Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 21:41, реферат

Краткое описание

Традиционная система обучения существует почти 400 лет. Она разработана крупнейшим чешским ученым и педагогом Яном Амосом Коменским. Он впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочную форму обучения. Система способствовала развитию школьников тех качеств, которые были необходимы для достойной жизни.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1

Принципы и методы системы развивающего обучения Л.В. Занкова….4

1.1.Идеи системы Л.В. Занкова…………………………………………….8

1.2.Содержание, осваиваемое ребенком в занковском классе……………10

Глава2

Прошлое, настоящее и будущее системы………………………………….12

2.1. Как проходит урок в занковских классах………………………………14

2.2. Какие учителя ведут уроки в занковских класса?..................................16

2.3. Обучение в начальной школе закончено – что дальше?........................17

Заключение……………………………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

       Учтена и такая особенность  младших школьников, как слитность мышления. Это потом, получив опыт обучения и жизненный опыт, ребенок начинает мыслить аналитически. Сначала он воспринимает мир целостно. Авторы воспользовались этой способностью детей, предоставив для рассмотрения не отдельные факты и явления, а их связь, которые образуют доступное ребенку целое.

Обязательное  для усвоения содержание проходит через весь учебник и, значит, будет усвоено.

   В таком распределении в учебнике обязательного для усвоения материала – два разных подхода к формированию прочности знаний. Сравним их с поливом почвы. Можно это сделать быстро, полив сильной струей. А можно, как в засушливых странах, обеспечивать постоянное пропитывание почвы при помощи капельного орошения. И оказывается, что во втором случае результат и самый экономный, и самый высокий.

   Взрослые и наши дети похожи: всем требуется эмоциональный настрой на работу; а другая – что мы очень разные, например, по-разному воспринимаем информацию и реальный мир. Поэтому взрослые должны научиться оценивать предлагаемое ребенку содержание с позиции требований завтрашнего дня и с позиции его возрастных возможностей. При всем богатстве и необычности содержания учебников в них заложен обязательный образовательный стандарт. Поэтому в случае житейской необходимости ребенка можно перевести из занковского класса в любой другой. Он легко впишется в новые условия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.

 Прошлое,  настоящее и будущее системы.

Занков  Леонид Владимирович педагог, психолог, доктор педагогических наук. Окончил факультет общественных наук Московского университета. Преподавал в сельской школе Тульской области , работал воспитателем и зав. детскими сельско-хозяйственными колониями в Тамбовской и Московской областях. С 1929 г. вел научно-исследовательскую работу.

Под руководством Занкова проведены фундаментальные  исследования в области общей педагогики:

    • выявлены разные формы сочетания слова и наглядности, применяемые для решения одних и тех же учебных задач, их различная эффективность для развития детей;
    • впервые в условиях педагогического эксперимента исследована объективная закономерная связь между обучением и общим развитием детей;
    • обоснована ведущая роль обучения в развитии и роль внутренних факторов, обусловливающих индивидуальные варианты развития учащихся в одних и тех же, в т.ч. и оптимальных, условиях обучения;
    • раскрыты резервы развития учащихся, не использовавшиеся в массовом обучении;
    • создана новая система начального обучения, направленная на общее развитие детей

Научная лаборатория, руководимая педагогом, психологом академиком Л.В. Занковым, начала исследование проблемы соотношения обучения и развития в 1957 году вначале на базе одного класса, затем десяти, ста, более тысячи классов. На основе осмысления полученных данных в системе общего развития было создано первое поколение учебников для четырехлетней школы с началом обучения в семь лет. Затем школа перешла на трехлетнее начальное обучение. И опять на основе осмысления новых экспериментальных и научных данных сотрудники лаборатории переработали учебники применительно к новому контингенту учащихся. Сейчас занковские классы работают по четвертому поколению учебников, которые стали результатом исследования современных детей, условий их жизни в школе, изучения новых данных о них, полученных психологами.

   Сегодня:

- система  признана широкой общественностью  России, она используется в Белоруссии, на Украине, в отдельных школах Казахстана, Литвы, Молдавии, Узбекистана, Эстонии.

- организована очная переподготовка работников образования; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1. Как проходит урок в занковских классах.

   Построение урока и его ход в занковских классах заметно отличаются от уроков традиционных.

В чем  же заключаются эти отличия?

Во-первых, активная познавательная деятельность ребенка может состояться только в том случае, если в классе установились добрые, доверительные отношения между учителем и учениками и между самими учениками. Разумеется, в занковских классах учитель не теряет руководящей роли приведении урока. В то же время он должен быть предельно внимательным к личности каждого ребенка, его мнению, должен правильно реагировать на ошибки или поступки ученика, не допуская при этом грубости и унижения достоинства ребенка.

