Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:27, контрольная работа
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Понятие словарной работы, её значение.
Задачи и содержание словарной работы.
Словарная работа в повседневной жизни детского сада.
Развитие словаря детей на неречевых занятиях.
Приложение: ситуации общения, дидактические игры по развитию речи.
Список использованной литературы.
Материал: шкаф, куклы, кукольная одежда.
Словарь: холодно, тепло, сними, надень, шапка, шарф, пальто, шуба, прогулка, шкаф.
«КУПАНИЕ КУКЛЫ»
Задачи: учить детей игровым действиям, иллюстрирующим купание куклы, закреплять их последовательность; использовать социальный опыт детей: учить переходить в ходе игры от одного игрового действия к другому, обращать внимание на свойства воды, одежды (чистая — грязная, холодная — теплая).
Игровые действия, развитие сюжета: ребенок готовит ванну для куклы, готовит атрибуты для купания: мочалку, мыло, полотенце. Наливает воду в ванну, раздевает куклу, соблюдая последовательность действий, усаживает в ванну, намыливает мочалку, трет ею кукле ноги, спину, живот. Моет голову, поливает чистой водой. Вытирает куклу полотенцем, вытирает и сушит волосы, причесывает их, надевает чистую одежду (пижаму), отводит куклу спать
Материал: кукла, ванночка, вода, мыло, мочалка, шампунь, полотенце, одежда.
Словарь: купать, раздеваться, одеваться, надевать, мыло, вода, ванна, ноги, руки, живот, голова, чистый, грязный, холодный, теплый.
Дидактические игры для детей 3-4 лет
«НАЙДИ ПРЕДМЕТ ПО ОПИСАНИЮ»
Дидактическая задача. Воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам; развивать наблюдательность, находчивость; учить детей описывать предмет, не называя его; воспитывать выдержку.
Игровое правило. Ищет тот, кого назовет Буратино.
Игровые действия. Игру ведет Буратино, отгадывание его загадок детьми; поиск предметов в групповой комнате.
Ход игры. Воспитатель вместе с Буратино и детьми рассматривает предметы, которые он подобрал для игры: мяч, грузовую машину, собачку, ведерко, куклу. При этом педагог обращает внимание на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает детям отвернуться, в это время быстро раскладывает все предметы по разным местам и говорит:
— Разбежались все наши игрушки. Сейчас вы их будете искать.
Сережа ходит по комнате, ищет мяч. Найдя его, приносит и кладет на стол воспитателя. Далее Буратино описывает другую игрушку:
— Пластмассовое, зеленое, с ручкой, в нем носят воду, чтобы полить растения. Что это за предмет?
Дети по описанию узнают ведро. «Лена, поищи ведро и принеси его сюда»,— продолжает игру Буратино. Лена находит и приносит также на стол, ставит на прежнее место.
Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки будут возвращены на место.
Буратино отмечает детей активных, внимательных, находчивых. Затем предлагает всем поиграть с игрушками: теперь они знают, как играть с ними.
Для подобных игр можно брать игрушки, к которым у детей по каким-либо причинам ослаб интерес, о которых они на время забыли.
«ПОДБЕРИ ПОСУДУ ДЛЯ КУКЛЫ»
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о разных видах посуды; формировать умение использовать посуду по назначению; воспитывать находчивость, внимание, речь.
Игровое правило. По сигналу воспитателя быстро отобрать нужную посуду (чайную, столовую, кухонную).
Игровое действие. Поиск посуды, нужной для работы няни, повара.
Ход игры. Игра проводится после того, как дети познакомились с работой няни, повара, узнали, какая посуда используется в их работе.
Воспитатель готовит для игры трех кукол: одна в куртке повара (повар), другая в халате (няня) и третья кукла просто девочка. Повар стоит у плиты (игрушечной), няня готовит к обеду посуду, за столом (из игрушечной мебели) сидит кукла-девочка. Воспитатель вместе с детьми рассматривает кукол, беседует о том, кто это, что они делают, какая им нужна посуда: просит вспомнить, что они видели во время экскурсии на кухню.
На столе возле воспитателя стоит разная посуда. Показывая предмет, воспитатель рассказывает, как этот предмет называется (кастрюля), кому он нужен (повару). Затем, обращаясь к ребенку, говорит:
— Коля, отнеси, пожалуйста, кастрюлю повару, поставь на плиту. (Ребенок выполняет задание.)
Далее воспитатель показывает хлебницу:
Так поочередно дети упражняются в отборе посуды, соотнесении ее с профессией знакомых им людей. Для поддержания у ребят интереса к игре на всем ее протяжении воспитатель показывает предметы и говорит о них так, чтобы вызвать у ребят активную реакцию:
Среди оставшейся посуды дети ищут половник и находят его, относят половники и повару, и няне.
Игра «Подбери посуду» не только помогает усвоению знаний о предметах быта, их назначении, но и вызывает у детей интерес к игре с посудой: малыши играют роль няни, повара. У них появляется желание напоить куклу чаем и т. п.
