Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:40, доклад

Краткое описание

Вопрос повышения эффективности и качества, а значит, современности урока волнует всех. Современный урок, соответствующий современным требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от образовательной среды, условиях, направлен на выполнение социального заказа общества.

Файлы: 1 файл

Обучение должно приносить радость.docx

— 31.97 Кб (Скачать)
 

       Главной задачей  является привитие интереса к  учебным предметам и удержание  интереса в дальнейшем. Этому  способствует соединение учебной  и игровой деятельности, когда  учащиеся работают с познавательной  литературой, энциклопедией, выступают  с докладами, рефератами и т.д.

 

     У детей  школьного возраста должно быть  сформировано желание и умение  учиться.

 

     Овладение  самоконтролем и самооценкой  в учебной работе.

 

          Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны:

 

 - самостоятельно  объяснять окружающие явления  и процессы;

 

 - отстаивать  своё мнение;

 

 - принимать участие  в дискуссиях и обсуждениях;

 

 - задавать вопросы  своим товарищам;

     - оценивать ответы и письменные  работы товарищей;

     - объяснять более слабым ученикам  непонятные задания;

 

 - находить несколько  вариантов возможного решения  познавательной задачи;

 

 - проверить результаты  своих действий (самопроверка), анализировать  личные познавательные и практические  действия;

 

 - решать познавательные  задачи, комплексно применяя известные  им способы решения.

 

      Успешности  обучения нельзя добиться только  при использовании классно-урочной  формы, необходима планомерная  и системная внеклассная, индивидуальная  работа с учащимися.

 

       На итоговом этапе основная цель ставится таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания.

 

       Итог учебной  работы обычно сводится к отметке, что оказывается болезненым. Другими словами, ученик ждёт, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.

 

   Очень важно  отметить достижения ученика,  показать своё уважительное отношение  к труду, чтобы у него появилось  желание с охотой учиться дальше.

 

       Особого внимания  требуют к себе слабоуспевающие  ученики, к которым можно применить  завышенную, или авансированную  оценку, позитивное рецензирование  и т. п., соблюдая при этом  чувство меры, чтобы ученик не  переоценил свои способности.

 

      Эффективность  ситуации успеха в учебной  деятельности проверяется не  только наличием активного отношения  к учёбе, но и умением самого  школьника создавать себе условия  для успешной деятельности.

     Ситуация успеха только тогда становится действенным средством оптимизации образовательного процесса, когда она:

     -       организуется на всех этапах учебного процесса;

     -       усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе;

     -       реализуется с учётом индивидуальных особенностей учащихся, что находит своё отражение в подборе приёмов и средств в работе с конкретным учеником;

     Для создания глубокого интереса учащихся к предметам, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности,  личной инициативы и творчества учащихся.

     Чтобы эффективность урока была «отличной» надо создать увлекательный урок. Чтобы он приносил пользу, надо знать, в какой клеточке урока что уместно, а что – нет, как соединить привычное с непривычным. Необходимы  и многие другие умения: демонстрировать детям своё полное к ним доверие, помогать в формулировании и уточнении целей и задач, организовывать сообщение нового материала в форме увлекательного диалога  и  саморефлексию достигнутого, не нарушать логическую структуру урока, исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению и многое другое.

     Рекомендации  учителю

     ·  Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.

     ·  Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.

     ·  Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.

     ·  Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.

     ·  Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.

     ·  Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.

     ·  Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.

     ·  Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.

     ·  Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".

     ·  Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.

     ·  Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.

     ·  Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.

     ·  Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.

     ·  Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.

     ·  Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.

     ·  Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.

     ·  В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.

     ·  Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.

     ·  Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.

     ·  Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.

     ·  Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.

 
 

Используемая  литература.  
1.            “Урок в современной школе” - Москва “Просвещение”, 2010 г. - В. А. Онищук.  
2.            “Практическая психология образования” 2-е изд. – Москва ТЦ “Сфера”, 2009г. – Под редакцией И.В. Дубровиной.  
3.            “Психология и педагогика” – Москва издательство “Совершенство”, 2011 г.

Информация о работе Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы педагогической деятельности