Разработка электронного учебника для дистанционного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: разработать алгоритм создания электронного учебника для дистанционного образования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Электронный учебник как элемент образовательной среды………………………………………………………………………………5
1.1. Понятие электронного учебника………………………………………….5
1.2. Виды электронного учебника……………………………………………10
1.3. Структурная организация электронного учебника …………………….13
Глава 2. Обеспечение электронного учебника…………………………….......18
2.1. Основные формы электронного учебника………………………………...18
2.2. Методические рекомендации по разработке электронного учебника….21
2.3. Разработка электронного учебника …………………………………….…25
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы……………………………………..……33
Приложение 1……………………………………………………………………34
Приложение 2……………………………………………………………………35
Приложение 3……………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 683.00 Кб (Скачать)

 

 

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………...……3

Глава 1. Электронный учебник  как элемент образовательной  среды………………………………………………………………………………5

    1. Понятие электронного учебника………………………………………….5
    2. Виды электронного учебника……………………………………………10
    3. Структурная организация электронного учебника …………………….13

Глава 2. Обеспечение электронного учебника…………………………….......18

2.1. Основные формы  электронного учебника………………………………...18

2.2. Методические рекомендации  по разработке электронного учебника….21

2.3. Разработка электронного учебника …………………………………….…25

Заключение………………………………………………………………………32

Список использованной литературы……………………………………..……33

Приложение 1……………………………………………………………………34

Приложение 2……………………………………………………………………35

Приложение 3……………………………………………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время, проходящее под знаком инноваций, быстро развиваются  электронная промышленность, микроэлектроника, компьютерные технологии и интернет технологий, остро встала проблема совершенствования системы образования привлекающей все больше внимания исследователей.

В учебном процессе используются обучающие и тестирующие программы  по различным дисциплинам образовательного процесса.

Проведенные статистические исследования использования обучающих  и тестирующих программ по различным  дисциплинам (в рамках учебного процесса и компьютерных курсов) показывают, что их применение позволило повысить не только интерес к будущей специальности, но и успеваемость по данной дисциплине. Большинство учащихся воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена. Эти программы дают возможность каждому учащемуся независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Учащиеся начинают получать удовольствие от самого процесса обучения, независимо от внешних мотивационных факторов. Этому способствует и то, что при информационных технологиях обучения компьютеру на время переданы отдельные функции преподавателя. А компьютер может выступить в роли  педагога-репетитора, который способен показать ошибку и дать правильный ответ, и повторять задание снова и снова, не выражая ни раздражения, ни досады.

В сфере образования  наиболее актуальным становится разработка компьютерных программ, в частности  в дистанционном обучении это  – электронные учебники по различным дисциплинам.

Дистанционное обучение (ДО) — это совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. [1]

Электронный учебник(ЭУ) - это учебник, существующий в форме  электронного документа, т.е. в виде текста, который хранится в памяти электронной вычислительной машины (ЭВМ), может быть прочитан только на экране специального устройства отображения информации (монитора) и не может быть обработан иначе как с помощью ЭВМ [2].

Цель курсовой работы: разработать алгоритм создания электронного учебника для дистанционного образования.

Задачи:

    • Проанализировать основное назначение электронного учебника в современном образовании;
    • Изучить его основные формы и виды;
    • Определить технологии создания электронных учебников.

Объект исследования: электронный учебник.

Предмет исследования:  дистанционного образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Электронный  учебник как элемент образовательной  среды

1.1. Понятие  электронного учебника

В соответствии с Инструкцией  Минобразования, электронное издание  представляет собой совокупность текстовой, графической, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное учебное пособие может быть выполнено на любом электронном носителе или размещено в локальной или глобальной компьютерной сети. В зависимости от содержания, объема и полноты представления учебного материала электронные учебные издания делятся на электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные задачники, электронные практикумы и т.д.

Определение электронного учебника приводится в Приложении 2 к приказу № 1646 Минобразования России: “Электронный учебник – основное электронное учебное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемое дидактическими единицами стандарта и программой”.

Современный электронный  учебник – это целостная дидактическая  система, основанная на использовании  компьютерных технологий и средств  Интернет, ставящая целью обеспечить обучение студентов по индивидуальным и оптимальным учебным программам с управлением процессом обучения.

