Пути и способы повышения культуры досуга школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:17, реферат

Краткое описание

В настоящее время социокультурная среда предоставляет большие возможности для разнообразия культурно-досуговой деятельности, но при этом создает для индивида проблемную ситуацию, связанную с эффективным использованием культурно-досугового потенциала для адекватного развития досуговой культуры личности. Культура досуга как часть культуры общества, а также досуговая культура личности как отражения культуры досуга в сознании личности недостаточно изучены.
В настоящее время категория «культура досуга» все чаще звучит в научно-практическом контексте. Понятийно-категориальный аппарат исследования этой категории включает понятия: «досуг», «свободное время», «культура», «культура личности» и др.

Файлы: 1 файл

реферат по досугу.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

     Введение

     В настоящее время социокультурная  среда предоставляет большие  возможности для разнообразия культурно-досуговой  деятельности, но при этом создает  для индивида проблемную ситуацию, связанную с эффективным использованием культурно-досугового потенциала для адекватного развития досуговой культуры личности. Культура досуга как часть культуры общества, а также досуговая культура личности как отражения культуры досуга в сознании личности недостаточно изучены.

     В настоящее время категория «культура  досуга» все чаще звучит в научно-практическом контексте. Понятийно-категориальный аппарат исследования этой категории включает понятия: «досуг», «свободное время», «культура», «культура личности» и др. 

     Понятие культуры и культуры досуга

     В научной литературе понятия «досуг» и «свободное время» употребляются как синонимы. Но подходы к их  рассмотрению достаточно противоречивы. Сравнительный анализ интерпретаций  свободного времени и досуга в отечественной науке позволил выделить два основных подхода к рассмотрению данных терминов: их отождествление и их разделение.

     Свободное время – часть временного бюджета личности, которая освобождена от непреложных временных затрат, т.е. от обязательной работы, семейных, общественных обязанностей, бытовых забот и необходимой физиологической жизнедеятельности (сна, питания и пр.), являясь одним из условий и одновременно пространством для развития личности.

     Досуг – часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию  восстановления физических и психических сил человека;  деятельность, ради самосовершенствования, собственного удовольствия, достижения иных культурных целей по собственному выбору.

     Понятия «культура» и «досуг» взаимосвязаны. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей является сложным  и противоречивым результатом общественной деятельности, воплощенных как в вещественных объектах, так и в бытии людей.

     Ю. Лотман рассматривает культуру «как деятельность людей по воспроизведению  и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты».

     Сторонники  деятельностной концепции (М. Каган, Э. Маркарян) считают, что аксиологическая  концепция интерпретации культуры заключается в вычислении той  сферы бытия человека, которую  можно назвать миром ценностей. По их мнению - культура - диалектически реализующийся процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов. Они конкретизируют деятельностный подход к культуре по двум направлениям: одно рассматривает культуру в контексте личностного становления, другое характеризует ее как универсальное свойство общественной жизни. Таким образом, культура – это исторически конкретная совокупность тех приемов, процедур, норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности.

     Культура - открытая система, разламывающая и корректирующая энергию действующего человека, которая невозможна без подлинного культурно-исторического созидания, творения. Взлет культурного поиска – это создание «своего» мира, вбирающего в себя «внешнее», но противостоящего ему уникальностью, оригинальностью.

     Эффективность любой деятельности, в том числе  и досуговой, зависит от культуры личности, которая определяется тем, насколько широко способен человек  осмысленно решать частные задачи, чутко реагировать на условия и требования социума, насколько свободно он владеет наукоемкой техникой и высокой технологией, насколько развиты в нем чувство нового, способность «не отстать» от темпов развития общества и при этом, насколько эти качества пронизывают понимание общечеловеческих приоритетов.

     М. Каган культуру личности рассматривает  в трех аспектах:

     - культура – это своего рода принцип связи человека с предметом, способ его вхождения в общественную жизнь, механизм самосознания, осмысливание своей неотделимости от других и собственной уникальности;

     - культура – это характеристика ментальности (установки сознания, его нацеленности вовне – на мир и внутрь себя);

     - культура – это то, что позволяет  внести в личность смысл. Она  вбирает в себя способность  использовать то, что накоплено человечеством.

