Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:13, курсовая работа
Актуальность настоящей работы определяется тем, что в настоящее время к уроку предъявляются качественно новые требования, которые позволяют не только формировать у обучаемых багаж знаний, но и развивать их мировоззрение, логическое мышление, навыки профессиональной деятельности. Такой урок принято называть современным уроком и рассматривать перспективы развития урока в контексте перехода к современным формам организации учебной деятельности в рамках классно-урочной системы. Следовательно, использование современных уроков в учреждениях системы НПО требует разработки совершенно новых методик обучения по специальным предметам, а разработка этих методик лежит в поле деятельности педагога профессионального обучения.
Введение 3
1. Анализ государственного образовательного стандарта начального профессионального образования и федерального компонента стандарта по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» 5
1.1. Анализ модели учебного плана 5
1.2. Анализ профессиональной характеристики слесаря по ремонту автомобилей 7
1.3 Анализ федерального компонента содержания профессионального и специального циклов обучения 15
2. Анализ примерной (типовой) учебно-программной документации и разработка рабочих документов 19
2.1. Анализ примерного (типового) учебного плана и разработка рабочего учебного плана 19
2.2. Дидактический анализ примерных учебных программ и разработка рабочих тематических планов 24
2.3. Разработка фрагмента рабочей учебной программы по производственному обучению. 30
3.Разработка методики производственного обучения 38
3.1.1 Определение целей изучения темы 38
3.1.2. Проведение поурочного планирования
3.1.3. Выбор организационных форм, методов и средств обучения
40
47
Заключение 49
Список использованных источников
Таблица 1
Сопоставление
профессиональной характеристики
ГОС НПО с тарифно-
Требования к знаниям и умениям | |
Профессиональная характеристика | ЕТКС |
Выполнение
работ по техническому обслуживанию
и ремонту автотранспортных средств.
Ведение
нормативной документации по эксплуатации
автотранспортных средств. Управление
автотранспортными средствами. Оказание
первой медицинской помощи при дорожно-транспортных
происшествиях. Соблюдение требований
безопасности труда, производственной
санитарии и гигиены, охраны окружающей
среды, противопожарные мероприятия. Материаловедение и слесарное дело. Устройство автомобиля. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля. Организация эксплуатации автотранспортных средств. Правила дорожного движения. Основы управления транспортным средством и безопасность движения. Оказание первой медицинской помощи Охрана труда |
Должен
знать: устройство автомобилей, прицепов,
мотоциклов, мотороллеров, аэросаней,
механизмов, смонтированных на базе тракторов,
и дорожных машин; правила и технические
требования, предъявляемые к приемке этих
транспортных средств, возвратившихся
с линии, и после проведения ремонта их
узлов и агрегатов; оформление рекламационных
документов на качество технического
обслуживания транспортных средств, ремонта
узлов и агрегатов.
Должен уметь: Проверять техническое состояние автомобилей, прицепов, мотоциклов, мотороллеров и т.д. Оформлять техническую и нормативную документации. Устранять неисправности узлов и агрегатов. |
Кроме того, мы заметили, что профессиональная характеристика содержит больше требований к знаниям и умениям, чем тарифно-квалификационная характеристика.
Выявление различия можно обосновать тем, что профессиональная характеристика отражает требования к знаниям и умениям по профессии ко всем разрядам, классам и категориям, а ЕТКС служит для тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим, а значит и требования указываются только для соответствующего разряда.
Для разработки рабочего учебного плана нам было необходимо выделить в профессиональной характеристике крупные блоки требований к знаниям и умениям, относящиеся к технике, технологии, сырью и материалам, экономике и управлению производством и установить их примерное процентное соотношение. Это соотношение мы сравнивали с объемами подготовки по предметам, относящимся к выделенным блокам, чтобы оценить правильность выбранных объемов подготовки.
В
ходе производственного
обучения будем развивать у учащихся
способность рационально организовывать
труд на своем рабочем месте, применять
теоретические знания на практике, умение
применять экономические знания в своей
практической деятельности, оценивать
результаты своей работы.
Таблица 2.
Требования к знаниям и умениям в профессиональной характеристике, относящиеся к различным блокам:
Вид знаний и умений | Содержание | % |
Знания и умения, относящиеся к технике: |
|
25% |
Знания и умения, относящиеся к технологии: |
|
20% |
Знания и умения, относящиеся к сырью и материалам: |
|
10% |
Знания и умения, относящиеся к экономике и управлению производством: |
|
20% |
Знания и умения, относящиеся к основам управления транспортным средством и безопасность движения: |
|
25% |
Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования Российской Федерации по профессии «Слесарь по ремонту автомобильного транспорта» включает документы:
а) профессиональную характеристику;
б)
федеральный компонент
Профессиональная характеристика отражает содержательные параметры профессиональной деятельности: ее основные виды, а так же их теоретические основы.
Документы, определяющие федеральный компонент содержания общетехнического и общепрофессионального циклов обучения представлены в виде стандартов по предметам: "Электротехника", "Охрана труда", "Основы рыночной экономики и предпринимательства" и блоков учебных элементов по предметам: "Черчение", "Материаловедение", которые издаются отдельными выпусками. Фрагмент федерального компонента образовательного стандарта приведен в таблице 3.
Таблица 3.
