Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:27, контрольная работа
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Понятие словарной работы, её значение.
Задачи и содержание словарной работы.
Словарная работа в повседневной жизни детского сада.
Развитие словаря детей на неречевых занятиях.
Приложение: ситуации общения, дидактические игры по развитию речи.
Список использованной литературы.
— учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы;
— значимость слова для решения воспитательных задач;
— значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений;
— отбор слов, относящихся к разным частям речи (существительные, прилагательные, наречия). Распределение лексики по частям речи нацеливает педагога на работу со всеми лексическими категориями [1, с. 101-105].
Для организации целенаправленной и систематической работы над смысловой стороной слова целесообразно наметить перечень синонимических рядов, антонимов, многозначных слов [1, с. 106].
Таким образом, в ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности, общения. Изменение содержания и формы детских высказывании зависит от изменения формы общения. Переход от ситуативно-деловой формы, xapактерной для преддошкольника, к внеситуативно-познавательной, а затем к внеситуативно-личностной предъявляет определенные требования к речи детей и стимулирует их к овладению такими ее сторонами, которые необходимы и достаточны для решения стоящих перед ребенком коммуникативных задач. Речь дошкольника приобретает функции установления социальных контактов и планировании, реализация которых обеспечивается монологической контекстной речью и формой внутренней речи. Важным направлением развития речи дошкольников является превращение ее в орудие мышления [9, с. 244].
Ознакомление дошкольников с окружающим и расширение их словаря осуществляется не только в процессе обучения. Многие приёмы словарной работы находят свое применение в других видах детской деятельности. Большие возможности для обогащения и активизации словаря представляет бытовая деятельность (еда, одевание и пр.). Чрезвычайно важна для развития словаря детей их трудовая деятельность. Язык и мышление были и продолжают быть неразрывно связанными с трудовыми процессами, с деятельностью человека. Детям становится понятно значение многих слов, потому что они связаны с чувственными восприятиями, а характер трудового общения способствует использованию ребенком приобретенных слов и закреплению их в памяти [4, с. 107].
В трудовой деятельности словарь детей пополняется за счет названий орудий труда, инструментов, действий, качеств и свойств предметов. Особое значение имеет совместный, коллективный труд, в котором возникают и специально создаются разнообразные коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов: планирование работы, обсуждение конкретных способов ее выполнения, обмен мнениями в ходе труда, краткие отчеты о выполненной работе [1, с. 118].
П. П. Савельевой (г. Киев) было проведено интересное исследование о влиянии трудовых процессов на обогащение словаря детей в таком виде детского труда, как починка книг. Исследование проводилось в двух детских садах. В одном из них дети, как обычно, вместе с воспитателем просто подклеивали книги. В другом та же работа проводилась с использованием приемов обогащения словаря. В результате в рассказах детей о труде выявилась огромная разница. Дети опытной группы легко оперировали словами обложка, корешок, отмерить, просушить, страница, название, пресс, сверху, справа, снизу, густо и другими, потому что на каждое из этих слов в свое время было специально обращено их внимание.
Новые способы нравственного воспитания, разработанные в настоящее время научными сотрудниками, содействуют формированию речевых умений, активизации словаря. Например, при выполнении какого-нибудь коллективного трудового задания рекомендуется разбить детей па небольшие звенья. Выбранный звеньевой рассказывает членам звена о том, как надо работать, а по окончании труда в непринужденной беседе (вне занятий) он отчитывается. Также практикуются краткие отчеты дежурных о своей работе [4, с. 107-108].
Эффективное средство словарной работы — игра. Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору [10, с. 53].
В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы — профессиональная лексика; в строительных играх — слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы [1, с. 118].
