Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 04:46, курсовая работа
Отсюда целью работы – показать технологию работы социального педагога с трудными детьми. Задачи исследования, которые вытекают из цели:
- проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по проблемам противоправного поведения школьников,
- установить степень разработанности исследуемой проблемы и выявить специфику работу социального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением;
- определить и экспериментально обосновать социально - педагогические условия повышения эффективности воспитания подростков с отклонением в поведении.
Введение
Глава 1. Основы деятельности социального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением
1.1 Девиантное и делинквентное поведение
1.2 Психолого–педагогическая характеристика несовершеннолетних с противоправным поведением
1.3 Профилактика отклоняющего поведения несовершеннолетних
1.4 Нормативно – правовая база в организации социальной работы с детьми правонарушителями - в России
Глава 2. Технология социальной работы с несовершеннолетними с противоправным поведением
2.1 Методы работы социального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением
2.2 «Трудные дети» в школе и учебной деятельности
Заключение
Список литературы
Подростку некуда пойти, негде применить силы, реализовать способности. Отсутствие нормальных условий для самовыражения толкает на поиски «приключений». Только организованный досуг, творчество и спорт дают возможность самореализации и предохраняют подростка от опасной черты.
Для любого из нас, особенно для подростка, очень важна оценка окружающих. В спортивных секциях, кружках и клубах, где не ставят отметок, где ребенок занят тем, что ему интересно, он добивается видимых результатов, чего с ним не происходит в классе. Подросток понимает, что он тоже хороший, его взяли на соревнования, на выставку, концерт, он заслужил похвалу и от этого хочет сделать еще больше, еще лучше. Денежный дефицит в семье лишает подростка карманных денег. Назрела необходимость создавать временные рабочие места для несовершеннолетних. Они смогут заработать трудом, не прибегая к мелким кражам, грабежам и другим нарушениям закона. Занятость на рабочем месте может дать начальную профессиональную подготовку, что немаловажно для подростка сегодня. Расширяя сеть кружков и секций, гарантируя льготы для тех, кто дает подростку возможность работать, мы уберегаем его от криминальной среды.
Одиночество подростка — настоящий бич сегодняшнего дня. Начинается оно в семье. Для некоторых одиночество продолжается и в классе. В объединении, клубе, секции, где сближает интерес, подросток чувствует себя равным среди равных.
1.4 Нормативно – правовая база в организации социальной работы с детьми правонарушителями – в России
Совершенно очевидно, что социальная работа с детьми – правонарушителями на уровне отношений специалист – ребенок, является частью социальной работы на общегосударственном, региональном и местном уровнях. И та, и другая требуют эффективных технологий.
Вопреки распространенному мнению, необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент общегосударственная технология работы в России существует. Она представлена в текстах важнейших российских законов «Об основах социального обслуживания населения», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в государственных и региональных программах профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, утверждаемых на различные сроки, в ряде других законов и документов, регламентирующих вопросы помощи и поддержки отдельных категорий детей, нуждающихся в особой помощи со стороны государства и общества.
Как и всякая общегосударственная технология работы с детьми группы риска гарантированно приводит ее разработчика к получению ожидаемого результата.
В качестве цели социальной работы государство и законодатель рассматривают формирование общегосударственной системы защиты прав и интересов несовершеннолетних, предупреждение форм противоправного их поведения.
Ст. 2 Федерального Закона «Об основах системы профилактики…» определяет в качестве основных задач и принципов деятельности по профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних следующие:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
-социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
При этом в законе уточнены принципы организации профилактической работы, что имеет важное значение при соотнесении социально-педагогических и управленческих подходов в решении проблем безнадзорности и правонарушений на государственном уровне. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального Закона «Об основах системы профилактики…» к ним отнесены:
- законность;
- демократизм;
- гуманное обращение с несовершеннолетними;
- поддержка семьи и взаимодействие с ней;
- индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
- государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Анализ закона позволяет заключить, что общегосударственный подход не только не противоречит ключевым категориям и понятиям современной социально-педагогической науки и социальной работы как области знания и сферы практики, но и совпадает с ними. В частности, направления профилактики, выделенные законодателем, очень точно описывают содержание ведущей категории социальной педагогики – социальное воспитание.
