Рабочая программа коррекционного курса «Развитие мимики и пантомимики»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:30, реферат

Краткое описание

Человек живет не обособленно. Какими бы мы не были, мы всегда устремляемся к окружающим, испытываем потребность в общении. Психологами установлено, что передача информации происходит за счет вербальных средств на 7 %, за счет звуковых средств – на 38 % и за счет невербальных средств – на 55 %. Также обнаружено, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65 % информации передается с помощью невербальных средств общения. Редко случается, что мы говорим, не сопровождая слова каким-либо действием.

Файлы: 1 файл

мимика и пантомимика программа.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Тематика блоков остается неизменной на протяжении всего процесса обучению. Меняется лишь тематика занятий. Происходит лишь усложнение, углубление изучаемого материала. Такая структура помогает обучающимся усваивать информацию в наиболее полной мере, потому что предполагается постепенное усложнение изучаемого материала. Кроме того, такая форма программа позволяет начать обучение с любого класса. В начале и в конце учебного года предусмотрена диагностика учащихся. На данных занятиях устанавливается уровень развития неречевых средств общения обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план.

На первом году обучения основной упор делается на развитие и укрепление мышечного аппарата, производящего мимические и жестовые движения, а также на формирование умения адекватно воспринимать и правильно воспроизводить сначала несложные мимические и жестовые движения. Обучение новому движению начинается с выполнения его совместно с педагогом, затем ребенок выполняет движения за педагогом, отраженно и только после успешного выполнения и закрепления сформированного навыка педагог предлагает ребенку выполнить действие по словесной установке, самостоятельно. Когда дети усвоили необходимые умения и навыки, придумываются короткие несложные этюды с использованием адаптированного наглядного материала, в которых участвуют 1-2 ребенка. Педагог направляет и уточняет действия детей, стараясь добиться полной самостоятельности в пользовании сформированными средствами общения.

№ занятия

Тема коррекционного занятия

Содержание и основные задачи

1.

Вводное занятие.

Диагностика учащихся.

I.Развитие мышечного аппарата

2.

Развитие зоны бровей.

Учить опускать, учить  поднимать, учить сдвигать брови.

3.

Развитие мышц губ.

Учить выпячивать губы вперед, делать улыбку, показывать передние зубы.

4.

Развитие мышц щек.

Учить надувать и втягивать щеки

5.

Развитие мышц языка

Учить умению уложить широкий и узкий язык, поднять кончик языка вверх, на верхние зубы, на верхнюю губу уложить на нижнюю губу.

6.

Развитие мышц шеи

Медленные круговые движения головы слева направо и справа налево, учить класть голову на правое и левое плечо, грудь, откидывать голову назад.

7.

Развитие мышц плеч

Поднимать плечи вверх, опускать их одновременно и попеременно.

II.Формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела (знакомство с мимикой, жестами )

8.

Наше лицо.

Восприятие  элементарных мимических движения (смех, улыбка, спокойное  состояние, плач)

9.

Наше тело.

Восприятие элементарных жестов  (это я; да; нет; нельзя; привет; все в порядке; не знаю; иди ко мне; до свидания и т.д.)

10.

Что такое поза?

Понятие позы. Мама качает ребенка, подметаю пол, поза маляра, поза водителя автобуса, поза идущего старого человека, поза идущего солдата.

III.Формирование умения пользоваться неречевыми средствами общения на практике, адекватно воспринимать и правильно воспроизводить их в игровой, трудовой, свободной деятельности, пантомима.

11.

Что я делаю?

Мини-этюды: я чищу зубы, мою лицо и руки, вытираю их, ем суп, качаю маленького ребенка.

12.

Что я чувствую?

Мини – этюды: светит солнышко, болит живот (зуб), потерялся, когда пошел с мамой в магазин, ем вкусную конфету.

13.

Чью работу я делаю?

Мини – этюды: маляр, водитель, землекоп и др.

14.

Какому животному я  подражаю?

Мини – этюды: заяц, медведь, петух и др.

15.

Такие разные походки

Мини – этюды: походка солдата, спешащего человека, старого человека.

16.

Игра-пантомима «Был у  зайца огород».

Развитие и закрепление  изученных пантомимических движений.

17.

«В гостях у Мойдодыра»

Игра на развития воображения.

 

IV. Формирование умения управлять своими эмоциями

18.

Развитие внимания.

Игры и упражнения на развития внимания.

19.

Расслабление отдельных  групп мышц

Игры и упражнения на расслабление отдельных групп  мышц.

20.

Викторина «Игралочка».

 

21.

Мимическая игра «Передавалки».

 

22.

Игра – исценировка  «Кузнечик».

 

23.

«Три мамы».

Игра на иммитацию  движений.

24.

Викторина  «Сами с  усами».

Развитие творческого  воображения.

25.

«Расскажи стихи руками».

Учить детей использовать жесты как средство выразительности.

26.

«Поиграем - угадаем».

Развитие пантомимических  навыков.

27.

«Загадки без слов».

Развитие пантомимических  навыков.

28.

Театрализованная игра -Весёлый Старичок-Лесовичок

Развитие пантомимических  навыков.

V. Культура общения.

29.

Давай знакомиться!

Занятие, направленное на обучение знакомству с детьми, сверстниками и взрослыми.

30.

Умение прощаться.

Как правильно попрощаться, жесты прощания

31.

Вежливость.

Вежливые слова и  жесты.

32.

Как вести себя за столом.

 

33.

«Плачет киска в коридоре», игра импровизация.

 

34

Итоговая диагностика.

Выявление уровня развития неречевых средств общения на конец года.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 класс.

На втором году обучения закрепляются знания, умения и навыки, сформированные за первый год, тренируется мышечный аппарат, производящий мимические и жестовые движения. Постепенно усложняется дидактический материал при формировании навыка пользования средствами общения. В работе над этюдами участвуют два действующих лица, педагог поощряет пользование неречевыми средствами общения в практических жизненных ситуациях.

 

№ занятия

Тема коррекционного занятия

Содержание, основные задачи.

1.

Выявление уровня развития неречевых средств общения

Диагностика учащихся в  начале года.

I.Развитие мышечного аппарата

2.

Развитие мышц лица.

Игры и упражнения для развития мышц лица.

3.

Развития мышц тела. Пластика.

Игры и упражнения для развития мышц тела.

II.Формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела (знакомство с мимикой, жестами )

4.

Читаем по лицу. Выражение  лица.

Определение настроения по картинке, фотографии, по рельефу (для слепых)

5.

О чем говорят жесты?

Схема человеческого  тела.

6.

«В стране зеркал».

Обучение жестам: стой, иди, бранить кого-то, стучать в  дверь, движение боксера, чуточку, капельку.

III.Формирование умения пользоваться неречевыми средствами общения на практике, адекватно воспринимать и правильно воспроизводить их в игровой, трудовой, свободной деятельности, пантомима.

7.

Гнев и страх.

Воспроизведение жестов и мимики.

8.

Игра «Бабушкины помощники»

поза, когда моют посуду, чистят зубы, обувь, развешивают белье, вытирают пыль.

9.

Что я чувствую?

Очень холодно, получил  подарок, кто-то отнимает любимую игрушку.

10.

В мире профессий.

Поза дровосека, сапожника, плотника.

11.

Такие разные походки.

Мини-этюды: походка манекенщицы, спортсмена, копуши, когда не хочу идти к врачу, а мама говорит, что надо;

12.

Какому животному я  подражаю?

Мини-этюды: лошадка, лягушка, курица, утка, ежик, волк.

13.

 «Придумай весёлый  диалог». «Черепаха» (игра-пантомима).

Развитие интонационной  выразительности.

14.

Разыгрывание по ролям  стихотворения И.Жукова «Киска».

Восприятие партнёрских  отношений.

15.

Игра «Давайте хохотать».

Развитие навыка импровизации.

16.

«Убежало молоко».

Развитие пантомимических  навыков детей.

17.

«Моя вообразилия».

Развитие творческой инициативы, фантазии.

18.

Игра драматизация. «Представьте себе».

Развитие умения эмоционально и выразительно общаться.

19.

Игра- пантомима «Шепот и шорох».

Развитие пантомимических  навыков детей.

20.

 «Загадки без слов».

Развитие пантомимических навыков.

21.

Инсценировка «Надин сон».

Развитие интереса к  театрализованным представлениям.

22.

«Поиграем - угадаем».

Развитие пантомимических  навыков.

23.

Викторина  «Сами с  усами».

Развитие творческого  воображения.

24.

Викторина «Мой маленький театр».

Совершенствование пантомимических  навыков.

25.

«Расскажи стихи руками».

Учить детей использовать жесты как средство выразительности.

26.

Мимическая игра «Передай улыбку…»

Развитие пантомимических  навыков.

27.

Театрализованная игра –«Весёлый Старичок-Лесовичок»

Развитие пантомимических  навыков.

IV. Формирование умения управлять своими эмоциями

28.

Игры на расслабление различных групп мышц рук, ног.

 

29.

Игры на расслабление различных групп мышц туловища, лица, шеи.

 

30.

Игры на преодоление двигательного автоматизма («Пожалуйста»).

 

31.

Игры на преодоление  застенчивости.

 

V. Культура общения.

32.

Как читать стихи?

Обучение выразительному чтению, правила использования жестов при чтении стихотворений.

33.

Умение слушать.

 

34.

Диагностика в конце  года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс.

На третьем году обучения в качестве основной ставится задача сформировать умение правильно воспринимать и воспроизводить основные мимические и жестовые движения и научить умению пользоваться ими в жизненных ситуациях. Научить по эмоциональным неречевым проявлениям, определять настроение собеседника и копировать его, пользуясь мимикой и жестами, вокальной мимикой. Моделирование ситуаций усложняется за счет увеличения количества действующих лиц до трех участников.

 

№ занятия

Тема  коррекционного занятия

Содержание, основные задачи

1.

Выявление уровня развития неречевых средств общения.

Диагностика учащихся в  начале года.

I.Развитие мышечного аппарата

2.

Развитие мышц лица.

Игры и упражнения для развития мышц лица.

3.

Развитие мышц тела.

Игры и упражнения для развития мышц тела.

II.Формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела (знакомство с мимикой, жестами )

4.

«На лице написано».

Закреплять умение правильно  воспринимать схему лица и тела по алгоритму (человек и животное): на муляже, барельефе, рельефе, адаптированном рисунке (детям с остаточным зрением); схему-символ лица и тела на фотороботе.

5.

Игра «Фоторобот».

6.

Наши питомцы.

7.

Есть ли у животных настроение?

III.Формирование умения пользоваться неречевыми средствами общения на практике, адекватно воспринимать и правильно воспроизводить их в игровой, трудовой, свободной деятельности, пантомима.

8.

Удивление, вина, обида

Воспроизведение мимических движений и жестов.

9.

Что я делаю?

Изучение новых жестов.

Изучение и воспроизведение  новых жестов: набираю телефонный номер, давай помиримся, жест упрямства, высокий, низкий, длинный, короткий.

10.

Воспроизведение мимики, поз и жестов с использованием сюжетных картинок.

Движения регулировщика, садовника, поливающего цветы, сгребающего листья, копающего яму; подметающего пол человека.

11.

«Как я провожу свободное  время». Рассказ без слов.

Формирование новых  навыков в пантомиме: игра с котенком, гуляю с собакой, собираю грибы (цветы, ягоды), листаю книжку с картинками и т.д.

12.

Что я чувствую?

Формирование новых  навыков в пантомиме: очень жарко, хочу спать, разбил дорогую вазу, увидел радугу;

13.

Чью работу я делаю?

Формирование новых  навыков в пантомиме: движения регулировщика, садовника, скрипача, дворника.

14.

Какому животному я  подражаю?

Формирование новых  навыков в пантомиме: ворона, кошка, черепаха.

15.

Такие разные походки.

Формирование новых  навыков в пантомиме: походка  балерины, усталого человека, когда  жмут ботинки;

16.

Итоговый урок. Этюды.

Повторение изученных жестов.

17.

Итоговый урок. Этюды.

Повторение изученных  жестов.

18.

Сюжетно-ролевая игра «В магазине»

Развитие творческих способностей учащихся, использование  изученных жестов.

19.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный звонок»

Развитие творческих способностей учащихся, использование  изученных жестов.

20.

Игра драматизация. «Представьте себе».

Развитие умения эмоционально и выразительно общаться.

21.

«Загадки без слов».

Развитие пантомимических  навыков.

22.

Разыгрывание по ролям  стихотворений. «Расскажи стихи руками».

Развитие партнерских  отношений.

Развитие пантомимических  навыков.

23.