Фрагмент федерального
компонента образовательного
стандарта
№ п/п | Учебные элементы и уровни их усвоения |
1. | ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БЛОК |
1.1. | Материаловедение
и слесарное дело (2)
Основы слесарной обработки. Строение, свойство и производство металлов. Сплавы железа с углеродом. Цветные металлы и сплавы. Неметаллические конструкционные материалы. Автомобильные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости. Лакокрасочные материалы. Резино-технические изделия. Безопасность труда. |
1.2. | Устройство
автомобиля (2)
Классификация
и общее устройство автомобилей.
Двигатель, Общее устройство и рабочий
цикл двигателя внутреннего |
1.3. |
Система
технического обслуживания
и ремонт автомобиля (2).
Качество и надежность автомобиля. Неисправности и отказы автомобиля. Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобиля. Средства технического обслуживания автомобильного парка. Станция технического обслуживания. Система средств технического обслуживания. Пост технического обслуживания автомобиля. Площадка наружной мойки автомобиля. Пост заправки автомобиля топливом. Пост технического диагностирования автомобиля. Агрегаты технического обслуживания автомобиля. Механизированные заправочные комплексы. |
1.4 | Производственное
обучение
Безопасность труда. Основы слесарной обработки. Производственный и технологические процессы. Разборка автомобиля и его сборочных единиц. |
В структуре федерального компонента содержания профессионального и общепрофессионального циклов выделены блоки учебного материала, предметные области и учебные элементы с указанием уровня их усвоения.
Название учебных элементов в стандарте указывает на конкретное содержание деятельности, которое должен освоить выпускник в результате обучения. Соотношение теоретического и практического обучения при усвоении учебных элементов определяется учебно-программной документацией.
Учебным
элементам соответствуют
1 уровень – узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов в данной профессиональной деятельности и выполнение действий с опорой (подсказкой).
2
уровень – самостоятельное
3
уровень – продуктивное
При изложении федерального компонента принят следующий порядок:
Рабочие учебные планы и программы для организации обучения по профессии «Слесарь по ремонту автомобильного транспорта » разрабатываются образовательными учреждениями на основе Модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования (ГОСТ 9 ПО 01.03-93), документов настоящего стандарта, документов, регламентирующих федеральный компонент содержания отдельных циклов обучения, примерной программной документации по профессии, разработанной Институтом развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, и с учетом национально-региональных условий.
Данный стандарт имеет межведомственный характер, распространяется на все формы подготовки по профессии как в государственных, так и негосударственных структурах независимо от их правового статуса и имеет юридическую силу во всех регионах Российской Федерации.
В производственное обучение, также используются 3 уровня усвоения, которые определяются уровнем подготовки учащихся. Начиная с выполнения простых производственных задач на первых уроках и заканчивая, выполнением сложных технологических действий на заключающем этапе производственного обучения.
В
результате анализа федерального компонента
ГОС предлагаю оставить таким же распределение
часов на федеральный компонент, поскольку
они распределены рационально и вполне
адекватно.
2.
АНАЛИЗ ПРИМЕРНОЙ
УЧЕБНО-ПРОГРАММНОЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ И
РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ
ДОКУМЕНТОВ
2.1.1.
Анализ примерного
учебного плана.
Примерный учебный план разрабатывается для данной отрасли. В примерный учебный план входят предметы обязательные для изучения, а также перечень предметов по выбору. В модели же учебного плана определены предметы гуманитарного цикла общеобразовательной подготовки, а в естественнонаучном и общетехническом циклах предложены варианты сочетания некоторых предметов. В профессиональном цикле указаны лишь некоторые варианты сочетания предметов, часть предметов определяется в зависимости от специфики профессии. В примерном плане указывается определенное количество часов на изучение каждого предмета, а в модели учебного плана указаны лишь интервалы времени. Таким образом, примерный учебный план является фактически фундаментом проектирования рабочего учебного плана.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для подготовки рабочих по профессии «Слесарь по ремонту автомобильного транспорта»
(со средним образованием из выпускников основной школы)
в образовательных учреждениях системы НПО
Срок
обучения 3 год
Код | ВИДЫ
ОБУЧЕНИЯ
ВИДЫ ПОДГОТОВКИ ЦИКЛЫ КОМПОНЕНТЫ Предметы |
Экзамен, курс | Общее количество часов | Распределение часов по полугодиям | |||||
1 курс | 2 курс | 3 курс | |||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
А. | ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ | 4141 | |||||||
1. | ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПОДГОТОВКА |
1605 | |||||||
1.1. | ГУМАНИТАРНЫЙ ЦИКЛ | 750 | |||||||
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ | 750 | ||||||||
1.1.1. | Русский язык и литература | 2 | 150 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ||
1.1.2. | Человек и общество | 100 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | |||
1.1.3. | История | 2 | 200 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ||
1.1.4. | Основы Российского
законодательства |
30 | ☼ | ☼ | |||||
1.1.5. | Иностранный язык | 70 | ☼ | ☼ | |||||
1.1.6. | Физическая культура | 3 | 200 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ |
вне
цикла |
Основы безопасности жизнедеятельности (в том числе: обязательное обучение - 105 часов, факультативные занятия – 35 часов) | 105 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | |||
1.2. | ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ ЦИКЛ | 750 | |||||||
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ | 750 | ||||||||
1.2.1. | Математика | 3 | 240 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ |
1.2.2. | Физика | 3 | 240 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ |
1.2.3. | Химия | 100 | ☼ | ☼ | |||||
1.2.4. | Биология и экология | 50 | ☼ | ☼ | |||||
1.2.5. | Информатика | 70 | ☼ | ☼ | |||||
1.2.6. | География | 50 | ☼ | ☼ | |||||
2. | ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ПОДГОТОВКА |
2536 | |||||||
2.1. | ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ | 284 | |||||||
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ | 284 | ||||||||
2.1.1. | Черчение | 74 | ☼ | ☼ | |||||
2.1.2. | Материаловедение и слесарное дело | 80 | ☼ | ☼ | |||||
2.1.3. | Элементы технической механики | 50 | ☼ | ☼ | |||||
2.1.4. | Электротехника | 80 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | |||
2.2. | ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ | 200 | |||||||
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ | 200 | ||||||||
2.2.1. | Компьютеризация автотранспортного предприятия | 70 | ☼ | ☼ | |||||
2.2.2. | Основы рыночной экономики | 100 | ☼ | ☼ | |||||
2.2.3. | Охрана труда | 30 | ☼ | ☼ | |||||
2.3. | ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ | 2052 | |||||||
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ | 598 | ||||||||
2.3.1. | Устройство
автомобиля (в т.ч.
лабораторно-практические занятия) |
2 | 240 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ||
2.3.2. | Техническое обслуживание и ремонт автомобиля | 3 | 190 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ |
2.3.3. | Правила дорожного движения | 3 |
90 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ |
2.3.4. | Безопасность
движения и основы
автотранспортного права |
78 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ | 1454 | ||||||||
2.3.5. | Обучение в мастерских | 698 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | |
2.3.6. | Производственная практика | 656 | ☼ | ☼ | ☼ | ☼ | |||
2.3.7. | Резерв времени | 100 | |||||||
Консультации | 350 | ||||||||
Экзамены | 84 | ||||||||
Квалификационные экзамены в ГАИ | 6 | ||||||||
Итого | 4581 | ||||||||
Б. | ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (до 2-х час./нед. сверх 36 час.) |
Для наиболее полного сравнения выделим циклы учебных предметов в примерном плане и сравним их объемы с объемами циклов модели учебного плана. (табл. 4).
Таблица 4. Сравнение модели и примерного учебного планов
Циклы, курсы |
Модель учебного плана | Примерный учебный план |
А. Обязательное обучение | 4141 | |
1. Общеобразовательная подготовка | 1450-1630 | 1605 |
|
680-720 520-730 |
750 750 |
2. Профессиональная подготовка | 2428-2248 | 2536 |
2.3 Профессиональный цикл |
- - - |
284 200 2052 |
Б. Предметы по выбору | До 234 | 200 |
В. Факультативные предметы | До 234 | 100 |
Всего: | 4400 | 4581 |
Из
этой таблицы можно сделать
В
учебном плане большое
В
общеобразовательной подготовке гуманитарный
цикл немного превышает
В профессиональной подготовке профессиональный цикл занимает небольшой объем;
Примерный учебный план укладывается в модель учебного плана;
В профессиональной, общеобразовательной подготовке в гуманитарном и естественнонаучном циклах, в примерном плане превышает модель, т.к. в примерном учебном плане увеличили количество часов. Это допустимо за счет резерва времени.
При разработке примерного учебного плана разработчики опираются на такие принципы: интегративности, систематичности, унификации и дифференциации, мобильности и гуманизации и д.р.
Интенсификация образования – связана с тем, что за сравнительно небольшой период времени (три года), учебное заведение выпускает рабочих не только с профессиональными, но и общеобразовательными знаниями.
Унификация – за счет общепрофессионального и общетехнического циклов может быть создан примерный рабочий план для групп сходных профессий. Унификация учебных планов позволяет сократить количество учебных планов и программ, что улучшает организацию управления учебным процессом.
Интеграция образования – объединение нескольких сходных предметов для экономии учебного времени.
Профессиональная мобильность – реализуется в том, что выпускники профессионального училища в условиях изменяющегося рынка труда смогут найти себе работу и не потерять её.
Дифференциация – это учет специфики той или иной профессии, которая отражается в профессиональной подготовке учебного плана (как базовый курс, так и специальный).
Информатизация и компьютеризация образования – реализуется в примерном учебном плане благодаря тому, что в нем присутствует предмет основы информатики и вычислительной техники.
Гуманитаризация образования – это увеличение гуманитарных дисциплин за счет уменьшения количества естественнонаучных.
Так
после изучения примерного учебного
плана и сравнения его с моделью учебного
плана мы можем прейти к разработке рабочего
плана.
Разработка рабочего учебного плана
При изучении макета рабочего плана можно заменить, что в макете более конкретно указываются часы по каждому предмету не только на все время, но и указываются часы изучения каждого предмета по семестрам. Так же учитываются специфика каждой конкретной профессии, национально-региональные требования к качеству и содержанию профессионального образования и его национальные и территориальные особенности.
Для
сравнения выделим циклы
Таблица 5. Характеристика циклов учебных предметов модели и макета учебного плана
Циклы, курсы |
Модель учебного плана | Макет рабочего учебного плана |
А. Обязательное обучение | ||
1. Общеобразовательная подготовка | 1450-1630 | 1500 |
1.1
Гуманитарный цикл
1.2 Естественнонаучный цикл |
680-720 500-600 |
750 750 |
2. Профессиональная подготовка | 2428-2248 | 2536 |
2.3Профессиональный цикл |
- - - |
280 230 2052 |
Б. Предметы по выбору | До 234 | - |
В. Факультативные предметы | До 234 | до 234 |
Всего: | 4904 - 6136 | 4581 |
При разработке учебного плана использован комплект учебно-программной документации, утвержденный Министерством образования РФ 2003 года. Общеобразовательная подготовка составляет 1450 часа, профессиональная подготовка – 2428 часов; максимальный объем учебной нагрузки составляет: 34 часов в неделю обязательного обучения + 2 часа факультативные предметы. Обязательное обучение составляет 3436 час.
Подготовка квалифицированных рабочих по профессии «Слесарь по ремонту автомобильного транспорта» осуществляется на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего (полного) образования. Срок обучения 3 года.
Материальная база учебного заведения должна соответствовать требованиям подготовки квалифицированных рабочих по данной профессии. 1 и 2 курс обучения производственные занятия учащиеся проводят в учебных мастерских, а 3 курс выходит для прохождения производственной практики на городские предприятия социальных партнеров.
По
окончании полного курса
Учебный план по профессии «Слесарь по ремонту автомобильного транспорта» составлен на три года обучения в профессиональных училищах. Он включает дисциплины федерального, регионального и местного компонентов. Дисциплины объединены в циклы дисциплин.
Гуманитарный цикл включает такие дисциплины, как русский язык, литература, история, физическая культура, человек и общество и т.д., то есть те дисциплины, которые формируют общечеловеческие ценности и будущего работника.
Естественнонаучный цикл включает физику, химию, математику, биологию и т.п.
Общетехнический основы технической механики, черчение, электротехника.
Общепрофессиональный блок включает такие дисциплины как основы правила дорожного движения, устройство автомобиля, техническое обслуживание и ремонт автомобилей и т.д.
Профессиональный цикл включает такие дисциплины как производственное обучение, организация эксплуатации автотранспортных средств.
Анализируя учебный план можно отметить, что в нем представлена правильная последовательность изучения предметов, выдерживается принцип опережения базовой теоретической подготовки по отношению к прикладной и практической подготовке, что иллюстрируется схемой реализации межпредметных связей, приведенной на рисунке 1.
Необходимость изучения таких предметов, как Основы технической механики, Электротехника, Материаловедение, на первом курсе обусловлены необходимостью применения полученных знаний для изучения специальных предметов и производственного обучения. Дисциплина гигиена и охрана труда необходима для безопасного производственного обучения.
В результате анализа учебного плана были выявлены межпредметные связи .
Рисунок
1 - Иллюстрация межпредметных связей производственного
обучения и основных дисциплин
1 курс | 2 курс | 3 курс | |||
1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие |
Устройство автомобиля
(в т.ч.
лабораторно-практические занятия) |
|||||
| |||||
Производственная практика |
Резерв
времени использован
Предметы по выбору были выбраны - Основы рыночной экономики, в виду их актуальности и востребованности на данном этапе развития общества.
Темпы изучения специального курса по теории, технологии и оборудованию конкретного производства достигают максимума к середине всего периода обучения. Такая схема распределения часов способствует реализации принципа единства и взаимосвязи всех видов обучения, установлению опережающих межпредметных связей теоретического обучения по отношению к практическому (производственному), формированию специальных профессиональных знаний на основе общепрофессиональных, которые в свою очередь базируются на общеобразовательных знаниях.
Рисунок 2. Сетевой график тем.
Дисциплины |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | ||||||||||||||||||||
Устройство автомобиля | Тема 1 | Тема 2 | Тема 3 | Тема 4 | Тема 5 | Устройство системы охлаждения и смазки |
Тема 7 | Тема 8 | Тема 9 | Тема 10 | |||||||||||||||||||||||||||
Материаловедение и слесарное дело | Тема 1 | Тема 2 | Тема 3 | Тема 4 |
Тема 5 | Тема6.
Сырье и материалы, применяемые в автомастерских |
Тема 7 | Тема 8 | |||||||||||||||||||||||||||||
Производственное обучение | Тема 1 | Тема 2 | Тема 3 |
Общеслесарные работы |
Тема 5. | Тема 6. |
Тема 7 | Тема 8 | |||||||||||||||||||||||||||||
Техническое обслуживание и ремонт автомобиля | Тема 1. | Тема 2 | Тема 3 | Тема4.Основные виды креплений деталей | Тема 5 | Тема 6 | Тема 7 |
Следует отметить, что элементы технической механики изучаются в первого полугодия первого курса, а техническое обслуживание и ремонт автомобилей - со второго полугодия, о чем говорит учебный план. Следовательно, наблюдается преемственность тем по содержанию.
Резерв времени использован незначительно для увеличения количества учебных часов по изучению предметов общепрофессионального цикла.
Темпы изучения специального курса по теории, технологии и оборудованию конкретного производства достигают максимума к середине всего периода обучения. Такая схема распределения часов способствует реализации принципа единства и взаимосвязи всех видов обучения, установлению опережающих межпредметных связей теоретического обучения по отношению к практическому (производственному), формированию специальных профессиональных знаний на основе общепрофессиональных, которые в свою очередь базируются на общеобразовательных знаниях.
Принцип
унификации и дифференциации реализуется
путем создания унифицированных
примерных учебных планов для
групп рабочих профессий и
примерной учебной программой документации,
что позволяет сократить
2.2.
Дидактический анализ
примерных учебных программ
и рабочих тематических
планов.
Профессиональная образовательная программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий содержание и организацию образовательного процесса с учетом конкретных условий образовательного учреждения, обеспечивающих достижение определенного уровня квалификации.
Профессиональная
образовательная программа
1)
государственный
2)
примерный учебный план и
3)
комплект примерных учебных и
рабочих учебных программ по
всем дисциплинам учебного
4)
учебно-методический комплекс
5) описание результатов, которые должны быть достигнуты в образовательном процессе и которые соответствуют требованиям профессиональной деятельности с позиции компетенций работника;
6)
описание системы оценки
7)
описание кадровых, материально-технических
условий и особенности
На
федеральном уровне устанавливаются
требования к содержанию и структуре
пояснительной записки к
1)
нормативно-правовые основания
2)
срок реализации
3) максимальная учебная нагрузка обучающегося, ее распределение по видам учебной нагрузки: обязательная учебная нагрузка (в том числе лабораторные и практические занятия, выполнение курсовых работ, проектов) и самостоятельная работа обучающихся;
4)
обоснование распределения
5)
обоснование применяемых
6)
особенности использования
7)
особенности организации
8)
характеристика условий
Структура рабочих учебных программ строится на основе профессиональных спецификаций, направленных на освоение трех групп компетенций: специальных, полипрофессиональных и ключевых.
Региональные (областные) требования к содержанию образовательных программ предполагают пересмотр роли, места и соотношения теоретической и практической составляющих учебных программ (теоретическая подготовка, производственное обучение, производственная практика).
Региональный (областной) подход к проектированию профессиональных образовательных программ создает единую содержательно-технологическую основу интеграции содержания начального и среднего профессионального образования, преемственности результатов образования на разных уровнях квалификации. Анализ тематического плана предусматривает, что педагог профессионального обучения должен оценить степень реализации в учебной программе основных принципов разработки учебно-программной документации. Обнаруженные отклонения от этих принципов необходимо устранить.
По данной программе проводятся уроки производственного обучения. Содержание тематического плана должно соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования, удовлетворять дидактическим принципам, среди которых будут особо значимыми для тематического плана такие, как научность, систематичность и последовательность, связь содержания с общественным развитием, связь теории с практикой, доступность, унификация и дифференциация.
Содержание урока производственного обучения определяет основные модули, блоки, разделы, темы урока. Структура является формой представления дисциплины как целостной системы, при этом материал предмета становится обозримым, определяются внутренние связи учебного материала в нем.
Система рейтинговой оценки достижений обучающихся является современным, более тонким и точным инструментом оценки качества работы учащихся.
Контролирующие материалы являются средством оценки обученности студента, учащегося по предмету.
В таблице 6 приведен тематический план уроков производственного обучения.
Федеральный
компонент ГОС НПО по профессии
«Слесарь по ремонту автомобильного транспорта»
включает профессиональный блок, в который
входят уроки производственного обучения.
ПРИМЕРНАЯ
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ОБУЧЕНИЯ
Тематический
план. Таблица 6
№ темы | Название темы | Кол-во
часов |
1 | 2 | 3 |
1
курс. Обучение в
учебных мастерских
1 полугодие | ||
1 | Вводное занятие | 2 |
2 | Требования безопасности труда и пожарной безопасности в учебных мастерских | 4 |
3 | Экскурсия на предприятие | 12 |
4 | Общеслесарные работы | 162 |
4.1 | * разметка плоскостная | 12 |
4.2 | * рубка | 12 |
4.3 | * правка и гибка | 12 |
4.4 | * резка | 12 |
4.5 | * опиливание | 30 |
Проверочные работы | 6 | |
Итого за 1 полугодие | 102 | |
2 полугодие | ||
4 | Общеслесарные работы (окончание) | 78 |
4.5 | * опиливание (окончание) | 6 |
4.6 | * сверление, зенкование, зенкерование | 6 |
4.7 | * нарезание резьбы | 12 |
4.8 | * выполнение неразъемных соединений | 6 |
4.9 | * распиливание и припасовка | 6 |
4.10 | * шабрение | 6 |
4.11 | * притирка | 6 |
4.12 | * выполнение комплексных слесарных работ 1-2 разряда | 18 |
Проверочные работы | 12 | |
5 | Разборочно-сборочные работы в монтажной мастерской | 18 |
Производственная практика | 144 | |
Итого за 2 полугодие | 240 | |
Итого за 1 курс | 342 | |
2
курс. Производственное
обучение на предприятии.
Техническое обслуживание автомобиля | ||
1 | Требования безопасности труда, пожарной безопасности и электробезопасности. Ознакомление с предприятием | 18 |
2 | Техническое обслуживание двигателей | 48 |
3 | Техническое обслуживание систем охлаждения и смазки двигателя | 48 |
4 | Техническое обслуживание систем питания двигателя | 36 |
5 | Техническое обслуживание электрооборудования | 36 |
6 | Техническое обслуживание трансмиссии | 24 |
7 | Техническое обслуживание ходовой части | 36 |
8 | Техническое обслуживание рулевого управления | 36 |
9 | Техническое обслуживание тормозных систем | 36 |
10 | Техническое обслуживание
кузовов и дополнительного |
24 |
11 | Техническое обслуживание подъемного механизма автомобиля-самосвал | 18 |
12 | Техническое обслуживание прицепов и полуприцепов | 18 |
Проверочные работы | 18 | |
Итого за 2 курс | 396 | |
3
курс.
1 полугодие. Производственное обучение на предприятии. Ремонт автомобилей | ||
1 | Вводное занятие. Требования техники безопасности, пожарной безопасности при ремонте автомобилей | 6 |
2 | Разборка автомобилей | 42 |
3 | Ремонт двигателей | 120 |
4 | Ремонт электрооборудования | 48 |
5 | Ремонт сцепления | 24 |
6 | Ремонт коробки передач и раздаточной коробки | 30 |
7 | Ремонт переднего и заднего моста | 60 |
8 | Ремонт тормозной системы | 30 |
9 | Ремонт дополнительного оборудования | 24 |
10 | Окраска автомобиля, сборка автомобиля | 60 |
Проверочные работы | 12 | |
Итого за 1 полугодие | 456 | |
2 полугодие | ||
Предвыпускная производственная практика | 336 | |
Итого за 3 курс | 792 | |
Всего за три года обучения | 1530 |
.
В
ходе рассмотрения тематического плана
уроков производственного обучения необходимо
внести некоторые изменения, которые являются
обязательным требованием у работодателя
к будущему работнику. То есть в тематический
план уроков производственного обучения
добавляем п. 4.13 Полуавтоматическая сварка.
Данное изменение приведет к увеличению
продолжительности производственного
обучения на10 часов.
ОБУЧЕНИЕ
В УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ
– 198 ч.
ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ – 2 ч.
Учебно-воспитательные задачи курса.
Содержание (предметно-профессиональные и социально-профессиональные составные).
Ознакомление с учебной мастерской, оборудованием, инструментом слесаря.
Ознакомление с режимом работы, формами организации труда.
Знакомство
с профессиограммой автомеханика.
Учащийся должен знать:
ТЕМА 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ – 4 ч.
Правила и нормы техники безопасности в учебных мастерских.
Опасные производственные факторы (электроток, падение, острые детали и т.д.).
Причины пожара, правила поведения при пожаре.
Правила и нормы электробезопасности.
Оказание
первой помощи.
Учащийся должен знать:
Учащийся должен уметь:
ТЕМА 3. ЭКСКУРСИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЕ – 12 ч.
Структура и характер работы на предприятии.
Виды работ по ТО и ремонту автомобилей.
Основные цеха и оборудование.
Обучение и переподготовка кадров.
Возможность
профессионального роста.
Учащийся должен знать:
ТЕМА
4. ОБЩЕСЛЕСАРНЫЕ РАБОТЫ (ВСЕГО 162 ч.)
4.1. Плоскостная разметка – 12 ч.
Построение замкнутых контуров, радиусных и лекальных кривых, окружностей.
Разметка осевых линий, кернение.
Разметка по шаблонам.
Инструмент при разметке.
Способы
контроля при разметке.
Учащийся должен знать:
Учащийся должен уметь:
4.2. Рубка металла – 12 ч.
Рубка листовой стали по уровню губок тисков.
Рубка листового металла по разметочным рискам.
Вырубка прямолинейных и криволинейных пазов.
Срубание слоя металла.
Прорубание канавок.
Обрубание кромок под сварку.
Заточка
инструментов.
Учащийся должен знать:
Учащийся должен уметь:
4.3. Правка и гибка – 12 ч.
Правка полосовой стали на плите.
Правка круглого прутка на плите.
Правка листовой стали.
Правка уголка.
Гибка полосовой стали под заданный угол.
Гибка кромок листовой стали в тисках и на плите.
Гибка колец из проволоки и листовой стали.
Гнутье
труб.
Учащийся должен знать:
Учащийся должен уметь:
4.4. Резка – 12 ч.
Резание полосовой, квадратной и круглой стали ножовкой.
Отрезание полос от листа с поворотом полотна ножовки.
Резка металла ножницами.
Резка
труб труборезом.
Учащийся должен знать:
Учащийся должен уметь:
4.5. Опиливание – 30 ч.
Опиливание
широких и узких плоских
Опиливание сопряженных поверхностей.
Проверка углов угольником, шаблоном, угломером.
Измерение деталей линейкой и штангенциркулем с точностью 0,1 мм.
Опиливание параллельных поверхностей.
Опиливание
криволинейных выпуклых и вогнутых
поверхностей.
Учащийся должен знать:
Учащийся должен уметь:
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ – 6 ч.
Изготовление производственных деталей и изделий с применением ранее изученных слесарных операций по 1 квалификационному разряду.
Контроль
качества выполнения работ.
Учащийся должен знать:
Учащийся должен уметь:
4.5. Опиливание – 6 ч. (окончание)
Опиливание
деталей различных профилей.
Учащийся должен знать:
Учащийся должен уметь:
4.6. Сверление, зенкование, зенкерование – 6 ч.
Сверление сквозных отверстий по разметке.
Сверление глухих отверстий.
Рассверливание отверстий.
Сверление ручными дрелями.
Сверление сверлильным станком.
Подбор сверл.
Заточка сверл.
Зенкерование сквозных отверстий.
Зенкование
отверстий под головки винтов
и заклепок.
Учащийся должен знать:
Учащийся должен уметь:
4.7. Нарезание резьбы – 12 ч.
Нарезание наружных правых и левых резьб на болтах, шпильках и трубах.
Нарезание резьб в сквозных отверстиях.
Нарезание резьб в глухих отверстиях.
Контроль резьбовых деталей шаблонами, микрометрами.
Учащийся должен знать:
Учащийся должен уметь:
4.8. Выполнение неразъемных соединений (клепка) – 6 ч.
Заклепочные соединения (холодные).
Алгоритм клепки.
Типы заклепок.
Инструменты
и приспособления для заклепки.
Учащийся должен знать:
Учащийся должен уметь:
4.9. Распиливание и припасовка – 6 ч.
Высверливание и вырубание проемов отверстий с прямолинейными сторонами.
Обработка отверстий сложных контуров напильником.
Проверка формы и размеров по шаблону.
Работа с микрометром.
Взаимная
припасовка двух деталей.
Учащийся должен знать:
Учащийся должен уметь:
4.10. Шабрение – 6 ч.
Шабрение плоских поверхностей.
Шабрение параллельных и перпендикулярных поверхностей.
Шабрение криволинейных поверхностей.
Затачивание
и заправка шаберов.
Учащийся должен знать:
Учащийся должен уметь:
4.11. Притирка – 6 ч.
Насыщение притиров абразивами.
Ручная притирка рабочих поверхностей угольников и лекальных линеек.
Ручная притирка криволинейных профилей.
Контроль
обработанных деталей.
Учащийся должен знать:
Учащийся должен уметь:
4.12.
Выполнение комплексных
Изготовление зубила.
Изготовление молотка.
Изготовление навесной петли.
Изготовление кронштейна.
Изготовление болта.
Изготовление
гайки.
Учащийся должен знать:
Учащийся должен уметь:
ТЕМА 5. РАЗБОРОЧНО-СБОРОЧНЫЕ РАБОТЫ В МОНТАЖНОЙ МАСТЕРСКОЙ – 20 ч.
Ознакомление с монтажной мастерской.
Требования техники безопасности при выполнении разборочно-сборочных работ.
Требования пожарной безопасности.
Двигатель, кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы.
Система охлаждения двигателя.
Система
смазки двигателя.
Учащийся должен знать:
Учащийся должен уметь:
3. рАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Метод обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемого, для получения образовательного результата.
Методика – система методов, то есть методы выступают во взаимодействии друг с другом. Методы не могут подбираться случайно, они подбираются с учетом особенностей каждой аудитории. Универсальной методики не существует. Для каждой академической группы методика должна иметь специфику.
Рассмотрим
классификацию методов, в основе
которой лежит принцип
1. Метод мотивации
и стимулирование учебно-
2.Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
3. Метод закрепления результата обучения.
4. Метод контроля и самоконтроля.
Методом обучения принято называть способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на их воспитание и развитие. Средства обучения – это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Средства
обучения используются при реализации
всех педагогических процедур: объяснении
учебного материала, совершенствовании
знаний и умений, мотивации и контроле
усвоения. Их использование обеспечивает
выполнение таких функций как наглядность,
информативность, компенсаторность, адаптивность,
интегративность. Ни одно из средств обучения
в отдельности не может решить поставленные
учебные задачи, поэтому важно комплексное
использование средств обучения в учебном
процессе.
3.1. Перспективное планирование учебного процесса. Разработка перечня производственны работ изучения темы «Разборочно-сборочные работы в учебной мастерской»
3.1.1. Определение целей изучения темы
При перспективно-тематическом планировании следует исходить как из содержания программного материала, так и из педагогических задач его изучения, учитывая, что необходимо реализовать каждую функцию обучения.
Дидактическая цель очередного занятия определяется содержанием материала программы. Преподаватель указывает в плане на обучающую, развивающую и воспитывающую функции занятия (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках обучаемых; какие логические операции и приемы умственной деятельности они усвоят; какие качества личности будут формироваться).
Дидактические цели изучения данной темы:
1.Формирование знаний о характерных особенностях разборочно– сборочных работ. Нормальные, допустимые и предельные требования технического состояния деталей. Технические требования на техническое обслуживание.
2. Формирование знаний об износах и повреждениях типичных, способы их сопротивления. Технические условия на выработку деталей. Особенности разборки и сборки. Анализ и выявление неисправностей, пути их устранения.
3. Формирование умений по особенностям сборки, регулировки и испытания узлов и агрегатов. Оборудование, приборы, приспособления и инструмент.
4. Формирование
умений контроля качества произведенных
работ.
3.1.2. Проведение поурочного планирования
Планирование, как фактор эффективности современного учебного занятия, лежит в основе управления познавательной деятельностью обучаемых, играет ведущую роль в достижении преподавателем поставленных целей обучения.
Цель
перспективно-тематического
Планирование предполагает включение в учебный процесс всех его основных звеньев: актуализация материала, сообщение нового материала, систематизация, закрепление и совершенствование знаний обучаемых, практическое применение усвоенного учебного материала, формирование у обучаемых умений и навыков, контроль за качеством знаний, умений и навыков.
Таблица 7. Перечень тем уроков изучения темы « Разборочно-сборочные работы в учебной мастерской» | ||||||||
Номер урока п/п, ч | Тема урока (занятия) | Цели урока (занятия) | Методы
обучения |
Тип урока (занятия) | Способ организации | Средства обучения | Межпредметные связи | ДЗ |
1,2 |
Ознакомление
с мастерской,
Техникой безнопасности при проведении работ, правилами пожарной безопасности. 4 часа |
Образовательная-
ознакомить учащихся мастерской, оборудованием,
инструментами, ТБ
Развивающая- сформировать познавательный интерес к слесарным работам. Воспитательная-
воспитать чувство |
Методы формирования познавательного интереса, методы формирования умений и навыков | Комбинированный |
Лекция |
|
Надежность и техническая диагностика, материаловедение, устройство автомобиля |
Ознакомиться
с инструкционной картой «Разборка
– сборка кривошипно-шатунного
механизма.» |
3,4 |
Разборка – сборка кривошипно-шатунного механизма 4 часа |
Образовательная- ознакомить учащихся с порядком проведения работ, сформировать понимание технической документации. Развивающая- сформировать познавательный интерес к слесарным работам. Воспитательная-
воспитать чувство |
Методы формирования познавательного интереса, методы формирования умений и навыков |
Комбинированный |
Практическая работа |
Кривошипно-шатунный механизм, плакаты, инструкционные карты. |
Надежность и техническая диагностика, материаловедение, устройство автомобиля |
Ознакомиться с инструкционной картой «Разборка – газораспределительного механизма» |
5,6 | Разборка –
газораспределительного механизма
4 часа |
Образовательная
- ознакомить с алгоритмом выполнения
операции.
Развивающая - сформировать познавательный интерес к слесарным работам. Воспитательная-
воспитать чувство |
Методы формирования познавательного интереса, методы формирования умений и навыков | Комбинированный | Практическая работа | Газораспределительный механизм, плакаты, инструкционные карты. | Надежность и техническая диагностика, материаловедение, устройство автомобиля | Ознакомиться с инструкционной картой «Разборка – сборка системы охлаждения двигателя» |
7,8 | Разборка –
сборка системы охлаждения двигателя
4 часа |
Образовательная
- ознакомить с алгоритмом выполнения
операции.
Развивающая - сформировать познавательный интерес к слесарным работам. Воспитательная - воспитать чувство ответственности и аккуратности |
Методы формирования познавательного интереса, методы формирования умений и навыков | Комбинированный | Практическая работа | Система охлаждения,плакаты, инструкционные карты. | Надежность и техническая диагностика, материаловедение, устройство автомобиля | Ознакомиться с инструкционной картой «Разборка – сборка системы смазки двигателя» |
9,10 | Разборка –
сборка системы смазки двигателя
4 часа |
Образовательная-
ознакомить с алгоритмом выполнения операции
Развивающая- сформировать познавательный интерес к слесарным работам. Воспитательная-
воспитать чувство |
Методы закрепления
результатов
обучения, совершенствования знаний, умений, навыков. |
Комбинированный | Практическая работа | Система смазки автомобиля, плакаты, инструкционные карты. | Надежность и техническая диагностика, материаловедение, устройство автомобиля | Подготовиться к итоговому тесту. |
3.1.3. Выбор организационных форм, методов и средств обучения
Типы занятия. Указание типа занятия способствует реализации принципа педагогического предвидения. В зависимости от уровня подготовленности группы и избираемых методов преподавания, занятие определяется как проблемное или не проблемное.
Методы и приемы активизации деятельности обучаемых, планируемые преподавателем, предполагают разработку методики изучения учебного материала, систему методов обучения для каждого занятия, системы заданий с преобладанием проблемного характера самостоятельной работы учащихся, комплектов дидактических обучающих материалов.
Осуществление междисциплинарных связей - один из путей развития самостоятельной деятельности обучаемых. Условием успеха реализации системы междисциплинарных связей (общеобразовательных, политических, профессионально-технических) является изучение материала взаимосвязанных дисциплин, разработка комплекса заданий, использование ранее полученных знаний для активного усвоения нового, активное включение ранее полученных сведений в новые связи, познание их на более высоком уровне, широкое использование их в самостоятельной и творческой деятельности обучающихся.
Материально-техническое
оснащение занятий. Дисциплины специального
цикла требуют постоянного использования
значительного количества разнообразных
наглядных пособий, технических средств
обучения. Обучающиеся в ходе занятия
выполняют, как правило, значительный
объем разнообразных самостоятельных
работ (умственных, письменных, графических,
расчетных, аналитических), используя
аппаратуру, механизмы, узлы, сложные приборы
и т.п. Первостепенное значение для преподавателя
в ходе подготовки материальной базы по
каждому занятию и теме является тщательная
систематизация всего купленного, созданного,
имеющегося с фиксированием в паспорте
кабинета, в перспективном плане занятия
или специальном журнале. Каждое пособие
должно быть зашифровано. Должна быть
определена комплектность оснащения дидактическими
средствами каждого занятия, намечены
меры заблаговременного приобретения
или изготовления недостающих средств.
Речь здесь идет о создании дидактических
обучающих комплексов.
Заключение
Таким образом, в ходе нашей курсовой работы мы разработали перечень учебно-производственных работ для производственного обучения рабочих по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей». Была проведена следующая работа:
Литература