Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:37, курсовая работа
Цель работы – раскрыть роль семьи в формировании вредных привычек подростков.
Задачи курсовой работы следующие:
Раскрыть сущностные особенности вредных привычек, их природу.
Определить, какое влияние оказывают вредные привычки на организм подростков.
Рассмотреть семью как фактор формирования вредных привычек подростков.
Введение …………………………………………………………………. 3
Глава 1. Сущностные особенности вредных привычек
Понятие вредных привычек ………………………………………5
Влияние вредных привычек на развитие подростков ………….. 6
Глава 2. Развитие вредных привычек у подростков
2.1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…………………………………………………………………... 15
2.2. Семья как фактор формирования вредных привычек …………… 18
Заключение ……………………………………………………………… 22
Список использованной литературы …………………………………... 23
Макс Рубнер говорил, что в пиве и вине тонет гораздо больше людей, чем в воде, сегодня количество явных и косвенных жертв алкоголизма вполне можно сравнить с числом жертв от самых опасных заболеваний.8 Средняя продолжительность жизни человека пьющего на 10 - 20 лет (по разным статистическим данным) короче жизни трезвенника. Алкоголь нередко называют третьей причиной смертности у мужчин (после сердечнососудистых и онкологических заболеваний).
Потребление спиртных напитков с подросткового возраста создаёт благоприятный фон для возникновения и развития многих болезней: каждый третий случай кардиологического и каждый четвёртый случай онкологического заболевания у мужчин связаны с алкоголем, кроме того, в прямой зависимости от потребления спиртных напитков находятся такие заболевания, как цирроз печени, нарушение психики, язва желудка.
Глия – это соединительная ткань, то есть – белое вещество головного мозга, в котором живут нервные клетки, составляющие его серое вещество. Соотношение этих тканей в головном мозге – примерно 90 и 10 процентов, так что попав из желудочно-кишечного тракта в кровь и лимфу, алкоголь обязательно и надолго депонируется в белом веществе головного мозга и уродует среду обитания нервных клеток. Алкоголь перекрывает каналы поступления кислорода в головной мозг, в результате начинается кислородное голодание, мозговые клетки гибнут, что и приводит к головной боли, ухудшаются процессы мышления, ослабевает память. Это иначе медики называют «алкогольным слабоумием». Происходит своеобразная «пьяная мутация личности», что за последние десятилетия стало типичным для русского народа.
Особенно пагубное воздействие оказывает алкоголизм на здоровье подростков. В России средний возраст употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года.9
Алкоголь, попадая в организм подростка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозгу. Вследствие повышенной рефлекторной возбудимости даже небольшая доза спиртного вызывает у детей бурную реакцию, тяжёлые симптомы отравления. При систематическом поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит её перерождение. Страдают органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интоксикации у пристрастившихся к спиртным напиткам подростков может развиться сахарный диабет, нарушение половых функций и т.д. Особенно ранима нервная система, головной мозг ребёнка.10
В последнее время участились случаи, когда дети в стадии алкогольного состояния попадают в больницы, это вызвано сильными отравлениями алкоголем, и тем, что подростки из неблагополучных семей употребляют суррогаты, спиртосодержащие жидкости и алкоголь низкого качества.
Нужно отметить, что случаи смерти детей от спиртных напитков не столь уж и редки.
Статистика страшная, поэтому возникает серьёзный вопрос по профилактике употребления алкоголя среди подростков.
«Детский подростковый алкоголизм» - этот термин постепенно входит в нашу речь. Алкоголь оказывает сильное влияние на поступки молодых людей.
В
последнее время большой
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в своем докладе в 1981 году определила наркотики в широком смысле как «химическое вещество, или смесь веществ, отличное от необходимых для нормальной жизнедеятельности (подобно пище), приём которого влечёт за собой изменение функционирования организма и, возможно, его структуры».11
Эксперты
Всемирной организации
На какие бы группы не подразделяли наркотики, все они наносят большой вред организму подростков. Дети-наркоманы плохо учатся или не учатся совсем, рано умирают, так как они заболевают, и ничто их уже не может спасти, так как наркомания почти не излечима.
