Работа социального педагога с трудными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 04:46, курсовая работа

Краткое описание

Отсюда целью работы – показать технологию работы социального педагога с трудными детьми. Задачи исследования, которые вытекают из цели:
- проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по проблемам противоправного поведения школьников,
- установить степень разработанности исследуемой проблемы и выявить специфику работу социального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением;
- определить и экспериментально обосновать социально - педагогические условия повышения эффективности воспитания подростков с отклонением в поведении.

Оглавление

Введение

Глава 1. Основы деятельности социального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением

1.1 Девиантное и делинквентное поведение

1.2 Психолого–педагогическая характеристика несовершеннолетних с противоправным поведением

1.3 Профилактика отклоняющего поведения несовершеннолетних

1.4 Нормативно – правовая база в организации социальной работы с детьми правонарушителями - в России

Глава 2. Технология социальной работы с несовершеннолетними с противоправным поведением

2.1 Методы работы социального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением

2.2 «Трудные дети» в школе и учебной деятельности

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

социальная педагогика.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

Важнейшим, до сих пор неадекватно оцененным нововведением, является представленная в законе индивидуальная профилактическая работа, заявленная как ведущий инструмент и государственная технология работы с детьми группы риска.

Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и/или предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Введение института индивидуальной профилактической работы – явление весьма актуальное и своевременное. Превентивные меры однозначно защищают приоритет индивидуального подхода в решении проблем детей как компонент общегосударственной технологии.

Впервые в российской практике взаимодействия с детьми группы риска предусмотрена и определена мера ответственности лиц за нераспространение конфиденциальной информации о ребенке. Законом декларируется невмешательство в жизнь семьи, уточнены условия вмешательства государства в процесс воспитания ребенка.

Впервые за многие годы профилактической работы приоритеты наказания и ответственного воздействия на ребенка, несовершеннолетнего, совершившего противоправные действия, уступили место социально-педагогической работе по выявлению и предупреждению причин и действий со стороны несовершеннолетнего, которые могли бы квалифицироваться как противоправные, антиобщественные.

Законодательством предусмотрены условия развертывания индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего. Только решение Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может явиться полноправным основанием для организации индивидуальной профилактической работы в отношении любого ребенка или семьи, оказавшихся в трудной или социально опасной ситуации.

Таким образом, введение института индивидуальной профилактической работы решает как минимум две задачи:

-   организация адресной работы с детьми, которые действительно должны быть подвержены целенаправленному воздействию со стороны органов власти и правоохранительных органов в случае совершения ими неправомерных деяний,

-   защита несовершеннолетних и их семей от нерегламентированного, необоснованного и неквалифицированного вмешательства в жизнь под различными предлогами.

•       Все вышеприведенные размышления дают однозначный ответ на вопрос об объекте общегосударственной технологии работы с детьми группы риска.

Выделенные особенности и противоречия характеризуют особенности выбора объекта общегосударственного подхода в профилактической работе с детьми группы риска. Анализ позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени проблемы ребенка не рассматриваются государством и обществом целостно.

В то же время получен определенный опыт реализации социального законодательства, практика показала, что ведомственная разобщенность в решении этих проблем играет крайне негативную роль.

В современной психолого-педагогической и социальной литературе все настойчивее звучит мысль о необходимости оформления целостной социальной политики в отношении несовершеннолетних группы риска в рамках государственной политики детства.

Перед специалистом в сфере профилактики и социальной работы с детьми возникла задача профессионального освоения не только инструментальных средств и способов работы с несовершеннолетними, но и основ государственного подхода в решении проблем несовершеннолетних, поиск таких форм работы, которые обеспечивали бы успешность социального развития ребенка.

Определенная противоречивость общегосударственного подхода в выборе объекта профилактики и социальной работы может быть преодолена путем согласования позиций и организации взаимодействия всех специалистов, занимающихся социальным воспитанием ребенка.

Это аксиома социального взаимодействия.