     Таким образом, феномен культуры столь  сложен, что на данном этапе его  изучения правомерно множество подходов и интерпретаций, описывающих его  в различных аспектах. Значение имеют следующие выводы:

     - культура – определенный уровень  организации жизнедеятельности людей, выраженный в продуктах материального и духовного производства, в характере овладения приемами и методами труда, интеллектуальной деятельности, собственного физического и духовного развития;

     - культура – есть сущностный  признак отдельного человека, группы людей, социальных, профессиональных и национальных общностей, всего общества в целом;

     - личность - абсолютный объектный  и субъектный предмет культуры.

     Культурно-досуговая  сфера характеризуется взаимодействием  материально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы) и представляет собой совокупность, на основе которой осуществляются различные виды деятельности. Образцы культурных традиций создаются и передаются из поколения в поколение именно в сфере досуга через различные формы воспитания, обучения, привлечения людей к культурно-досуговой деятельности.

     Культура  воздействует на различные сферы  досуговой деятельности. Она формирует  ее условия и средства. Н.Ф. Максютин справедливо утверждает, что досуг  является «специализированной подсистемой духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющей социальные институты, призванные обеспечить  распространение духовно-культурных ценностей, их творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности». Человек становится личностью, овладевая культурой, обретая социальные  качества, в процессе преодоления себя и благодаря самому себе.

     По  мнению В.Я. Суртаева, культура досуга - это «мера реализации  социально-культурного потенциала личности в условиях досуговой деятельности, мера приобретенных ею навыков  регулирования досугового времени, готовность личности к участию в социально значимых видах досуговой деятельности».

     Наиболее  полно дала определение  культуры досуга Н.В. Котельникова. Она считает, что это «качественная характеристика человеческой деятельности на досуге во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов; набор ценностных ориентаций и форм поведения, а также готовность к участию в социально-значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации творческого потенциала личности».

     Изучение  и осмысление различных сторон досуга сегодня зависит от реальной социокультурной  ситуации в регионе, конкретном социуме, степени приобщения человека к определенному культурному социуму, духовных потенций личности, ее ценностных ориентаций. Структура ценностных ориентаций  задает программу и направленность культурно-досуговой деятельности.

     По  сравнению с другими сферами  жизнедеятельности культурно-досуговая сфера дает человеку возможность свободного выбора любого вида занятий, досугового общения между людьми. Более всего социокультурная направленность этих отношений проявляется в развитии активности, элементов творчества, удовлетворении культурных потребностей, во взаимосвязях деятельности субъекта и условий для этой деятельности, в многообразии социокультурной среды. Широкие познавательно-развивающие возможности досуга, заложены в осуществлении преемственности различных культур, реализации нравственно-эстетических норм культуры в разнообразных видах культурно-досуговой деятельности, формах общения и поведения.

     Факторами, побуждающими и способствующими  приобщению личности к культуре, выбору времяпрепровождения являются культурные потребности, традиции, ценностные ориентации, интересы, видовое разнообразие досуговых занятий, наличие в них элементов игры, отдыха, зрелищности, познавательных и воспитывающих компонентов. Формирование и развитие личности, ее приобщение к определенному микросоциуму происходит на основе принятия культурных, этических, эстетических норм. Активность же личности в сфере досуга характеризуется такими показателями, как рост творческих способностей, многообразие возможностей свободного выбора тех или иных видов деятельности, самообразование, культура отдыха, любительские занятия. Повышение уровня культурно-досуговой деятельности в современных условиях равноценно росту творческого потенциала общества и так или иначе сказывается на его исторических судьбах. Не случайно в наше время и развитые, и развивающиеся страны резко усилили внимание к сфере досуга. Для современного общества характерна трансформация традиционной культуры всех социальных групп и слоев общества. Это привело к развитию инновационных форм деятельности.