«МАГАЗИН»
Дидактическая задача. Закрепление материала, из которого сделаны предметы. Активизация словаря. Развитие мышления, сообразительности
Правила игры. Войдя в «Магазин», ребенок выбирает предмет. Выбрав, должен назвать его и сказать, из чего он сделан
Игровое действие. Выполнение ролей продавца, покупателя. Процесс покупки предметов
Содержание. Дети вместе с воспитателем оборудуют магазин. Раскладывают предметы по их назначению, материалу. Выбирают продавцов и начинают играть
Роль воспитателя. В начале игры воспитатель сам покупает игрушки, выбирает их, называет и рассказывает, из чего они сделаны, т. е. дает наглядный образец выполнения правил и дидактической задачи игры. Предметы подбираются в соответствии с тем, какой словарь нужно активизировать, какие материалы нужно закрепить. Помогает «продавцам» лучше обслужить покупателей
Игра «Магазин» может быть проведена с различной дидактической задачей, например на классификацию предметов. Этот вопрос решает воспитатель исходя из программных задач.
«ЧЬИ ДЕТКИ?»
Дидактическая задача. Закрепить знания о домашних животных, их детенышах, кто как кричит; упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного.
Игровые правила. Ставить карточку с изображением детеныша на фланелеграф можно только после того, как услышишь голос взрослого животного, который имитируют дети, а также после того, как правильно назовешь детеныша.
Игровые действия. Звукоподражание. Найти детеныша на картинке, поставить на фланелеграф рядом со взрослым животным.
Ход игры. Воспитатель подготавливает для игры фланелеграф и набор картинок с изображением животных и их детенышей: корова и теленок, лошадь и жеребенок, коза и козленок, собака и щенок, кошка и котёнок (могут быть и другие животные). До начала игры воспитатель с детьми рассматривает картинки, уточняет знание детьми названий животных и их детёнышей. Дети упражняются в звукоподражании.
— Давайте покажем, как мычит корова. А как мяукает котенок? Будем сейчас играть. Посмотрите (на фланелеграфе лежит полоска зеленой бумаги) — это полянка. Какая красивая лужайка! (Показывает.) Здесь будут ходить животные.
Я сейчас вам раздам картинки. На лужок будут приходить животные и звать своих детенышей. Вы будете находить того детеныша, чья мама пуляет по лугу и зовет его к себе. Картинку будете ставить только после того, как услышите голос животного. Поняли? Вот на луг вышла . . . (Пауза.)
Дети называют:
— Корова.
Воспитатель ставит картинку на фланелеграф.
— Как она зовет своего сыночка?
— Му-му-му!— хором произносят дети, рассматривая свои картинки.
У Вовы теленок. Он подбегает к фланелеграфу со своей картинкой, ставит ее рядом.
Так поочередно ставят и других животных. Дети произносят характерные для каждого животного звуки.
— Громче, дети! Иначе не услышит козленок свою маму.
Воспитатель учит громко и правильно произносить звуки: бе-бе-бе (или ав-ав-ав, мяу-мяу-мяу, хрю-хрю-хрю). После того как все мамы найдут своих детенышей, игру заканчивают повторением слов хором и по одному.
— Гуляет по лужку корова с теленком, свинья с поросенком, собака со щенком, кошка с котенком,— заканчивает игру воспитатель, при этом обращает внимание на правильное произношение конца слов: щенком, поросенком, котенком.
Возможен и другой вариант игры: у одной группы детей будут взрослые животные, а у другой — детеныши. Одни дети по очереди называют животное и произносят соответствующие звуки, а другие быстро находят их детенышей, подбегают к столу и кладут рядом обе картинки с изображением взрослого животного и его детеныша. Когда все картинки будут подобраны попарно, игру можно закончить.
«КОМУ ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ?»
Дидактическая задача. Закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда; воспитывать интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.
Игровое правило. Закрывать клеточки на большой карте только теми картинками, которые соответствуют ее сюжету (работа шофера, повара, врача, свинарки).
Игровые действия. Поиск нужных карточек, соревнование – кто быстрее закроет все клетки на большой карте.
Ход игры. Игра проводится по типу «Лото». На больших картах изображены повар, врач, шофер, свинарка, на маленьких — предметы, необходимые в работе. Воспитатель уточняет знание детей о профессиях и орудиях их труда. Затем напоминает правила знакомой игры в лото. Если дети не играли в эту игру, правила следует разъяснить. Берут одну большую карту и рассматривают ее. Затем подбирают к ней соответствующие картинки, например, повару — кастрюлю, половники, мясорубку, чайник, противень, дуршлаг. Педагог помогает вопросами тем, кто затрудняется: «Что еще нужно врачу? Чем он измеряет температуру? Чем забинтовывает?», «Поищи внимательнее вес предметы, которые нужны шоферу».
Эту игру проводят после наблюдения за работой людей разных профессий, обращая внимание па орудия их труда. По мере ознакомления детей с трудом взрослых добавляют картинки с изображением строителя, почтальона, продавца, доярки и орудий их труда.
Список использованной литературы.