Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 09:58, реферат
В определенной мере призвана решить данную задачу педагогика ненасилия. Важно уже с самого раннего детства научить ребенка взаимодействовать с другими не на насильственной основе, приобрести такие качества, которые объективно делают человека более сильным, независимым, свободным, способным принимать решения самостоятельно, максимально учитывая интересы и потребности других людей, когда чувство долга органически сочетается с собственными устремлениями и желаниями. А для этого необходимо, чтобы сама педагогика постепенно перестроилась с авторитарных позиций на демократические, чтобы она сама в полной мере стала педагогикой ненасилия.
Департамент образования города Москвы.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Московский гуманитарный педагогический институт.
Факультет педагогики и методики дошкольного образования.
Кафедра педагогики и методики дошкольного образования.
Реферат по дисциплине: «Педагогика и психология ненасилия».
Тема: «РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В.А. СУХОМЛИНСКОГО»
Овладение этикой и психологией ненасилия - длительный процесс, зависящий от желания людей достичь более справедливого общества, от стремления начать осуществление воспитания подрастающего поколения в соответствующем духе. В определенной мере призвана решить данную задачу педагогика ненасилия. Важно уже с самого раннего детства научить ребенка взаимодействовать с другими не на насильственной основе, приобрести такие качества, которые объективно делают человека более сильным, независимым, свободным, способным принимать решения самостоятельно, максимально учитывая интересы и потребности других людей, когда чувство долга органически сочетается с собственными устремлениями и желаниями. А для этого необходимо, чтобы сама педагогика постепенно перестроилась с авторитарных позиций на демократические, чтобы она сама в полной мере стала педагогикой ненасилия.
Отсюда становится понятным, что педагогика ненасилия - это не столько какое - то самостоятельное течение или теория, хотя она и преследует свои специфические задачи, сколько движение прогрессивных педагогов и всех людей, связанных с делом воспитания, против принуждения, подавления достоинства детей, развития способности у них к ненасильственному взаимодействию с природой, человеком, миром в целом.
Известный вклад в проблему воспитания в духе ненасилия внес Василий Александрович Сухомлинский , которого по праву можно отнести к классикам современной отечественной гуманистической педагогики .
Идеи гуманизации воспитания и обучения волновали советских педагогов. Они стремились реализовать их в практике работы воспитательно-образовательных учреждений. С особой силой они проявились в деятельности Василия Александровича Сухомлинского.
В. А. Сухомлинский, философско - педагогические воззрения которого заметно отличались от общепринятых в то время, не совпадали с официальной доктриной формирования личности, продолжил российскую культурно - педагогическую традицию, суть которой состояла в приоритете воспитания перед обучением Воспитание В.А. Сухомлинский понимал как творение счастья каждого воспитанника. "Воспитание заключается в том, - утверждал выдающийся педагог, - чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячей граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье." (5.С. 49). Сухомлинский одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.
В.А. Сухомлинский уделил достаточно много внимания раскрытию сущности авторитарной педагогики и ее последствий для развития личности учащегося.
Основной чертой авторитарной педагогики В.А. Сухомлинский считал незнание детей – «человек, который встречается с учениками только на уроке – по одну сторону учительского стола, а по другую учащиеся, – не знает детской души, а кто не знает ребенка, тот не может быть воспитателем» (5, с. 7).
По его мнению, беда многих педагогов (дети и особенно подростки называют их сухарями) заключается в том, что они забывают: ученик – это прежде всего живой человек, вступающий в мир познания, творчества, человеческих взаимоотношений.
Следующая черта – недоверие и подозрительность, когда учитель не чувствует сокровенных движений детской души, не переживает детских радостей и горестей, не стремится мысленно поставить себя на место ребенка (5, с. 7).
«Обстановка постоянного умственного напряжения» детей также характерна для авторитарной педагогики. Она достигается внешними факторами, играющими роль узды, удерживающей внимание ребенка: частыми напоминаниями (слушай внимательно), резким переходом от одного вида работы к другому, перспективой проверки знаний сразу после объяснения (точнее угрозой поставить двойку, если ты не слушаешь то, что я рассказываю), необходимостью сразу же после изучения какого-нибудь теоретического положения выполнить практическую работу. Не случайно после такого напряжения дети часто приходят домой после уроков угрюмые, неразговорчивые, равнодушные ко всему или, наоборот, болезненно раздражительные (5, с. 128).
Несправедливое отношение родителей или учителя к ребенку имеет множество оттенков. Это, прежде всего, равнодушие. В.А. Сухомлинский отмечал: «Нет ничего опаснее для становления нравственных и волевых сил ребенка, чем безразличие учителя к его успеваемости. Затем – окрик, угроза, раздражительность, а у людей, не обладающих педагогической культурой, – даже злорадство: вот ты не знаешь, давай сюда дневник, я тебе поставлю двойку, пусть родители полюбуются, какой у них сын» (5, с. 170).
Ориентация на пассивную роль ученика – учитель видит воспитание только в том, чтобы вложить как можно больше знаний в головы детей.
«Судьба ученика начальных классов в некоторых школах представлялась мне незавидной: у ребенка за спиной мешок, в который учитель стремится вложить как можно больший груз. Донести этот груз до определенного рубежа, то есть до обучения в средних и старших классах – в этом нередко видит учитель смысл жизни и деятельности ученика. Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной, вредной и для здоровья и для умственного развития ученика зубрежке» (5, с. 100). Подмена мысли памятью, яркого восприятия, наблюдения за сущностью явлений заучиванием – большой порок, отупляющий ребенка, отбивающий в конце концов охоту к учению. Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать.