     Известное высказывание Л.В. Занкова «Ребенок – это тот же человек, только маленький» - как нельзя лучше характеризует те отношения, которые должны установиться в классе.

Во-вторых, процесс обучения строиться таким  образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь. Урок ведется в форме дискуссии. Без этого невозможно ответить на те проблемные вопросы, которыми насыщены учебники. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарища, но и с мнением учителя. Им предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки и чтобы это не каралось отметкой.

   Леонид Владимирович Занков говорил:  «Ошибка – находка для учителя!».  Вдумайтесь в этот афоризм,  и тогда вы поймете и то, все российские педагоги-гуманисты, создатели целостных авторсих систем Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занков, В.В. Сухомлинский, Б.Д. Эльконин и В.В. Давыдов, прежде всего, отказывались от оценивания труда ученика посредством отметки. Очень образно и точно определил роль отметки В.В. Сухомлинский, назвав ее «палкой в руках учителя». Сейчас Министерство образования и науки проводит всероссийский эксперимент по безотметочному обучению в начальной школе. В системе Л.В. Занкова разработана качественная оценка достижений школьника, которая позволяет ребенку видеть свои сильные и слабые стороны, а учителю и родителям оценить динамику продвижения каждого ученика по отношению к самому себе. И это третье, очень важное, условие для создания в классе развивающей среды.

   В-четвертых, система Л.В. Занкова  предполагает разнообразие форм обучения: например наряду с занятиями в классе практикуются экскурсии, а также занятия в библиотеке.

   Обучение не обещает ученикам  легкой, беззаботной жизни. Об  этом говорят трудные задания  в учебниках. А как можно  воспитать думающего, самостоятельного человека без преодоления трудностей? Многие слышали выражение «облегченная система Л.В. Занкова». Ну, можно ли облегченно развивать?! Можно ли облегченно готовить к взрослой жизни?!

   «Трудность», которую предлагает  эта система детям, рассчитана на ее преодоление или самим учеником, или усилиями всего класса, или совместно с учителем. Наблюдения за учащимися показывают, что правильно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок.

     Содержание всех учебных предметов строиться таким образом, чтобы ученики постепенно научились различать существенные и несущественные признаки объектов и явлений, научились рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи, видеть новое уже в известном.

    
 
 
 
 
 

2.2. Какие учителя ведут уроки в занковских класса?

   В занковских классах уроки  должны вести только те учителя,  которые сами добровольно выбрали  эту систему, для которых она  оказалась «своей». Уроки каких  учителей вам нравились в школе  больше других, как они их вели? Неординарно! Не так ли? Вам запомнились учителя-профессионалы. И вы знали: на их уроках можно свободно высказывать свое мнение, спорить – здесь не обидят, не унизят. Такие учителя были всегда. Но только теперь она потребовались в массовом порядке. И если у учителя есть предрасположенность к гуманной педагогической манере, то сотрудничество с родителями обязательно даст плоды. Но прежде учителю, который решит работать по системе общего развития, предстоит учеба: он проходит переподготовку на специальных курсах.

   И только в том случае, если  учитель сам захотел работать  по системе Л.В. Занкова, администрация  школы может предоставить ему  такую возможность, так как  система является государственной.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Обучение в начальной школе закончено – что дальше?

   Сейчас коллектив авторов работает  над тем, чтобы обучение по  системе Л.В. Занкова было продолжено  и в основной школе (5-9 классы). С этой целью в федеральном  научно-методическом центре им. Л.В.  Занкова создаются комплекты учебных пособий. К настоящему времени созданы учебники для 5-6 классов по русскому языку, литературе, математике, природоведению. Все они участвовали в конкурсе учебников нового поколения, объявленном Министерством образования Российской Федерации, и по его итогам были признаны победителями. В настоящее время учебники проходят тестирование в школых страны.

   Однако многолетний опыт реализации  системы общего развития в  начальных классах показал, что  даже при отсутствии учебников  в основном звене занковских школьников до конца их пребывания в школе отличают учебная и общественная активность, самый высокий показатель поступаемости в ВУЗы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

   Основанная особенность системы  состоит в согласовании ведущей  роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности, то есть в согласовании внешних и внутренних факторов развития. Осознание единства и постоянной противоречивости этих двух начал и является движущей силой развития системы, цель которой – целостное развитие ребенка – его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы. Поэтому продвижение вперед как на совместном этапе, так и в будущем связано с все более глубоким познанием особенностей детей педагогами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

  1. Н.В. Нечаева, А.Г. Ванцян «Система развивающего обучения Л.В. Занкова – что это такое?», Учебная литература, г.Самара, 2006 г.
  2. Г.И. Пупынина, Конспект лекций по курсу «Педагогика», 2009 г.

Информация о работе Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова