседниками ребенка должны быть и дети, и взрослые, но особенно важно и необходимо, чтобы ребенок вращался в среде своих сверстников, чтобы ему были предоставлена широкая возможность общаться с детьми, играть, обмениваться мыслями и чувствами и этим путем развивать свою речь.

 Духовное и словесное общение детей со взрослыми никоим образом не может заменить товарищеское объединение самих детей, а ведь главным средством такого Объединения является язык.

Никогда дети не говорят так много, охотно, непринужденно  обо всем том, что им ближе и дороже всего, как в своем детском обществе, при условии, конечно, что это общество опаяно длительным знакомством и общностью интересов. И если такие условия не создаются сами собой в жизни наших детей, нам, взрослым, вменяется в обязанность их создать. Словесное же

9

общение взрослого  с ребенком будет преисполнено значения лишь тогда, когда последний видит  во взрослом товарища, живущего с ним  одними интересами, друга, которого он любит, которому он доверчиво открывает  свою душу, свои мысли, чувства и желания [5, стр. 46].

 

3. Приобретение  социального опыта ребенком дошкольного  возраста

 

Знакомство  с социальным миром происходит с  рождения ребёнка. Насколько осознанно  и успешно он усвоит необходимые  для его социальной жизни знания, настолько ребёнок будет адекватен во взаимодействии с окружающими.

С точки зрения культурно-исторической концепции  Л.С. Выготского социализация – присвоение индивидом общественного опыта, культуры, так называемое «окультуривание» ребёнка через взаимодействие с носителем социального опыта – взрослым. [ 2 ]

В период раннего  детства ребенок постепенно научается  ходить, совершать правильные движения и, наконец, вступать в речевое общение, определяющая роль, конечно же, принадлежит  взрослому человеку. Именно под его регулирующим воздействием и контролем осуществляется процесс передачи ребенку социального опыта и вместе с тем закладываются первые предпосылки к последовательному овладению многообразием навыков психологического самоконтроля. Взрослый учит ребенка тому, как надо правильно выполнять те или иные действия, произносить отдельные слова и вслух выражать свои мысли. Он учит ребенка совершать поступки, которые были бы адекватны социальному окружению. В процессе воспитания родительское управление должно постепенно уступать место самоуправлению, основанному на умении ребенка контролировать себя и предвидеть результаты собственных действий. Строгий контроль со стороны взрослого в период формирования навыков

10

поведения и  деятельности у ребенка является для последнего лучшей

подготовкой к  самоконтролю. Если у ребенка не воспитывается привычка к контролю за собой, если, иначе говоря, ему  не представляется возможность под  руководством взрослого упражняться  в самоконтроле, то наступает задержка его психического развития. Самоконтроль постепенно формируется и совершенствуется в процессе игры, общего и трудового обучения ребенка. Ближайшее к ребенку окружение, т. е. его родители и товарищи, ежеминутно доставляют ему цели, образцы и мотивы его действий. Обучающий обеспечивает показ эталонов, с помощью которых обучаемый начинает овладевать первоначальными формами самоконтроля. В процессе обучения и воспитания эти эталоны интериоризируются, присваиваются обучаемым и становятся неотъемлемым компонентом психической саморегуляции выполняемой им деятельности, тем самым позволяя обучаемому переходить на самостоятельный контроль своих действий, своего поведения. Обучающий не только показывает, но и раскрывает содержание усваиваемых обучаемым эталонов, объясняет ему значение самоконтроля в различных видах деятельности, учит правильно им пользоваться и первое время побуждает к его реализации. Таким образом, под контролем обучающего протекает очень важный процесс воспитания у обучаемого умения и потребности контролировать себя.

Информация о работе Речевое общение как средство освоения социального опыта