В.А. Сухомлинский в течение нескольких лет изучал школьные неврозы (дидактогении). Болезненные реакции нервной системы на несправедливость учителя у одних детей приобретают характер взвинченности, у других – это мания несправедливых обид и преследований, у третьих – озлобленность, у четвертых – напускная, искусственная беззаботность, у пятых – безучастность, крайняя угнетенность, у шестых – страх перед наказанием, перед учителем, перед школой, у седьмых – кривлянье и паясничанье, у восьмых – ожесточенность, принимающая иногда (очень редко, но этого нельзя игнорировать) патологические проявления.
Испытывая безразличное к себе отношение, ребенок теряет чуткость к добру и злу. Он не может разобраться, что в окружающих его людях доброе и что злое. В его сердце поселяется подозрительность, неверие в людей, а это – самый главный источник озлобленности (5, с. 170). Последствием авторитарной педагогики также становится неверие ребенка в собственные силы, притупление чувства собственного достоинства.
Объективно оценивая недостатки традиционной школьной педагогики, Василий Александрович Сухомлинский создал принципиально новую систему обучения, развития и воспитания учащихся, основанную на гуманистических ценностях. При этом он справедливо полагал, что работу с детьми нужно начинать за год до их прихода в школу, и организовал «Школу радости» для дошкольников.
Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского характеризуется следующими чертами:
Знание ребенка: без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания. Воспитание – это, прежде всего, человековедение. (5, с. 9)
Сухомлинский одним из первых обратил внимание на то, что надо хорошо знать индивидуальные особенности здоровья каждого ученика – без этого нельзя нормально учить. Его многолетние наблюдения показали, что так называемое замедленное мышление – это во многих случаях следствие общего недомогания, которого не чувствует и сам ребенок. Единственным радикальным лечением в таких случаях является изменение режима труда и отдыха: продолжительное пребывание на свежем воздухе, сон при открытой форточке, ранний отход ко сну и ранний подъем, хорошее питание. Чтобы хорошо узнать детей, надо хорошо знать семью: отца, мать, братьев, сестер, дедушек и бабушек. Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей.
Привязанность к детям. Сухомлинский подчеркивал, что одна из определяющих черт педагогической культуры – это чувство привязанности к детям. Без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической.
Важнейший источник воспитания чувств педагога – это многогранные эмоциональные отношения с детьми в едином, дружном коллективе, где учитель – не только наставник, но и друг, товарищ (5, с. 11).
Чуткое отношение к детям. Педагоги Павлышской школы стремились узнать, что происходит в душе каждого ребенка, с чем он пришел в школу, чтобы не допустить ни одного болезненного прикосновения к чутким детским сердцам. Все, что касалось заслуживающим пристального внимания к духовной жизни того или иного ребенка, обсуждалось на совещаниях, названных «психологическими семинарами». Особенно большого внимания требовали дети, душа которых уже была надломлена горестными переживаниями (5, с.50). Самой главной чертой педагогической культуры, считал В.А. Сухомлинский, должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, а его горе, обиды и страдания разделяют.
В основе человеческой чуткости педагога лежит общая интеллектуальная, нравственная, эстетическая и эмоциональная культура в их органическом единстве, а это единство достигается и образованностью, и общественным опытом нравственных отношений в коллективе. Учитель должен знать и чувствовать, что на его совести – судьба каждого ребенка, что от его духовной культуры и идейного богатства зависит разум, здоровье, счастье человека, которого воспитывает школа.
Любовь к ребенку – главное в жизни. Одно из самых ценных качеств воспитателя – человечность, глубокая любовь к детям, любовь, в которой сочетается сердечная ласка с мудрой строгостью и требовательностью отца, матери (5, с. 11). По мнению Сухомлинского, ребенок - это человек, который является величайшей из всех ценностей мира, и только тот может стать настоящим мастером - педагогом, кто верит в человека, в его безграничные возможности. "В наших руках, - писал Сухомлинский, - величайшая из всех ценностей мира - человек. Мы творим Человека, как скульптор творит свое изваяние из бесформенного куска мрамора: где - то в глубине этой мертвой глыбы лежат прекрасные черты, которые надо добыть, очистить от всего лишнего" (5. С. 45)
Поэтому Сухомлинский пропагандирует душевное, чуткое отношение к формирующейся человеческой личности, отвергает насилие и принуждение по отношению к ней, основой чего является не просто доброе сердце учителя, но и хорошее знание ребенка, его возрастных и индивидуальных возможностей, а также любовь как тяжелая и захватывающая творческая работа: "Я твердо убежден, что настоящая любовь воспитателя к воспитанникам - огромное, необоримое желание дать им то, что есть в Вас дорогого для Вас самих; дать не одному, а коллективу. (5. С. 46)
Открыть в каждом человеке его, только его неповторимую грань - в этом искусство воспитания". (5. С105).
Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.
“Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках.”
Уважение детства. Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш (5,с. 12).
Одна из важнейших воспитательных задач состоит в том, чтобы в процессе овладения знаниями каждый ребенок переживал человеческое достоинство, чувство гордости. Учитель не только открывает мир перед учеником, но и утверждает ребенка в окружающем мире как активного творца, созидателя, испытывающего чувство гордости (5,с.166). В.А. Сухомлинский восклицал: «Что может быть безнравственнее, чем подавить в человеке его чувство собственного достоинства. Дать детям радость труда,
Информация о работе Развитие гуманистических идей в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского