Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:30, реферат
Человек живет не обособленно. Какими бы мы не были, мы всегда устремляемся к окружающим, испытываем потребность в общении. Психологами установлено, что передача информации происходит за счет вербальных средств на 7 %, за счет звуковых средств – на 38 % и за счет невербальных средств – на 55 %. Также обнаружено, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65 % информации передается с помощью невербальных средств общения. Редко случается, что мы говорим, не сопровождая слова каким-либо действием.
Основные методы обучения.
1. Наблюдение включает использование всех сохранных анализаторов.
2. Рассматривание адаптированных рисунков, иллюстраций с детьми, имеющими остаточное зрение.
3. Свободное тематическое рисован
4. Упражнения подражательно-
5. Этюды, театрализованная деятельность.
6. Моделирование и анализ заданных ситуаций.
7. Импровизации.
8. Игры с правилами:
сюжетно-ролевые, словесные,
9. Логоритмика, ритмопластика.
10. Использование пальчиковой гимнастики.
11. Чтение художественных произведений.
12. Сочинение историй.
13. Беседы, рассказы педагога и детей с использованием неречевых средств общения.
14. Использование настольных дидактических игр соответствующей тематики.
15. Использование игр на развитие вокальной мимики и слухового внимания.
Критерии оценки сформированности неречевых средств общения слепых и слабовидящих детей
Вследствие невозможности для слепых детей использовать в процессе познания окружающей действительности дистантный зрительный анализатор, понятно различие в оценке сформированности у данных детей неречевых средств общения.
Конечной целью обучения слабовидящих детей является овладение ими умением адекватно и самостоятельно воспринимать и правильно и самостоятельно воспроизводить неречевые проявления, т. е. сформированность полноценных средств неречевого общения, не отличающихся от таковых у зрячих, нормально видящих.
Незрячим же детям очень важно, прежде всего, научиться самостоятельно и правильно воспроизводить мимические и пантомимические действия и интонацию с целью: а) в своих действиях и поведении не выделяться среди зрячих; б) передавать адекватными неречевыми действиями свое эмоциональное состояние.
Для адекватного же восприятия эмоционального состояния собеседника слепому ребенку необходимо различать, используя слуховой, дистантный анализатор, тонкости и оттенки интонации голоса собеседника.
Из вышеизложенного следуют различия в определении уровней сформированности неречевых средств общения у слепых и слабовидящих детей, а также в методах обучения. Задачи, формы организации работы, программа обучения слепых и слабовидящих неречевым средствам общения являются в основном общими, так как и те и другие дети должны овладеть средствами общения на уровне возрастных возможностей.
Уровни сформированности неречевых средств общения у слепого ребенка
0 - неадекватно воспринимает, не понимает и не воспроизводит заданное в упрощенном варианте даже с помощью педагога. Может правильно воспринять только интонацию говорящего и объяснить ее словами либо адекватными действиями, но сам ее воспроизвести затрудняется.
1 - адекватно воспринимает и воспроизводит заданное в упрощенном варианте с помощью педагога (изолированные жесты, мимика - у себя и педагога). Воспроизводит знакомую заданную интонацию по просьбе педагога.
2 - адекватно воспроизводит и правильно воспринимает в самостоятельной практической деятельности упрощенные мимические и жестовые действия. На уровне моделирования ситуации справляется с упрощенными вариантами заданий с помощью педагога. Воспроизводит и воспринимает интонацию в игровой ситуации.
3 - адекватно воспринимает и воспроизводит самостоятельно и по алгоритму задания на соответствие и правильность выполнения мимических и жестовых движений. Использует сохранные анализаторы в соответствии с необходимостью. На уровне смоделированных ситуаций справляется с заданным самостоятельно. Только с помощью педагога решает задачи на использование неречевых средств общения на практике.
4 - адекватно воспринимает
и воспроизводит
Уровни сформированности неречевых средств общения у слабовидящего ребенка
0 - воспринимает только простейшие задания, адекватно воспроизводит простые задания с помощью педагога.
1 - адекватно воспринимает и самостоятельно воспроизводит простейшие задания, справляется с простейшими смоделированными ситуациями только с помощью педагога. Не справляется с заданиями средней ступени сложности.
2 - адекватно воспринимает и воспроизводит несложные смоделированные ситуации, используя алгоритмы. Включает полученные знания в игровую деятельность, но в жизненных ситуациях использует не всегда. Задания средней ступени сложности выполняет с небольшой помощью педагога.
3 - адекватно и самостоятельно воспринимает и воспроизводит несложные смоделированные ситуации, использует сформированные навыки в практической деятельности с небольшой помощью педагога.
4 - адекватно и самостоятельно
воспринимает и воспроизводит
задания; использует
ПРИЛОЖЕНИЕ I
ПРИМЕРНАЯ
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ
УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
НЕРЕЧЕВЫХ
СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ.
Примечание. Эффективность работы тифлопедагог
по формированию у ребенка с нарушением
зрения неречевых средств общения в определенной
мере обусловливается уровнем овладения
им не речевыми проявлениями на момент
поступления в группу. Поэтому одним из
условий реализации предложенной программы
является обследование уровней формирования
неречевых среде общения. В предложенной
карте обследования отражены основные
характеристики, которые являются условиями
или предпосылками для формирования неречевых
средств общения. Тифлопедагог при этом
учитывает данные обследования ребенка
всеми специалистами дошкольного учреждения:
офтальмолога, невропатолога, терапевта,
логопеда и др.
1. Фамилия, имя.
2. Возраст.
3. Зрительный диагноз.
4. Сопутствующие заболевания.
5. Положение ребенка в семье.
6. Готовность опорно-двигательного аппарата:
а) общая моторика: походка, осанка, наличие
навязчивых движений;
б) мелкая моторика: состояние мышечного
тонуса, точное и движений, их сила.
7. Готовность жестовой мускулатуры:
а) состояние тонуса,
б) объем движений,
в) качество движений.
8. Готовность мимической мускулатуры:
а) состояние тонуса,
б) амплитуда мимических движений,
в) качество воспроизведения мимических
движений.
9. Способность понимать и воспринимать
адекватно с помощью сохранных анализаторов
мимические движения, жесты, интонацию:
а) самостоятельно,
б) со словесной стимуляцией,
в) не воспринимает.
10. Способность воспроизводить мимику,
жест, интонацию:
а) самостоятельно, на основе образов
памяти,
б) отраженно,
в) сопряженно,
г) не воспроизводит.
11. Умение определить значение эмоции,
жеста и позы, изображенных изолированно,
вне контекста детьми с сохранным форменным
зрением:
а) самостоятельно,
б) со словесной стимуляцией,
в) не определяет.
12. Умение определить эмоциональное состояние
персонажа сюжетного изображения детьми
с сохранным форменным зрением:
а) самостоятельно,
б) со словесной стимуляцией,
в) не определяет.
13. Умение пользоваться неречевыми средствами
общения в смоделированных ситуациях:
а) сюжетно-ролевая игра,
б) этюды,
в) театрализованная деятельность. Сформировано:
а) в соответствии с возрастом;
б) пользуется при условии словесной
стимуляции;
в) не сформировано. .
14. Умение пользоваться неречевыми средствами
общения в практических жизненных ситуациях:
а) самостоятельно,
б) со словесной стимуляцией,
в) не использует.
Информация о работе Рабочая программа коррекционного курса «Развитие мимики и пантомимики»