Разработка перечня учебно-производственных работ для производственного обучения рабочих по профессии «слесарь по ремонту автомобилей

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность настоящей работы определяется тем, что в настоящее время к уроку предъявляются качественно новые требования, которые позволяют не только формировать у обучаемых багаж знаний, но и развивать их мировоззрение, логическое мышление, навыки профессиональной деятельности. Такой урок принято называть современным уроком и рассматривать перспективы развития урока в контексте перехода к современным формам организации учебной деятельности в рамках классно-урочной системы. Следовательно, использование современных уроков в учреждениях системы НПО требует разработки совершенно новых методик обучения по специальным предметам, а разработка этих методик лежит в поле деятельности педагога профессионального обучения.

Оглавление

Введение 3
1. Анализ государственного образовательного стандарта начального профессионального образования и федерального компонента стандарта по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» 5
1.1. Анализ модели учебного плана 5
1.2. Анализ профессиональной характеристики слесаря по ремонту автомобилей 7
1.3 Анализ федерального компонента содержания профессионального и специального циклов обучения 15
2. Анализ примерной (типовой) учебно-программной документации и разработка рабочих документов 19
2.1. Анализ примерного (типового) учебного плана и разработка рабочего учебного плана 19
2.2. Дидактический анализ примерных учебных программ и разработка рабочих тематических планов 24
2.3. Разработка фрагмента рабочей учебной программы по производственному обучению. 30
3.Разработка методики производственного обучения 38
3.1.1 Определение целей изучения темы 38
3.1.2. Проведение поурочного планирования
3.1.3. Выбор организационных форм, методов и средств обучения
40
47
Заключение 49
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

витя финиш.doc

— 397.50 Кб (Скачать)

Таблица 1

    Сопоставление профессиональной характеристики ГОС НПО с тарифно-квалификационной характеристикой  ЕТКС (1-класс):

Требования  к знаниям и умениям
Профессиональная  характеристика ЕТКС
  Выполнение  работ по техническому  обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

  Ведение нормативной документации по эксплуатации автотранспортных средств. Управление автотранспортными средствами. Оказание первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях. Соблюдение требований безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, охраны окружающей среды,  противопожарные мероприятия. 

  Материаловедение  и слесарное дело.

  Устройство  автомобиля.

  Техническое обслуживание и ремонт автомобиля.

  Организация эксплуатации автотранспортных средств.

  Правила дорожного движения.

  Основы  управления транспортным средством  и безопасность движения.

  Оказание  первой медицинской помощи

  Охрана  труда

      Должен  знать: устройство автомобилей, прицепов, мотоциклов, мотороллеров, аэросаней, механизмов, смонтированных на базе тракторов, и дорожных машин; правила и технические требования, предъявляемые к приемке этих транспортных средств, возвратившихся с линии, и после проведения ремонта их узлов и агрегатов; оформление рекламационных документов на качество технического обслуживания транспортных средств, ремонта узлов и агрегатов.

Должен  уметь:  Проверять техническое состояние автомобилей, прицепов, мотоциклов, мотороллеров и т.д. Оформлять  техническую и нормативную документации. Устранять неисправности узлов и агрегатов.

 

    Кроме того, мы заметили, что профессиональная характеристика содержит больше требований к знаниям и умениям, чем тарифно-квалификационная характеристика.

    Выявление различия можно обосновать тем, что профессиональная характеристика отражает требования к знаниям и умениям по   профессии ко всем разрядам, классам и категориям, а ЕТКС служит для тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим, а значит и требования указываются только для соответствующего разряда.

    Для разработки рабочего учебного плана  нам было необходимо выделить в профессиональной характеристике крупные блоки требований к знаниям и умениям, относящиеся  к технике, технологии, сырью и  материалам, экономике и управлению производством и установить их примерное процентное соотношение. Это соотношение мы сравнивали с объемами подготовки по предметам, относящимся к выделенным блокам, чтобы оценить правильность выбранных объемов  подготовки.

    В ходе производственного  обучения будем развивать у учащихся способность рационально организовывать труд на своем рабочем месте, применять теоретические знания на практике, умение применять экономические знания в своей практической деятельности, оценивать результаты своей работы. 
 
 
 
 

    Таблица 2.

      Требования к знаниям  и умениям в  профессиональной  характеристике, относящиеся  к различным блокам:

    Вид знаний и умений     Содержание %
Знания  и умения, относящиеся к технике:     
  1. Устройство  автомобиля.
  2. Классификация и общее устройство автомобилей.
  3. Общее устройство и рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания.
  4. Система питания и ее разновидности.
  5. Система зажигания.
  6. Тормозные системы.
  7. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля.
  8. Система технического обслуживания и ремонт автомобиля.
  9. Средства технического обслуживания автомобильного парка.
  10. Обслуживание и ремонт электрооборудования.
  11. Выполнение работ по техническому  обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.
    25%
  Знания  и умения, относящиеся к технологии:   
  1. Слесарное дело.
  2. Основы слесарной обработки.
  3. Основы управления транспортным средством.
  4. Технология и организация технического обслуживания и ремонта автомобиля.
  5. Управление автотранспортными средствами.
    20%
  Знания  и умения, относящиеся к сырью  и материалам:     
  1. Материаловедение.
  1. Сплавы железа с углеродом. Цветные металлы и сплавы. Резино-технические изделия.
    
    10%
  Знания  и умения, относящиеся к экономике  и управлению производством:
  1. Организация эксплуатации автотранспортных средств.
  2. Охрана труда.
  3. Ведение нормативной документации по эксплуатации автотранспортных средств.
  4. Соблюдение требований безопасности труда, противопожарные мероприятия.
    
    20%
  Знания  и умения, относящиеся к основам управления транспортным средством и безопасность движения:
  1. Правила дорожного движения.
  2. Безопасность движения.
  3. Оказание первой медицинской помощи.
  4. Оказание первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях.
    
    25%
 
 

    • Анализ  федерального компонента содержания профессионального  и специального циклов обучения.

        Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования Российской Федерации по профессии «Слесарь по ремонту автомобильного транспорта» включает документы:

        а) профессиональную характеристику;

        б) федеральный компонент содержания профессионального цикла обучения.

        Профессиональная  характеристика отражает содержательные параметры профессиональной деятельности:  ее основные виды, а так же их теоретические основы.

        Документы, определяющие федеральный компонент  содержания общетехнического и общепрофессионального  циклов обучения представлены в виде стандартов по  предметам: "Электротехника", "Охрана труда", "Основы рыночной экономики и предпринимательства"  и блоков учебных элементов по предметам: "Черчение", "Материаловедение", которые издаются отдельными выпусками. Фрагмент федерального компонента образовательного стандарта приведен в таблице 3.

    Таблица 3.

          Фрагмент федерального  компонента образовательного  стандарта 

    № п/п Учебные элементы и уровни их усвоения
    1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  БЛОК 
    1.1. Материаловедение  и слесарное дело (2)

    Основы слесарной обработки. Строение, свойство и производство металлов. Сплавы железа с углеродом. Цветные металлы и сплавы. Неметаллические конструкционные материалы. Автомобильные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости. Лакокрасочные материалы. Резино-технические изделия. Безопасность труда.

    1.2. Устройство  автомобиля (2)

    Классификация и общее устройство автомобилей. Двигатель, Общее устройство и рабочий  цикл двигателя внутреннего сгорания. Кривошипно-шатунный и газораспределительные механизмы. Система охлаждения. Система смазывания. Система питания и ее разновидности. Система питания карбюраторного двигателя. Система питания дизельного двигателя. Система питания газобаллонного автомобиля. Электрооборудование. Источники тока. Система зажигания. И  пуска. Приборы контрольно-измерительные, освещения и сигнализации. Средства, облегчающие пуск двигателя при низких температурах. Общая схема трансмиссии. Сцепление. Коробка передач. Раздаточная коробка. Карданная передача. Ведущие мосты. Ходовая часть. левое управление. Тормозные системы. Кабина. Платформа. Дополнительное оборудование, Безопасность труда.

