Психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации дошкольников к условиям учреждения дополнительного образования детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 16:04, практическая работа

Краткое описание

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года приоритетной целью психологического обеспечения образования определяет повышение эффективности образовательной деятельности средствами психологической науки и практики.

Файлы: 1 файл

Конкурс.docx

— 35.41 Кб (Скачать)

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Детско-юношеский центр г. Волгограда

 

 

 

 

 

 

 

 

«Психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации дошкольников к условиям учреждения дополнительного образования детей»

(МОУ ДЮЦ г. Волгограда)              

 

                                                                                            Авторы:

 

                                                                Багрова Светлана Виллиоровна,                    

                                                                       педагог-психолог, педагог

                                                               дополнительного образования 

 

                                                                Арапова Лариса Григорьевна,          

                                                                методист, педагог

                                                                      дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград - 2014

       Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года приоритетной целью психологического обеспечения образования определяет повышение эффективности образовательной деятельности средствами психологической науки и практики. Деятельность по психологическому обеспечению образовательного процесса в учреждениях образования регламентируется международными актами в области защиты прав детей и молодежи, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами городского и областного уровней в сфере образования. В Волгоградской области вступила в силу Государственная программа  «Развитие образования» на 2014-2020 годы. В подпрограмме «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей»  одна из целей сформулирована следующим образом: «Создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования равных возможностей для получения качественного образования и позитивной социализации детей», задачами которых является формирование социальных компетенций и совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение обучающимися конкретных  знаний и навыков.   

       Для наших малышей МОУ ДЮЦ является первым в их жизни образовательным учреждением, с приходом в объединение личностного развития дошкольников «Успех» ребенок попадает в новые социальные условия, меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности. И психологические проблемы, которые могут возникать в этот период жизни ребенка, не лучшим образом влияют на формирование личности ребенка. Для облегчения адаптации ребенка в группе детей требуется   создание безопасного пространства для общения, условий для самовыражения, объединения детей совместной деятельностью. Все это необходимо для повышения у ребенка уверенности в себе и своих силах, для появления сплоченности. 15-летний опыт работы педагогов объединения «Успех» выявил необходимость создания такой образовательной дополнительной программы работы с дошкольниками, которая бы способствовала облегчению вхождения ребенка в образовательное пространство учреждения дополнительного образования, повышению его стрессоустойчивости, снижению тревожности, формированию и развитию у малыша навыков конструктивного общения. Нами (педагогом-психологом, педагогом дополнительного образования Багровой С.В. и методистом,  педагогом дополнительного образования Араповой Л.Г.) разработан проект комплексной программы психолого-педагогического сопровождения социальной адаптации дошкольников «Всем советуем дружить!». Этот проект проходит апробацию в объединении личностного развития дошкольников «Успех». Совместная работа над данным проектом обусловлена тем, что развитие коммуникативной и эмоциональной сфер ребенка важно не только для становления личности дошкольника, но и его социальной адаптации в дальнейшем к школьной жизни и к новым взаимоотношениям с окружающим миром.

      Актуальность программы психолого-педагогического сопровождения адаптации дошкольников к условиям учреждения дополнительного образования детей «Всем советуем дружить!» заключается в том, что наши воспитанники не посещают, как правило, дошкольные учреждения и потому довольно мал и узок их опыт социальной адаптации, их коммуникативные навыки требуют не только развития, но, зачастую – и коррекции, и начинать работу по обучению навыкам общения необходимо как можно раньше, еще до того, как ребенок придет в школу и вольется в коллектив сверстников. В Федеральных государственных требованиях для дошкольного образования основой для стандарта является ставка не только на результат, но и на условия для развития ребенка.

       Основой проекта программы «Всем советуем дружить!» стал синтез групповых занятий с элементами психотренинга и музыкально-творческой деятельности, включающих в себя следующие направления развития ребенка: социально-личностное, художественно-эстетическое; содействует выявлению (и формированию!)  различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (игровой, театрализованной, музыкальной). В процессе реализации проекта программы «Всем советуем дружить!» мы  учитываем следующие организационно-педагогические условия: создание развивающей среды, стимулирующей активность ребенка, реализацию им своих интересов и потребностей, использование таких форм организации образовательной деятельности, которые обеспечивают включенность ребенка в выбор партнёров, способа реализации своих планов, оценку полученных результатов.

      Новизна программы «Всем советуем дружить!» в том, что она не просто дополняет традиционные методики, но и образует новые формы и методы воспитательно-образовательного процесса в УДО, заключающиеся в комплексном использовании методик музыкального развития и психолого-педагогической помощи дошкольникам в период адаптации к условиям образовательного учреждения. В МОУ ДЮЦ г. Волгограда в таком сочетании эти методики еще не применялись, мы считаем свои нововведения комбинаторными или комплексными.  Комплексная программа «Всем советуем дружить!» не заменяет собой существующие программы «Музыкальное развитие» (Арапова Л.Г.) и «Азбука общения» (Багрова С.В.), а дополняет их. Потенциал музыкальной деятельности и психологические упражнения представляют собой совокупность возможностей, определяющих условия для развития, воспитания ребенка, а также коррекции его эмоционально-волевой сферы.

      Структура и содержание программы. Программный материал психолого-педагогического сопровождения адаптации дошкольников к условиям образовательного учреждения разделен на два раздела: Первый раздел - «Я и Мы», второй раздел - «Мир эмоций».