Выделим следующие критерии, позволяющие оценить степень  прогресса электронных учебников  в сравнении с традиционными  методами обучения:

  • формы представления учебной информации:
  • способы навигации и поиска;
  • методы контроля знаний;
  • организация обратной связи с преподавателем.
  • Сформулируем принципы разработки современных электронных учебников:
  • представление информации с использованием всего спектра мультимедиа-данных: текста, графики, аудио, видео, анимации;
  • развитые возможности поиска и навигации в сочетании с обширной информационно-справочной информацией;
  • объективная и всесторонняя система контроля знаний;
  • возможности интерактивной связи ученика и преподавателя с использованием сетевых технологий.

Отличия электронного учебника от традиционных курсов обучения:

  1. специфическая система управления процессом обучения, включающая средства нелинейного структурирования и оптимизации учебного материала, средства диагностики и коррекции знаний, разветвленную сеть обратной связи и т.п.;
  2. словесные методы, позволяющие значительно ускорить познавательные процессы;
  3. графические средства, обеспечивающие процессу обучения высокий уровень наглядности;
  4. средства мультимедиа, позволяющие организовать лабораторный практикум.

Электронный учебник  позволяет решать следующие основные задачи:

  • получать сведения об учебной программе и тематическом плане учебной дисциплины, последовательности занятий и логике изучения тем;
  • индивидуально просматривать, изучать или повторять учебный, методический и информационно-справочный материал;
  • наглядно представлять на дисплее компьютера весь дидактический материл и наглядные пособия (схемы, рисунки, таблицы, графики, текст и т.д.);
  • осуществлять самоконтроль (с автоматизированным выставлением оценок) усвоения содержания учебных тем;
  • получать информацию о рекомендованной учебной, научной и методической литературе;
  • распечатывать образцы планов проведения и методические разработки по всем темам и видам занятий;
  • размножать раздаточные материалы (планы, таблицы, задания и т.д.) необходимые для проведения занятий со слушателями;
  • получать методические рекомендации по проведению тех или иных форм учебных занятий (частные методики);
  • узнавать сведения о некоторых технологиях, применяемых в информационной деятельности и другие сведения.

Конечно, здесь перечислены  не все задачи, которые составляли бы необходимый и достаточный  уровень для электронного учебника, но эти являются наиболее актуальными.

Достоинства и недостатки электронного учебника

ЭУ, являясь гипертекстовым документом, сталкивает пользователей  и создателей с рядом следующих  сложностей:

  • Желательно предусмотреть возможность работы по локальной сети с учебником, возможность размещения его в сети Интернет.
  • Защита системно-обучающей функции, чтобы случайные ошибки пользователей не меняли содержание учебника.
  • Необходимость ужесточения требования к психолого-педагогическим аспектам, обратить внимание на коммуникативные режимы.

Главным недостатком электронным учебников является - трудность чтения больших текстов с экрана компьютера, в результате чего ухудшается восприятие информации. Для решения этой проблемы во многих учебниках реализованы два режима обучения: текстовый и звуковой. Текстовый режим можно назвать усовершенствованным аналогом книги, а звуковой – аналогом хорошо проиллюстрированной лекции или учебного видеофильма. Оба режима являются различными способами представления одного и того же материала

Выделяют еще целый  ряд недостатков, которые приписывают электронному учебнику:

  • необходимость владения определенной информационной культурой как студентами, так и преподавателями;
  • при использовании сетевых образовательных технологий необходимо наличие локальной сети или доступа в сеть Интернет;
  • необходимость наличия сравнительно дорогостоящей компьютерной техники или возможность доступа к современному персональному компьютеру каждого члена общества, желающего получить образование;
  • отсутствие в большинстве случаев концепции, которая лежит в основе издания электронного учебника или иного пособия;
  • мультимедийные средства, используемые в большом количестве при создании электронных учебников, часто являются избыточными.

Несмотря на такое  обилие недостатков, электронный учебник  имеет большое количество преимуществ.