Психоактивные наркотики оказывают действие на настроение, сознание и поведение. Психоактивные наркотики занимают главное место, потому что подростки в основном употребляют именно их, и они часто создают серьёзные проблемы. К сожалению, исторически сложилось, что ни усилия профессионалов, ни направленное финансирование не смогли сделать запрещение наркотиков основной общественной задачей. Причины этого не определены, но существует два возможных объяснения. Одно из них то, что затраченные в прошлом усилия на предотвращение злоупотреблений принесли только весьма скромные результаты. Второе объяснение этого в том, что в настоящее время злоупотребление различными веществами особенно заметно и находит более быстрый отклик в людских и финансовых ресурсах.
В последние годы в России значительно возросло количество людей, употребляющих наркотики. Количество состоящих на учёте больных наркоманией возросло за последние 10 лет в 10 раз.12
Особую тревогу вызывает резкое «омоложение» контингента больных наркоманией. В России средний возраст начала приобщения к наркотикам снизился сейчас среди мальчиков до 14,2 лет, а среди девочек до 14,6 лет.
Хотя профилактике всегда уделялось меньше внимания, чем лечению, сейчас наступил период, когда изучение и развитие предотвращения находится на подъёме. Возможно, самым значительным фактором, вызвавшим это изменение, является связь проблемы наркомании с проблемой СПИДа. Лица, употребляющие наркотики внутривенно, составляют вторую по численности группу инфицированных ВИЧ в мире. Кроме того, влияние наркотиков в ряде случаев может провоцировать беспорядочные половые связи, увеличивающие риск заражения СПИДом. 91% зарегистрированных в 2000 году ВИЧ-инфицированных – наркоманы.13
Таким образом, употребление наркотиков в подростковом возрасте часто приводит к хроническому гепатиту, СПИДу, способствует развитию слабоумия. У подростка очень быстро формируется зависимость от любого наркотика и психоактивного вещества. Кроме того, злоупотребление наркотиками требует больших денег, наркотическая зависимость толкает подростков на преступления ради денег на очередную дозу наркотического вещества.
Итак,
вредные привычки имеют медицинские
последствия для самого человека
и его будущего потомства, они
наносят вред семье, государству, обществу.
Глава
2. Развитие вредных
привычек у подростков
2.1.
Психолого-педагогическая
характеристика подросткового
возраста
Для того чтобы детально и глубоко рассмотреть вопрос влияния семьи на формирование вредных привычек у подростков, необходимо рассмотреть особенности развития подростков.
Подростковый возраст – период онтогенеза, являющийся переходным между детством и взрослостью.14
В зависимости от того, рассматривается ли как особый этап развития ранний юношеский возраст, к подростковому возрасту относится период от 10-11 до 15 лет или от 11-12 до 16-17 лет. Относится к числу кризисных возрастов, критических периодов онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяжённости является дискуссионным.
Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Биологически он относится к предпубертатному и пубертатному периодам, то есть этапу полового созревания и непосредственно предшествующему ему времени интенсивного, неравномерного развития и роста организма. Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариантность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация), оказывает существенное влияние на психофизиологические особенности, функциональные состояния подростка (повышенная возбудимость, импульсивность), вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы.
Центральным фактором психологического развития подросткового возраста, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменения Я-концепции, определяющееся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым.15 С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Указанное новообразование определяет ведущие потребности подросткового возраста – в самоутверждении и общении со сверстниками. Последнее рассматривается также как ведущая деятельность в подростковом возрасте. Согласно другой точки зрения, ведущей в этот период является просоциальная деятельность, определяемая потребностью подростка занять определённое место в жизни общества, оценить самого себя в системе «я и моё участие в жизни общества».
Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте характеризуется становлением сложных форм аналитико-синтетической деятельности, переходом к абстрактному, теоретическому мышлению, развитием гипотетико-дедуктивных форм рассуждения, возможностью строить умозаключения (стадия формальных операций по теории Ж. Пиаже). Динамический характер этого развития несформулированность основных структур обуславливает ряд специфических подростковых трудностей, отражающихся на учебной деятельности и других сторонах жизнедеятельности. В нравственном развитии с этим связано, в частности, противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые, порой достаточно второстепенные правила, определённый максимализм требований, перенос оценки отдельного поступка на личность в целом.
Подростковый возраст считается либо временем перехода к взрослости, либо относительно самостоятельной фазой.16 Подростковый возраст рассматривается как особая социально-психологическая и демографическая группа со своими установками, специфическими нормами поведения подростка, которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к особой «подростковой» общности и к определенной её группе, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т.п., имеет существенное значение для развития личности подростка. Нормы и ценности группы выступают для него как его собственные, влияя на нравственное развитие. Определённое расхождение между нормами группы и нормами «мира взрослых» выражает важнейшую потребность подростка – в самостоятельности, личной автономии. Вместе с тем в подростковом возрасте важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства подростка со взрослым с точки зрения прав. При этом подростки продолжают ждать от взрослых помощи, защиты и т.п. Указанная противоречивость, подчинённость нормам группы делает подростковый возраст особо опасным из-за возможности возникновения различных форм девиантного и делинквентного, противоправного поведения.17
Из всего вышесказанного видно, что подростковый возраст – это очень сложный период в развитии личности. Именно в этом возрасте происходит ломка организма и психики ребёнка.
Существенное
значение для развития подростка
имеет место, которое он занимает
в семье. Если родители и старшие
члены семьи учитывают взрослые
возможности подростка, относятся к нему
с уважением и доверием, помогают ему преодолевать
трудности в учении и других видах деятельности,
помогают устанавливать взаимоотношения
с товарищами, сохраняют контакт с ним,
то тем самым они создают благоприятные
условия для развития личности подростка.
2.2.
Семья как фактор формирования
вредных привычек
Семья – это социокультурный феномен, играющий особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе. В ней человек рождается и формируется как личность, перенимая культуру этой семьи и через неё и общества (среды жизнедеятельности).18
Основными функциями семьи являются: репродуктивная – продолжение рода; социализация (ресоциализация) – естественное усвоение социального опыта и становления на этой основе человека как личности; воспитательная; хозяйственно-экономическая; рекреативная – взаимная моральная и материальная поддержка; коммуникативная – общение, т.е. в ней осуществляется изначальная подготовка растущего человека к жизни в обществе.19
На формирующуюся личность в семье оказывают влияние многочисленные факторы, каждый из которых имеет свои особые социально-педагогические возможности. К основным факторам, оказывающим существенное влияние на ребёнка, относят:20
Субкультурные – факторы, обусловленные субкультурным своеобразием семьи: состав семьи (полная или неполная; расширенная, состоящая, по крайней мере, из двух взрослых пар, обычно представителей двух поколений; преимущественно женский или мужской состав и др.); кровнородственные связи членов семьи, определяющие её своеобразие (родительская или приёмная семья; семья второго (третьего) брака; семьи риска и пр.); жизненные условия, в том числе и материальные, для развития и воспитания детей; морально-психологический климат семьи (его своеобразие) – фон, определяемый её социальными ценностями, на котором формируется личность растущего человека.
Факторы, обусловленные воспитательными возможностями родителей. Они отражают возможности членов семьи в передаче (формировании) культуры ребёнку: собственный опыт семейного воспитания; педагогическая подготовка (педагогическая культура) родителей; готовность и способность родителей (родителя) к воспитанию детей и пр.; уровень образования и личная культура членов семьи как пример для детей; авторитетность родителей, воспитательная направленность авторитета; родительская любовь др.