Социальное воспитание, педагогически ориентированная и целесообразная система помощи в образовании и воспитании детей, нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь».
Таким образом, мы можем говорить о том, что к настоящему моменту в российском законодательстве подготовлены предпосылки для появления системной общегосударственной технологии социальной работы с детьми группы риска. Полно и в соответствии с научными требованиями разработан целевой компонент государственного подхода в профилактической работе с детьми группы риска.
В анализируемых документах объектом применения общегосударственного подхода, с одной стороны, называются дети, граждане, семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию в соответствии с Федеральными законами «Об основах социального обслуживания населения», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В соответствии с Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», объектом работы является несовершеннолетний или семья, попавшие в социально опасную ситуацию. Признаки трудной жизненной ситуации и социально опасной ситуации в приведенных текстах законов практически совпадают. При этом совпадают эти признаки и в реальной жизни.
Необходимо принять во внимание и тот факт, что указанные выше три важнейших закона, по сути, оформляют контур современного российского социального законодательства, регулирующего вопросы оказания социальной помощи и организации социальной работы с населением, в том числе и с детьми.
Несомненно, позитивным является определенная понятийная общность этих законов. Трудная жизненная или социально опасная ситуация рассматривается в этом случае как единое основание для организации специальных действий со стороны органов государственной и местной власти в отношении детей.
Трудной жизненной ситуацией считается такая, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность; неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью; сиротство; безнадзорность; малообеспеченность; безработица; отсутствие определенного места жительства; конфликты и жестокое обращение в семье; одиночество и т.п.) и которую он не может преодолеть самостоятельно.
При этом детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, считаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и/или физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Именно по отношению к трудности ситуации каждого ребенка в соответствии с вышеназванными законами органы и учреждения, в том числе и образования, должны предпринимать необходимые действия, восстанавливающие права ребенка и ситуацию его благополучия.
В то же время три названных социальных закона рассматривают фактически по единому основанию различного объекта – потенциального клиента.
Закон «Об основах социального обслуживания населения» выделяет, в первую очередь, в качестве объекта несовершеннолетних, по отношению к которым может быть применен специфически профессиональный инструмент социальной работы и органов социальной защиты населения России – социальные услуги.
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» описывает в основном положение несовершеннолетнего или учащегося, какого бы то ни было образовательного учреждения, инструментом помощи которому выступают собственно образовательные услуги и программы учреждения, системы образования в целом.
Закон «Об основах системы профилактики…», наоборот, рассматривает в качестве объекта несовершеннолетнего безотносительно к его образовательному или социальному статусу, но провозглашает защиту его прав в контексте задач профилактической работы. Именно поэтому законодателем вычленены в Федеральном законе «Об основах системы профилактики…»специфические признаки групп детей – объектов профилактической работы, а именно:
- безнадзорный – несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и /или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
- беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и/или места пребывания;
- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое, вследствие безнадзорности или беспризорности, находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья. Не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
- семьей, находящейся в социально опасном положении, считается такая семья, где дети находятся в социально опасном положении, а также, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и/или содержанию и/или отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Принципиально с точки зрения закона выделение и более частных параметров возможного объекта профилактической работы. В соответствии со ст. 5 Закона «Об основах системы профилактики…», к лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, отнесены следующие несовершеннолетние:
1) безнадзорные или беспризорные;
2) занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
3) содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающиеся в социальной помощи и/или реабилитации;
4) употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества;
5) совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
6) совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
7) освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
8) не подлежащие уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
9) обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
10) условно досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
11) получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
12) освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и/или после освобождения находятся в социально опасном положении и/или нуждаются в социальной помощи и/или реабилитации;
13) осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
14) осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
При этом профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рассматривается как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с ними и их семьями, находящимися в социально опасном положении.
Информация о работе Работа социального педагога с трудными детьми