Коль скоро социальное законодательство по целям совпадаете ведущей категорией социальной педагогики – социальным воспитанием, необходимо проанализировать, насколько перечень субъектов социального воспитания совпадает с перечнем субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений, представленным в законодательстве.

В соответствии с текстом Закона «Об основах системы профилактики…» к субъектам системы отнесены:

-   Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

-   органы управления социальной защитой населения;

-   органы управления образованием;

-   органы опеки и попечительства;

-   органы по делам молодежи;

-   органы управления здравоохранением;

-   органы службы занятости;

-   органы внутренних дел.

В тексте закона предусмотрительно разведены функции и полномочия органов управления и учреждений, служб названных выше профильных государственных и местных органов власти. Таким образом, с одной стороны, с точки зрения государственного управления в число субъектов системы включены все управленческие органы, реализующие те или иные функции по работе с детьми и несовершеннолетними. С другой стороны, в составе субъектов не просматриваются семья и организации, представляющие ее интересы в обществе, кроме органов опеки и попечительства, не указана возможность участия в системе профилактики общественных объединений и организаций граждан, реализующих целевые программы работы с детьми, в том числе с детьми, имеющими трудности в поведении и развитии.

Впервые за многие годы в российском законодательстве появились нормы и процедуры, согласовываемые с ведущими законами педагогической деятельности, предусматривающие функции и задачи социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в качестве приоритета профилактической работы.

В то же время законодательство ярко отражает картину динамики общественных и научных взглядов на проблемы детского неблагополучия и правонарушений в российском обществе:

-   с одной стороны, сам по себе государственный подход претендует на целостность разрешения проблем детей и защиты их прав;

-   с другой стороны, законодатель так и не определил, в какой сфере социальной практики должна профессионально осуществляться комплексная работа с детьми, нуждающимися в помощи и поддержке со стороны               государства. Какое из направлений государственной социальной политики может реализовать декларированные в законах приоритеты защиты прав несовершеннолетних?

Вновь, как это неоднократно было в российской истории, идеи социальной работы захватывают умы и сердца людей, готовых заниматься ею добросовестно и профессионально.

В то же время официального признания социальной работы в качестве самостоятельного направления и инструмента социальной политики государства до настоящего времени не произошло. Органы и учреждения, специалисты, призванные законодателем осуществлять ежедневную социальную работу с детьми, выполняют свои обязанности в пределах профилактической работы, объективно защищают права несовершеннолетних, но ограничены в решении этих задач масштабом и объемом профилактики.

В то же время только в рамках профессионально организованной социальной работы можно максимально эффективно провести адресную диагностику проблем клиента – ребенка – и предложить необходимый в каждом конкретном случае способ взаимодействия и выхода из трудной жизненной ситуации.

По целям система профилактики и государственный подход в разрешении проблем детей ориентированы на достижение этого результата. Но списки субъектов системы (читай: список носителей профессиональных инструментов решения детских проблем) и носителей технологии открытой социальной работы с ребенком крайне невелики.

При этом управленцам хорошо известно, что именно носители профессиональных технологий определяют содержание идеологии, воспроизводимой в результате их деятельности. В спроектированном государственном подходе существует определенная, заложенная самим законодателем, опасность. Система может воспроизводить в качестве результата не столько статистику позитивных изменений в жизни детей, оказавшихся в трудных или социально опасных ситуациях, сколько набор и перечень действий, мер, проводимых субъектами системы профилактики применительно не к конкретному ребенку, а по отношению к детям вообще.

При этом законодательство, по сути противопоставил выстроенную систему профилактики и Комиссию по делам несовершеннолетних в этой системе. Комиссия, с одной стороны, призвана защищать права несовершеннолетних, а с другой – выполнять специфическую профессиональную функцию – социальную работу. Таким образом, по замыслу создателей государственной технологии профилактики, именно Комиссия по делам несовершеннолетних обязана выполнить роль координатора, «конкретизатора», организатора и контролера эффективного сопровождения ребенка.


ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ С ПРОТИВОПРАВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

 

2.1 Методы работы социального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением

 

Наилучшими методами решения этой проблемы остаются до сих пор методы, разработанные и успешно испытанные А. С. Макаренко в его педагогической деятельности. В последние десятилетия в нашей стране широко развернулись психолого-педагогические исследования по этой проблеме. Наибольшую известность получили труды Д. И. Фельдштейна. Он указывает четыре группы несовершеннолетних правонарушителей.

Представители первой группы характеризуются наличием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгоистичны, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Для исправления поведения таких подростков их нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела, используя присущее им упорство в достижении поставленной цели, стремление к первенству, частично осознанное чувство их социальной неполноценности.

Ко второй группе относятся подростки с деформированными потребностями, подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичные, неуживчивы, притесняют слабых. Коррекционная работа заключается в изменении обстановки и привычных форм поведения, высказывании доверия к ним, одобрении их достижений, вырабатывании умения не только подчиняться, но и командовать.

У подростков третьей группы наличествуют как деформированные, так и позитивные потребности и взгляды. Но последние не стали регуляторами их поведения. Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступки. Полезной для них в воспитательном отношении является ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться.

К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными товарищами подростков. Представители этой группы — случайные правонарушители. Они слабовольны и неустойчивы перед дурным влиянием. У подростков этой группы важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу развития личности, подвести их к включению в полезную трудовую деятельность. Им необходима постоянная работа в коллективе, систематический контроль и оценка их деятельности, личная ответственность, активное участие в соревновании.

Рассмотрим способы социально – педагогической коррекции агрессивного поведения подростков. В длительном процессе их перевоспитания требуется обратить особое внимание на преодоление атрофии нормальных человеческих чувств у подобных правонарушителей. В целях исправления не следует: закреплять отрицательную оценку за подобными молодыми людьми, препятствовать их участию в обычных молодежных объединениях, слишком настойчиво и бесцеремонно вовлекать в общие дела коллектива учащихся. Наоборот, при перевоспитании правонарушителей требуется выдержка, умение терпеливо и настойчиво объяснить неправильность их взглядов и поведения, переубеждать и открывать для молодежи достойные и увлекательные жизненные перспективы.

Агрессивность может проявляться у школьников средних классов в стычках между отдельными группами. Спор между проживающими по соседству подростковыми группами обычно идет из-за территориальных «сфер влияния»: клубов, кинотеатров, танцплощадок и т. п. Соперников туда стремятся не допускать. Для предотвращения подобных действий рекомендуется организация совместных массовых мероприятий, объединяющих подростков из соседних дворов. При этом важно помнить, что в подготовке этого мероприятия должны принять самое активное участие лидеры этих дворовых групп подростков.

С несовершеннолетними, присваивающими чужие вещи, необходимо провести большую разъяснительную работу, показав не гуманность их действий по отношению к пострадавшему и сформировав правильное содержание понятия «честность» как важной личной и гражданственной черты. Но дело этим не ограничивается. Следует предпринять все возможные меры по ликвидации педагогической запущенности такого школьника.

Стремление подростка испытать себя в рискованном деле (набег на соседский сарай, кража имущества и т. п.) не позволяет ему глубоко и серьезно задуматься над неправильной формой его осуществления. Поэтому необходима разъяснительная работа воспитателей по вскрытию противоправности таких действий. Требуется также, чтобы подросток понимал не только свои интересы, но и встал на позицию пострадавшего. Наконец, необходимо больше и чаще вовлекать подростка в различные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удовлетворить указанные выше потребности.

 

2.2 «Трудные дети» в школе и учебной деятельности

 

Дети осложнённого поведения доставляют любому коллективу много хлопот и неприятностей. И работа педагога с «трудными» учащимися в учебном коллективе – это, прежде всего, педагогическая реабилитация. Она должна включать: возможность от реагирования психической напряженности; обеспечение условий от вредных привычек; переключение интересов подростка на социально положительную норму с поддержкой уверенности в себе.

Информация о работе Работа социального педагога с трудными детьми