«Поиграем - угадаем».

Развитие пантомимических  навыков.

24.

«Поиграем - угадаем».

Развитие пантомимических  навыков.

25.

Итоговый урок. Этюды.

 

IV. Формирование умения управлять своими эмоциями.

26.

Игры на расслабление различных групп мышц рук, ног.

 

27.

Игры на расслабление различных групп мышц туловища, лица, шеи.

 

28.

Игры на преодоление двигательного автоматизма

 

29.

Как преодолеть боязнь и  застенчивость.

 

V. Культура общения.

30.

Зачем нужны приветствия.

Беседа о нормах этикета, связанных с приветствиями.

31.

Как можно поздороваться?

Виды приветствия: с  незнакомым человеком, с другом, с  одноклассником, с учителем и воспитателем.

32.

Хит-парад приветствий.

Необычные способы приветствия  в разных странах.

33.

Итоговый урок.

Этюды.

Повторение изученных  жестов, использование их в жизненных  ситуациях.

34.

Диагностика в конце  года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 класс.

Основной задачей четвертого года обучения является развитие умения пользоваться сформированными навыками неречевого общения в практической деятельности и формирование умения контролировать свои эмоции.

 

№ занятия

Тема  коррекционного занятия

Содержание, основные задачи

1.

Диагностика в начале года

Выявление уровня использования  неречевых средств общения у  обучающихся.

I.Развитие мышечного аппарата.

2.

Развитие мышц лица.

Игры и упражнения для развития мышц лица.

3.

Развития мышц тела.

Игры и упражнения для развития мышц тела.

II.Формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела (знакомство с мимикой, жестами )

4.

Семейная фотография.

Обучение восприятию и воспроизведению мимических и  жестовых движений и соответствующей  им интонации на живом объекте.

5.

Немое кино. Игра актеров.

6.

Нарисуем книгу без  слов.

7.

Наше настроение.

III.Формирование умения пользоваться неречевыми средствами общения на практике, адекватно воспринимать и правильно воспроизводить их в игровой, трудовой, свободной деятельности, пантомима.

8.

Грусть, отвращение, заинтересованность, гордость

Воспроизведение мимических движений и жестов.

9.

Мои эмоции.

печаль, огорчение, превосходство, недовольство, скука, нетерпение

10.

Изучение новых жестовых движений.

отдай, не покажу, прислушивания, толстый, тонкий.

11.

Рассказ без слов «Мой день». Распорядок дня.

Жесты: умывание, расчесывание волос, подготовка к урокам, учеба и т.д.

12.

Рассказ без слов «В музыкальном  театре»

Жест дирижера, игра трубача, пианиста, скрипача и т.д.

13.

Изучение новых жестовых движений. Этюды.

Формирование новых  навыков в пантомиме: ласка, жалость, прислушивание, ловля бабочек, игра в мяч.

14.

Что я делаю?

Формирование новых  навыков в пантомиме: примерка новой шапки, пользование пылесосом, причесывание, одевание обуви, игра в мяч, чистка ногтей.

15.

Что я чувствую?

Формирование новых  навыков в пантомиме: меня хвалят, идет дождь, меня ругают, увидел в лесу змею, увидел огромный гриб;

16.

Чью работу я делаю?

Формирование новых  навыков в пантомиме: учитель, почтальон, машинистка, мойщик стекол, трубач, дирижер;

17.

Такие разные походки.

Формирование новых  навыков в пантомиме: походка  гордого собой человека, когда  попал в ботинок камушек, когда  не хочется идти в садик, когда  девочке купили новое платье и она его надела первый раз.

18.

Какому животному я  подражаю?

Формирование новых  навыков в пантомиме: лиса, свинья, индюк

19.

Игра драматизация. «Представьте себе».

Развитие умения эмоционально и выразительно общаться.

20.

«Поиграем - угадаем».

Развитие пантомимических навыков.

21.

«Расскажи стихи руками».

Развитие партнерских  отношений.

Развитие пантомимических  навыков.

22.

Сюжетно-ролевая игра «На уроке»

Развитие творческих способностей учащихся, использование  изученных жестов.

23.

Сюжетно-ролевая игра «У врача»

Развитие творческих способностей учащихся, использование  изученных жестов.

24.

Итоговый урок. Этюды.

Повторение изученных  жестов, использование их в этюдах.

