Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:40, доклад

Краткое описание

Вопрос повышения эффективности и качества, а значит, современности урока волнует всех. Современный урок, соответствующий современным требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от образовательной среды, условиях, направлен на выполнение социального заказа общества.

Файлы: 1 файл

Обучение должно приносить радость.docx

— 31.97 Кб (Скачать)
 

     «Обучение должно приносить  радость познания, радость общения.

     Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха.

     А радость обязательно  вызовет интерес  к учению».

  

     Вопрос повышения эффективности и качества, а значит, современности урока волнует всех. Современный урок, соответствующий современным требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от образовательной среды, условиях, направлен на выполнение социального заказа общества. 
       Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

     «Эффективность» в переводе с латинского – «эфектос»  означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий, т.е. полезность для развития каждого  ребёнка.

 

      Одно из  важнейших условий эффективности и качественности учебного процесса – воспитание познавательного интереса у школьников. Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения.

 

     Урок является  сложным педагогическим объектом. Это динамичная вариативная форма  организации процесса целенаправленного  взаимодействия (деятельности и  общения) учителя и учащихся, включающая  содержание, формы, методы и средства  обучения и систематически применяемая  для решения задач образования,  воспитания и развития ученика.

 

     Учебный труд, как и всякий другой, интересен  тогда, когда он разнообразен. Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения  данного предмета в целом и  отдельных его разделов. Чем больше  новый материал связан с усвоенными  ранее знаниями, тем он интереснее  для учащихся. Обучение должно  быть трудным, но посильным. Чем чаще проверяются и оцениваются работы школьника, тем интереснее ему работать. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету.

 

      Занимательность  – необходимое средство возбуждать  и поддерживать внимание и  интерес к предмету.

 

      У каждого  учителя свои методические подходы,  методические приёмы, которые позволяют  успешно проводить уроки. Но  при подготовке и планировании  урока он осуществляет целый  комплекс действий, решает психологические,  дидактические, методические, организационные  задачи.

 

     Учитывается  особенности класса:

     * уровень успеваемости,

     * отношение к предмету,

     * темп работы,

     * подготовленность учащихся,

     * отношение к дисциплине, 

     * индивидуальные особенности.

 

    Для себя  учитель всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока. Цель зависит от содержания урока, уровня профессионального мастерства учителя, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможностей учеников. Общая цель может дробиться на отдельные задачи. Большую роль играют интуиция, личность учителя, владение им ситуацией на уроке, наличие у него психологических знаний.

 

      Результат  эффективности и качественной деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя, а именно:

      • знания предмета 
      • культуры общения 
      • любви к детям
 

       Конечно же, хочется, чтобы урок был интересным, ведь интересный урок – это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга. Что может помочь сделать урок ярким, эмоциональным, способным вовлечь ученика в процесс самостоятельного поиска, возбудить у учеников интерес к предмету, желание познания?

     Современный учитель сочетает в себе не только знание предмета и методики его преподавания, но и в какой-то мере социологии, психологии, педагогики. Не говоря о том, что хороший учитель должен обладать ещё и высокими актёрскими способностями. Работая по одной методике, невозможно добиться успеха, воспитать творческую личность. А положительная мотивация при изучении того или иного предмета – это залог успеха в его изучении.

     Создание  педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику  проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, предоставление возможности для  естественного самовыражения ученика.

     Одна из составных трудностей обучения состоит в том, что дети приходят в школу с различной подготовкой, но с большим желанием учиться. И очень скоро у значительной части школьников это желание пропадает, учёба превращается в тяжёлую повинность. Причина очевидна: им предложены такие условия обучения и предъявлены такие требования, которые превышают уровень их развития. Этого можно избежать, если с первых школьных лет каждый ребёнок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учёба сопровождается успехом.

 

        Ученику надо  помочь научиться учиться (т.е.  сформировать учебную деятельность), а далее остаётся лишь позволить  ему добывать знания самому  и помочь ему сделать это  самому. Организация обучения учащихся  начальной школы, ориентированная  на психологические и личностные  особенности младших школьников, приведет к тому, что дети научатся  учиться, смогут использовать  эту способность в средней  и старшей школе, а главное  - то желание, с которым многие  малыши идут в школу, у них  не только не пропадет, но и  умножится.

 

       Опыт работы  свидетельствует о том, что  все обучающиеся в образовательных  школах дети могут усвоить  программу. Но в одном и том  же классе, на одной и той  же ступени обучения встречаются  дети, которые очень сильно отличаются  друг от друга: одни легко  схватывают учебный материал, другие  усваивают его с трудом; одни  очень активны в процессе обучения, другие проявляют пассивность.  Достигнуть высоких  результатов при обучении можно только при условии учёта индивидуально-психологических развитий школьника.   

 

     Исторически  сложились на ранней стадии  развития человечества два вида  обучения: групповое и индивидуальное. При индивидуальном обучении  наставник обучал каждого ученика  отдельно, ориентируясь на его  индивидуальный темп и способности.  Групповое обучение предполагало  работу наставника, учителя с  группой учеников.

 

    На уроках для повышения их эффективности и качества необходимо применять разные виды работ и  разноуровневые задания для слабых, средних, сильных. При индивидуальной работе -  предлагать детям карточки: уровни - соответственно базовый, повышенной трудности, творческий.  Аналогичные задания предлагаются учащимся и на других уроках. При этом имеется возможность увидеть продвижение одних и отставание других, а ученик имеет возможность постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным. Благодаря такому подходу активизируется мыслительная деятельность учащихся и поддерживается их интерес к знаниям

 

        Работая по традиционной программе, учителю необходимо стараться использовать на своих уроках элементы развивающего обучения и ставить перед собой цели, отличающиеся от традиционного урока.

     Современный преподаватель должен ставить своей  целью,   учить ребят творчески мыслить, перестраивать известную им информацию, задавая всё чаще им такие вопросы: Почему? Зачем?  Как? и т. д. Индивидуализировать обучение, в связи с интеллектуальными возможностями учеников.

 

    Для реализации  данной цели можно поставить следующие задачи:

     -       проанализировать методическую литературу по данному вопросу;

     -       разработать систему уроков, заданий;

     -       помочь ученику стать свободной творческой и ответственной личностью;

     -       вызвать и поддержать у ребёнка желание учиться;

     -       создать обстановку комфортности для ученика;

     -       развивать способности мыслить свободно, без страха, творчески;

     -       дать возможность каждому расти настолько, насколько он способен.

     Я слышу – я забываю, 
 я вижу – я запоминаю, 
 я делаю – я понимаю». 
 (Китайская пословица)

     Большой эффект в обучении дает живое слово  учителя в сочетании с наглядностью.

     Повышается  эффективность, если в урок включены элементы дидактических игр и игровых моментов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

 

   Как регулятор  отношения к учебной деятельности  в целом и познавательной активности  в частности в учении необходим  успех. Переживание успеха может  быть вызвано различными причинами.

 

       Не случайно в зарубежной психологии выделяется такое направление, как позитивное мышление, основанное на технологии суггестии, внушения. Думай о себе: «Я – умный, способный; у меня есть все данные для преодоления любых препятствий» и пр. – и ты действительно станешь таким.

 

       Успех сугубо  индивидуален. Учебный успех зависит  ещё и от того, что человек  «может».  Значимость его пока всё же определяется нормами, установленными заранее, ученик каждый раз вынужден сверять свои достижения с предложенным уровнем. Есть ученики, для которых последовательное, логически выдержанное изложение материала вызывает затруднение, но зато они быстро и безошибочно находят решение интуитивно. Есть ученики, которые легче расскажут, чем напишут, а есть, кому устные ответы даются труднее, но зато письменно они чётко и полно изложат свои мысли.  А добиваться успеха – это значит сформировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов путём формирования их познавательной активности. Следовательно, если ситуацию успеха создать последовательно и сознательно, то она должна включать в себя все перечисленные компоненты.

 

         Этапы создания ситуации успеха:

     1.  Мотивационный этап, т.е. сформировать мотив достижения.

     2. Организационный  этап.  Обеспечить ученика условиями для успешного выполнения задания (с учётом индивидуальных способностей и личностных качеств), заинтересовать ученика самим познавательным процессом.

 

      Успех ученика, конечно же, зависит от того объёма знаний по предмету, которым ученик владеет. Но только одни знания – факты, числа, теории – не могут обеспечить настоящий успех в учении. С  этой информацией надо уметь работать – превращать тексты в таблицы  и графики, «читать» чертежи и  графики, анализировать полученные данные, делать доклады и рефераты, уметь работать со справочной литературой…

 

         Цели, которые  современный педагог должен ставить перед собой при желании повысить эффективность и качество своих уроков следующие:

    • подвести детей к предмету обучения, раскрывающему логику научных знаний;
    • сформировать учебную деятельность;
    • использовать все возможности периода начального обучения для того, чтобы сложились мотивы обучения для интеллектуального развития детей, формирование личности, владеющей подлинно познавательной мотивацией, самоконтролем и самооценкой в учебной работе.

Качество  и эффективность урока, как основной организационной формы обучения и воспитания школьников зависит от конкретных целей, от содержания учебного материала и в значительной мере от методов обучения, которые должны обеспечивать максимально комфортное для детей общение с учителем. Поэтому одним из способов повышения эффективности урока является использование нестандартных форм обучения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки в форме игр и т.д,

Информация о работе Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы педагогической деятельности