В разработанной в дошкольной педагогике теории руководства играми важное место занимают правила поведении детей, многие из которых можно использовать для развития их речи: умение договариваться, распределять роли и обязанности, научить товарища тому, что умеешь сам, и пр. Воспитателю рекомендуется время от времени обновлять сюжеты игр, в том числе бытовых, которые полезны для всестороннего воспитания детей. Например, в игре «Переезд на новую квартиру» содержание обновляется таким образом: устройство новой квартиры, прием гостей, приобретение телевизора и др. В каждой такой игре должны быть правила, обусловленные ее содержанием (гостей встречать приветливо, разговаривать с ними вежливо, тихо и т. д.). Один из путей влияния на игру — целенаправленный подбор оборудования и кукол. Исследованиями установлено, что игры с куклами будут тем богаче по содержанию и разнообразию, чем чётче будут представления детей о том, откуда и зачем приехала кукла, где она будет жить и т. д. Это положение вытекает из взгляда советских исследователей на творческую игру как на игру социальную и на кукол как «представителей» людей. Поэтому воспитателю очень важно продумывать пути расширения знаний и словаря детей в игре: организацию игр с куклами, изображающими детей, и куклами в национальных костюмах, приемы руководства игрой, речью детей (чтение и рассказывание детям, вопросы педагога и коллективные разговоры об играх, переписка с куклами и пр.).
Общие приемы руководства речью используются как в ролевых играх, так и в других видах игр.
Обогащение словаря детей происходит в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятными новые для них слова благодаря сочетанию зрительных и слуховых восприятий.
Активизации словаря, особенно образного, способствуют игры-драматизации, показ кукольного и настольного театров, участие детей в утренниках, детских концертах. Итак, словарная работа в детскому саду осуществляется с помощью разнообразных средств воздействия на детей [4, с. 107-109].
Очень важно, чтобы работа над словарем, начатая в одном виде деятельности, продолжалась в другом виде, усложняясь и видоизменяясь, с учетом закономерностей овладения словом.
Таким образом, развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности [1, с. 120-121].
Словарная работа проводится на всех занятиях по другим разделам программы. Дети усваивают разные по степени обобщения и по содержанию знания и словарь. А. П. Усова отмечала наличие двух категорий знаний, которыми должен овладеть ребенок в детском саду: знания, не требующие специального обучения, и знания, усваиваемые в процессе организованной учебной деятельности. Учитывая этот факт, в каждой возрастной группе определяют удельный вес разных форм работы с детьми с целью развития у них соответствующей лексики.
Для усвоения знаний и лексики, относящихся к первой категории (предметы быта и бытовой словарь), на первый план выдвигается непосредственное общение взрослых с детьми в быту, в ходе которого направляется процесс овладения словом, осуществляется накопление словарного запаса. Воспитатель в первую очередь использует те случаи, которые встречаются в повседневной жизни: приход ребенка в детский сад, умывание, прием пищи, прогулки, игры, труд по самообслуживанию и др. Таким образом, дети осваивают большую часть необходимого бытового словаря. Он наиболее близок и доступен пониманию детей, они слышат и сами употребляют эти слова в процессе наблюдений за бытовым трудом взрослых, оказания им посильной помощи, в играх.
Навыки правильного употребления этих слов уточняются и закрепляются на немногочисленных занятиях, которые в основном выполняют функцию закрепления и контроля. Например, слова, относящиеся к таким тематическим группам, как «одежда», «постельные принадлежности», «умывание», осваиваются в ходе совместной со взрослым и самостоятельной деятельности, а их закрепление и активизация происходят в специально организованных сюжетно-дидактических играх с куклой (в младшей и средней группах), в разных видах рассказывания и лексических упражнениях (в старших группах) [1, с. 120-121].
Известно, что словарная работа неразрывно связана с работой по ознакомлению с окружающим. У маленьких детей мало знаний об окружающей жизни, небогатый жизненный опыт. Поэтому следует стремиться к тому, чтобы усвоение детьми новых слов опиралось на конкретные представления, чтобы дети по возможности видели предмет, о котором идёт речь [5, с. 14].
Очень важна взаимосвязь занятий рисованием, лепкой, аппликацией с работой по развитию речи детей. На занятиях по развитию речи и в свободное время в детском саду детям читают сказки, рассказы, разучивают с ними стихотворения. В процессе этой работы у детей развиваются художественно-образные представления, речь, мыслительные способности. Эти же процессы развиваются у них и в процессе изображения событий, о которых они узнали из прочитанного. Активизируется и их фантазия. Ребята стремятся по-своему передать сказочные и стихотворные образы, выразить отношение к тому, что их удивило, обрадовало, заинтересовало. И занятия по изобразительной деятельности в свою очередь способствуют развитию речи детей, обогащая ее образными выражениями, эпитетами, употребляемыми для характеристики, описания того или иного события, явления [6, с. 248]. На занятиях по изобразительной деятельности дети осваивают названия предметов, оборудования, материалов, их качеств.
Пополнение активного словаря предполагается на занятиях по конструированию: названиями строительных деталей и частей построек, поэтому при их проведении педагоги должны максимально активизировать речь детей.
Развитие речи детей происходит и на занятиях по физической культуре – помогают уточнить и закрепить глаголы движения. Все виды двигательной деятельности ребенка — игры, бег, скаканье, лазанье и т. п. — сопровождаются речью, криками, возгласами, восклицаниями. Исследователи наблюдали группу дошкольников от 3 до 5 лет, которые на даче в течение 15 минут бегали вокруг дома и, не переставая, громко повторяли: «Побежим, побежим...». Их бег, их выкрики были обусловлены их радостным эмоциональным состоянием. В сочетании двигательной, волевой и эмоциональной сферы детей работал, формировался и креп их речевой аппарат [10, с.136-137].
Работу над словарём можно проследить и на занятиях по предматематическому (сенсомоторному развитию). Ощущения и восприятия являются первой ступенью на пути к познанию мира. Развивающаяся речь опирается па базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств — орудия познания, и в развитии речи ребенка они играют первенствующую роль. Чувства зрения, слуха и осязания являются руководящими; при их посредстве ребенок знакомится с предметами и явлениями. Правильное восприятие предметов является основной умственной работой ребенка. Сенсорное развитие и развитие речевое совершаются в тесном единении, и работа по развитию речи не может быть оторвана от работы по развитию органов внешних чувств и восприятий.
Природа — богатейший источник восприятий. Неограниченное разнообразие представленных в ней красок, форм, размеров, звуков побуждает органы чувств к деятельности. Одно ощущение проверяет другое, чувства друг друга контролируют. Сколько живых ярких образов заполнят сознание ребенка, сколькими новыми словами обогатится его лексикон.
Надо помогать детям ориентироваться во всем многообразии ими воспринимаемого и содействовать тому, чтобы каждое представление прочно связывалось с характеризующим его словом, и речь детей заблещет образными, точными словами [10, с. 137].
Игровые ситуации общения для детей 3-4 лет
«КУКЛА МАША ХОЧЕТ СПАТЬ»
Задачи: учить детей игровым действиям, иллюстрирующим раздевание куклы, закреплять их последовательность, уточнить назначение кровати и постельных принадлежностей; воспитывать в детях заботливое отношение к кукле.
Игровые действия, развитие сюжета: ребенок спрашивает у куклы, хочет ли она спать, умывает ее перед сном (лицо, руки), чистит ей зубы, расплетает косу, расчесывает волосы, заранее готовит постель, последовательно снимает с куклы одежду, надевает пижаму, укладывает спать, поправляет подушку, одеяло.
Материал: кукла, предметы для умывания, кроватка, одежда для куклы, постельные принадлежности.
Словарь: хочет спать, не хочет спать, сними, надень.
«КУКЛА ЗАБОЛЕЛА»
Задачи: знакомить детей с новыми игровыми действиями с куклой; закреплять последовательность раздевания куклы; учить действовать, подражая взрослому; воспитывать чувство сопереживания заболевшей кукле.
Игровые действия, развитие сюжета: ребенок спрашивает у куклы, что у нее болит, щупает ей лоб, смотрит горло, раздевает и укладывает в постель, вызывает врача
Материал: кукла, кукольная мебель, постельные принадлежности
Словарь: кукла гуляла, болит голова, болит горло, кукла заболела, болеет
«ПРОГУЛКА»
Задачи: закреплять игровые действия, иллюстрирующие одевание верхней одежды; учить детей соотносить предметы одежды по цвету (шарф и шапка, пальто и шапка); добиваться установления элементарных причинно-следственных связей в логике игровых действий.
Игровые действия, развитие сюжета: ребенок усаживает на стульчики несколько кукол, достает из шкафа предметы одежды, соотносит их по цвету, подбирая к шапке шарф, к пальто — шапку и т. д., одевает кукол на прогулку, выводит на «улицу».