    1.3. 
    Система технического обслуживания и ремонт автомобиля (2).

     Качество и надежность автомобиля. Неисправности и отказы автомобиля. Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобиля. Средства технического обслуживания автомобильного парка. Станция технического обслуживания. Система средств технического обслуживания. Пост технического обслуживания автомобиля. Площадка наружной мойки автомобиля. Пост заправки автомобиля топливом. Пост технического диагностирования автомобиля. Агрегаты технического обслуживания автомобиля. Механизированные заправочные комплексы.

    1.4 Производственное  обучение

    Безопасность  труда. Основы слесарной обработки. Производственный и технологические процессы. Разборка автомобиля и его сборочных единиц.

     

        В структуре федерального компонента содержания профессионального и  общепрофессионального циклов выделены блоки учебного материала, предметные области и учебные элементы с указанием уровня их усвоения.

        Название  учебных элементов в стандарте  указывает на конкретное содержание деятельности, которое должен освоить  выпускник в результате обучения. Соотношение теоретического и практического  обучения при усвоении учебных элементов определяется учебно-программной документацией.

        Учебным элементам соответствуют определенные уровни усвоения. Стандарт начального профессионального образования  предусматривает использование  следующих уровней:

        1 уровень – узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов в данной профессиональной деятельности и выполнение действий с опорой (подсказкой).

        2 уровень – самостоятельное выполнение  по памяти типового действия.

        3 уровень – продуктивное действие, т.е. создание алгоритма деятельности в нетиповой ситуации на основе изученных ранее типовых действий.

        При изложении федерального компонента принят следующий порядок:

    • Названия БЛОКОВ пишутся заглавными буквами, выделены полужирным шрифтом и имеют сквозную нумерацию;
    • название предметных областей внутри блоков выделены полужирными буквами, номер предметной области содержит номер блока и порядковый номер области внутри блока;
    • название основного обобщающего учебного элемента выделено курсивом, его номер включает номер блока, номер предметной области и порядковый номер данного элемента;
    • узловые учебные элементы перечисляются с красной строки после основного обобщающего учебного элемента, к которому относится;
    • признаки основного обобщающего учебного элемента или предметной области относятся ко всем входящим в них нижерасположенным учебным элементам;
    • для учебных элементов, после которых уровень усвоения не указан, подразумевается первый уровень;
    • уровень усвоения отличный от первого уровня указывается в круглых скобках непосредственно за учебным элементом или признаком и относится только к нему.

        Рабочие учебные планы и программы для организации обучения по профессии «Слесарь по ремонту автомобильного транспорта » разрабатываются образовательными учреждениями на основе Модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования (ГОСТ 9 ПО 01.03-93), документов настоящего стандарта, документов, регламентирующих федеральный компонент содержания отдельных циклов обучения, примерной программной документации по профессии, разработанной Институтом развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, и с учетом национально-региональных условий.

        Данный  стандарт имеет межведомственный характер, распространяется на все формы подготовки по профессии как в государственных, так и негосударственных структурах независимо от их правового статуса и имеет юридическую силу во всех регионах Российской Федерации.

        В производственное обучение, также используются 3 уровня усвоения, которые определяются уровнем подготовки учащихся. Начиная с выполнения простых производственных задач на первых уроках и заканчивая, выполнением сложных технологических действий на заключающем этапе производственного обучения.

        В результате анализа федерального компонента ГОС предлагаю оставить таким же распределение часов на федеральный компонент, поскольку они распределены рационально и вполне адекватно.  

    2. АНАЛИЗ ПРИМЕРНОЙ  УЧЕБНО-ПРОГРАММНОЙ  ДОКУМЕНТАЦИИ И  РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ  ДОКУМЕНТОВ 

      1. Анализ  примерного учебного плана и разработка рабочего учебного плана
     

        2.1.1. Анализ примерного  учебного плана. 

        Примерный учебный план разрабатывается для  данной отрасли. В примерный учебный  план входят предметы обязательные для  изучения, а также перечень предметов  по выбору. В модели же учебного плана определены предметы гуманитарного  цикла общеобразовательной подготовки, а в естественнонаучном и общетехническом циклах предложены варианты сочетания некоторых предметов. В профессиональном цикле указаны лишь некоторые варианты сочетания предметов, часть предметов определяется в зависимости от специфики профессии. В примерном плане указывается определенное количество часов на изучение каждого предмета, а в модели учебного плана указаны лишь интервалы времени. Таким образом, примерный учебный план является фактически фундаментом проектирования рабочего учебного плана.

    ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

    для подготовки рабочих по профессии «Слесарь по ремонту автомобильного транспорта»

    (со средним  образованием из выпускников  основной школы)

    в образовательных  учреждениях системы НПО

    Срок  обучения 3 год 

    Код ВИДЫ  ОБУЧЕНИЯ

    ВИДЫ ПОДГОТОВКИ

    ЦИКЛЫ

    КОМПОНЕНТЫ

    Предметы

    Экзамен, курс Общее количество часов Распределение часов по полугодиям
    1 курс 2 курс 3 курс
    1 2 1 2 1 2
     
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    А. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ  ОБУЧЕНИЕ   4141            
    1. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

    ПОДГОТОВКА

      1605            
    1.1. ГУМАНИТАРНЫЙ  ЦИКЛ   750            
      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ   750            
    1.1.1. Русский язык и  литература 2 150    
    1.1.2. Человек и общество   100    
    1.1.3. История 2 200    
    1.1.4. Основы Российского 

    законодательства

      30        
    1.1.5. Иностранный язык   70        
    1.1.6. Физическая  культура 3 200
    вне

    цикла

    Основы  безопасности жизнедеятельности (в  том числе: обязательное обучение - 105 часов, факультативные занятия – 35 часов)   105    
    1.2. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ  ЦИКЛ   750            
      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ   750            
    1.2.1. Математика 3 240
    1.2.2. Физика 3 240
    1.2.3. Химия   100        
    1.2.4. Биология и  экология   50        
    1.2.5. Информатика   70        
    1.2.6. География   50        
    2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ 

    ПОДГОТОВКА

      2536            
    2.1. ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ   284            
      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ   284            
    2.1.1. Черчение   74        
    2.1.2. Материаловедение  и слесарное дело   80        
    2.1.3. Элементы технической  механики   50        
    2.1.4. Электротехника   80    
    2.2. ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  ЦИКЛ   200            
      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ   200            
    2.2.1. Компьютеризация автотранспортного предприятия   70        
    2.2.2. Основы рыночной экономики   100        
    2.2.3. Охрана труда   30        
    2.3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  ЦИКЛ   2052            
      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ   598            
    2.3.1. Устройство  автомобиля (в т.ч.

    лабораторно-практические занятия)

    2 240    
    2.3.2. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля 3 190
    2.3.3. Правила дорожного  движения  
    3
    90
    2.3.4. Безопасность  движения и основы

    автотранспортного права

    78
      РЕГИОНАЛЬНЫЙ  КОМПОНЕНТ   1454            
    2.3.5. Обучение  в мастерских   698
    2.3.6. Производственная практика   656    
    2.3.7. Резерв времени   100            
      Консультации   350            
      Экзамены   84            
      Квалификационные  экзамены в ГАИ   6            
      Итого   4581            
    Б. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ  ПРЕДМЕТЫ (до 2-х час./нед. сверх 36 час.)                
     

        Для наиболее полного сравнения выделим  циклы учебных предметов в  примерном плане и сравним  их объемы с объемами циклов модели учебного плана. (табл. 4).

        Таблица 4. Сравнение модели и примерного учебного планов

        Циклы, курсы

        Модель  учебного плана     Примерный учебный план
        А. Обязательное обучение           4141
        1. Общеобразовательная подготовка     1450-1630     1605
      1. Гуманитарный цикл
      2. Естественнонаучный цикл
        680-720 

        520-730

        750 

        750

        2. Профессиональная подготовка     2428-2248     2536
      • Общетехнический цикл
      1. Общепрофессиональ
        ный цикл

        2.3  Профессиональный цикл

        
        - 

        - 

        -

        284 

        200 

        2052

        Б. Предметы по выбору     До 234     200
        В. Факультативные предметы     До 234     100
        Всего:     4400     4581
     

        Из  этой таблицы можно сделать следующие  выводы:

        В учебном плане большое количество времени выделено на профессиональную подготовку. Это целесообразно, так как профессия связана со сложной техникой. В примерном учебном плане это учитывается, и профессиональная подготовка углублена еще больше;

        В общеобразовательной подготовке гуманитарный цикл немного превышает естественнонаучный;

        В профессиональной подготовке профессиональный цикл занимает небольшой объем;

        Примерный учебный план укладывается в модель учебного плана;

        В профессиональной, общеобразовательной  подготовке в гуманитарном и естественнонаучном циклах, в примерном плане превышает модель, т.к. в примерном учебном плане увеличили количество часов. Это допустимо за счет резерва времени.

        При разработке примерного учебного плана  разработчики опираются на такие  принципы: интегративности, систематичности, унификации и дифференциации, мобильности и гуманизации и д.р.

        Интенсификация  образования – связана с тем, что за сравнительно небольшой период времени (три года), учебное заведение выпускает рабочих не только с профессиональными, но и общеобразовательными знаниями.

        Унификация – за счет общепрофессионального и общетехнического циклов может быть создан примерный рабочий план для групп сходных профессий. Унификация учебных планов позволяет сократить количество учебных планов и программ, что улучшает организацию управления учебным процессом.

        Интеграция  образования – объединение нескольких сходных предметов для экономии учебного времени.

        Профессиональная  мобильность – реализуется в том, что выпускники профессионального училища в условиях изменяющегося рынка труда смогут найти себе работу и не потерять её.

        Дифференциация – это учет специфики той или иной профессии, которая отражается в профессиональной подготовке учебного плана (как базовый курс, так и специальный).

        Информатизация  и компьютеризация  образования – реализуется в примерном учебном плане благодаря тому, что в нем присутствует предмет основы информатики и вычислительной техники.

        Гуманитаризация образования – это увеличение гуманитарных дисциплин за счет уменьшения количества естественнонаучных.

        Так после изучения примерного учебного плана и сравнения его с моделью учебного плана мы можем прейти к разработке рабочего плана. 

        Разработка  рабочего учебного плана

        При изучении макета рабочего плана можно  заменить, что в макете более конкретно  указываются часы по каждому предмету не только на все время, но и указываются часы изучения каждого предмета по семестрам. Так же учитываются специфика каждой конкретной профессии, национально-региональные требования к качеству и содержанию профессионального образования и его национальные и территориальные особенности.

        Для сравнения выделим циклы учебных  предметов в модели учебного плана  и сравним их объемы с объемами циклов макета учебного плана (табл. 5).

        Таблица 5. Характеристика циклов учебных предметов модели и макета учебного плана

        Циклы, курсы

        Модель  учебного плана     Макет рабочего учебного плана
        А. Обязательное обучение            
        1. Общеобразовательная подготовка     1450-1630     1500
        1.1 Гуманитарный цикл

        1.2 Естественнонаучный цикл

        680-720 

        500-600

        750 

        750

        2. Профессиональная подготовка     2428-2248     2536
      • Общетехнический цикл
      1. Общепрофессиональ
        ный цикл

        2.3Профессиональный  цикл

        - 

        - 

        - 
     

        
        280 

        230 

        2052

        
        Б. Предметы по выбору     До 234     -
        В. Факультативные предметы     До 234     до 234
        Всего:     4904 - 6136     4581
     

        При разработке учебного плана использован комплект учебно-программной  документации, утвержденный Министерством образования РФ 2003 года. Общеобразовательная подготовка составляет 1450 часа, профессиональная подготовка – 2428 часов; максимальный объем учебной нагрузки составляет: 34 часов в неделю обязательного обучения + 2 часа факультативные предметы. Обязательное обучение составляет  3436 час.

        Подготовка  квалифицированных рабочих по профессии  «Слесарь по ремонту автомобильного транспорта» осуществляется на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего (полного) образования. Срок обучения 3 года.

        Материальная  база учебного заведения должна соответствовать  требованиям подготовки квалифицированных  рабочих по данной профессии. 1 и 2 курс обучения производственные занятия учащиеся проводят в учебных мастерских, а 3 курс выходит для прохождения производственной практики на городские предприятия социальных партнеров.

        По  окончании полного курса обучения (3 года) учащиеся получают диплом начального профессионального образования по профессии  «Слесарь по ремонту автомобильного транспорта» 2-ого класса.

        Учебный план по профессии «Слесарь по ремонту автомобильного транспорта» составлен на три года обучения в профессиональных училищах. Он включает дисциплины федерального, регионального и местного компонентов. Дисциплины объединены в циклы дисциплин.

        Гуманитарный  цикл включает такие дисциплины, как  русский язык, литература, история, физическая культура, человек и общество и т.д., то есть те дисциплины, которые  формируют общечеловеческие ценности и будущего работника.

        Естественнонаучный  цикл включает физику, химию, математику, биологию и т.п.

        Общетехнический основы технической механики, черчение, электротехника.

        Общепрофессиональный  блок включает такие дисциплины как  основы правила дорожного движения, устройство автомобиля, техническое обслуживание и ремонт автомобилей и т.д.

        Профессиональный  цикл включает такие дисциплины как  производственное обучение, организация  эксплуатации автотранспортных средств.

        Анализируя  учебный план можно отметить, что в нем представлена правильная последовательность изучения предметов, выдерживается принцип опережения базовой теоретической подготовки по отношению к прикладной и практической подготовке, что иллюстрируется схемой реализации межпредметных связей, приведенной на рисунке 1.

        Необходимость изучения таких предметов, как  Основы технической механики, Электротехника, Материаловедение, на первом курсе обусловлены необходимостью применения полученных знаний для изучения специальных предметов и производственного обучения. Дисциплина гигиена и охрана труда необходима для безопасного производственного обучения.

        В результате анализа учебного плана  были выявлены межпредметные связи .

        Рисунок 1 - Иллюстрация межпредметных связей производственного обучения и основных дисциплин 

    1 курс 2 курс 3 курс
    1 полугодие 2 полугодие 1 полугодие 2 полугодие 1 полугодие 2 полугодие
    Материаловедение и слесарное  дело
           
               
    Устройство автомобиля (в т.ч.

    лабораторно-практические занятия)

       
               
    Техническое обслуживание и ремонт автомобиля
               
    Обучение в мастерских
               
        Производственная  практика

    Резерв  времени использован незначительно  для увеличения количества учебных  часов по изучению предметов общепрофессионального  цикла.

        Предметы  по выбору были выбраны - Основы рыночной экономики, в виду их актуальности и востребованности на данном этапе развития общества.

