Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:17, реферат
В настоящее время социокультурная среда предоставляет большие возможности для разнообразия культурно-досуговой деятельности, но при этом создает для индивида проблемную ситуацию, связанную с эффективным использованием культурно-досугового потенциала для адекватного развития досуговой культуры личности. Культура досуга как часть культуры общества, а также досуговая культура личности как отражения культуры досуга в сознании личности недостаточно изучены.
В настоящее время категория «культура досуга» все чаще звучит в научно-практическом контексте. Понятийно-категориальный аппарат исследования этой категории включает понятия: «досуг», «свободное время», «культура», «культура личности» и др.
Введение
В
настоящее время
В
настоящее время категория «
Понятие культуры и культуры досуга
В научной литературе понятия «досуг» и «свободное время» употребляются как синонимы. Но подходы к их рассмотрению достаточно противоречивы. Сравнительный анализ интерпретаций свободного времени и досуга в отечественной науке позволил выделить два основных подхода к рассмотрению данных терминов: их отождествление и их разделение.
Свободное время – часть временного бюджета личности, которая освобождена от непреложных временных затрат, т.е. от обязательной работы, семейных, общественных обязанностей, бытовых забот и необходимой физиологической жизнедеятельности (сна, питания и пр.), являясь одним из условий и одновременно пространством для развития личности.
Досуг – часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность, ради самосовершенствования, собственного удовольствия, достижения иных культурных целей по собственному выбору.
Понятия «культура» и «досуг» взаимосвязаны. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей является сложным и противоречивым результатом общественной деятельности, воплощенных как в вещественных объектах, так и в бытии людей.
Ю. Лотман рассматривает культуру «как деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты».
Сторонники
деятельностной концепции (М. Каган, Э.
Маркарян) считают, что аксиологическая
концепция интерпретации
Культура - открытая система, разламывающая и корректирующая энергию действующего человека, которая невозможна без подлинного культурно-исторического созидания, творения. Взлет культурного поиска – это создание «своего» мира, вбирающего в себя «внешнее», но противостоящего ему уникальностью, оригинальностью.
Эффективность любой деятельности, в том числе и досуговой, зависит от культуры личности, которая определяется тем, насколько широко способен человек осмысленно решать частные задачи, чутко реагировать на условия и требования социума, насколько свободно он владеет наукоемкой техникой и высокой технологией, насколько развиты в нем чувство нового, способность «не отстать» от темпов развития общества и при этом, насколько эти качества пронизывают понимание общечеловеческих приоритетов.
М. Каган культуру личности рассматривает в трех аспектах:
- культура – это своего рода принцип связи человека с предметом, способ его вхождения в общественную жизнь, механизм самосознания, осмысливание своей неотделимости от других и собственной уникальности;
- культура – это характеристика ментальности (установки сознания, его нацеленности вовне – на мир и внутрь себя);
- культура – это то, что позволяет внести в личность смысл. Она вбирает в себя способность использовать то, что накоплено человечеством.
Таким образом, феномен культуры столь сложен, что на данном этапе его изучения правомерно множество подходов и интерпретаций, описывающих его в различных аспектах. Значение имеют следующие выводы:
-
культура – определенный
- культура – есть сущностный признак отдельного человека, группы людей, социальных, профессиональных и национальных общностей, всего общества в целом;
- личность - абсолютный объектный и субъектный предмет культуры.
Культурно-досуговая
сфера характеризуется
Культура воздействует на различные сферы досуговой деятельности. Она формирует ее условия и средства. Н.Ф. Максютин справедливо утверждает, что досуг является «специализированной подсистемой духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющей социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности». Человек становится личностью, овладевая культурой, обретая социальные качества, в процессе преодоления себя и благодаря самому себе.
По мнению В.Я. Суртаева, культура досуга - это «мера реализации социально-культурного потенциала личности в условиях досуговой деятельности, мера приобретенных ею навыков регулирования досугового времени, готовность личности к участию в социально значимых видах досуговой деятельности».
Наиболее полно дала определение культуры досуга Н.В. Котельникова. Она считает, что это «качественная характеристика человеческой деятельности на досуге во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов; набор ценностных ориентаций и форм поведения, а также готовность к участию в социально-значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации творческого потенциала личности».
Изучение и осмысление различных сторон досуга сегодня зависит от реальной социокультурной ситуации в регионе, конкретном социуме, степени приобщения человека к определенному культурному социуму, духовных потенций личности, ее ценностных ориентаций. Структура ценностных ориентаций задает программу и направленность культурно-досуговой деятельности.
