Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 15:29, реферат
Игра - одна из видов человеческой деятельности. В психологии определяют игру как особую форму деятельности, отличительными признаками которой является выполнение действий и переживания чувств в воображаемом плане . В педагогике детская игра определяется как исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними .
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
<<Могилёвский государственный университет имени А.А.Кулешова>>
Работа на тему:
<<РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И ИХ ВИДЫ>>
Выполнила:
Студентка 1 курса
гр.ДО-12
Позднякова Ю.В.
Могилёв 2014 г.
Игра - одна из видов человеческой деятельности. В психологии определяют игру как особую форму деятельности, отличительными признаками которой является выполнение действий и переживания чувств в воображаемом плане . В педагогике детская игра определяется как исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними .
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач .
Виды игр, различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. В исследованиях А. П. Усовой выявилось, что большинство осваиваемых дошкольниками игр носят дидактический характер. При этом, игровой замысел, как правило, однообразен и подразумевает репродуктивное воспроизведение (составить, подобрать, назвать). Правила в данных играх ограничивают деятельность дошкольника, игровые действия немногочисленны, репродуктивны. Используемые на тот момент игры не соревновательные, не интересны дошкольникам .
Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на две большие группы: творческие игры и игры с правилами .Мы рассмотрим игры с правилами, которые создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. Игры с готовым содержанием и правилами по своему воспитательному воздействию условно подразделяются на игры дидактические, в которых, прежде всего, развивается умственная деятельность детей, углубляются и расширяются их знания. В педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой теории сенсорного воспитания (Л.А Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова) и развивающие игры, в которых развиваются творческие и интеллектуальные способности. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети становятся перед необходимостью выбора способа решения задачи. Авторы часто называют предлагаемые задачи развивающими, а не традиционно- дидактическими.
З.А.Михайлова предложила следующую классификацию игр в зависимости от их цели: логико-математические (развитие умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать); дидактические (их цель - упражнять детей с целью выработки умений, навыков); развивающие (развивают умственную активность, самостоятельность мысли, творческие отношения к учебной задаче, инициативу); математические развлечения .
Изменение походов к сущности и значению дошкольного детства потребовал пересмотра содержания развития дошкольников и разработки более эффективных средств и способов развития детей. В этой связи особое внимание стали обращать на развивающие игры.
Развивающие игры представляют собой определенный вид игр с правилами, направленных на развитие познавательных процессов, обогащение представлений и становления качеств личности, для которых характерно: “более обобщенные” цели, занимательность игровой задачи, вариативность формулирования ситуации (задания). Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, интеллекта, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность.
Развивающие направлены игры на:
1. развитие познавательных
процессов (разных форм мышления,
увеличения объема
2. расширение словарного запаса, обогащение активного и пассивного словаря;
3. совершенствование зрительно-
4. развитие сукцессивных способностей (т. е. последовательности действий и их планированию);
5. развитие тактильных
ощущений посредством
Развивающие игры обладают характерными особенностями:
1. Каждая игра представляет собой набор задач, различной форме: задачи расположены в порядке возрастания сложности: от простого к сложному, имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа, а в виде видимых, осязаемых вещей (рисунка, узора, сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструкторов). Ребенок может наглядно сопоставить задание с решением и сам проверить точность выполнения задания .
Главная особенность развивающих игр заключается в том, что в них удалось объединить принципы обучения от простого к сложному с принципом творческой деятельности - самостоятельно, по способностям, когда ребенок может подняться до потолка своих возможностей . В любой игре содержится два типа правил – правила действия и правила общения с партнерами. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.).
Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т.д.). Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами.
В связи с этим
интерес к развивающим играм
на современном этапе
А.З.Зак, занимающийся вопросами интеллектуального развития детей, исходя из принципа разнообразия поисковых задач, разделил игры по содержанию (на преобразование, на перемещение, на группировку, на выделение) и по сложности, используя варианты одной и той же задачи. Специфика задач заключается в том, что в одних случаях ребенок решает задачи, а в других - проверяет готовые решения. Решение задачи происходит за счет зрительного анализа графического, абстрактного материала .
Б.П. Никитиным были отобраны игры, стимулирующие развитие интеллектуально-творческих способностей: “Сложи квадрат”, “Сложи узор” (развитие способностей пространственной трансформации). Игры включают различные задачи: выложи по образцу, самостоятельное придумывание образца, рисование образца [28]. В.В. Воскобович разработал совокупность развивающих игр, направленных на интеллектуально-творческое развитие детей. Игры В.В.Воскобовича содержат в себе систему усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий. Необычность данных игр состоит в том, что в них происходит связь образного восприятия (через образ и сказочный сюжет) с логическим (через символ и алгоритм решения) .