        Темпы изучения специального курса по теории, технологии и оборудованию конкретного  производства  достигают максимума  к середине всего периода обучения. Такая схема распределения часов способствует реализации принципа единства и взаимосвязи всех видов обучения, установлению опережающих межпредметных связей теоретического обучения по отношению к практическому (производственному), формированию специальных профессиональных знаний на основе общепрофессиональных, которые в свою очередь базируются на общеобразовательных знаниях.

        Рисунок  2. Сетевой график тем.

    Недели
     

    Дисциплины

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
    Устройство  автомобиля Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5
    Тема 6

    Устройство  системы охлаждения и смазки

    Тема 7 Тема 8 Тема 9 Тема 10
    Материаловедение  и слесарное дело Тема 1 Тема 2 Тема 3  
     
    Тема 4
    Тема 5 Тема6.

    Сырье и  материалы, применяемые в автомастерских

    Тема 7 Тема 8
    Производственное   обучение Тема 1 Тема 2  
    Тема 3
    Тема 4

    Общеслесарные работы

    Тема 5.  
    Тема 6.
    Тема 7 Тема 8
    Техническое обслуживание и ремонт автомобиля Тема 1. Тема 2 Тема 3 Тема4.Основные виды креплений деталей Тема 5 Тема 6  Тема 7
     
     
     
     

        Следует отметить, что элементы технической механики изучаются в первого полугодия первого курса, а техническое обслуживание и ремонт автомобилей - со второго полугодия, о чем говорит учебный план. Следовательно, наблюдается преемственность тем по содержанию.

        Резерв времени использован незначительно для увеличения количества учебных часов по изучению предметов общепрофессионального  цикла.

        Темпы изучения специального курса по теории, технологии и оборудованию конкретного  производства  достигают максимума  к середине всего периода обучения. Такая схема распределения часов способствует реализации принципа единства и взаимосвязи всех видов обучения, установлению опережающих межпредметных связей теоретического обучения по отношению к практическому (производственному), формированию специальных профессиональных знаний на основе общепрофессиональных, которые в свою очередь базируются на общеобразовательных знаниях.

        Принцип унификации и дифференциации реализуется  путем создания унифицированных  примерных учебных планов для  групп рабочих профессий и  примерной учебной программой документации, что позволяет сократить количество учебных планов и программ. Это  улучшает организацию управления учебным процессом. Структурирование учебного плана, обеспечение необходимых межпредметных связей непосредственно связаны со способом включения дисциплин в учебный план. 

        2.2. Дидактический анализ примерных учебных программ и рабочих тематических планов. 

        Профессиональная  образовательная программа –  нормативно-управленческий документ  образовательного учреждения, характеризующий  содержание и организацию образовательного процесса с учетом конкретных условий  образовательного учреждения, обеспечивающих достижение определенного уровня квалификации.

        Профессиональная  образовательная программа включает в себя:

        1) государственный образовательный  стандарт по конкретной профессии/специальности  (федеральный, региональный (областной)  компоненты и компонент образовательного учреждения);

        2) примерный учебный план и рабочий  учебный план;

        3) комплект примерных учебных и  рабочих учебных программ по  всем дисциплинам учебного плана;

        4) учебно-методический комплекс к  дисциплинам/предметам учебного  плана;

        5) описание результатов, которые должны быть достигнуты в образовательном процессе и которые соответствуют требованиям профессиональной деятельности с позиции компетенций работника;

        6) описание системы оценки образовательных  достижений обучающихся (выпускников) по образовательной программе;

        7) описание кадровых, материально-технических  условий и особенности управления  реализацией программы.

        На  федеральном уровне устанавливаются  требования к содержанию и структуре  пояснительной записки к рабочему учебному плану профессиональной образовательной программы по профессии/специальности, содержащие:

        1) нормативно-правовые основания рабочего  учебного плана профессиональной  образовательной программы: государственный(ые) образовательный(ые) стандарт(ты); примерный(ые) учебный(ые) планы, примерные  программы учебных предметов/дисциплин, утверждение рабочего учебного плана, базовое образование;

        2) срок реализации образовательной  программы. Сроки начала и окончания   учебного года. Соотношение объемов  теоретической и практической, обязательной и вариативной подготовки. Объем и виды производственной (профессиональной) практики. Форма обучения: очная, заочная, очно-заочная (вечерняя). Особенности реализации образовательной программы, в том числе дистанционное обучение, сокращенный срок обучения на базе начального профессионального образования;

        3) максимальная учебная нагрузка  обучающегося, ее распределение  по видам учебной нагрузки: обязательная  учебная нагрузка (в том числе  лабораторные и практические  занятия, выполнение курсовых работ, проектов) и самостоятельная работа обучающихся;

        4) обоснование распределения резерва  времени образовательного учреждения;

        5) обоснование применяемых образовательных  технологий;

        6) особенности использования имеющихся  академических свобод при формировании  рабочего учебного плана по профессии/специальности и организации образовательного процесса, в том числе:

    • определение  и обоснование перечня предметов/дисциплин регионального (областного) компонента;
    • определение  и обоснование перечня предметов/дисциплин по выбору;
    • определение  и обоснование перечня вводимых дидактических единиц в содержание рабочих учебных программ;
    • определение  перечня факультативных предметов/дисциплин и обоснование введения их в рабочий учебный план;
    • организация самостоятельной деятельности обучающихся;
    • обоснование форм и объема консультационной деятельности;
    • особенности использования системы оценивания образовательных достижений обучающегося (выпускника), обоснование ее выбора;
    • целесообразность выбора видов, форм и сроков промежуточной и итоговой государственной аттестаций обучающихся;

        7) особенности организации образовательного  процесса с учетом этапов профессионального  становления личности обучающегося;

        8) характеристика условий реализации  профессиональной образовательной  программы (материально-технические, кадровые, информационные и др.) и  взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами.

        Структура рабочих учебных программ строится на основе профессиональных спецификаций, направленных на освоение трех групп  компетенций: специальных, полипрофессиональных и ключевых.

        Региональные  (областные) требования к содержанию образовательных программ предполагают пересмотр роли, места и соотношения  теоретической и практической составляющих учебных программ (теоретическая подготовка,  производственное обучение, производственная практика).

        Региональный (областной) подход к проектированию профессиональных образовательных  программ создает единую содержательно-технологическую  основу интеграции содержания начального и среднего профессионального образования, преемственности результатов образования на разных уровнях квалификации.  Анализ тематического плана предусматривает, что педагог профессионального обучения должен оценить степень реализации в учебной программе основных принципов разработки учебно-программной документации. Обнаруженные отклонения от этих принципов необходимо устранить.

          По данной программе проводятся уроки производственного обучения. Содержание тематического плана должно соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования, удовлетворять дидактическим принципам, среди которых будут особо значимыми для тематического плана такие, как научность, систематичность и последовательность, связь содержания с общественным развитием, связь теории с практикой, доступность, унификация и дифференциация.

    Цель  урока производственного  обучения— на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной профессии

     
     
     

        Содержание  урока производственного обучения определяет основные модули, блоки, разделы, темы урока. Структура является формой представления дисциплины как целостной системы, при этом материал предмета становится обозримым, определяются внутренние связи учебного материала в нем.

        Система рейтинговой оценки достижений обучающихся является современным, более тонким и точным инструментом оценки качества работы учащихся.

        Контролирующие  материалы являются средством оценки обученности студента, учащегося по предмету.

        В таблице 6 приведен тематический план уроков производственного обучения.

        Федеральный компонент ГОС НПО по профессии  «Слесарь по ремонту автомобильного транспорта» включает профессиональный блок, в который входят уроки производственного обучения. 
     
     

    ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО  ОБУЧЕНИЯ 
     
     

        Тематический  план. Таблица 6 
     

    № темы Название темы Кол-во

    часов

     
    1 2 3
    1 курс. Обучение в  учебных мастерских

    1 полугодие 

    1 Вводное занятие 2
    2 Требования  безопасности труда и пожарной безопасности в учебных мастерских 4
    3 Экскурсия на предприятие 12
    4 Общеслесарные работы 162
    4.1 * разметка плоскостная 12
    4.2 * рубка 12
    4.3 * правка и  гибка 12
    4.4 * резка 12
    4.5 * опиливание 30
      Проверочные работы 6
      Итого за 1 полугодие 102
    2 полугодие
    4 Общеслесарные работы (окончание) 78
    4.5 * опиливание (окончание) 6
    4.6 * сверление,  зенкование, зенкерование 6
    4.7 * нарезание  резьбы 12
    4.8 * выполнение  неразъемных соединений 6
    4.9 * распиливание  и припасовка 6
    4.10 * шабрение 6
    4.11 * притирка 6
    4.12 * выполнение  комплексных слесарных работ  1-2 разряда 18
      Проверочные работы 12
    5 Разборочно-сборочные  работы в монтажной мастерской 18
      Производственная  практика 144
      Итого за 2 полугодие 240
      Итого за 1 курс 342
    2 курс. Производственное  обучение на предприятии.

    Техническое обслуживание автомобиля

    1 Требования  безопасности труда, пожарной безопасности и электробезопасности. Ознакомление с предприятием 18
    2 Техническое обслуживание двигателей 48
    3 Техническое обслуживание систем охлаждения и смазки двигателя 48
    4 Техническое обслуживание систем питания двигателя 36
    5 Техническое обслуживание электрооборудования 36
    6 Техническое обслуживание трансмиссии 24
    7 Техническое обслуживание ходовой части 36
    8 Техническое обслуживание рулевого управления 36
    9 Техническое обслуживание тормозных систем 36
    10 Техническое обслуживание кузовов и дополнительного оборудования 24
    11 Техническое обслуживание подъемного механизма автомобиля-самосвал 18
    12 Техническое обслуживание прицепов и полуприцепов 18
      Проверочные работы 18
      Итого за 2 курс 396
    3 курс.

    1 полугодие. Производственное  обучение на предприятии.

    Ремонт  автомобилей

    1 Вводное занятие. Требования техники безопасности, пожарной безопасности при ремонте автомобилей 6
    2 Разборка автомобилей 42
    3 Ремонт двигателей 120
    4 Ремонт электрооборудования 48
    5 Ремонт сцепления 24
    6 Ремонт коробки  передач и раздаточной коробки 30
    7 Ремонт переднего и заднего моста 60
    8 Ремонт тормозной  системы 30
    9 Ремонт дополнительного  оборудования 24
    10 Окраска автомобиля, сборка автомобиля 60
      Проверочные работы 12
      Итого за 1 полугодие 456
    2 полугодие
      Предвыпускная производственная практика 336
      Итого за 3 курс 792
      Всего за три года обучения 1530
     

         .

        В ходе рассмотрения тематического плана уроков производственного обучения необходимо внести некоторые изменения, которые являются обязательным требованием у работодателя к будущему работнику. То есть в тематический план уроков производственного обучения добавляем п. 4.13 Полуавтоматическая сварка. Данное изменение приведет к увеличению продолжительности производственного обучения на10 часов.   
     

    ОБУЧЕНИЕ  В УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ – 198 ч. 

         ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ – 2 ч.

         Учебно-воспитательные задачи курса.

         Содержание (предметно-профессиональные и социально-профессиональные составные).

         Ознакомление  с учебной мастерской, оборудованием, инструментом слесаря.

         Ознакомление  с режимом работы, формами организации труда.

         Знакомство  с профессиограммой автомеханика. 

    Учащийся  должен знать:

      • учебно-воспитательные задачи курса;
      • содержание курса;
      • оборудование и инструмент, применяемые при общеслесарных работах;
      • режим труда, формы организации труда.
     

       ТЕМА 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ – 4 ч.

       Правила и нормы техники безопасности в учебных мастерских.

       Опасные производственные факторы (электроток, падение, острые детали и т.д.).

       Причины пожара, правила поведения при  пожаре.

       Правила и нормы электробезопасности.

       Оказание  первой помощи. 

    Учащийся  должен знать:

      • Правила техники безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности;
      • Правила оказания первой помощи при электротравмах;
      • Правила оказания помощи при ожогах, травмах колющими и режущими предметами.
     

    Учащийся  должен уметь:

    • выполнять слесарные работы согласно правилам техники безопасности;
    • оказывать первую помощь при травмах;
    • пользоваться огнетушителями;
    • положить шину, повязку;
    • делать искусственное дыхание.
     

         ТЕМА 3. ЭКСКУРСИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЕ – 12 ч.

      Структура и характер работы на предприятии.

      Виды  работ по ТО и ремонту автомобилей.

      Основные  цеха и оборудование.

      Обучение  и переподготовка кадров.

      Возможность профессионального роста. 

    Учащийся  должен знать:

    • условия прохождения производственной практики на автопредприятиях города;
    • возможность профессионального роста, выстраивание профессиональной карьеры.
     

      ТЕМА 4. ОБЩЕСЛЕСАРНЫЕ РАБОТЫ (ВСЕГО 162 ч.) 

      4.1. Плоскостная  разметка – 12 ч.

         Построение  замкнутых контуров, радиусных и  лекальных кривых, окружностей.

      Разметка  осевых линий, кернение.

      Разметка  по шаблонам.

      Инструмент  при разметке.

      Способы контроля при разметке. 

    Учащийся  должен знать:

      • правила нанесения произвольно расположенных, параллельных, перпендикулярных прямолинейных рисок под заданным углом;
      • правила пользования слесарным и мерительным инструментом (чертилка, кернер, линейка, угольник, штангенциркуль, циркуль);
      • правила построения радиусов, окружностей, лекальных кривых;
      • способы контроля.
     

    Учащийся  должен уметь:

    • наносить риски;
    • строить окружности, радиусы;
    • пользоваться лекалом;
    • пользоваться слесарным инструментом;
    • пользоваться мерительным инструментом;
    • контролировать свою работу;
    • организовать рабочее место;
    • применять безопасные приемы разметки и кернения.
     

      4.2. Рубка  металла – 12 ч.

      Рубка листовой стали по уровню губок тисков.

      Рубка листового металла по разметочным  рискам.

      Вырубка прямолинейных и криволинейных  пазов.

      Срубание  слоя металла.

      Прорубание  канавок.

        Обрубание кромок под сварку.

        Заточка инструментов. 

    Учащийся  должен знать:

        • правила рубки стали по уровню губок тисков и разметочным рискам;
        • правила срубания, вырубания и прорубания металла;
        • правила заточки инструментов;
        • безопасные приемы труда;
        • методы контроля.
     

    Учащийся  должен уметь:

    • правильно выполнять постановку корпуса и ног при рубке;
    • правильно держать молоток и зубило;
    • правильно выполнять кистевые, локтевые и плечевые удары;
    • затачивать инструмент;
    • организовать рабочее место;
    • применять безопасные приемы труда;
    • контролировать свой труд.
     

      4.3. Правка  и гибка – 12 ч.

      Правка полосовой стали на плите.

      Правка  круглого прутка на плите.

      Правка  листовой стали.

      Правка  уголка.

      Гибка полосовой стали под заданный угол.

      Гибка кромок листовой стали в тисках и  на плите.

      Гибка колец из проволоки и листовой стали.

      Гнутье  труб. 

    Учащийся  должен знать:

        • правила гибки полосовой и листовой стали;
        • правила и приемы гибки круглого прутка;
        • правила и приемы правки уголка;
        • правила и приемы правки полосовой, листовой стали;
        • способы гибки колец из проволоки и стали;
        • правила гнутья труб;
        • способы безопасных приемов правки и гибки металла;
        • методы контроля.
     

    Учащийся  должен уметь:

    • гнуть полосовую и листовую сталь;
    • гнуть круглый пруток;
    • править уголок;
    • править полосовую, листовую сталь;
    • гнуть кольца;
    • гнуть трубы;
    • правильно пользоваться молотком, ручным прессом, приспособлениями;
    • организовать рабочее место;
    • использовать безопасные приемы правки и гибки;
    • контролировать труд.
     

      4.4. Резка  – 12 ч.

      Резание полосовой, квадратной и круглой  стали ножовкой.

      Отрезание полос от листа с поворотом  полотна ножовки.

      Резка металла ножницами.

      Резка труб труборезом. 

    Учащийся  должен знать:

    • правила крепления полотна в рамке ножовки;
    • правила пользования ножницами;
    • правила пользования труборезом;
    • способы правильных и безопасных приемов резки ножовкой, ножницами, труборезом;
    • организация рабочего места при резке;
    • методы контроля.
     

    Учащийся  должен уметь:

    • крепить полотно в рамке ножовки;
    • правильно держать ножовку и двигать ею в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
    • отрезать полосы от листа по рискам;
    • резать металл ручными ножницами;
    • организовать рабочее место;
    • применять безопасные приемы резки;
    • контролировать свой труд.
     

      4.5. Опиливание  – 30 ч.

      Опиливание  широких и узких плоских поверхностей.

      Опиливание  сопряженных поверхностей.

      Проверка  углов угольником, шаблоном, угломером.

      Измерение деталей линейкой и штангенциркулем с точностью 0,1 мм.

      Опиливание  параллельных поверхностей.

      Опиливание  криволинейных выпуклых и вогнутых поверхностей. 

    Учащийся  должен знать:

        • классификацию и применение напильников;
        • правила проверки углов шаблоном, угломером, угольником;
        • устройство и работу штангенциркуля;
        • правила опиливания (постановка корпуса, ног, движение рук);
        • организация рабочего места при опиливании;
        • безопасные приемы опиливания;
        • методы контроля.

    Учащийся  должен уметь:

    • правильно держать напильник (балансировка);
    • держать правильную рабочую стойку (постановка ног, корпуса, движение рук);
    • опиливать параллельные и перпендикулярные поверхности;
    • опиливать вогнутые и выпуклые поверхности;
    • пользоваться мерительным инструментом;
    • пользоваться штангенциркулем;
    • правильно организовать рабочее место при опиливании;
    • использовать безопасные методы труда;
    • контролировать свою работу.
     

      ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ – 6 ч.

         Изготовление  производственных деталей и изделий  с применением ранее изученных  слесарных операций по 1 квалификационному  разряду.

      Контроль  качества выполнения работ. 

    Учащийся  должен знать:

        • применение всех изученных слесарных операций;
        • алгоритм изготовления детали, изделия;
        • правила организации рабочего места;
        • способы безопасных приемов выполнения слесарных операций;
        • способы контроля.
     

    Учащийся  должен уметь:

    • выполнять все изученные операции в комплексе;
    • работать с чертежом и технологической картой;
    • организовать рабочее место при комплексных работах;
    • применять безопасные приемы труда;
    • осуществлять контроль.
     

      4.5. Опиливание  – 6 ч. (окончание)

      Опиливание  деталей различных профилей. 

      Учащийся  должен знать:

    • правила опиливания деталей различных профилей;
    • инструменты, приспособления при опиливании;
    • безопасные приемы труда;
    • правила организации рабочего места;
    • способы контроля.
     

    Учащийся  должен уметь:

    • опиливать детали различных профилей;
    • пользоваться инструментами, приспособлениями при опиливании;
    • применять безопасные приемы труда;
    • организовать рабочее место;
    • контролировать труд.
     

      4.6. Сверление,  зенкование, зенкерование – 6 ч.

      Сверление сквозных отверстий по разметке.

      Сверление глухих отверстий.

      Рассверливание  отверстий.

      Сверление ручными дрелями.

      Сверление сверлильным станком.

      Подбор  сверл.

      Заточка сверл.

      Зенкерование  сквозных отверстий.

      Зенкование  отверстий под головки винтов и заклепок. 

    Учащийся  должен знать:

        • правила управления сверлильным станком, его наладка при установке в тисках;
        • подбор сверла по таблице;
        • правила заточки режущих элементов сверл;
        • устройство и работу ручной дрелью;
        • правила подбора зенковок;
        • правила зенкования;
        • правила техники безопасности при сверлении, зенковании, зенкеровании;
        • культуру организации рабочего места;
        • способы контроля.
     

    Учащийся  должен уметь:

    • управлять сверлильным станком;
    • устанавливать и выбирать сверло по таблице;
    • затачивать режущий элемент сверла;
    • сверлить сквозные, глухие отверстия;
    • рассверливать отверстия;
    • сверлить ручными дрелями;
    • подбирать зенковки и зенкеры;
    • организовать рабочее место;
    • применять безопасные приемы труда;
    • контролировать свой труд.
     

      4.7. Нарезание  резьбы – 12 ч.

         Нарезание наружных правых и левых резьб  на болтах, шпильках и трубах.

      Нарезание резьб в сквозных отверстиях.

      Нарезание резьб в глухих отверстиях.

      Контроль  резьбовых деталей шаблонами, микрометрами.

    Учащийся  должен знать:

        • резьбонарезные и резьбонакатные инструменты (плашки, метчики);
        • правила подгонки по готовой нарезке;
        • правила нарезания правых и левых резьб на болтах, шпильках, трубах;
        • подготовку и технологический процесс нарезания резьбы в сквозных и глухих отверстиях;
        • правила организации рабочего места при нарезании резьбы;
        • безопасные приемы труда;
        • методы контроля.
     

    Учащийся  должен уметь:

    • нарезать наружную левую и правую резьбу на болтах, шпильках;
    • нарезать резьбу в сквозных и глухих отверстиях;
    • пользоваться инструментами и приспособлениями;
    • организовать рабочее место;
    • применять безопасные приемы труда;
    • контролировать свой труд.
     

      4.8. Выполнение  неразъемных соединений (клепка) –  6 ч.

      Заклепочные соединения (холодные).

      Алгоритм  клепки.

      Типы  заклепок.

      Инструменты и приспособления для заклепки. 

    Учащийся  должен знать:

    • алгоритм выполнения клепки;
    • выбор заклепки в зависимости от толщины склепываемых листов и формы замыкающей головки;
    • инструмент, применяемый при клепке;
    • правила организации рабочего места;
    • методы контроля.
     

    Учащийся  должен уметь:

    • выбирать длину заклепки;
    • работать молотком;
    • осаживать листы ударом молотка;
    • выполнять технологический процесс клепки;
    • организовать рабочее место;
    • контролировать свою работу.
     

      4.9. Распиливание  и припасовка – 6 ч.

          Высверливание и вырубание проемов отверстий  с прямолинейными сторонами.

      Обработка отверстий сложных контуров напильником.

      Проверка  формы и размеров по шаблону.

      Работа  с микрометром.

      Взаимная припасовка двух деталей. 

    Учащийся  должен знать:

        • приемы высверливания и вырубания проемов и отверстий;
        • технологию обработки отверстий;
        • правила проверки формы и размера по шаблону;
        • правила работы с микрометром;
        • правила взаимной припасовки двух деталей;
        • рациональные методы труда;
        • методы контроля.
     

    Учащийся  должен уметь:

    • высверливать и вырубать проемы и отверстия;
    • обрабатывать отверстия сложных контуров напильником;
    • работать с микрометром;
    • припасовывать детали;
    • организовать рационально рабочее место;
    • контролировать свой труд.
     

      4.10. Шабрение  – 6 ч.

      Шабрение  плоских поверхностей.

      Шабрение  параллельных и перпендикулярных поверхностей.

      Шабрение  криволинейных поверхностей.

      Затачивание и заправка шаберов. 

    Учащийся  должен знать:

        • правила шабрения плоских поверхностей;
        • правила шабрения параллельных и перпендикулярных поверхностей;
        • правила шабрения криволинейных поверхностей;
        • правила затачивания и заправки шаберов;
        • Использование инструментов;
        • рациональную организацию рабочего места;
        • правила техники безопасности при шабрении;
        • методы контроля.
     

    Учащийся  должен уметь:

    • выполнять технологически правильно шабрение;
    • затачивать и заправлять шаберы;
    • использовать рационально инструменты;
    • организовать рабочее место;
    • применять безопасные способы труда;
    • контролировать свой труд.
     
     

      4.11. Притирка  – 6 ч.

      Насыщение притиров абразивами.

      Ручная  притирка рабочих поверхностей угольников и лекальных линеек.

      Ручная  притирка криволинейных профилей.

      Контроль  обработанных деталей. 

    Учащийся  должен знать:

        • порядок насыщения притиров абразивами;
        • технологию ручной притирки прямолинейных и криволинейных профилей;
        • методы контроля обработанных деталей.
     

    Учащийся  должен уметь:

    • насыщать притиры абразивами;
    • выполнять ручную притирку;
    • рационально организовать рабочее место;
    • осуществлять контроль своего труда.
     

         4.12. Выполнение комплексных слесарных  работ 1-2 квалификационного разряда  – 18 ч.

      Изготовление  зубила.

      Изготовление  молотка.

      Изготовление  навесной петли.

      Изготовление  кронштейна.

      Изготовление  болта.

      Изготовление  гайки. 

    Учащийся  должен знать:

        • правила выполнения всех слесарных операций (технологию, алгоритм);
        • способы и правила организации рабочего места;
        • правила безопасного труда;
        • методы контроля.
     

    Учащийся  должен уметь:

    • выполнять все изученные материалы;
    • организовать рабочее место;
    • обеспечить безопасный труд;
    • осуществлять контроль.
     

      ТЕМА 5. РАЗБОРОЧНО-СБОРОЧНЫЕ РАБОТЫ В МОНТАЖНОЙ МАСТЕРСКОЙ – 20 ч.

      Ознакомление  с монтажной мастерской.

         Требования  техники безопасности при выполнении разборочно-сборочных работ.

      Требования  пожарной безопасности.

      Двигатель, кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы.

      Система охлаждения двигателя.

      Система смазки двигателя. 

    Учащийся  должен знать:

        • требования техники безопасности и пожарной безопасности;
        • приборы и детали двигателя;
        • последовательность разборки-сборки кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов;
        • правила снятия карбюратора, водяного насоса, вентилятора, термостата;
        • последовательность сборки приборов системы охлаждения и регулировки натяжения ремня вентилятора;
        • приемы снятия приборов и деталей системы смазки двигателя;
        • безопасные приемы и условия труда;
        • контроль технического состояния деталей и приборов.
     

    Учащийся  должен уметь:

    • снимать карбюратор, топливный стартер генератора, водяной насос, трубопровод, масляный фильтр, компрессор и другие детали двигателя;
    • последовательно разобрать и собрать приборы системы охлаждения двигателя;
    • последовательно разобрать и собрать приборы и детали системы смазки;
    • применять рациональные приемы контроля технического состояния деталей и приборов.
     
     
     
     
     
     

    3. рАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ.

    Метод обучения – способы взаимосвязанной  деятельности педагога и обучаемого, для получения образовательного результата.

    Методика  – система методов, то есть методы выступают во взаимодействии друг с другом. Методы не могут подбираться случайно, они подбираются с учетом особенностей каждой аудитории. Универсальной методики не существует. Для каждой академической группы методика должна иметь специфику.

    Рассмотрим  классификацию методов, в основе которой лежит принцип этапности учебного процесса. Можно выделить 4 признака. А отсюда 4 группы методов. 

    1. Метод мотивации  и  стимулирование учебно-познавательной  деятельности.

    2.Метод организации  и осуществления учебно-познавательной деятельности.

    3. Метод закрепления  результата обучения.

    4. Метод  контроля  и самоконтроля.

    Методом обучения принято называть способ взаимосвязанной  деятельности преподавателя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на их воспитание и развитие. Средства обучения – это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе  в качестве учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся  для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

    Средства  обучения используются при реализации всех педагогических процедур: объяснении учебного материала, совершенствовании  знаний и умений, мотивации и контроле усвоения. Их использование обеспечивает выполнение таких функций как наглядность, информативность, компенсаторность, адаптивность, интегративность. Ни одно из средств обучения в отдельности не может решить поставленные учебные задачи, поэтому важно комплексное использование средств обучения в учебном процессе. 

    3.1. Перспективное планирование  учебного процесса. Разработка перечня производственны работ изучения темы «Разборочно-сборочные работы в учебной мастерской»

    3.1.1. Определение целей изучения темы

    При перспективно-тематическом планировании следует исходить как из содержания программного материала, так и из педагогических задач его изучения, учитывая, что необходимо реализовать каждую функцию обучения.

    Дидактическая цель очередного занятия определяется содержанием материала программы. Преподаватель указывает в плане на обучающую, развивающую и воспитывающую функции занятия (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках обучаемых; какие логические операции и приемы умственной деятельности они усвоят; какие качества личности будут формироваться).

    Дидактические цели изучения данной темы:

    1.Формирование  знаний о  характерных особенностях разборочно– сборочных работ. Нормальные, допустимые и предельные требования технического состояния деталей. Технические требования на техническое обслуживание.

    2. Формирование  знаний об износах и повреждениях типичных, способы их сопротивления. Технические условия на выработку деталей. Особенности разборки и сборки. Анализ и выявление неисправностей, пути их устранения.

    3. Формирование  умений по особенностям сборки, регулировки и испытания узлов и агрегатов. Оборудование, приборы, приспособления и инструмент.

    4. Формирование  умений контроля качества произведенных работ. 
     
     
     
     
     

    3.1.2. Проведение поурочного планирования

    Планирование, как фактор эффективности современного учебного занятия, лежит в основе управления познавательной деятельностью обучаемых, играет ведущую роль в достижении преподавателем поставленных целей обучения.

    Цель  перспективно-тематического планирования:

    1. Определить систему работы преподавателя и обучаемых, обеспечив ее целенаправленность и педагогически целесообразное и экономное использование учебного времени для решения важнейших учебно-воспитательных задач;
    2. Разработать систему занятий с эффективной реализацией принципов дидактики;
    3. Выстроить научно обоснованную систему методов теории развивающего обучения;
    4. Разработать систему наглядных пособий, средств и форм организации познавательной деятельности студентов;
    5. Наметить оптимальные пути реализации основных функций учебно-воспитательного процесса - обучающей, развивающей, воспитывающей.

    Планирование  предполагает включение в учебный процесс всех его основных звеньев: актуализация материала, сообщение нового материала, систематизация, закрепление и совершенствование знаний обучаемых, практическое применение усвоенного учебного материала, формирование у обучаемых умений и навыков, контроль за качеством знаний, умений и навыков.