По
сравнению с другими сферами
жизнедеятельности культурно-
Факторами, побуждающими и способствующими приобщению личности к культуре, выбору времяпрепровождения являются культурные потребности, традиции, ценностные ориентации, интересы, видовое разнообразие досуговых занятий, наличие в них элементов игры, отдыха, зрелищности, познавательных и воспитывающих компонентов. Формирование и развитие личности, ее приобщение к определенному микросоциуму происходит на основе принятия культурных, этических, эстетических норм. Активность же личности в сфере досуга характеризуется такими показателями, как рост творческих способностей, многообразие возможностей свободного выбора тех или иных видов деятельности, самообразование, культура отдыха, любительские занятия. Повышение уровня культурно-досуговой деятельности в современных условиях равноценно росту творческого потенциала общества и так или иначе сказывается на его исторических судьбах. Не случайно в наше время и развитые, и развивающиеся страны резко усилили внимание к сфере досуга. Для современного общества характерна трансформация традиционной культуры всех социальных групп и слоев общества. Это привело к развитию инновационных форм деятельности.
Всестороннее развитие личности есть элемент одного из важнейших условий успешной адаптации человека к современному социуму. Процесс социализации предполагает комплексное развитие личности на основе изучения и освоения культурного наследия, внедрения положительных, нравственных ориентиров, оптимизации уровня ценностей, привитие потребностей к здоровому образу жизни и практике применения нравственно-эстетического «багажа» для решения жизненно-важных проблем личности. Процесс социализации человека происходит как во время его работы или учебы, так и в свободное время. Нечеткость границ свободного времени в современных условиях, насыщенных социально-экономическими катаклизмами, изменение функционального назначения искусства и культурно-досуговой деятельности повлекло за собой серьезные изменения в структуре досуга. В пространстве, близко расположенном к антикультуре, относится область, которую можно назвать деструктивным досугом. Деструктивный досуг включает в себя аналоги конструктивного досуга, имеющие негативную направленность. Обнаружение в структуре деятельности таких моментов должно предполагать их преобразование в соответствующую аналогичную плоскость, имеющую позитивные тенденции.
Характерные для современного социокультурного пространства сочетания массовых и элитарных форм досуга, коммерческих и творческих начал, разных видов искусства воспитывают организованность, художественный вкус, способствуют проявлению творческой инициативы, формируют эмоциональную культуру, способствуют социально-творческому становлению личности подростка.
В
настоящее время культурно-
Изучению
культуры досуга как условию адекватного
развития личности посвящено значительное
число работ, авторы которых с
разных позиций рассматривали данный
феномен. Но, несмотря на имеющиеся
достижения в этой области, обширный
научный опыт, проблема формирования культуры
досуга личности остается далекой от своего
окончательного завершения, здесь имеются
широкие перспективы для дальнейших исследований.
Пути и способы повышения культуры досуга школьников
В настоящее время необходимо повышение культуры использования школьниками свободного времени в культурно-досуговой деятельности. Это одна из основных предпосылок и показателей в воспитании у учащихся «гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье»
Культура использования свободного времени - это такое к нему отношение, которое характеризуется пониманием школьниками социальной и личной значимости этого времени, признанием ценности этого качества, стремлением оптимально его использовать в своей жизнедеятельности и наличием адекватных мотивов и способов поведения в условиях реальной культурно-досуговой деятельности.
Ведущими мотивами использования школьниками на достаточном уровне культуры свободного времени являются побуждения, основанные на осознанном бережном к нему отношении, на его пользе для своего развития, для оказания помощи семье, близким, одноклассникам.
Осознание
культуры использования свободного
времени как социально-
Существенным в работе со школьниками в ситуации, когда доминирует роль семьи в удовлетворении «эмоционально-комфортных потребностей» (А.С.Белкин), было определить педагогические условия и найти такие способы деятельности, при которых школьники осознают их ценность и вместе с тем накапливают опыт, учатся с наибольшей отдачей использовать свое свободное время.
Такими условиями (внешними и внутренними обстоятельствами педагогического взаимодействия) и способами организации культурно-досуговой деятельности могут быть: формирование у школьников представлений и опыта рационального использования свободного времени (регулярного планирования расхода времени в соответствии с целью, содержанием и способами выполнения конкретных дел; сроков исполнения; самоконтроля за использованием времени), формирование самооценки своего поведения в жизнедеятельности, своевременного обнаружения противоречий между реальным и целесообразным (рациональным.) использованием времени, обучение установлению причины расточительности и устранять их; формирование взаимодействия со взрослыми (учителями, родителями, социальными педагогами) в развитии культуры использования ими свободного времени в условиях вариативного образования.
Информация о работе Пути и способы повышения культуры досуга школьников