     Всестороннее  развитие личности есть элемент одного из важнейших условий успешной адаптации человека к современному социуму. Процесс социализации предполагает комплексное развитие личности на основе изучения и освоения культурного наследия, внедрения положительных, нравственных ориентиров, оптимизации уровня ценностей, привитие потребностей к здоровому образу жизни и практике применения нравственно-эстетического «багажа» для решения жизненно-важных проблем личности. Процесс социализации человека происходит как во время его работы или учебы, так и в свободное время. Нечеткость границ свободного времени в современных условиях, насыщенных социально-экономическими катаклизмами, изменение функционального назначения искусства и культурно-досуговой деятельности повлекло за собой серьезные изменения в структуре досуга. В пространстве, близко расположенном к антикультуре, относится область, которую можно назвать деструктивным досугом. Деструктивный досуг включает в себя аналоги конструктивного досуга, имеющие негативную направленность. Обнаружение в структуре деятельности таких моментов должно предполагать их преобразование в соответствующую аналогичную плоскость, имеющую позитивные тенденции.

     Характерные для современного социокультурного пространства сочетания массовых и элитарных форм досуга, коммерческих и творческих начал, разных видов искусства воспитывают организованность, художественный вкус, способствуют проявлению творческой инициативы, формируют эмоциональную культуру, способствуют социально-творческому становлению личности подростка.

     В настоящее время культурно-досуговая  деятельность должна решать, прежде всего, социальные проблемы, предлагая новые  модели образа жизни. Сфера досуга становится сосредоточением таких социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, преступность и др.). Конечно, это не означает, что культурно-досуговая деятельность в полной мере способна выполнить данный социальный заказ, но способствовать повышению уровня общей культуры личности обязана.

     Изучению  культуры досуга как условию адекватного  развития личности посвящено значительное число работ, авторы которых с  разных позиций рассматривали данный феномен. Но, несмотря на имеющиеся  достижения в этой области, обширный научный опыт, проблема формирования культуры досуга личности остается далекой от своего окончательного завершения, здесь имеются широкие перспективы для дальнейших исследований. 

     Пути  и способы повышения культуры досуга школьников

     В настоящее время необходимо повышение культуры использования школьниками свободного времени в культурно-досуговой деятельности. Это одна из основных предпосылок и показателей в воспитании у учащихся «гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье»

     Культура  использования свободного времени - это такое к нему отношение, которое  характеризуется пониманием школьниками  социальной и личной значимости этого  времени, признанием ценности этого  качества, стремлением оптимально его использовать в своей жизнедеятельности и наличием адекватных мотивов и способов поведения в условиях реальной культурно-досуговой деятельности.

     Ведущими  мотивами использования школьниками  на достаточном уровне культуры свободного времени являются побуждения, основанные на осознанном бережном к нему отношении, на его пользе для своего развития, для оказания помощи семье, близким, одноклассникам.

     Осознание культуры использования свободного времени как социально-нравственной нормы является недостаточным побудителем в культурно-досуговой деятельности; важны волевые усилия, которые прилагаются школьниками для реального воплощения этой нормы.

     Существенным  в работе со школьниками в ситуации, когда доминирует роль семьи в  удовлетворении «эмоционально-комфортных потребностей» (А.С.Белкин), было определить педагогические условия и найти такие способы деятельности, при которых школьники осознают их ценность и вместе с тем накапливают опыт, учатся с наибольшей отдачей использовать свое свободное время.

     Такими  условиями (внешними и внутренними обстоятельствами педагогического взаимодействия) и способами организации культурно-досуговой деятельности могут быть: формирование у школьников представлений и опыта рационального использования свободного времени (регулярного планирования расхода времени в соответствии с целью, содержанием и способами выполнения конкретных дел; сроков исполнения; самоконтроля за использованием времени), формирование самооценки своего поведения в жизнедеятельности, своевременного обнаружения противоречий между реальным и целесообразным (рациональным.) использованием времени, обучение установлению причины расточительности и устранять их; формирование взаимодействия со взрослыми (учителями, родителями, социальными педагогами) в развитии культуры использования ими свободного времени в условиях вариативного образования.

Информация о работе Пути и способы повышения культуры досуга школьников