     

     
     
    Таблица 7. Перечень тем уроков изучения темы « Разборочно-сборочные работы в учебной мастерской»
    Номер урока п/п, ч Тема  урока (занятия) Цели  урока (занятия) Методы

    обучения

    Тип урока (занятия) Способ организации Средства  обучения Межпредметные связи ДЗ
    1,2 
     
     
     
     
    Ознакомление  с мастерской,

    Техникой безнопасности  при проведении работ, правилами пожарной безопасности. 4 часа

    Образовательная- ознакомить учащихся мастерской, оборудованием, инструментами, ТБ

    Развивающая- сформировать познавательный интерес к слесарным  работам.

    Воспитательная- воспитать чувство ответственности  и аккуратности

    Методы формирования познавательного интереса, методы формирования умений и навыков  
     
     
    Комбинированный 
     
     
     
     
    Лекция 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Надежность  и техническая диагностика, материаловедение, устройство автомобиля 
     
    Ознакомиться  с инструкционной картой «Разборка – сборка кривошипно-шатунного механизма.» 
    3,4 
     
     
     
     
    Разборка  – сборка кривошипно-шатунного механизма

    4 часа

     
    Образовательная- ознакомить учащихся с порядком проведения работ, сформировать понимание технической документации.

    Развивающая- сформировать познавательный интерес к слесарным работам.

    Воспитательная- воспитать чувство ответственности  и аккуратности

     
    Методы  формирования познавательного интереса, методы формирования умений и навыков
     
    Комбинированный
     
    Практическая  работа
     
    Кривошипно-шатунный механизм, плакаты, инструкционные карты.
     
    Надежность  и техническая диагностика, материаловедение, устройство автомобиля
    Ознакомиться  с инструкционной картой «Разборка – газораспределительного механизма»
    5,6 Разборка –  газораспределительного механизма

    4 часа

    Образовательная - ознакомить с алгоритмом выполнения операции.

    Развивающая - сформировать познавательный интерес к слесарным работам.

    Воспитательная- воспитать чувство ответственности  и аккуратности

    Методы формирования познавательного интереса, методы формирования умений и навыков Комбинированный Практическая  работа Газораспределительный механизм, плакаты, инструкционные карты. Надежность  и техническая диагностика, материаловедение, устройство автомобиля Ознакомиться  с инструкционной картой «Разборка – сборка системы охлаждения двигателя»
    7,8 Разборка –  сборка системы охлаждения двигателя

    4 часа

    Образовательная - ознакомить с алгоритмом выполнения операции.

    Развивающая - сформировать познавательный интерес к слесарным работам.

    Воспитательная - воспитать чувство ответственности и аккуратности

    Методы формирования познавательного интереса, методы формирования умений и навыков Комбинированный Практическая  работа Система охлаждения,плакаты, инструкционные карты. Надежность  и техническая диагностика, материаловедение, устройство автомобиля Ознакомиться  с инструкционной картой «Разборка – сборка системы смазки двигателя»
    9,10 Разборка –  сборка системы смазки двигателя

    4 часа

    Образовательная- ознакомить с алгоритмом выполнения операции

    Развивающая- сформировать познавательный интерес к слесарным работам.

    Воспитательная- воспитать чувство ответственности  и аккуратности

    Методы закрепления  результатов 

    обучения, совершенствования  знаний, умений, навыков.

    Комбинированный Практическая  работа Система смазки автомобиля, плакаты, инструкционные карты. Надежность  и техническая диагностика, материаловедение, устройство автомобиля Подготовиться к итоговому тесту.
     

    3.1.3. Выбор организационных форм, методов и средств обучения

    Типы  занятия. Указание типа занятия способствует реализации принципа педагогического предвидения. В зависимости от уровня подготовленности группы и избираемых методов преподавания, занятие определяется как проблемное или не проблемное.

    Методы  и приемы активизации деятельности обучаемых, планируемые преподавателем, предполагают разработку методики изучения учебного материала, систему методов обучения для каждого занятия, системы заданий с преобладанием проблемного характера самостоятельной работы учащихся, комплектов дидактических обучающих материалов.

    Осуществление междисциплинарных связей - один из путей развития самостоятельной деятельности обучаемых. Условием успеха реализации системы междисциплинарных связей (общеобразовательных, политических, профессионально-технических) является изучение материала взаимосвязанных дисциплин, разработка комплекса заданий, использование ранее полученных знаний для активного усвоения нового, активное включение ранее полученных сведений в новые связи, познание их на более высоком уровне, широкое использование их в самостоятельной и творческой деятельности обучающихся.

    Материально-техническое  оснащение занятий. Дисциплины специального цикла требуют постоянного использования значительного количества разнообразных наглядных пособий, технических средств обучения. Обучающиеся в ходе занятия выполняют, как правило, значительный объем разнообразных самостоятельных работ (умственных, письменных, графических, расчетных, аналитических), используя аппаратуру, механизмы, узлы, сложные приборы и т.п. Первостепенное значение для преподавателя в ходе подготовки материальной базы по каждому занятию и теме является тщательная систематизация всего купленного, созданного, имеющегося с фиксированием в паспорте кабинета, в перспективном плане занятия или специальном журнале. Каждое пособие должно быть зашифровано. Должна быть определена комплектность оснащения дидактическими средствами каждого занятия, намечены меры заблаговременного приобретения или изготовления недостающих средств. Речь здесь идет о создании дидактических обучающих комплексов.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Заключение

    Таким образом, в ходе нашей курсовой работы мы разработали перечень учебно-производственных работ для производственного обучения рабочих по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей». Была проведена следующая работа:

    • изучили государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;
    • провели анализ профессиональной характеристики водителя автомобиля;
    • провели анализ федерального компонента содержания;
    • провели анализ модели учебного плана;
    • провели анализ примерного учебного плана;
    • провели анализ примерной учебной программы;
    • рассмотрели рабочие тематические планы;
    • разработали фрагмент производственной программы по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей»;
    • рассмотрели и разработали перспективно-тематический план по теме: «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля».
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Литература 

    1. Айрбабаян С.А. и др. Безопасность труда слесаря  по ремонту автомобиля. -М.: Машиностроение, 1991.- 280с.
     
    1. Батышев С.Я. Производственная педагогика. М.; Педагогика, 1984. – 340 с.
    2. Карагодин В.И., Шестопалов С.К. Слесарь по ремонту автомобилей. М.: Высшая школа, 1990.-218 с.
    3. Корытов В.А. Дополнительное профессиональное рабочих на производстве (методические рекомендации для подготовки рабочих) // Профессионал. – 2002. № 6. – с. 15 - 16.
    4. Круглов С.М. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. -М.: Высшая школа, 1991. 324 с.
    5. Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. – Минск: Вышэйш. шк., 1977. – 190 с.
    6. Никитина Н.Н., Железнякова О.М. Петухов М.А. Основы профессионально – педагогической деятельности: Учеб пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.
    7. Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышева, Ассоц. «Проф. образование». М., 1997. – 512 с.
    8. Рыбак Г.И. Методика преподавания предмета «Основы эксплуатации и технического обслуживания автотранспорта». -М.: Высшая школа, 1990.-190 с.
     
    1. Якуба Ю.А. Справочник мастера производственного обучения. - М.: ИРПО, 2000.-320 с.
     
    1. Якуба Ю.А. Методика тестирования качества производственного  обучения. - М.: Изд. Центр АПО, 2000.-280с.

Информация о работе Разработка перечня учебно-производственных работ для производственного обучения рабочих по профессии «слесарь по ремонту автомобилей