       Раздел «Я и Мы» направлен на то, чтобы дать возможность перейти дошкольнику от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. И эту возможность дает игра, специально организованное игровое пространство, которые характеризуют динамику развития и успешности ребенка. Очень важно создавать игровую ситуацию, стимулирующую активность детей, побуждающую их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.

      Цель обучения дошкольников в этот период - помочь в адаптации к условиям образовательного учреждения дополнительного образования.   Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

     - формирование чувства принадлежности к группе, позитивного отношения к сверстникам и  своему «Я»;

-  развитие способности ребенка к эмпатии, сопереживанию;

- развитие самостоятельности и уверенности в себе.

      Необходимо постоянно поддерживать у ребенка интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях. Все эти навыки позволят ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием конструктивного и плодотворного общения с окружающими.  Этот раздел программы охватывает первые 4 месяца групповых занятий с дошкольниками.

       Второй раздел программы мы назвали «Мир эмоций», занятия по этому разделу проходят во второй половине учебного года.  Необходимость работы с дошкольниками в этом направлении обусловлена сложностью и многогранностью чувств, эмоций, настроений. Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром. Человек не рождается с умением любить, жалеть, сопереживать и пр. Эмоциям и проявлениям чувств ребенок обучается в процессе общения с другими людьми. Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния.

     Цель обучения дошкольников в этот период – сформировать коммуникативные умения в социальном взаимодействии.

Задачи:

- обучение детей способности понимать собственное эмоциональное состояние,

- побуждение к выражению  своих чувств и распознаванию чувств других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

       - развитие творческих способностей.

       Занятия на данном этапе вводят детей в сложный мир человеческих эмоций,  помогают прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование, проиллюстрировать его ярким музыкальным фрагментом. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный "эмоциональный фонд", с помощью которого он будет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.

   Так как эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций. Главными помощниками мы считаем сказки – народные, авторские, психокоррекционные. Язык сказок понятен ребенку, он не содержит логических рассуждений (а логика у ребенка еще не развита), не несет прямых наставлений. Все происходит как бы само собой: отождествляя себя с героями и ситуациями, дети учатся взаимодействовать с миром. Через сказку ребенок постигает весь спектр человеческих чувств и поступков. В этом нам помогает музыка, которая рассказывает сказку, иллюстрируя ее звуками – ласковыми, добрыми, таинственными и тревожными. Сказка – это одно из самых доступных и простых средств развития эмоций ребенка, коррекции негативных переживаний.

 Хорошо себя зарекомендовала такая форма работа, как совместное с детьми сочинение сказок, которые нередко придумываются под конкретную проблему, под возникшую негативную или конфликтную ситуацию. Обсуждение с детьми прослушанной сказки, возможность детям самим закончить ее – все это помогает не только развивать, но и воспитывать. Психологическая основа сказок очень сходна с детской картиной мира, где много полярностей. Присоединяясь к положительным героям, дети усваивают социально приемлемые образцы поведения, запоминают примеры решения трудных ситуаций.    При работе со сказками нами практикуются пересказы не только от автора, но и от различных персонажей, дети учатся вставать на позицию другого, смотреть на проблему его глазами, учатся рефлексии.  Немаловажным считаем и то, что, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и "проживание" ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Метод сопереживания рассчитан на использование способности не только анализировать, но и чувствовать все, что происходит с ребенком,  помогает точнее объяснить, а главное – прогнозировать поведение ребенка в той или иной конкретной жизненной ситуации.

        Основными формами и методами работы по данной комплексной программе являются:

- музыкальные игры с  элементами психотренинга;

         - мини-конкурсы, игры-соревнования.

- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и др.);

       -упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, (танцевально- двигательные, музыкально-ритмические);

         - этюды;

         - импровизации;

         - инсценировки, в т.ч. музыкальные;

         - моделирование и анализ заданных ситуаций;

         - чтение художественных произведений;

         - рассказ педагога и рассказы детей;

         - беседы;

- метод сопереживания;

- элементы саморегуляции и релаксации.

 

       Результаты своей работы по  программе «Всем советуем дружить!» мы видим в том, что в процессе обучения дети становятся эмоционально отзывчивыми (откликаются на эмоции близких людей и друзей; сопереживают героям сказок, историй, рассказов, эмоционально реагируют на произведения изо, музыки, литературы, явления природы). В коммуникативной деятельности можно отметить такие позитивные изменения, как – овладение средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, адекватное использование вербальных и невербальных средств общения, владение диалогической речью и конструктивными коммуникативными способностями. Можно отметить формирование саморегуляции поведения и эмоционального состоянии, выражающееся в соблюдении элементарных общепринятых норм и правил поведения, в планировании своих действий, направленных на достижение конкретной цели, способности к рефлексии, способности управлять своим поведением.

         В процессе обучения дети учатся умению договариваться и организовывать общую деятельность. Значительно повышается уровень самоконтроля, регуляции собственного поведения и эмоционального состояния.       Знания, полученные детьми на занятиях, дают им представление об искусстве человеческих взаимоотношений, благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, развития личности ребенка и подготовки его к жизни.

 

   Структуру занятий можно представить в виде последовательных этапов:

1. Разогрев детей, то есть  упражнения и игры, направленные  на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния детей (2 мин.).

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации дошкольников к условиям учреждения дополнительного образования детей