В исследованиях А.В. Третьяк представлены возможности развития взаимодействия детей со сверстниками в процессе освоения игр с правилами, в том числе в играх по типу “Квестов”, показано влияние их освоения на развитие социальных мотивов (социально-личностного компонента готовности).
В исследованиях З.А.Михайловой и М.Н. Поляковой изучена разработка и выбор технологий логико-математического развития. Они выделяли то содержание, которое обеспечивает активность познавательных действий (практических и мыслительных), выход ребенка на познание связей и зависимостей предметов явлений окружающего мира, доступный ему уровень миропонимания. Современные педагогические требования к мыслительной деятельности ребенка состоят из развитии у него умений выбирать и осуществлять деятельность, используя активные поисковые (исследовательские) действия, соотносить действия с результатом, стремиться к конечной цели на основе прогнозирования (а если так, то…), объективно оценивать результат, сравнивая его собственной установкой (целью). Для успешного осуществления деятельности необходимо анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать и устанавливать сериационные зависимости. Технология логико-математического развития, при реализации которой ребенок стремиться к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного, своеобразного творческого результата – проблемно - игровая. В процессе применения этой технологии ребенок не ограничен в поисках практических действий, экспериментировании общении по поводу хода развития ситуации, разрешения противоречий и ошибок, проявления радости и огорчений, других интеллектуальных эмоций. При использовании проблемно – игровой технологии, исключаются показ и подробное объяснение взрослого. Главным составляющим компонентом проблемно – игровой технологии является: активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату .
Проблемно – игровая технология направлена на развитие познавательно – творческих способностей детей в логико-математической деятельности она включает в себя: логические и математические игры, логико-математические сюжетные игры, проблемные ситуации и вопросы, экспериментирование и исследовательская деятельность, творческие задачи, вопросы и ситуации. При характеристике каждого из конкретных направлений учитываются: цель, система действий, средства: развивающие и обучающие, контроль над освоением.
Обобщенный анализ позволяет выделить следующие педагогические условия использования развивающих игр в работе с современными дошкольниками: 1) Решение задач на смекалку в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к освоению более сложных действий. 2) Упражнение в занимательных различных задачах. 3) Накопление игрового опыта в различных формах детской деятельности.4) Наличие элементарных математических представлений и развитие интеллектуальности: операций, обеспечивающих успешное освоение развивающих игр 5) Вариативность игр и упражнений с материалами .
В исследованиях особую роль в освоении дошкольниками развивающих игр отводится организации, предметно – развивающей среде, организация которой должна выступать условием обогащения игрового опыта детей. Развивающая среда - это знакомое, комфортное, рационально организованное, помещение.
В современных технологиях часто используются приемы стимулирования активности детей в развивающих играх: ведение дневника “Успехов”, придумывание вариантов игр, “Запретный плод сладок” (символический запрет игры), метод “Ледокола” (возвращение к простым вариантом игры) .
Анализ образовательных программ показывает, что развивающие игры используются в построении педагогического процесса. В типовой программе “Воспитание и обучение детей дошкольного возраста” (М.А. Васильевой) развивающим играм не уделялось должного внимания. В основном используются дидактические игры. Развивающие игры предусматриваются лишь в самостоятельной деятельности, не указана связь использования развивающих игр и обучения. В программе “Детство” (под редакцией Т.И.Бабаевой) уделяется большое внимание развивающим играм. Они используются и в обучении и в самостоятельной деятельности детей. В таких играх ребенок должен понять стоящую перед ним задачу (составить узор, найти правильный путь из лабиринта), понять игровые правила (соблюдать очередность). В методических разработках указано, что в развивающей среде должны находится разнообразные игры с готовым содержанием. Важно, чтобы в игровой среде была представлена группа игр, получивших название “развивающих”: “Уникуб”, “Сложи узор”, “Кубики для всех” и т.д. Направленность данных игр на развитие познавательных и творческих способностей делает их незаменимым средством интеллектуального развития детей. Развивающие игры, вместе с тем, соответствуют возрастным особенностям детей (старший дошкольный возраст: относительное соотношение игровых и познавательных мотивов; позволяют решать проблемы не на словесно – логическом уровне, а в наглядно – образном плане).
Обобщенный анализ исследований позволяет выделить возможности использования развивающих игр в формировании готовности к школьному обучению: в процессе развивающих игр создаются условия для развития всех компонентов и умений готовности: развитие интереса к результату, активизация общения со сверстниками и взрослым, освоение детьми новых способов деятельности, развитие интеллектуальных операций, формирование учебных умений (принимать задачу, доводить ее до решения, слышать, слушать, проявлять самостоятельность, организованность и т.п.). Вместе с тем, данное направление недостаточно представлено как на уровне научных исследований, так и на уровне методических разработок.