25.

Итоговый урок. Этюды.

Повторение изученных  жестов, использование их в этюдах.

IV. Формирование умения управлять своими эмоциями.

26.

Игры на расслабление различных групп мышц туловища, лица, шеи.

 

27.

Игры на расслабление различных групп мышц ног, рук.

 

28.

Великие люди, которые  страдали заболеваниями глаз.

Рассказ о великих  слепых: музыканты, актеры, ученые.

29.

Они преодолели.

Рассказ о великих  людях, которые заикались.

V. Культура общения.

30.

В театре.

формировать умение вести  себя в театре, в транспорте; формировать  навык поведения в трудных  конфликтных ситуациях, используя неречевые средства общения.

31.

В транспорте.

32.

Как вести себя во время  ссоры.

33.

Итоговый урок. Этюды.

 

34

Диагностика в конце  года.

Выявление уровня использования  неречевых средств общения у  обучающихся.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 класс.

 

№ занятия

Тема  коррекционного занятия

Содержание, основные задачи

1.

Выявление уровня развития неречевых средств общения

Диагностика учащихся в  начале года.

Тема «Язык  общения»

2.

Упражнения на развитие мимических движений.

 

3.

Игры на тренировку умений распознавать эмоциональное состояние  по мимике с помощью разрезных  профилей.

 

4.

Мини-конкурсы по определению  и передаче эмоциональных состояний  человека (жесты, мимика).

 

5.

Игры по обучению выразительным  движениям 

(«Кто это?»).

6.

Этюды на распознавание  различных жестов и мимических средств  выражения определенных эмоциональных  состояний.

 

7.

Этюды на развитие выразительности  жестов

(«Заколдованный ребёнок», «Игра в снежки»).

8.

Этюды по изучению поз, походки  и др., выразительных движений

«Кто лучше покажет  позу», «Живая игрушка»

9.

Задания на запоминание  предметов и слов, оценка памяти ребенка, игры на тренировку памяти.

 

10.

Игры на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность.

«Что там происходит?», «Раздумье», «Кузнечик».

11.

Игры на развитие умения выражать своё удивление 

«Удивление», «Круглые глаза»

12.

Игры на развитие умения выражения чувств радости, удовольствия

«Золотые капельки», «Ласка», «Вкусные конфеты».

13.

Игры на развитие умения выражать чувства печали, страдания

«Северный полюс», «Ой  живот болит»

14.

Игры на развитие умения выражать эмоции презрения, отвращения

«Солёный чай», «Грязь»

15.

Игры на развитие умения выражать гнев

«Король Боровик не в  духе».

16.

Диагностика.

 

17.

Игры на развитие умения выражать страх

«Лисёнок боится»

18.

Игры на выражение  вины и стыда 

«Провинившийся»

19.

Итоговые игры

«Поссорились и помирились»

20.

Итоговые игры

«Разное настроение»

21.

Итоговые игры

«Музыка-это …»

22.

Игра «Спрятанная котлета»

 

                                Тема «Фантазия характеров».

23.

Передача внутренних черт через выразительные движения, позы.

 

24.

Моделирование положительных черт характера

«Часовой», «Так будет  справедливо», «Добрый мальчик»

25.

Моделирование нежелательного поведения

«Хочу и всё», «Эгоист», «Ябедник», «Кривляка»

26.

Игры на сопоставление  различных черт характера 

«Два друга», « Три  характера», «Чертёнок или мальчик - наоборот»

27.

Сочинения – фантазии характеров с опорой на строки литературных произведений

«Сочини сказку», «Рассказ по кругу».

28.

Игры – импровизации на передачу характеров персонажей

«Игра в другого человека».

Тема «Умение  владеть собой».

29.

Игры на расслабление различных групп мышц рук, ног, туловища, лица, шеи.

 

30.

Игры на преодоление двигательного автоматизма («Пожалуйста»).

 

31.

Игры на преодоление  застенчивости.

 

Тема «Культура  общения».

32.

Игры – драматизации различных сказок «Кот, петух и лиса».

 

33.

Игры – драматизации «Приключения Незнайки и его друзей».

 

34

Диагностика

Выявление уровня использования  неречевых средств общения у  обучающихся.

Информация о работе Рабочая программа коррекционного курса «Развитие мимики и пантомимики»