Достоинства электронного учебника:

  • Повышается производительность труда преподавателя.
  • Работа с электронными учебниками активизирует самостоятельное мышление студентов.
  • Индивидуальный темп обучения. Под этим подразумевается не только «индивидуализация» по времени, так как обучение при классно-урочной системе подчинено жестким временным рамкам, но и вариантность развернутости учебного материала, учет типа памяти, темперамента и мышления учащегося.
  • Режим электронных конференций позволяет эффективно производить чтение проблемных лекций.
  • Электронный учебник восприимчив к новой информации, оперативно можно вводить нововведения, связанные с реформированием общественно-политической, экономической жизнью.
  • Обеспечение каждого студента несколькими альтернативными учебниками по каждому курсу, включая зарубежные источники.
  • Существенное повышение эффективности обучения за счет использования информационных технологий.
  • Осуществление широкого контроля учебной деятельности, в том числе и самостоятельной работы обучающихся.
  • Приобщение к использованию современных информационных технологий как обучающихся, так и преподавателей.
  • Использование мультимедийных возможностей, позволяющее сделать содержание более наглядным, понятным.
  • Возможность снабдить учебный материал динамическими рисунками, использование которых позволяет студенту экспериментировать, рассматривать изучаемое явление с разных сторон.
  • Возможность моделировать.
  • Возможность быстро и эффективно тестировать или как-нибудь иначе проверять знания студентов.
  • Возможность организовывать самостоятельную работу студентов, давать подсказки, справки и многое другое.
  • Использование гипертекстовых ссылок, позволяющее мгновенно отыскать нужное понятие, в считанные доли секунды «перелистать» многие страницы изучаемого текста.
  • Пожалуй, одно из самых главных достоинств – возможность организовывать виртуальную лабораторную работу, которую по тем или иным причинам невозможно провести в реальной обстановке.

Электронный учебник  аккумулирует в себе все основные дидактические, методические, научные и информационно-справочные материалы, необходимые преподавателям для подготовки и проведения всех видов и форм занятий, а так же слушателям для самостоятельного изучения учебных тем или подготовки к занятиям, проводимым под руководством преподавателя, и получения дополнительных информационно-справочных сведений по учебной дисциплине. Кроме того, он предоставляет возможность слушателям качественно решать задачи самоконтроля усвоения материалов по учебной дисциплине, а преподавателям - объективно осуществлять текущий и итоговый контроль за успеваемостью студентов.

Таким образом, существует большое количество преимуществ  электронного учебника над печатным, поэтому проблема создания качественного  электронного учебника является актуальной в настоящее время проблемой. На сегодняшний день создано достаточно большое количество электронных обучающих пособий, лидерами в этой области являются производители “Физикон”, КиМ, 1С, “Кирилл и Мефодий”, TeachPro [3].

1.2. Виды электронного  учебника

Для учебного процесса используется комплекс учебных изданий. Это может быть учебно-программное издание – учебное издание, регламентирующее состав, объем, порядок, сроки изучения учебных дисциплин, предусмотренных для данного учебного заведения. Разновидностями учебно-программных издания являются:

  1. Учебный план – учебно-программное издание, нормативный документ, характеризующий основное содержание подготовки специалистов и их квалификацию. Он определяет состав изучаемых учебных дисциплин с указанием их объема, последовательности и сроков изучения, указывает формы и сроки проверки знаний и умений студентов. 
  2. Учебная программа – учебно-программное издание, нормативный документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо дисциплины (ее частей, раздела). Регламентирует как деятельность педагога, так и учебную работу студента.

Чтобы получить знания, студент изучает учебно-теоретические  издания. Эти учебные издания  содержат систематизированные научно-теоретические  сведения, изложенные в форме, удобной  для изучения и усвоения. К ним относятся:

  1. Учебник – учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее части, раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  2. Учебное пособие – учебно-теоретическое издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник.
  3. Отдельная лекция – учебно-теоретическое издание, содержащее текст одной лекции. Отражает содержание, объем и форму изложения лекции, читаемой определенным преподавателем.
  4. Тексты лекций – учебно-теоретическое издание, полностью или частично освещающее содержание учебной дисциплины либо выходящее за рамки учебной программы. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем.
  5. Курс лекций – учебно-теоретическое издание (совокупность отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дисциплины. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем.
  6. Конспект лекций – учебно-теоретическое издание, в компактной форме отражающее материал всего курса, читаемого определенным преподавателем.

Информация о работе Разработка электронного учебника для дистанционного обучения